ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Мишина А.М.В. (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье анализируются коммуникативные умения между двумя группами старших дошкольников, которые посещают дошкольное образовательное учреждение и которые не посещают: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения и аффективно-коммуникативные умения. Выявлены значимые различия в уровне сформированности информационно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений между группой дошкольников, посещающих дошкольное образовательное учреждение и группой дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. У дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение уровень сформированности коммуникативных умений более низкий по сравнению с дошкольников, посещающими дошкольное образовательное учреждение.

Ключевые слова: недостаточная сформированность коммуникативных умений, старшие дошкольники, дошкольное образовательное учреждение.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В быстро развивающемся современном мире каждый день появляются новые программы, устройства, которые способны облегчить жизнь человека – называют гаджеты (от англ. gadget, переводиться, как «приспособление», «устройство», что обозначает «техническая новинка»). Для того чтобы облегчить человеческую жизнь, люди часто используют гаджеты, которые способны помочь. Технические новинки есть повсеместно, даже при рождении ребёнка родители приобретают гаджеты, способные развивать или контролировать его, например, радио-няня. На протяжении жизни гаджеты сменяют друг друга в зависимости от потребностей человека. Новейшие гаджеты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что они уже воспринимаются как должное.

Актуальность данной темы состоит в том, что коммуникативные умения включают следующие компоненты общения: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения и аффективно-коммуникативные умения [5]. Владение навыками коммуникации позволяет старшему дошкольнику выстраивать межличностное общение со сверстниками и справляться с выполнением коммуникативных задач. Недостаточная сформированность коммуникативных умений обращает старшего дошкольника в позицию неприятия со стороны других сверстников, что вредит психическому и морально-нравственному развитию [1; 2; 3; 4]. Под словом «нарушение» коммуникативных навыков можно рассматривать недостаточную сформированность коммуникативных умений у старших дошкольников, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Интересно проанализировать различия в уровне сформированности коммуникативных навыков и умений у дошкольников, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Эмпирическая часть исследования построена на сравнении уровня сформированности коммуникативных умений между двумя группами старших дошкольников, которые посещают дошкольное образовательное учреждение и которые не посещают.

Объект исследования – коммуникативные умения старших дошкольников, а его предмет – нарушение коммуникативных умений у старших дошкольников, посещающих и не посещающих дошкольное учебное учреждение.

Цель исследования – сравнить уровень сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

В исследовании уровня сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников приняли участие 64 старших дошкольника в возрасте 5-6 лет, разделённые на две группы. В первую группу входят 26 старших дошкольников. Вторая группа была отобрана из 38 старших дошкольников, которые не посещают дошкольное образовательное учреждение.

С целью исследования уровня информационно-коммуникативных умений у двух групп старших дошкольников был взят метод наблюдения по схеме Смирновой Е.О. и Холмогоровой В.М. (показатели: «преобладающий эмоциональный фон»; «инициативность). Инструментом исследования коммуникативных умений и навыков старших дошкольников являлась методика «Сформированность умений межличностного общения» (компонент «чувствительность к воздействию сверстника»; Зимняя И.А.). Для исследования уровня регуляционно-коммуникативных умений была отобрана методика «Диагностика способностей детей к партнёрскому диалогу» (А.М. Щетинина).

По результатам исследования уровня сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников, были получены следующие данные.

Исследование, выполненное по методу Наблюдения (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.) показало, что у 52% старших дошкольников, посещающих дошкольное учебное заведение и у 32% старших дошкольников, не посещающих дошкольное учебное заведение был выявлен низкий уровень показателя «инициативность», что говорит о неумении детей побудить сверстников к совместной деятельности, проявить самостоятельность в коммуникации и неспособности привлечь к себе внимание.

Высокий уровень показатель «чувствительности к воздействию сверстника» имеют 49% старших дошкольников, посещающих дошкольное заведение находится; на высоком уровне сформированности выражен преобладающий эмоциональный фон – 72%.

У 80% старших дошкольников, не посещающих дошкольное заведение также выявлен позитивный эмоциональный фон, что говорит об их благоприятном настроении и готовности вступать в коммуникацию.

Для проверки различий в показателях («инициативность», «чувствительность к воздействию сверстника», «преобладающий эмоциональный фон») между двумя группами дошкольников (посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение), был применен метод математической статистики Манна-Уитни, который дал следующие результаты: по показателю «инициативность» – значимость равна 0,183,Uэмп.>Uкp005, следовательно, полученное эмпирическое значение (0,183) находится в зоне незначимости; по показателю «чувствительность к воздействию сверстника» – значимость равна 1, Uэмп.>Uкp005, следовательно, полученное эмпирическое значение (1) находится в зоне незначимости; по показателю «преобладающий эмоциональный фон» – значимость равна 0,49, Uэмп.>Uкp005, следовательно, полученное эмпирическое значение (0,49) находится в зоне незначимости.

Исходя из полученных данных по методу наблюдения, можно сделать вывод, что значимых различий в уровне сформированности показателей между первой и второй группой (посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение) не выявлено.

По методике «Диагностика способностей к партнёрскому диалогу» (Щетинина А.М.) выявлено, что у большинства дошкольников первой и второй группы (посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение) был выявлен высокий уровень сформированности коммуникативных умений, а именно способность слушать собеседника, способность договариваться, а также способности к эмоционально-экспрессивной пристройке. Данный результат говорит об общем высоком уровне сформированности регуляционно-коммуникативных умений. В сравнении данных методом математической статистики Манна-Уитни был получен следующий результат: значимость равна 0,7, Uэмп.>Uкp005, следовательно, полученное эмпирическое значение (0,7) находится в зоне незначимости.

По методике «Отражение чувств» (Дыбина О.В.) были выявлены значимые различия в процентном соотношении между первой и второй группой дошкольников: у 76 % дошкольников, посещающих дошкольное образовательное учреждение, были получены высокие баллы по каждой предложенной карточке. Это говорит о способности старших дошкольников самостоятельно и без сторонней помощи улавливать эмоциональное состояние собеседника, понимать и сопереживать ему, также ориентироваться в ситуациях общения. У 56% дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, был получен низкий балл. Данный результат говорит о сложностях коммуникации у дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение (дошкольники затрудняются улавливать и распознавать эмоции другого). По критерию Манна-Уитни получился следующий результат: значимость равна 0,012, Uэмп≤Uкp_005, следовательно, полученное эмпирическое значение (0,012) находится в зоне значимости на уровне 0,05. Опираясь на полученные результаты по данным таблиц и статистическому расчету критерия Манна-Уитни, стоит отметить, что первая группа дошкольников, которая посещает дошкольное образовательное учреждение, лучше может определить и объяснить эмоциональное состояние сверстников, чем вторая группа дошкольников, которая не посещает дошкольное образовательное учреждение.

По методике «Сформированность умений межличностного общения» (Зимняя И.А.) были отмечены различия по информационно-коммуникативным умениям, между первой и второй группой старших дошкольников. 59% второй группы дошкольников имеет больше двух отклонений от нормы по первому ряду коммуникативных умений, что говорит о затруднениях детей самостоятельно устанавливать контакт со сверстниками и быть инициаторами общения, вести диалог по сравнению с первой группой дошкольников. Эти данные расходятся с методикой «Наблюдение», где по показателю инициативности у второй группы был получен общий высокий процент, но не подтвердился статистическим критерием Манна-Уитни. По второму ряду коммуникативных умений (регуляционно-коммуникативные) у первой и второй группы дошкольников были получены одинаковые результаты – у подавляющего числа дошкольников (77%) был выявлен высокий уровень сформированности данных умений. Это говорит об общей высокой сформированности у детей регуляционно-коммуникативных умений. Старшие дошкольники поддерживают общение со сверстником и у них развито умение согласовывать свои действия с собеседником. Данный результат подтверждается результатом, полученным по методике Щетининой А.М. «Способность к партнёрскому диалогу», где у обоих групп дошкольников был выявлен высокий уровень сформированности регуляционно-коммуникативных умений, то есть способности слушать и договариваться со сверстником.

Статистический критерий Манна Уитни выявил значимые различия между первой и второй группой старших дошкольников по первому ряду коммуникативных умений (информационно-коммуникативные) на уровне 0,003, Uэмп≤Uкp_005. Подтвердилась альтернативная гипотеза Н1, где уровень коммуникативных умений у второй группы дошкольников ниже, чем у первой группы. По второму ряду коммуникативных умений (регуляционно-коммуникативные) по расчёту критерия Манна Уитни не было выявлено значимых различий в уровне сформированности коммуникативных умений между первой и второй группой старших дошкольников.

Таким образом, результаты исследования показали, что у старших дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, недостаточно развита эмоциональная сфера общения и им тяжело проявлять инициативу в общении, открыто выражать приветствия, просьбы и пожелания. В качестве рекомендации по развитию коммуникативных умений для старших дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, был разработан тренинг по развитию понимания эмоций. В тренинге представлен комплекс упражнений, направленных на адаптацию старшего дошкольника в межличностном общении, преодолению его застенчивости, развитию способности выражать эмоции и проявлять инициативность в общении (беседы, развивающие сюжетно-ролевые и театрализованные игры, артпедагогические технологии). Важным условием развития эмоциональной сферы является совместная деятельность старших дошкольников, которая развивает симпатию, сочувствие, формирует межличностные отношения, развивает нравственные чувства.

Литература

 

  1. Абдурахмонов Г.Н., Пазухина С.В., Мишина М.М. и др. Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 286 с.
  2. Мишина М.М. Создание и апробация программ поддержки современных родителей. // Психология семьи в современном мире [Электронный ресурс]: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун- т, 2017. – С. 206-216.
  3. Мишина М.М., Развитие творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2020 (17). – С. 74-79.
  4. Резванцева М.О., Траллманн А.М. Психологические особенности развития речи дошкольников в зависимости от типа семьи. // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований [Электронный ресурс]: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «XIV Левитовские чтения». – М.: ИИУ МГОУ, 2019. С. 113-118.
  5. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3 (10). – С. 201-204.

 

Об авторе

Мишина Анне Мария Вячеславовна – доцент кафедры психологии личности, аспирант кафедры общей и педагогической психологии Московского государственного областного университета
 e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина А.М.В. Особенности коммуникативных умений у старших дошкольников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).