ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Передкова Т.А. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье описаны результаты психолого-педагогического исследования по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Представлены результаты диагностики и раскрыты условия, при которых формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением слуха будет эффективным.

Ключевые слова: элементарные математические представления, умственное развитие ребенка, дети дошкольного возраста, дети с нарушением слуха.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями слуха – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной психологии и педагогики. Вместе с тем ее актуальность и значимость для психолого-педагогической науки и практики велики. Это обусловлено тем, что одним из наиболее сложных предметов в школьном цикле является математика. Для ее успешного освоения, у ребенка еще до школы должны быть сформированы элементарные математические представления [2; 4; 5].

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. В ходе освоения математических представлений у детей формируются высшие психические функции, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление [3; 4].

У детей с нарушением слуха слабо сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к математической деятельности. В трудах Л.С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребенок достигает того же развития, что и нормальный, но происходит это с помощью иных способов и средств. Поэтому важно знать своеобразие путей, по которым следует развивать ребенка с нарушением слуха [1].

Проблема обучения детей математике отражена в трудах классиков педагогики (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и др.). Развивающий потенциал обучения и развития мышления раскрыт в трудах многих психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).

Разработка подходов к освоению детьми количественных отношений, чисел и цифр стала основной проблемой в исследованиях В.В. Даниловой, А.М. Леушиной, Н.А. Менчинской. Учеными доказано, что в условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, можно сформировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.

Теоретические основы современной концепции математического развития детей раскрыты в психолого-педагогических исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, К.Ф. Лебединцева, И.А. Френкеля, Л.А. Яблокова, З.С. Пигулевской, Ф.А. Михайловой, Н.Г. Бакст, Я.Ф. Чекмарева, А.М. Леушиной. В данных исследованиях подчеркивается значение ознакомления с математикой не только для умственного, но и для всестороннего развития детей, выдвигаются подходы к созданию системы знаний.

Изучение детей с нарушением слуха представлено в трудах ученых-сурдопедагогов (Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, В.И. Бельтюков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, А.Ф. Понгильская, Э.И. Леонгард, А.П. Гозова, Т.А. Власова, Г.Л. Зайцева, Л.П. Носкова, Е.П. Кузьмичева, Э.В. Миронова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова и многие другие).

Изучению математического развития и овладение навыками решения арифметических задач детьми с нарушением слуха посвящены многие работы (А.П. Гозова, Д.Ф. Дроздова, И.А. Михаленкова, Л.С. Мотылёва, Т.В. Розанова, О.Е. Рощенко, Н.Ф. Слезина, В.Б. Сухова, В.В. Тимохин и др.). Исследования Л.Б. Баряевой, Н.Г. Морозовой, Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, Н.И. Непомнящей, М.Н. Перовой показывают, что при овладении элементарными математическими представлениями происходит корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности, отмечаются качественные изменения в познавательных процессах детей. 

Несмотря на большое число исследований, в специальной психологии и педагогике до сих пор нет целостного научного взгляда на процесс математического образования дошкольников с нарушением слуха. Отсутствует научно обоснованная модель их математического образования. Остаются не достаточно изученными психологические особенности и методика формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха. Не только в период дошкольного детства, но и на этапе начального школьного обучения детям с нарушением слуха, оказывается сложным целостное освоение счета, включающее знание числовой последовательности, понимание взаимосвязи между числами и объектами, итогового числа элементов, позиционных связей в пространстве и времени.

Вместе с тем, психолого-педагогические исследования показали, что математическое развитие глухих детей может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно-развивающего обучения.

Цель исследования: выявить особенности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и разработать программу для их эффективного формирования.

Эмпирические задачи исследования:

  1. Изучить специфику формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями слуха в условиях дошкольного образования.
  2. Разработать коррекционно-развивающую программу формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями слуха в условиях дошкольного образования.
  3. Выявить психолого-педагогические условия для эффективного формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями слуха.

Исследование проводилось в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя», в старшей группе. В экспериментальном исследовании принимали участие шесть дошкольников – 3 мальчика и 3 девочки.

На предварительном этапе исследования нами была собрана следующая информация о детях:

  • Состояние слуха участников исследования.
  • Данные о семьях детей с нарушениями слуха.
  • Состояние речи учащихся исследования.
  • Данные об использование аппарата участниками исследования.

По итогу первой части исследования, мы получили следующие результаты. Изучение состояния слуха участников показало нам, что у троих детей двусторонняя сенсоневральная тугоухость II и III степени, а у троих сенсоневральная тугоухость III степени и глухота. В трех семьях родители имеют нарушение слуха. В этих семьях общение происходит с помощью специальных жестов и устной речи. В семьях, где родители не имеют нарушений слуха, общение происходит с помощью устной речи. Таким образом, родители в основном применяют устную речь в процессе воспитания своих детей.

Также нами выявлено, что дети находятся в разной социальной ситуации развития. Исследование состояния речи, учащихся показали, что, в обращенной речи дети понимают только отработанные слова и короткие фразы. В самостоятельной речи используют отдельные слова или короткие заученные фразы. В речи заменяют и пропускают звуки. Короткие предложения самостоятельно оформляют грамматически неправильно. Все дети протезированы слуховыми аппаратми.

Для выявления уровня развития элементарных математических представлений были разработаны и проведены задания на выявление сформированности представлений о количестве и счете, счетных операциях, величинах, геометрических фигурах, пространственных отношениях. Обследование проводилось во время занятий. Результат оценивался с помощью наблюдения. Количественная оценка осуществлялась с помощью разработанных критериев. Результаты обследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1. Результаты диагностики элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи на констатирующем исследования

Имя ребенка

Количество и счет

Величины

Геометрические фигуры

Пространственные отношения

Марина Р.

2

1

1

2

Никита С.

3

1

2

1

Оля А.

2

2

1

2

Семен И.

1

2

1

1

Настя К.

1

1

2

1

Дима С.

1

1

1

1

Средний балл

1,7

1,3

1,5

1,2

Рисунок 1. Уровень элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи на констатирующем этапе исследования

Анализ результатов, полученных в ходе выполнения заданий констатирующего эксперимента, свидетельствует о том, что для детей является характерным низкий уровень сформированности элементарных математических представлений. Дошкольники, входящие в данную группу, допускали грубые и существенные ошибки в процессе выполнения заданий констатирующего эксперимента. С некоторыми из заданий они вообще не смогли справиться. Во время выполнения заданий дошкольники с нарушениями слуха быстро уставали, не все дети охотно занимались. На вопросы дети старались отвечать устно. Задания по словесной инструкции довались детям труднее.

На основе результатов проведенной диагностики был организован и проведен второй этап работы – формирующий эксперимент. На этом этапе была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, целью которой является формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью дидактической игры.

Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей 5-7 лет, имеющих нарушение слуха и направлена на расширение их математического опыта в процессе разных видов практической деятельности. Она состояла из 10 занятий и проводилась во второй половине дня, совместно с воспитателями в игровой форме.

Основные направления программы следующие:

  • Формирование количественных представлений,
  • Формирование представлений о величине,
  • Формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении.

Психолого-педагогические условия реализации коррекционно-развивающей программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями слуха следующие:

  • своевременная диагностика сформированности элементарных математических представлений у детей с нарушениями слуха;
  • опора на комплексный подход к обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;
  • систематичность использование разнообразных методов обучения: практические, наглядные, словесные, игровые;
  • применение специальных дидактических игр и упражнений с последовательно усложняющимся содержанием;
  • использование индивидуального подхода с учетом образовательных потребностей ребенка с нарушениями слуха;
  • работа с родителями, направленной на организацию их совместной деятельности с ребенком по развитию у него элементарных математических представлений;
  • организация межличностного взаимодействия и навыков общения в группе со сверстниками и взрослыми.

По окончанию реализации программы был проведен контрольный эксперимент, в котором использовались те же задания, что и на констатирующем этапе исследования.

Таблица 2. Результаты диагностики элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи на контрольном этапе исследования

Имя ребенка

Количество и счет

Величины

Геометрические фигуры

Пространственные отношения

Марина Р.

2

2

1

2

Никита С.

3

3

2

1

Оля А.

2

2

2

2

Семен И.

2

2

1

2

Настя К.

2

1

3

2

Дима С.

2

2

2

1

Средний балл

2,2

2

1,8

1,7

Рисунок 2. Уровень элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи на констатирующем этапе исследования

В ходе формирующего эксперимента выявлено, что по всем изучаемым параметрам наблюдается повышение значений практически у всех детей. Соответственно моно говорить о положительной динамике в развитии элементарных математических представлений. Результаты на контрольном этапе соответствуют среднему уровню развития элементарных математических представлений.

Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, показал, что программа по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха помогла детям сформировать элементарные математические представления в различной деятельности, а также благодаря игровой форме заданий.

Наиболее эффективно формирование математических представлений у детей с нарушениями слуха происходит в процессе специально организованной коррекционно-развивающей программы, задачами которой являются: формирование количественных представлений, формирование представлений о величине, формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении. Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Систематическое использование подобранных игр и заданий позволяет закрепить знания, полученные детьми на занятиях, и повысить эффективность формирования элементарных математических представлений.

В заключение важно подчеркнуть, что формирование математических представлений учителям-дефектологам необходимо планировать не только на занятиях в рамках раздела «Формирование элементарных математических представлений», но и в режимные моменты, в быту и как составную часть остальных занятий во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации.

Литература

  1. Обухова Т.И. Основы дошкольной сурдопедагогики. – М.: Гардарики, 2003. – 348 с.
  2. Петрова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос, 2001. – 408 с.
  3. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
  4. Соловьева О.В., Зиберова И.В. Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта как условие интеграции в социум. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2016. – № 1. URL:http://ppip.idnk.ru
  5. Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном – IV классах школ для глухих и слабослышащих детей. – М.: Academia, 2002. – 183 с.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Передкова Татьяна Александровна – магистрант направления подготовки 44.04.03 – специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь; учитель математики ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат № 36 города Ставрополя»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Психологические особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).