ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Марченко А.В. (г. Ставрополь)

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматривается система ценностно-смысловых ориентаций, которая в свою очередь определяет содержательную направленность личности и формирует основу ее взглядов на окружающий мир, других людей, самого себя, основу мировоззрения, ядро мотивации, смысла и «философию жизни». Ценностно-смысловые ориентации рассматриваются как важнейший компонент внутренней структуры личности. Они обеспечивают стабильность и непрерывность поведения и деятельности человека, находят отражение в мировоззрении, нравственных идеях, принципах и убеждениях. Также в статье описывается, как ценностно-смысловая сфера меняется в процессе получения высшего образования современных студентов.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, профессиональные ориентации, мировоззрение, убеждения, профессия, деятельность, самоопределение, мотивы.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Проблема поиска смысла собственного существования всегда была актуальной и значимой для человека. Ценностно-смысловые и смысложизненные ориентации организуют целостность жизнедеятельности, определяют способ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психологического благополучия [2].

Нахождение смысла жизни тесно связано с самореализацией, профессиональным самоопределением. Сущность профессионального самоопределения можно определить, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения [6].

Категории ценностных и смысловых ориентации человека являлись объектом исследования философии, социологии, этики и психологии на всех этапах их становления и развития, на рубеже 20-21 вв. выходят на первый план научного познания, определяя тем самым современный, этап развития науки.

Ценностно-смысловые ориентации оправданно считаются одной из самых сложных категорий в психологии, поскольку она является одновременно как мотивационным, так и когнитивным образованием. Следовательно, система мотивационных образований и ценностно-смысловых ориентаций являются взаимовлияющими друг на друга [7].

Выполняя функции регуляции человеческого поведения, ценностно-смысловых ориентации и мотивы выбора профессии представляют интерес для практических психологов: консультантов и психотерапевтов [4].

В настоящее время на фоне преобладающих до недавнего времени когнитивных подходов в психологии личности отчетливо прослеживается усиление интереса к гуманистическим, экзистенциальным и аксиологическим проблемам, к ценностно-смысловым детерминантам жизнедеятельности (Б.С. Братусь, С.С. Бубнова, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Ш. Шварц, Р. Эммонс). Чем лучше сформирована субъектность личности, чем уверенней ее движение к «самоосуществлению индивидуальности», тем больше в регуляцию поведения включаются высшие уровни ее мотивации.

Так как ценности личности рассматриваются как элемент ее когнитивной структуры, и мотивационно-потребностной сферы, следует, что они на определенном уровне развития способны интегрировать их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность, хотя такое объединение неоднозначно и закономерности пока мало исследованы, то значимость определяется тем, что аксиологические ориентации выступают регуляторами поведения человека и всех видов человеческой деятельности [8].

Исследования таких философов, как С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, Л.П. Буева, Ю.А. Замошкин, М.С. Каган, Л.П. Фомин, В.Н. Сагатовский, И.Т. Фролов, В.П. Тугаринов и другие сформировали категориальный аппарат, включающий такие понятия как «ценность», «аксиологические отношения», «ценностно-смысловые ориентации».

До настоящего времени ценностно-смысловые аспекты развития личности не перестают быть предметом пристального внимания всех специалистов, работающих в области гуманитарного знания. В науке психологии сложились теоретические предпосылки для разработки вопросов формирования смысловых ориентаций у студентов. Прежде всего, это работы К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского и других, в которых сформулированы положения о формировании личности как субъекта своей жизни и своего внутреннего мира [1].

Типология человеческих ценностей также рассматривается в работах М.С. Бургина, В.А. Василенко. Проблема ценностно-смысловой направленности личности нашла отражение в работах отечественных и зарубежных ученых (Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, В. Франкл и др.).

Ценностно-смысловые ориентации и личностные ценности всегда были одним из важных объектов отечественных психологических исследований. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи внесли В.А. Ядов, В.Г. Лисовский, А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубинштейн, Е.С. Волков и многие другие.

Ценностно-смысловые ориентации рассматриваются В.А. Ядов как «социальные ценности, разделяемые индивидом, служащие целями жизни и основными средствами их достижения» [2].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностно-смысловые ориентации – это «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как объекты, цели или средства удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека» [4].

С точки зрения С.Л. Рубинштейн, ценность – это значимость для человека чего-то в мире, которая признана служить ориентиром для поведения.

У современной молодежи формируются ценностно-смысловые ориентации, которые определяют сущность человека. У молодого поколения мировоззрение представляет собой систему обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе. Формируется осознанное обобщенное отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему смысла человеческой жизни.

По мнению Д.А. Леонтьева, личностные ценности «отражаются в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике». Также, Д.А. Леонтьев уточняет, что иерархия личностных ценностей постоянна; мотивирующая сила потребностей постоянно меняется; их система характеризуется «динамической иерархией»; а смена личностных ценностей – это кризис в развитии личности [7].

Так, М. Рокич, автор наиболее распространенных в международных и отечественных исследованиях методов изучения ценностей и личностных ориентаций, в частности, преобразовал взгляд на ценности как руководящие принципы жизни, типы убеждений. Согласно его утверждениям, ценностно-смысловые ориентации занимают главное место в индивидуальной системе убеждений и являются главенствующими жизненными принципами. Они определяют, как себя вести и к какому состоянию или образу жизни стоит приспосабливаться и стремиться [2].

Наиболее разработанной концепцией ценностно-смысловых ориентаций является концепция Ш. Шварц и В. Бильский. По мнению ученых, ценностно-смысловая сфера включает идеи или убеждения о желаемых конечных состояниях, которые проявляются в широком диапазоне ситуаций, контролируют выбор и оценку действий и событий и упорядочены в соответствии с их относительной важностью.

Автор С.С. Бубнова выделяет три иерархических уровня в системе ценностно-смысловых ориентаций личности, в частности ценностей, соответствующих трем уровням их изучения:

1) наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные;

2) ценности, которые закрепляются в жизнедеятельности и проявляются как личностные качества: общительность, любознательность, активность, доминирование и др.

3) наиболее типичные способы индивидуального поведения как средства реализации и закрепления ценностей собственности [5].

Таким образом, ценностно-смысловые ориентации – это исходные психические образования для постановки целей и обоснования своей профессиональной деятельности специалистом. Эти образования являются как мотивационными, так и когнитивными структурами; они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на достижение конкретных целей и в то же время определяют когнитивную работу с информацией.

Ценностно-смысловые ориентации представляют собой подсистему сознания, в которой отражаются ценности, признаваемые личностью в качестве стратегических смысложизненных целей и общепринятых мировоззренческих установок. Иными словами, система ценностно-смысловых ориентаций включает в себя, прежде всего, принципы поведения в обществе, а также принципы понимания собственного поведения и поведения других людей [3; 8].

Говоря об обучении в вузе, которое является одним из первых этапов вхождения в жизнедеятельность, что, безусловно, оказывает ощутимое влияние на иерархическую структуру ценностно-смысловых ориентаций, следует уточнить, что современное общество признает необходимость подготовки выпускников с высоким уровнем культуры и богатым духовным внутренним миром. Формирование социальной позиции и ценностно-смысловых ориентаций студентов является одним из важнейших путей решения проблемы подготовки специалиста с высоким уровнем культуры и богатым духовным миром.

В тоже время, говоря об особенностях российской студенческой молодежи, мы наблюдаем, что часть молодых людей, пытаясь найти опору существования все чаще стали обращаться к высшим ценностям. К сожалению, некоторые представители молодого поколения видят выход из сложившегося кризиса не только в высших ценностях, но и в ориентации на девиантное поведение [2].

По мнению О.А. Лебеденко, в сознании современных студентов в центр перемещаются экзистенциальные ценности, которые помогают молодым людям адаптироваться к изменяющимся условиям социокультурной среды. В ценностно-смысловых ориентациях молодежи преобладают свобода личности, связи, личная инициатива, высокий социальный статус, материальный достаток, при этом снижается ценность знания. Однако наблюдается положительная динамика, характеризующая сокращением расхождения между терминальными (ценными сами по себе) и инструментальными (используемые для достижения обычных целей) ценностями [6].

Абитуриент, приходя в вуз, имеет свои ценностно-смысловые ориентации, сложившиеся у него за время учебы в школе, но еще в большей степени вследствие влияния семьи. Зачастую эти ориентации имеют узко личностный характер.

Обучение в высшем учебном заведении оказывает большое влияние на ценностно-смысловые ориентации студентов. К сожалению, большинство обучающихся в качестве цели образования видят получение диплома как условия поиска выгодной работы, основы материального благополучия, получение более высокого социального статуса. Такая позиция характеризует снижение значимости для молодежи общечеловеческих ценностей, что все более усложняет выбор ценностно-смысловых ориентаций [2].

На современном этапе развития общества, ученые все больше уделяют внимание разработке эффективных механизмов формирования ценностно-смысловых ориентаций, с целью оказывать положительное воздействие на развитие личности будущих профессионалов, на ее формирование в коллективе, социуме.

Особенности ценностной и мотивационной структуры личности определяют направленность и позицию человека по отношению к тем или иным проявлениям действительности, ценностно-смысловых ориентации играют важную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, цели и установки, интересы, мотивы и «смысл жизни».

Студенческий возраст в психологии признается сензитивным периодом для развития ценностных, мотивационных и смысловых образований личности будущего профессионала. Выбирая профессию, индивид невольно выбирает наиболее близкие ему способы регулирования своего поведения, тем самым, связывая этот выбор с наиболее значимыми для него ценностями. Наиболее существенные изменения в ценностно-смысловой сфере происходят под влиянием профессиональной деятельности [1].

Ценностно-смысловые структуры студентов во многом обусловлены их профессиональной ориентацией, система этих ориентаций, а также система ценностей и личностных смыслов конкретной профессиональной группы имеют свои особенности.

Так, Л.Г. Десфонтейн отмечает, что преобладающими для большинства студентов первого курса являются ценности достижения, сохранения собственной индивидуальности, развития себя и установления социальных контактов. Это объясняется тем, что поступление в высшее учебное заведение совпадает со вторым периодом подросткового возраста и первым периодом зрелости, когда студенты осознают свою индивидуальность, уникальность, развитие самосознания и формирование образа «Я».

Для студентов третьего курса мотивы достижения остаются доминирующими, и дополнительно появляется важность материального положения. Мотивы овладения профессией и приобретения знаний проявляются в возрастающей значимости учебы, образования, профессиональной жизни. Это можно объяснить тем, что постепенно с приобретением знаний студенты все глубже постигают тонкости своей будущей работы, у них формируется определенное отношение к своей будущей трудовой деятельности. Семейная жизнь также становится значимой для студентов третьего курса, что связано с желанием найти спутника жизни [6].

Для студентов пятого курса преобладают ценности достижений и высокого материального положения. Доминируют сфера профессиональной жизни и сфера семейной жизни, что объясняется формированием четких практических ориентиров для будущей деятельности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным статусом, положением; студенты отходят от коллективных форм жизни в университете.

При переходе от года к году происходит ослабление ориентации на себя и на взаимодействие в ценностно-смысловом сознании, в то время как ориентация индивида на организационную деятельность остается постоянной, возрастая до последнего года. Это связано с тем, что, например, у аспирантов меняется мотивация и главным для них становится не мотивация в учебе, а стремления в профессиональной принадлежности, заключающаяся в выражении мотива овладеть профессией и получить диплом, проверить полученные в вузе знания, стать самим собой как специалистом [2].

Таким образом, в процессе обучения происходит профессиональное развитие студентов, качественное и количественное преобразование ценностно-смысловой сферы, а также именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие отношение личности к определенной профессии.

В процессе профессиональной подготовки студента в вузе формирование ценностно-смысловых ориентаций проявляется в следующих аспектах: мировоззренческом (освоение общечеловеческих идеалов и ценностей); мотивационном (создание положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы подготовки специалиста, бакалавра, магистра); социальном (идентификация с социально-профессиональной группой); гражданско-нравственном (формирование гражданских качеств, нравственного сознания и поведения, развитие творческого потенциала личности); профессиональном (формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности) [3].

Ориентирами, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность, являются профессиональные ценностные ориентации. Сформированные профессиональные ценностно-смысловые ориентации являются показателем приобщения к профессиональным ценностям, их природе, механизмам развития, способам функционирования, в том числе и к ценностям, характеризующим профессиональное становление и самосовершенствование личности современного специалиста, бакалавра [1].

Результаты анализа философской, социологической, психологической и литературы посвященной изучению влияния ценностно-смысловых ориентаций личности и в частности профессиональных ценностных ориентаций личности позволяют сформулировать следующие выводы.

Понятие «ценность» является базовым для понятия «ценностно-смысловые ориентации». В силу того, что разные исследователи определяли понятие «ценность» по-разному, и потому, что в обществе существуют различные ценности, выполняющие в общественной жизни специфические функции, данное понятие является сложным и многогранным. Так, в качестве рабочего понятия, будем понимать под «ценностью» значимость для субъекта определенных предметов, понятий, норм, явлений, установок, отражающую собственные идеи, воплощающую в себя общественные идеалы, выступающую как эталон должного и, отражающую реальные критерии, основы, ориентиры поведения и поступков людей.

Под «ценностно-смысловыми ориентациями», следует понимать относительно устойчивое предпочтительное отношение субъекта к окружающему миру, которое оказывает большое влияние на его поведение в социуме [5].

Ценностно-смысловые ориентации определяют функционирование и развитие человека и проявляются во всех сферах человеческой деятельности.

Так, «профессиональные ценностные ориентации студентов» рассматриваются как относительно устойчивое отношение субъекта к будущей профессиональной деятельности и реализации себя в конкретной профессиональной сфере, а также сформированные качественные показатели развития личности, необходимые для овладения выбранной профессией.

Таким образом, профессиональные ценностно-смысловые ориентации, как базовая характеристика личности профессионала на этапе обучения в вузе, включают в себя систему отношений к ценностям профессии, готовность реализовать себя в профессиональной деятельности. Для специалиста, бакалавра также важны ценностно-смысловые ориентации, отражающие социальную значимость профессии, её статусность, ценности, связанные с условиями осуществления профессиональной деятельности.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 2011. – 335 с.
  2. Бильданова В.Р. Профессиональные ценностные ориентации студентов. / Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С.79-81.
  3. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные суждения» // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 106-114.
  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Высшая школа, 2012. – 441 с.
  5. Клюев А.В. Ценностные и профессиональные ориентации современной студенческой молодежи: социологический аспект. – М.: Проспект, 2008. – 374 с.
  6. Лебеденко О.А. Социально-философский анализ ценностных ориентаций студентов современной России. – М.: Миф, 2011. – 425 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Высшая школа, 2010 – 327 с.
  8. Соловьева О.В., Моздор Н.В. Развитие смысложизненных ориентаций у студентов как субъектов богословсловского и педагогического высшего образования. // Развитие смысложизненных ориентаций у студентов как субъектов богословсловского и педагогического высшего образования. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 94 с.

Об авторе

Марченко Алеся Вадимовна – аспирантка 2 года обучения направления подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

Ссылка для цитирования

Марченко А.В. Ценностно-смысловые ориентации как базовая характеристика личности будущего профессионала на этапе обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).