ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Смарышева В.А., Кокич А.А. (г. Санкт-Петербург)

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Статья содержит описание результатов исследования, посвященного взаимосвязи типа привязанности к матери и особенностей проявления страхов у детей. Было проведено исследование в виде тестирования детей в возрасте 9-12 лет с разными типами привязанности к матери. Практический характер исследования заключатся в разработке рекомендаций по коррекции страха у детей, с акцентом на детско-родительские отношения.

Ключевые слова: тип привязанности, страхи, особенности страхов, детство.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет его потребность в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите. Мать является первой и центральной фигурой в жизни ребенка. Зигмунд Фрейд обозначал отношения ребенка с матерью как прототип всех последующих отношений человека с миром.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с социальными и культурными изменениями в обществе, оказывающими значительное влияние на современную семью, в частности на диаду «Мать-Ребенок», проблемы привязанности и детских страхов становятся все более значимыми.

Для исследования данной темы были использованы следующие методики: опросник «Подверженность страхам» А.И. Захарова, опросник «Виды страха» И.П. Шкутаровой, опросник на привязанность к родителям М.В. Яремчука и методы математической статистики: корреляционный анализ (критерий ранговой корреляции Спирмена), сравнительный анализ трех групп испытуемых (Н-критерий Краскела-Уоллиса).

Цель исследования: изучение взаимосвязи типа привязанности к матери и особенностей проявления страхов в детстве

Задачи исследования:

    1. Провести анализ теоретических подходов к понятиям страха и привязанности
    2. Рассмотреть основные характеристики понятий страха и привязанности
    3. Изучить особенности понятий страха и привязанности у детей
    4. Подобрать методы психодиагностического исследования
    5. Осуществить психодиганостическое исследование на привязанность к матери и проявления страхов у детей в возрасте 9-12 лет
    6. Выявить типы привязанности к матери и особенности проявления страхов у детей 9-12 лет
    7. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования
    8. Осуществить корреляционный анализ взаимосвязи типа привязанности к матери и особенностей проявления страхов у детей

Страх с самого начала жизни связан с отношениями с матерью, чья главная задача – защитить ребёнка и дать ему безопасность. Ребенок рождается в абсолютной зависимости, чтобы выжить, он нуждается в постоянной опеке и внимании. Однако, младенец, который совсем не боится, недостаточно разовьёт аффекты, которые связывают его с матерью, с привязанностью к ней, с её присутствием и со страхом её потерять [5]. Таким образом, можно сказать, что понятия страха и привязанности неизменно связаны друг с другом.

Л.В. Петрановская считает привязанность витальной потребностью с максимальным уровнем значимости [4].

Ю.А. Гиппенрейтер определяет потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, как одну из фундаментальных человеческих потребностей. Знаки безусловного принятия помогают ребенку психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, и даже нервно-психические заболевания.

Основателями теории привязанности в психологии считаются Джон Боулби и Мэри Эйнсворт [2, 6].

Дж. Боулби создал теорию, по которой для гармоничного всестороннего развития ребенка, необходимы тесные эмоциональные отношения с матерью.

Согласно теории Дж. Боулби, в процессе взаимодействия с матерью, при условии необходимого и достаточного уровня заботы и эмоционального отклика, у ребенка формируется привязанность. Если же ребенку не хватает каких-либо аспектов во взаимоотношениях с матерью, то возникают различные нарушения привязанности, которые по мере взросления ребенка проявляются тем или иным образом [1, 3].

Психолог М. Эйнсворт, опираясь на теорию привязанности Боулби описала основные типы привязанности [7, 8]:

  1. Надежная, безопасная привязанность.

Г.В. Бурменская отмечает, что «надежная эмоциональная привязанность возникает у ребенка, если мать достаточно чутко реагирует на потребности и запросы ребенка». Формируется эмоциональная открытость, уверенность.

  1. Избегающая привязанность.

Основной мотив – «никому нельзя доверять». Подобный тип формируется, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, «застрял» в нем. Другим вариантом может быть разрыв, воспринимающийся как «предательство», а взрослые – как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

  1. Тревожно-амбивалентная привязанность.

Такой тип характерен для детей, чьи родители непоследовательны в проявлениях заботы, переходят от энтузиазма к равнодушию, в зависимости от собственного настроения могут подолгу оставаться неотзывчивыми к нуждам ребенка. Ребенок не знает, как отреагируют родители в той или иной ситуации и поэтому не способен подстроиться.

В исследованиях многих авторов, занимающихся привязанностью, установлено влияние типов привязанности на многие аспекты развития детей от дошкольного до подросткового возраста включительно.

Результаты анализа особенностей проявления страхов у детей с разными типами привязанности показали, что дети с ненадежными типами привязанности (избегающая и тревожно-амбивалентная) более склонны к высокому уровню подверженности страхам, в сравнении с детьми, имеющими надежный тип привязанности.

Также по данным исследования дети с избегающим типом привязанности показали высокие результаты в 17 из 29 вопросах, касающихся актуальных страхов, дети с надежным типом показали высокие результаты в 6 из 29 вопросах, а дети с тревожно-амбивалентной привязанностью показали высокие результаты в 18 из 29 вопросах.

Согласно полученным данным выявлена положительная взаимосвязь между избегающим типом привязанности и такими актуальными страхами, как страх чужих людей, страх родителей, страх наказания, страх уколов и страх боли. А так же такими группами страхов, как фобии, учебные, социальные и криминальные. Такие результаты говорят о том, что высокий показатель избегающего типа привязанности вероятнее всего приводит к возникновению у детей данных страхов.

Обратная взаимосвязь выявлена между избегающим типом привязанности и страхом смерти близких людей. Такие результаты указывают на то, что высокий показатель по шкале избегающего типа привязанности не приводит к формированию данного вида страха. Подобные данные могу быть связаны с ситуацией в детско-родительских отношениях, которая привела к доминированию именно избегающего типа привязанности.

Согласно результатам исследования, выявлена положительная взаимосвязь между тревожно амбивалентным типом привязанности и таким актуальным страхом, как страх остаться одному дома, а так же такими группами страхов, как учебные, социальные и криминальные. Можно сказать, что чем выше у ребенка показатель по шкале тревожно-амбивалентного типа привязанности, тем более он предрасположен к проявлению данных страхов. Дети с тревожно-амбивалентным типом привязанности, как правило, проявляют такие личностные особенности, как неуверенность в себе, недоверие к другим людям и окружающему миру, беспокойностью и т.д. Эти характеристики формируются в процессе взаимодействия с матерью, и могут объяснить возникновение у детей данной группы описанных страхов.

Согласно полученным данным выявлена так же обратная взаимосвязь между надежным типом привязанности и такими актуальными страхами, как страх остаться одному дома, страх болезни, страх чужих людей, страх родителей и страх сказочных персонажей. А так же такими группами страхов, как учебные, социальные, криминальные и мистические. Такие результаты указывают на то, что высокий показатель по надежному типу привязанности, не приводит к формированию перечисленных страхов. Подобные данные можно объяснить исходя из взаимоотношений ребенка и родителя, в которых присутствуют достаточное внимание к потребностям, поддержка, возможность проявления эмоций, чуткость, вовлеченность в жизнь ребенка.

На основе полученных результатов, были разработаны практические рекомендации по коррекции детских страхов, которые включают в себя:

- изучение родителями научной литературы по теме привязанности, а так же теме детских страхов актуального возраста.

- семейные консультации с психологом или посещения различных тренингов, направленных как на улучшение детско-родительских отношений, так и на преодоление и коррекцию страхов у ребенка.

В рамках психологических тренингов для семьи (в особенности для матери и ребенка) рекомендуется использовать игры и упражнения на тактильное взаимодействие, формирование навыков активного слушания, умения без оценочно относиться друг к другу, формулирование семейных ценностей, развитие умений выражать свои чувства и эмоции, на позитивное восприятие и принятие своего ребенка и многие другие.

В рамках психологических тренингов для коррекции детских страхов рекомендуется использовать упражнения и методики на снятие напряжения и негативных эмоций, умение говорить о себе и своих чувствах, актуализацию и грамотное отреагирование страхов, повышение уверенности в себе, визуализацию страхов, формирование социальных навыков и т.д.

Помимо основных методов коррекции, могут применяться также песочная терапия, библиотерапия, арт-терапия и другие.

Литература

  1. Бирш К. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. – М: Когито-центр, 2014. – 316 с.
  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М: Канон и РООИ «Реабилитация», 2019. – 272 с.
  3. Задорова Ю.А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – №4. – С. 65-69
  4. Петрановская Л.В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. – М: АСТ, 2015. – 288 с.
  5. Сизикова И. Детские страхи. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014.- 112 с.
  6. Смирнова Е.О. Детскаяпсихология: учебник. – М: Кнорус, 2016. – 280 с.
  7. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-detsko-roditelskih-otnosheniy/viewer ( дата обращения 18.07.20)
  8. Сайт профессиональных психологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/115421/ (дата обращения 18.07.20)

Об авторе

Смарышева Виктория Алексеевна – кандидат психологических наук, проректор по учебной работе ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Кокич Анна Алексеевна – студентка 4 курса Института прикладного психоанализа и психологии; университет при МПА ЕврАзЭС г. Санкт-Петербург
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Смарышева В.А., Кокич А.А. Обусловленность страхов у детей типом привязанности к матери. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).