ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Лагунова А.И. (г. Ставрополь)

ФЕНОМЕН АВТОНОМНОЙ СЕНСОРНОЙ МЕРИДИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ: АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ И ТРИГГЕРОВ 

УДК 159.93

English version:

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена автономной сенсорной меридиональной реакции (АСМР) и исследованиям, проведённым в этой области за последние пять лет. Изучение психологических и физиологических эффектов АСМР является особенно актуальным, поскольку растущее общественное признание средств массовой информации АСМР позволяет предположить, что люди всё чаще используют АСМР-видео в качестве терапевтического средства, включая нарушения сна, настроения, чувства защищённости перед будущим.

Ключевые слова: АСМР, внимание, мизофония, синестезия, триггер, эмоциональная реакция.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Область такого психофизиологического явления как автономная сенсорная меридиональная реакция (АСМР) до настоящего времени остаётся малоизученной. Сложности научного изучения АСМР связаны с тем, что универсального стимула, действующего для каждого АСМР-чувствительного человека, не существует. Однако интерес учёных продолжает возрастать, о чём свидетельствуют многочисленные публикации Йельского университета, Манчестер Метрополитан, университета Шеффилда и др. [4, 5, 6, 7, 8].

Автором термина ASMR (далее «АСМР») является Дженнифер Аллен, одна из создателей международного АСМР-сообщества в «Фейсбуке» [3]. Автономная сенсорная меридиональная реакция представляет собой самосообщаемый мультисенсорный феномен, описываемый как приятное покалывание, вызванное определёнными слуховыми и зрительными стимулами, которое обычно возникает в задней части головы и имеет тенденцию распространяться по всему телу, приводя к расслабленному и спокойному состоянию. Его часто называют мозговым оргазмом или брейнгазмом. Данный опыт может быть вызван различными странными ощущениями (мурашками, дрожью, фриссоном).

На веб-сайте исследований и поддержки АСМР приводится следующий список:

– Воздействие медленных, акцентированных или уникальных речевых паттернов;

– Просмотр образовательных или поучительных видеороликов, или лекций;

– Переживание душевной или сочувственной реакции на событие;

– Наслаждение произведением искусства или музыкой;

– Наблюдение за тем, как другой человек выполняет задание (часто в усердной работе: примерами могут послужить заполнение формы, выписка чека, показ содержимого кошелька или сумки, тщательный осмотр предмета и т. д.);

– Близкое, личное внимание со стороны другого человека;

– Стрижка или другое прикосновение от другого к голове или спине [7].

Триггеры, вызывающие АСМР-переживания, сильно отличаются у разных людей и могут быть как слуховыми, так визуальными, тактильными или обонятельными. Ранее в психологии понятие «триггер» (от англ. «trigger» – запуск, спусковой крючок) использовалось в контексте репереживаемых событий, влияющих на людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Триггер является посылом, стимулом, напоминающим о травме: он способен вызывать тревогу, сильный стресс, панику, переживания прошлого опыта (флешбэки), заставить снова проживать травматические события как наяву. Иногда триггер может стать актуальным здесь и сейчас, без какого-либо предыдущего примера, но, по сути, он является частью прошлого опыта [9]. Создание схемы запуска триггера можно сравнить с формированием действия условных рефлексов. Однако необходимо учесть, что основным элементом этого механизма больше выступает эмоциональная составляющая, нежели закрепление с помощью многократного повторения «стимул-ответная реакция».

Что касается АСМР, то особое состояние переживания данного феномена восприятия вызывается рядом визуально-аудиальных триггеров и дополняется сопутствующими сенсорными ощущениями. Триггеры, используемые в АСМР, можно разделить по следующему принципу:

Аудиальные (звуковые, слуховые):

– шёпот, тихая или монотонная речь;

– побочные звуки, издаваемые ртом (вдохи, цоканье языком, чавканье и т.д.);

– лёгкие постукивания (ногтями или предметами);

– скрипы и скрежет (опять же, ногтей или пера ручки по различным текстурным поверхностям);

– шуршание (полиэтилена, бумаги);

– музыка (чаще спокойная, расслабляющая).

Визуальные, визуально-тактильные, визуально-обонятельные:

– движения рук, мимика исполнителя;

– выполнение автором механической работы (перелистывание тетрадей, страниц; складывание полотенец, одежды; разламывание небольших предметов; приготовление пищи);

– массаж;

– различные виды персонального внимания (ролевые игры, имитация прикосновения к зрителю).

Те, кто описывает переживание АСМР-опыта, утверждают, что они испытали аномальное сенсорное познание. Существует предположение, что АСМР может быть полезным для временного облегчения состояния пациентов с тревожностью, депрессией, стрессом и хроническими болями.
Средства массовой информации, разработанные специально для производства АСМР-контента, собирают сообщества с тысячами участников. Способные «АСМР-щики» используют различные визуальные и звуковые стимуляции – чаще всего с помощью публикации видео – для включения у зрителей каналов покалывания (или, как принято говорить в АСМР-сообществах «мурашек»).

Хотя феноменология АСМР пересекается с другими нетипичными состояниями сознания, существуют элементы АСМР-опыта, которые кажутся уникальными. Например, в отличие от других сенсорно-эмоциональных переживаний, таких как «фриссон» (иначе «озноб», вызванный музыкой или эмоциональным переживанием), которые, как правило, длятся до 10 секунд, люди с АСМР-чувствительностью могут испытывать покалывания, вызванные запускающим стимулом до нескольких минут или больше.

Исследования показывают, что просмотр АСМР-видео имеет двойственную структуру переживаний: он не только тесно связан с физиологическими показателями расслабления (снижением частоты сердечных сокращений и уровня «проводимости» кожи), но также у отдельных лиц вызывает повышенный уровень возбуждения [4,5,6,7,8]. Тот факт, что АСМР-эффект вызывает кажущиеся противоположными (то есть активирующими и деактивирующими) эмоции, указывает на эмоциональную сложность АСМР. Сложные эмоциональные переживания часто вызывают смешение эмоциональных компонентов, традиционно рассматриваемых как антиподы. Например, ностальгические переживания включают счастье с оттенком печали, а «эстетический озноб» может вызвать как эйфорию, так и грусть. АСМР представляет собой сложную эмоциональную смесь, состоящую из активирующего и деактивирующего положительного аффекта.

АСМР, похоже, имеет сходство с уже известными сенсорными переживаниями, включая «дрожь по спине», которую испытывают некоторые (но не все) люди во время прослушивания музыки и глубоких эстетических переживаний (например, связанных с тревожностью или страхом). Исследования в области «эстетического озноба» позволили оценить физиологические параметры, которые соответствуют этим сложным эмоциональным переживаниям, как правило, путем предоставления участникам стимулов, вызывающих дрожь (например, самостоятельно выбранные музыкальные отрывки) и измерения аспектов физиологии (например, в ряде исследований последовательно измерялись и соотносились «эстетические ознобы» с увеличением частоты сердечных сокращений, что могло быть связано с возникновением пилоэрекции при ознобе) [8].

Аналогии между эстетическими эмоциональными переживаниями и психологическим состоянием АСМР позволяют предположить, что АСМР, вероятно, характеризуется сильной эмоциональной реакцией, когда сенсорные стимулы вызывают отчётливый эмоциональный ответ (покалывание, расслабление и спокойствие или же неприязнь, возбудимость) в ответ на триггеры АСМР.

Связь АСМР с мизофонией. Особая чувствительность к звуку, особенно к звуку, производимому человеком, называется мизофонией, что буквально означает «ненависть к звуку». Хотя мизофония формально не признаётся как расстройство, последние данные свидетельствуют о том, что клиническая симптоматика мизофонии напоминает симптоматику обсессивно-компульсивного расстройства. Общие черты включают в себя неприятные реакции (повышенную тревогу по отношению к определённым спусковым механизмам, избегание или необходимость завершать компульсивные расстройства).

Люди, которые страдают от мизофонии, часто находят такие звуки, как поедание пищи, кашель или дыхание, крайне раздражающими.

Такие триггеры часто вызывают гнев и беспокойство, а также сильное вегетативное возбуждение. Существует ряд индивидуальных различий в выраженности симптомов, варьирующихся от минимального дискомфорта до экстремальных реакций, таких как вспышки насилия или причинение себе вреда. В более тяжёлых случаях люди, страдающие от мизофонии, могут избегать ситуаций с подобными триггерами, которые, в свою очередь, могут помешать повседневной жизнедеятельности. Интересно, что неофициальные сообщения и недавние результаты показывают, что частота случаев мизофонии среди людей, которые испытывают АСМР-эффект, может быть увеличена.

Респонденты АСМР-исследования, проведённого в 2018 году, получили более высокий балл по шкале эмоций и поведения мизофонии, которая измеряет эмоциональные и поведенческие реакции на определённые звуки, включающие активное избегание определённых ситуаций в ожидании звука, навязчивые мысли или физическую агрессию. Это говорит о том, что повышенная чувствительность к звуку, присутствующая в АСМР, может быть связана с серьёзными негативными поведенческими и эмоциональными последствиями [6].

Связь АСМР с синестезией. Феномен синестезии известен с конца 17 века, однако в контексте эстетики того времени он казался аномальным и неестественным. Сейчас это состояние связывают и с формой восприятия, и с возникновением ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора, и с изменением или увеличением субъективных ощущений.

Нейробиологическое определение синестезии ограничивает число так называемых «синестетов» до 4% в популяции. Это число контрастирует с большим количеством людей, которые интересуются формами искусства, представляющими синестетический опыт общественности.

АСМР-видеоролики, как правило, акцентируются на использовании звука для запуска статического ощущения АСМР, которое включает в себя сюжеты этих видеороликов, циклически повторяющихся по темам использования предметов домашнего обихода, которые при стимуляции, взаимодействии или использовании издают различные шумы (например, расчёски, пузырчатая плёнка, слаймы). На первый взгляд, такой триггер, вызывающий эмоционально окрашенные ощущения, кажется очень похожим на опыт синестезии, феномена, в котором специфические внешние раздражители вызывают внутренний опыт в другой, непростимулированной, сенсорной системе.

Сообщаемое автоматическое последовательное реагирование на аудиовизуальные стимулы, которое ощущается в тактильных сенсорных модальностях наряду с чувством спокойствия, кажется похожим на синестезию в этих аспектах, хотя тактильные совпадения, обнаруженные в АСМР, могут быть более ощутимыми, чем те же при эффекте синестезии. Даже в этом случае положительный эмоциональный отклик спокойствия, вызванный потреблением АСМР-медиа, потенциально может рассматриваться как форма синестезии звуковых эмоций.

Синестезиям соответствует интермодальный метафорический перенос, который более неожидан и субъективен, чем метонимический [1, 2].

Связь АСМР с вниманием. Интенсивность и продолжительность переживаний АСМР-эффекта часто находятся под контролем индивидуума, что отличает АСМР от автоматических сенсорных реакций синестезии. Действительно, способность подавлять ответы АСМР по мере их возникновения может стать важным аспектом этого явления, который требует дальнейшего изучения.

Ещё одним примечательным качеством АСМР является то, что покалывание, как правило, вызывает расслабление и положительный эффект у человека. Тот факт, что АСМР связан как с атипичными сенсорными переживаниями, так и с эмоциональным откликом, говорит о том, что для полного понимания АСМР необходимо изучить другие состояния или переживания, которые вызывают аналогичные эмоциональные и сенсорные изменения.

То состояние, которое разделяет некоторые феноменологические характеристики с АСМР, – это осознанность или внимание.

В своём практическом воплощении внимание определяют, как двухкомпонентный процесс, посредством которого человек участвует как в преднамеренной саморегуляции сосредоточенности, так и в непредвзятом осознании и принятии настоящего момента. Некоторые исследователи предполагают, что осознанность подразумевает открытость ощущениям, контроль внимания, эмоциональную регуляцию и устойчивость. Оба эти взаимодополняющих описания внимания частично совпадают с элементами АСМР-опыта.

Например, метод сосредоточенного внимания медитации осознанности требует от людей направленного внимания к определённому внешнему стимулу или внутренней мысли. Во время опыта АСМР люди фокусируют внимание на внешнем стимуле, который вызывает покалывание. Как осознанность, так и АСМР могут привести к ощущению расслабления, которое повышает субъективное благополучие людей. Учитывая эти сходства, исследование взаимосвязи между АСМР и внимательностью кажется оправданным. Недавние результаты исследования взаимосвязи внимания с АСМР подтвердили, что людям, заинтересованным в получении стимулов, свойственно испытывать АСМР-опыт более интенсивно, чем менее любопытным респондентам. Это, опять же, предполагает, что АСМР является когнитивно-активным процессом [4].

Исследования последних лет доказывают, что взаимодействие с областью АСМР уменьшает чувство депрессии у людей, чувствительных к данному феномену. Более того, АСМР-видео снижают частоту сердечных сокращений у зрителей, независимо от того, чувствительны они к АСМР или нет. Кроме того, записи ЭЭГ исследований, проводимых кафедрой психиатрии и психотерапии Мюнхенский университета Людвига-Максимилиана, показывают, что во время просмотра видео АСМР снижается мощность альфа- и тета-частот и увеличивается мощность бета-частот, что может указывать на связь АСМР с возбуждением и формой сфокусированного внимания (обозначаемого как «состояние потока» или поглощённости) [5]. Также использование АСМР-технологий регулирует эмоции и обладает терапевтическим эффектом для тех, кто испытывает состояние АСМР, способствуя возникновению чувства позитивного аффекта и межличностной связи [8].

Таким образом, в целом, имеющиеся на сегодня данные успешно развенчивают миф о том, что АСМР является подобием осознанной медитации, и обеспечивают основу, на которой могут строиться будущие исследования и методы практического применения данного феномена в психологии, психофизиологии и других областях психологических наук.

Литература

  1. Елисеева О.А. Метонимические и метафорические способы описания характера концептуализации чувственного восприятия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 5(23). – Ч. 1. – C. 62-65.
  2. Шкарин Д.Л. Уровневый анализ АSMR-технологии и определение ее значения в современном социальном контексте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2018. – №1. – С. 79-87.
  3. ASMRGroup. [Электронный ресурс] https://www.facebook.com/groups/ASMRGroup/ (дата обращения: 26.07.2019)
  4. Barratt EL, Davis N.J. Autonomous sensory meridian response (ASMR): a flow-like mental state [Электронный ресурс] www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4380153/ (дата обращения: 26.07.2019)
  5. Engelbregt H.J., Brinkman K., E van Geest C.C., Irrmischer M., Deijen J.B. The effects of autonomous sensory meridian response (ASMR) on mood, attention, heart rate, skin conductance and EEG in healthy young adults [Электронный ресурс] https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35511270/ (дата обращения: 05.12.2022)
  6. McErlean J., Banissy M. Increased misophonia in self-reported Autonomous Sensory Meridian Response [Электронный ресурс] https://peerj.com/articles/5351/ (дата обращения: 26.07.2019)
  7. Novella S. // Neurologicablog [Электронный ресурс] https://theness.com/neurologicablog/index.php/asmr/ (дата обращения: 26.07.2019)
  8. Poerio G.L., Blakey E. More than a feeling: Autonomous sensory meridian response (ASMR) is characterized by reliable changes in affect and physiology. PLoS One. 2018; 13(6) [Электронный ресурс] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6010208/ (дата обращения: 26.07.2019)
  9. Richo, David. Triggers: How We Can Stop Reacting and Start Healing. Shambala, 2019. – 160 p.

 

Об авторе

Лагунова Анна Игоревна – аспирантка 1 курса направления подготовки 37.06.01 – Психология, профиль «Педагогическая психология» Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Лагунова А.И. Феномен автономной сенсорной меридиональной реакции: анализ связей и триггеров [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).