ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ, ИНВАЛИДИЗИРОВАННОЙ В ХОДЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье обсуждается проблема выявления реабилитационного потенциала личности, инвалидизированной в ходе специальных военных операций. Раскрывается понятие реабилитационного потенциала, как как системного, комплексного, целостного образования, которое оценивается на основе медицинских, психологических и социальных факторов как реальные возможности восстановления нарушенных функций и способностей организма, в том числе участия личности в профессиональной деятельности. Обсуждаются вопросы психологической диагностики реабилитационного потенциалы инвалидизированной личности.

Ключевые слова: реабилитационный потенциал, инвалидизированная личность, боевые действия, специальные военные операции, диагностика комбатантов.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Современная ситуация политического и социального развития российского общества предполагает особое внимание уделять лицам с инвалидностью, полученной во время исполнения служебного долга в процессе выполнения специальных военных операций.

 Многие специалисты, исследователи и практики в частности в области психологии видят своей первостепенной задачей помощь данной категории лиц в диагностике их состояния, психологического статуса и способностей адаптироваться к условиям мирной жизни.

Анализ литературы показывает, что истоки изучения психологической реабилитации военных находятся в работах Алякринского Б.С., Заваловой Н.Д., Платонова К.К., Пономаренко В.А. и др.

Впервые данные по реабилитации ветеранов войны были опубликованы в исследованиях конца XX – начале XXI века (Абдурахманов Р.А. и Съедин С.И., Корчемный П.А., Китаев-Смык Л.А., Попов В.Е., Соловьев И.В., Тарабрина Н.В. и др.). 

Опираясь на теоретические разработки, отметим, что психологическая реабилитация данного контингента – это комплекс мер, который направлен на оказание психологической помощи инвалидам, выявление и актуализацию их реабилитационного потенциала.

Понятие «реабилитационный потенциал» было впервые представлено в научном сообществе в 1973 году исследователями Беловым В.П., Ефимовым И.Н., и Вечкановым В.А., определявшими его как комплекс биологических, персональных и социально-окружающих факторов, составляющих основу восстановления социального статуса больного [2].

М.В. Коробов внес свое видение в этот вопрос, представив реабилитационный потенциал в виде возможностей, которые у больного возникают в определенных обстоятельствах, используя поддержку реабилитационных служб и всего общества, чтобы задействовать биологические и социально-психические резервы для восстановления нарушенного здоровья и работоспособности, а также личного статуса и общественного положения [5].

Р.М. Войтенко углубляет это понятие, рассматривая его содержательную сторону и выделяя три основных уровня, на которых действуют факторы: организменный, личностный и индивидуальный. Это позволяет более подробно изучить процесс реабилитации и выявить ключевые аспекты, способствующие восстановлению больного [3].

При оценке реабилитационного потенциала исключительно важным является определение личных ресурсов на биологическом и психологическом уровне, способных выступать в роли компенсирующих механизмов и диагностировать патологические процессы (нарушения). Другими словами, мы говорим о позитивной и негативной сторонах реабилитационного потенциала, отраженных во всех его компонентах.

 Отметим также, что определение позитивной стороны является ключевой особенностью реабилитационной диагностики, отличающей ее от, например, клинической.

Таким образом, реабилитационная диагностика не только отражает текущее состояние диагностируемого объекта, но и прогнозирует реализацию способностей человека в условиях ограниченных возможностей. В этом контексте, реабилитационный потенциал можно рассматривать как элемент структуры реабилитационного процесса, включающий в себя диагностирование, реабилитационные меры и последующее сопровождение. 

Реабилитационный потенциал представляет собой показатель возможности восстановления или компенсации нарушенных способностей, а также расширения сфер деятельности. Этот показатель служит его основополагающей функцией.

Структура реабилитационного потенциала наиболее четко описана Ж.В. Порохиной [7]. 

В своем научно-исследовательском труде она выделяет девять элементов психологического реабилитационного потенциала, включая тип отношения к болезни, уровень психонервного состояния, самооценку, притязательность, реактивную и личностную тревогу, локус контроля, состояние социальных взаимоотношений и уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Основываясь на этих категориях, она определяет психологический реабилитационный потенциал как систему индивидуальных психологических характеристик (мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных), которые сформировались преморбидно. Эти характеристики служат важным ресурсом при наступлении изменений в социальной ситуации или вследствие заболевания, инвалидизирующего человека. В свою очередь, эти ресурсы помогают человеку реадаптироваться к новым жизненным обстоятельствам [7].

В работе О.Н. Гудилиной рассматривается личностный реабилитационный потенциал как узкое понятие, определяемое в качестве системы личностных характеристик, позволяющих индивидууму активно и эффективно участвовать в процессе комплексной реабилитации и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Составляющими этого потенциала она выделяет следующие аспекты: тип отношения к болезни, локус контроля, уровень самооценки, мотивация достижения, осмысленность жизни, жизнестойкость, временная перспектива [4].

Все авторы обращают внимание на то, что одним из важных компонентов реабилитационного потенциала является «внутренняя картина болезни» – это субъективное отношение человека к своей болезни.

Таким образом, реабилитационный потенциал можно определить, как ту часть личностных ресурсов, которая активно влияет на процесс реабилитации и реадаптации при наличии тяжелого заболевания. В него вкладываются мотивационные, эмоциональные, самооценочные, коммуникативные компоненты и индивидуальное видение болезни.

Для выявления реабилитационного потенциала, выбора стратегии и методов психореабилитационной и психотерапевтической работы с лицами, получившими инвалидность в процессе боевых действий и специальных военных операций необходимо проведение детального психодиагностического обследования (психодиагностика) [8]. 

Психологическая диагностика понимается как системная деятельность клинического психолога, имеющая этапы, методологию, методы и инструментарий. Этапы реабилитационной диагностики определяет клинический психолог. Он же определяет реабилитационный потенциал клиента и наличие/отсутствие мотивированности на реабилитацию. Это является первичной задачей при выстраивании реабилитационного маршрута комбатанта, получившего увечья в ходе специальной военной операции.

В числе первых диагностических процедур стоит психиатрический скрининг, который подразумевает экспресс-тестирование вернувшихся раненных бойцов с целью выявления у них симптомов посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), и в случае их обнаружения направления на лечение к психиатрам [1]. 

Основываясь на результатах диагностики, осуществляется оценка общего психологического состояния и выявленных симптомов, а также возможных видов психологической помощи и коррекции, которые могут быть применены в процессе организации реабилитационной и психопрофилактической работы. 

Выявление уровня психологического реабилитационного потенциала позволяет сформировать прогноз на дальнейшую жизнь человека с инвалидностью. Важно подчеркнуть, что лица получившие травмы и увечья в ходе боевых действий переживают их как катастрофическое событие, внезапно изменяющее привычный образ жизни. Помимо физической боли и дискомфорта, инвалиды-комбатанты испытывают тяжелые психологические переживания, которые негативно сказывается на результатах реабилитации. У этих людей изменяются качество и стиль жизни. Комбатант вынужден пройти, как правило, через длительные этапы восстановительного лечения, реабилитации и реадаптации [8].

Задачами восстановительного периода являются приспособление к условиям быта, профессиональной деятельности и жизни в целом. Продуктивность в решении этих задач зависит от общей позиции личности, использования имеющихся личностных ресурсов. В этой связи прогностическая ценность определения реабилитационного потенциала важна в первую очередь для самого больного, давая ему возможность осознать свои личностные ресурсы, с опорой на которые осуществляется компенсация и наиболее полная реадаптация [8]. 

И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич разработана и апробирована методика «Реабилитационный потенциал личности». Методика представляет собой опросник, включающий двадцать восемь закрытых вопросов и может применяться как в групповой форме, так и индивидуально [6]. В методике выделено пять шкал, соответствующих пяти компонентам реабилитационного потенциала – мотивационному, эмоциональному, самооценочному и коммуникативному, а также внутренней картине болезни.

В методике выделено пять шкал, соответствующих пяти компонентам реабилитационного потенциала – мотивационному, эмоциональному, самооценочному и коммуникативному, а также внутренней картине болезни. 

Мотивационный компонент отражает широту интересов и степень активности больного, включающегося в решение бытовых, профессиональных (учебных) проблем и задач, связанных с сохранением (восстановлением) здоровья. 

Эмоциональный компонент представляет общий эмоциональный фон жизни больного (позитивный/негативный), его динамику в связи с заболеванием и возможности регуляции эмоциональных реакций. 

В самооценочный компонент входят представления о своих наиболее значимых качествах и отношение к себе как к больному человеку. 

Коммуникативный компонент раскрывает специфику значимых социальных связей и динамику межличностных отношений во время болезни. 

В качестве других личностных ресурсов, необходимых для преодоления болезненного состояния и успешной реабилитации и реадаптации авторы рассматривают экзистенциальную исполненность, активность, оптимизм и жизнестойкость. 

Экзистенциальная исполненность – осмысленность жизни, возможность жить в согласии с собой и миром, способность воплощения в жизнь своих решений, отвечающих сущности человека (В. Франкл, А. Лэнгле). Экзистенциальная исполненность включает в себя самодистанцирование, самотрансценденцию, свободу и ответственность и замеряется с помощью методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер в адаптации С.В. Кривцовой. Самодистанцирование означает способность адекватно воспринимать ситуацию, абстрагируясь от собственных желаний, опасений и проблем. Самотрансценденция – это способность жить для кого-то или чего-то, откликаться эмоционально на происходящее, руководствуясь смыслом и ценностями, а не исключительно собственными целями. Свобода подразумевает способность принимать решения на основе личной значимости возможных вариантов, а ответственность – способность претворять эти решения в жизнь [7].

К ключевым личностным ресурсам или составляющим личностного потенциала причисляют жизнестойкость, подразумевающую активное участие в жизненной деятельности и веру в необходимость противостояния жизненным препятствиям. Жизнестойкость включает готовность пойти на риск и восприятие любого, даже негативного, опыта жизни как способствующего личному росту. Методикой определения уровня жизнестойкости является одноименный тест С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.

Еще одним показательным психологическим ресурсом реабилитационного потенциала личности является оптимизм и активность. Методика для выявления этих характеристик – «Шкала оптимизма и активности» И. Шуллер, А. Комуниани в адаптации Н.Е. Водопьяновой и М.В. Штейна. Оптимизм – это вера человека в хорошее, это преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей, это опора на свои силы и успех. На другом полюсе находится противоположная категория людей – пессимисты, которые постоянно проявляют сомнения в своих силах, ожидают неприятности и неудачи, стремятся к избеганию, умышленно ограничивают себя в контактах и замыкаются на своем внутреннем мире. Под активностью понимается оживленная деятельность, наполненная энергией. Человек проявляет инициативу, он жизнерадостен, относительно беспечен и безмятежен, у него есть склонность к рискованному поведению. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать.

Исходя из вышеизложенного можно заключить о наличие разнообразного спектра показателей, составляющих реабилитационный потенциал личности, а также методов и методик его выявления и исследования.

В заключение подчеркнем, что несмотря на большой массив диагностических инструментов и хорошо прописанные в литературе симптомы, характерные для участников специальных военных операций и инвалидизированных комбатантов, вернувшихся к мирной жизни, организовать процедуру диагностики для выявления личностной симптоматики с целью определения психо-реабилитационных мероприятий не просто. Учитывая глобальную цель, стоящую на современном этапе перед российскими специалистами помогающих профессий – выработки стратегии и нахождения наиболее оптимальных методов психореабилитационной и психотерапевтической работы с лицами, получившими инвалидность в процессе боевых действий и специальных военных операций, мы планируем представить свое видение диагностических критериев, необходимых для оперативного сбора данных на основе которых будет строиться программа психологической реабилитации и реадаптации данной категории лиц. 

Литература

1. Авдиенко Г.Ю. Психологическая коррекция и реабилитация участников боевых действий: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 299 с.

2. Белов В.П., Вечканов В.А., Ефимов И.Н. Реабилитационный потенциал хронически больного: анализ, содержание, оценка // Врач.-труд. экспертиза. Соц.-труд. реабилитация инвалидов. – 1975. – Вып. 2. – С. 26-31.

3. Войтенко Р.М. Основы реабилитологии и социальная медицина: концепция и методология. – СПб.: МЕДЕЯ, 2007. – С. 21-28.

4. Гудилина О.Н. Специфика личностного реабилитационного потенциала подростков с нарушениями статодинамической функции в связи со временем возникновения нарушения и степенью его тяжести [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSY EDU.ru. – 2012. – №4. – С. 1-19. www.psyedu.ru

5. Коробов М.В. Реабилитационный потенциал: вопросы теории и применения в практике медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов // Врач.-труд. экспертиза. Соц.-труд. реабилитация инвалидов. – 1995. – Вып. 17. – С. 35-41.

6. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Реабилитационный потенциал личности при различных хронических заболеваниях // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. – № 1. – С. 50-60.

7. Порохина Ж.В. Психологический реабилитационный потенциал инвалида (На примере больных с ишемической болезнью сердца): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. – М., 2004. – 183 c.
8. Соловьева О.В. Основы изучения реабилитационного потенциала личности, инвалидизированной в ходе боевых действий и специальных военных операций // Материалы VIII Международного интернет-симпозиума «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве», Ставрополь: СКФУ, 2023. – 245 с. 

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Психологическая диагностика реабилитационного потенциала личности, инвалидизированной в ходе специальных военных операций  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).