ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кобзарева И.И., Макаров Д.О. (г. Ставрополь)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы интенсивного внедрения в систему образования дистанционного обучения. На основе внедрения информационных технологий актуальным является решение задач, связанных с формами и средствами развития мотивации учащихся. В статье авторами описываются основные проблемы, вызванные дистанционным форматом обучения, в числе которых потеря интереса к изучаемому предмету, недостаточная интерактивность проводимых уроков, перенасыщение дистанционного урока сложной информацией, непосильно большой объём заданий для учеников и пр. Кроме обозначенных трудностей, авторами рассматриваются различные методы и формы повышения мотивации, учащихся в период дистанционного формата обучения.

Ключевые слова: учебная мотивация, учебная деятельность, дистанционное обучение, традиционные формы мотивирования, образовательные платформы, познавательная активность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В России только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Под дистанционным обучением понимается взаимодействие учителя и учащихся друг с другом на определенной дистанции, которое отражает присущие учебному процессу такие компоненты как: цель, методы, содержание, организационные формы, а также средства обучения реализуемое средствами Интернет-технологий или иными средствами, предполагающие интерактивный формат [7].

Проблемам информационной культуры личности на различных этапах её образования посвящено множество работ отечественных ученых. А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский, В.С Ильин, Е.В. Бондаревская выступили организаторами исследования проблем качества образования на основе информационных технологий обучения, мотивации производительного труда учащихся в единстве с учебной деятельностью и на потребностном уровне. Е.П. Ильин, Л.И. Божович, А.К. Маркова рассматривали в учебно-воспитательном процессе развитие мотивации обучающихся важным принципом образования: учебная мотивация образуется системой мотивов, действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Содержательные характеристики мотивов способствуют формированию положительной учебной мотивации. Зарубежный исследователь Х. Хекхаузен подчеркивал, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности, их роль выполняют личные стандарты достижений.

Особенностью дистанционного образования является возможность удовлетворить потребности обучаемого через мобильную, виртуальную форму обучения, с одной стороны, а с другой через потребности общества в системе непрерывного образования в связи с необходимостью постоянной динамики знаний, умений и навыков [3, с. 344].

Под технологией дистанционного обучения подразумевается совокупность методов, средств и форм взаимодействия с человеком в контексте самостоятельного, однако контролируемого освоения заданного объема знаний. В основе обучающей технологии лежит содержательная база, соответствующая определенным требованиям. Требуемый для освоения объем знаний может быть отражен в специальных курсах и модулях, предназначенных для обучения в дистанционном формате и основанный на действующих банках данных и знаний, а также в образовательных стандартах, библиотеках видеосюжетов и пр. [4, с. 60].

По мнению Л. Сапаровой, роль учителя в дистанционном формате обучения видоизменяется. Он начинает выступать в роли координатора учебного процесса. Его функции заключаются не только в организации, координации, взаимодействии в синхронном и асинхронном режимах, но и контроле результатов успеваемости. С этой целью учителю необходимо самому также пройти необходимую подготовку [5].

Эффективное создание и применение дистанционных учебных курсов важно начинать с серьезного анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с позиции обучения необходимым дисциплинам, коррекции критериев обученности личности. В процессе планирования и разработки дистанционных учебных курсов важно учитывать то, что основные три компоненты деятельности педагога, в число которых входит изложение учебного материала, обратная связь, практика, сохраняют свое значение и в курсах дистанционного формата обучения. В качестве важной проблемы создания дистанционного обучения на данном этапе выступает разработка инновационного методического материала, в основе которого лежит поэтапное восприятие информации и полный контроль знаний учащихся. Педагоги и методисты должны перестроить свои уроки и методический материал, учитывая новый, дистанционный формат обучения [1].

В качестве основной проблемы формирования учебной мотивации учащихся в период дистанционного обучения можно назвать потерю интереса к изучаемому предмету. В дальнейшем такая ситуация может привести к недостаточной вовлеченности учащихся в учебный процесс. Такая тенденция заключается в необходимости учащимися регулярно самостоятельно выполнять домашние задания.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Здесь особую актуальность приобретает вопрос развития и поддержания коммуникации в процессе учебной деятельности, которая играет наиважнейшую роль в поддержании мотивации [9].

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Также можно отметить недостаточную интерактивность процесса дистанционного обучения. Кроме того, регулярная работа с текстом на электронном носителе вредит здоровью учащихся. Таким образом, организация дистанционного обучения заключается с одной стороны в желании организовать дистанционное обучение без потери интереса обучающихся, а с другой с учетом санитарных норм и требований к проведению подобного формата занятий [6].

Также к проблеме снижения мотивации у обучающихся на дистанционном обучении (не способствующие раскрытию внутренних мотиваторов ученика) можно отнести перенасыщение дистанционного урока сложной информацией, а также непосильно большой объём заданий для учеников. Действительно, учителю не всегда с первого урока в дистанционном формате удаётся скорректировать учебный материал, но несколько практических работ в данном формате и следование основным правилам по адаптации учебного материала к дистанционному уроку помогут добиться хороших результатов.

В качестве еще одной трудности можно отметить невозможность выполнить задания по изученной теме в полном объёме как это предписывает учитель. Это может быть связано с отсутствием обратной связи или сложности в усвоении учебного материала. Технические сложности (отсутствие технических средств, нестабильный Интернет, «зависание» популярных образовательных платформ, подключение злоумышленников при проведении видеоуроков) также немаловажный фактор в снижении мотивации к такого формата обучению. И часто обсуждаемой проблемой в среде учеников является проблема отсутствия обоснования выставляемых отметок.

В условиях дистанционного обучения достаточно сложно реализовать традиционные формы мотивирования обучающихся, и поэтому возникает необходимость в трансформации привычных методов. Так, в качестве эффективных мотивирующих методов имеющих традиционный формат обучения, педагоги отмечают положительные отметки, одобрение педагога, поощрение родителями в виде подарков и бонусов, успешность среди сверстников, а также чувство страха. Ограничиваясь онлайн-пространством, дистанционное обучение лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других учеников. К показателям успешности можно отнести отметку педагога, в данном случае дистанционная система дает возможность педагогу для развернутого ответа с оцениванием, не ограничивая обсуждение результатов выполненной работы одним уроком. Именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, может создать мотивационный эффект для учащихся.

В качестве достаточно эффективных методов повышения мотивации обучающихся в период дистанционного формата обучении можно отнести привлечение внимания к преподаваемому предмету посредством через использование нестандартных идей: оригинальность музыкального оформления презентаций; использование приемлемого и уместного юмора, интригующий анонс темы предстоящего урока; применение нестандартных образов к примеру сценического и пр. Также практическая значимость урока для учащихся выступает в качестве серьезного мотивирующего эффекта. Важно донести до сознания ученика, для чего это занятие необходимо и может пригодиться в дальнейшем конкретно ему. Исходя их этих рассуждений, учебный материал должен соответствовать возрастным потребностям учащихся. Этот факт важно учитывать при организации планирования и подготовке дистанционных занятий с учащимися школы.

Важным мотивационным источником в дистанционном формате обучения выступает чувство внутренней уверенности ученика в успешности овладевания им учебным материалом. Важно подчеркивать у учащихся любую положительную динамику, даже минимального значения, так как это стимулирует уверенность обучающихся в своих силах и возможностях. В качестве фундамента для повышения мотивации выступает фиксация на внутреннем удовлетворении школьника от успешно выполненного задания является. Например, ведение дневника или журнала с записями успехов ребят с пометкой повышения уровня определенного навыка, способности или умения, даже не всегда совпадающей с целью определенного урока. На познавательную активность школьника, находящегося на дистанционном обучении могут мотивировать разнообразные формы работы, наглядность учебного материала, его соответствие возрастным особенностям субъектов образовательной деятельности, возможность проявления творческого потенциала обучающегося, создание ситуации успеха и пр. [2].

 Однако стоит особо подчеркнуть значимую роль родителей учащихся в контексте повышения уровня мотивации к учению в рамках дистанционного обучения. Так как именно они должны оказывать регулярную всестороннюю поддержку своим детям, которые оказались в непривычном для них, в большей мере самостоятельном формате обучения. Роль родителей заключается в стартовом администрировании и контроле за процессом обучения, научая постепенно школьника самостоятельной организации и планированию дистанционной работы.

Таким образом, в качестве особо актуальной выступает проблема учебной мотивации обучающихся в рамках дистанционного формата обучении. При переходе на дистанционную форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую организации такой формы, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению учебных предметов. Поддерживание устойчивости интереса к обучению, мотивация школьника на познавательную активность находится в равной степени в руках педагогов и родителей, знающих особенности конкретного школьника и способных встать на позицию обучающегося.

 Литература

  1. Базалий Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020 – №3. https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (доступ свободный).
  2. Быкова Н.Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-pri-primenenii-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 10.04.2020).
  3. Долганина В.В., Ширванян А.Э. Условия повышения устойчивости внимания у студентов в рамках дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2020. – Вып. 69. – Ч. 1. – С. 343-346.
  4. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением. // Гуманизация образования. – 2010. – № 1. – С. 58-63.
  5. Коротаева Е.В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате. // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-didakticheskih-osnovah-obucheniya-v-distantsionnom-formate (дата обращения: 08.04.2020).
  6. Лаврентьева Л.В., Деулина С.А., Ромашова И.А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников. // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 07.04.2020).
  7. Маркеева А.А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении. // Школьная педагогика. – 2020. – № 2 (18). – С. 1-4. – URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5177/ (дата обращения: 01.03.2021).
  8. Мартыненко О.В., Шакирова Ю.К., Зайцева С.В., Абилдаева Г. Б. Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях. // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 447-451. – URL: https://moluch.ru/archive/122/33848/ (дата обращения: 01.03.2021).
  9. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3 (10). – С. 201-204.

Об авторе

Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Макаров Дмитрий Олегович – магистрант направления подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кобзарева И.И., Макаров Д.О. Проблемы и перспективы формирования учебной мотивации учащихся в период дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).