Кобзарева И.И., Андреева Е.А. (г. Ставрполь)
ПСИХИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
УДК 159.99
Аннотация. Статья посвящена феномену социальной жизни человека – психической эпидемии. В материале рассматриваются понятия «психическая эпидемия», «психологическое заражение». Даются классификация, особенности, исторические примеры «психической эпидемии» и факторы ее вызывающие. Описываются механизмы психического заражения и приводятся примеры форм массовой психической заразительности в социуме.
Ключевые слова: особенности психической эпидемии психическая эпидемия, эффект внушения, эффект заразительности, гелиотаракс, эффект поведения человека в толпе, механизм направленного внушения
На протяжении всей истории человечества наблюдались различные формы психических эпидемий, которые иногда приводили к массовому и иррациональному поведению. О них упоминалось множество раз, начиная от легенд, библейских сказаний и заканчивая современной информацией о явлениях подобного рода. Ученые исследовали эти явления, пытаясь понять и объяснить причины и последствия психических эпидемий.
Термин «психическая эпидемия», обозначающий особое явление общественной жизни, активно использовался в русскоязычной литературе двумя исследователями человеческой психики и истории – В.М. Бехтеревым и А.Л. Чижевским. Вопрос о массовом психическом заражении заинтересовал их и вызвал дискуссию. Сегодня, когда феномен русской революции, произошедшей 100 лет назад, переосмысливается в различных контекстах (кино, Интернет, живопись, исторические науки, социология и т.д.), тема внушения и самовнушения в общественной жизни, обозначенная в начале ХХ века В.М. Бехтерев, актуальна как никогда [1].
В лекции «Внушение и его роль в общественной жизни» В.М. Бехтерев обозначил ряд проблем, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Он обратил внимание на то, что врачи часто говорят о «физическом заражении» через «живой контакт», или микробах, в то время как стоило бы вспомнить о «психической инфекции», передаваемой «через психические контакты (contagium psychicum)», «микробы которой хотя и невидимы под микроскопом, тем не менее, похожи на настоящие физические микробы, они действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения окружающих нас людей, через книги, газеты и т.д., одним словом, где бы мы ни находились в окружающем нас обществе, мы подвержены действию психических микробов и, следовательно, находятся в опасности быть психически инфицированными» [1, с. 5, 6].
А.Л. Чижевский составил классификацию психических эпидемий, возникавших на протяжении всей истории человеческих цивилизаций, независимо от географического фактора (Запад – Восток), и уделил особое внимание внешним объективно существующим провокаторам массовых психозов, среди которых главным является космический фактор солнечной активности [8].
Согласно классификации А.Л. Чижевского [8], психические эпидемии можно разделить на военные, революционно-политические, религиозные и религиозно-исторические, нервно-психические, истеросексуальные, эпидемии распространения идей, психопатические. В этом исследовании он отметил, что психическая эпидемия превращается в психопатическую, потому что к массовому движению присоединяются люди с явными психическими расстройствами, тогда кажется, что все участники массового движения просто сошли с ума: каждый имитирует поведение сумасшедшего, каждый продолжает свою работу, и все же до совсем недавнего времени все они мыслили здраво и трезво, такова великая роль социального внушения, роль психической индукции.
А.Л. Чижевский [8] приводит многочисленные примеры массовой психической заразительности в социуме в следующих формах:
- мании (культ Вакха в Древнем Риме, II в. до н.э., сенат полностью запретил его в 186 г. до н.э. из-за страшных последствий; тюльпаномания в Голландии, XVIII в., привела к эпидемии самоубийств из-за потери имущества и разорений на этой почве; радиомания 1923-1924 гг.);
- психические эпидемии (всеевропейская боязнь светопреставления, около 1000 г.; неистовая пляска святого Витта в Европе XIII и XVII вв., в немецком городе Эхтернах до сих пор ежегодно в мае отмечают день «прыгающих святых»; самобичевания в Европе XIII-XV вв.; тарантизм в Италии XV в.; кликушество в России XVII в.; самосожжение раскольников в России XVII в.; воровство в Англии XVII в.; икота в Моравии XIX в.; самоубийства во Франции и России в XIX в.; «клондайская чума» ХХ в.; эпидемические самосожжения в Древней Индии, Японии, Корее);
- массовые умственные движения (влияние художественной литературы, например, книг Ричардсона «Кларисса Гарлоу» и Гете «Страдания молодого Вертера» на умы и психику читателей: сам король наводил справки о здоровье литературного персонажа Клариссы, а роман Гете породил эпидемию самоубийств из-за несчастной любви);
- эпидемическое распространение идей (например, N-лучи Блондло – история самообмана ученых после открытия Рентгеном в начале ХХ в. Х-лучей).
- Все эти и многие другие массовые психозы, описанные А.Л. Чижевским, связаны не только с тиранией идей или с избирательной социальной предрасположенностью к девиантному поведению, но и с влиянием «солнцедеятельности».
Используя методы, разработанные В.М. Бехтеревым и А.Л. Чижевским, можно выделить следующие особенности психической эпидемии:
- эффект внушения, часто перерастающий в самовнушение, а затем и во взаимовнушение;
- эффект заразительности, или импульсивного поведения в толпе (даже при отсутствии самой толпы);
- гелиотаракс – переход больших масс людей из статичного состояния в динамичное;
- преобладающие в обществе настроения, созданные под влиянием манипулирования сознанием в Интернете и средствах массовой информации.
Все перечисленные выше факторы опасны переходом к стадии автоматизма в поведении больших масс людей, что приводит к стиранию не только критического отношения к собственному поведению, но и к потере индивидуальности в целом (эффект поведения человека в толпе), потеря рационального, критически мыслящего «я». В.М. Бехтерев отмечал, что отсутствие волевого внимания субъекта дает полный простор автоматизму, следовательно, влияние одного человека на другого возможно только посредством «пассивного восприятия, в дополнение к участию личного сознания» [3]. Следует отметить, что В.М. Бехтерев также рассматривал приказы и наглядные примеры, исходящие, например, от провокатора (индуктора с неустойчивой психикой), практически неотличимые от других видов внушения, таких как гипноз. Во все времена политики использовали риторику в сочетании с наглядным примером, чтобы вдохновить на идеи, которые они пропагандируют. В современном мире существует множество примеров различных видов внушения – от рекламных роликов до информационных войн [5].
Научные исследования показывают, что психические эпидемии могут быть вызваны различными факторами, включая социальные, психологические и культурные аспекты. Массовая истерия, паника и влияние средств массовой информации играют важную роль в распространении этих эпидемий. Они могут вызвать коллективное безумие и необъяснимое поведение у большого числа людей.
Еще в 1908 году В.М. Бехтерев считал, что «паника – это психическая эпидемия кратковременного характера», возникающая в форме «подавляющего аффекта» чаще всего при большом скоплении людей, которым как бы «внушается мысль о неминуемой смертельной опасности» в силу обстоятельств. Ученый считал, что паника неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у человека независимо от его интеллектуального уровня. Внушение в толпе, особенно в условиях общего эмоционального напряжения, распространяется «подобно пожару» и иногда возникает из случайно произнесенного слова, в определенной степени отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела или внезапного движения. В восторженной толпе «каждый индивид» влияет на других и сам подвергается аналогичному влиянию (Российский государственный исторический архив, фонд 1284, опись 220, дело 5, листы 1, 2).
Важно также обратить внимание на тот факт, что психические эпидемии могут быть связаны с широким спектром проблем и вызывать серьезные последствия для здоровья и благополучия людей. Например, психические эпидемии могут привести к массовым самоубийствам, насилию или даже геноциду. Поэтому понимание и предотвращение этих эпидемий является важной задачей для нашего общества.
В ХХ веке происходили трагедии, связанные с массовыми давками: на Ходынском поле во время коронации царя Николая II, трагическая гибель людей во время похорон И. Сталина, во время футбольных матчей известных клубов. Двадцатый век также ознаменовался разнообразными политическими акциями: от ужасающих последствий процессов против «врагов народа» до порой комичных форм борьбы комсомола с джазом в СССР; от антигерманского движения и маккартизма (антикоммунизма) в Соединенных Штатах после Второй мировой войны до массового молодежного движения новых левых (хиппи) в 1960-х годах в Европе [4].
В наше время также происходят психические эпидемии. Например, в декабре 2005 года десятки девочек были госпитализированы в нескольких районах Чечни с признаками острого отравления (рвота, судороги, помутнение сознания и т.д.). Однако данные анализа не выявили наличия вредных веществ ни у одной из пострадавших. Вывод ведущих экспертов однозначен: психическая эпидемия как следствие длительного стресса, вызванного непрекращающимися похищениями людей, столкновениями, общим беспорядком и нестабильностью. Самым слабым звеном оказались девочки как наиболее эмоционально уязвимые [7]. Для того чтобы сработали ментальные механизмы заражения, кому-то достаточно эмоционально высказаться по наболевшему вопросу и оказать поддержку нескольким участникам.
Психологическое заражение – один из старейших и наиболее эффективных способов вызвать определенное состояние человека путем воздействия на него соответствующими состояниями других людей.
Психологическое заражение относится к методу управления деятельностью человека в группе. Он считается одним из первых среди большого количества механизмов воздействия. Таким образом, человек на бессознательном уровне подвергается внешним воздействиям, что сильно влияет на психологическое состояние [6].
Психологическое заражение происходит в результате срабатывания механизма, направленного на внушение. Наиболее ярким примером этого явления являются рекламные ролики, установленные правила общественного поведения и так далее. Индивид начинает бессознательно приспосабливаться к окружающим, именно в этот момент возникает феномен заражения.
Его проявления разнообразны: от группового возбуждения до массовых психозов. Всем хорошо известны такие формы психологического заражения, как возбуждение болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, ощущение огромной силы и единства на многолюдных митингах политических партий, особенно если их организаторы умело используют психологические механизмы заражения.
Сила психологического заражения огромна, поэтому этот вид психологического воздействия всегда вызывал большой интерес у психологов, а также у тех, кто стремится контролировать людей или влиять на них.
При наличии обратной связи заражение может увеличивать силу взаимной индукции, приобретая форму круговой реакции. Такая реакция сопровождает эффективные массовые акции, общественное восприятие зрелищ и выступлений [6].
Действие механизма психического заражения определяется не только силой эмоционального заряда, исходящего от индивида, но и наличием определенного психологического настроя и специфических форм психологических контактов. Отсюда стремление многих политиков к митингам с определенными действиями и символикой, красочным шествиям, массовым театрализованным представлениям, введению отличительных знаков. В этом случае возникает круговая реакция взаимного психологического заражения, которая еще больше усиливает эффект эмоциональной общности.
По словам Г. Лебона (1995), для того чтобы сработали механизмы психологического заражения, необходимо применить хорошо известную технику внушения – повторения: «... необходимо, чтобы какое-то эмоциональное высказывание было повторено достаточное количество раз, и это повторение было бы единодушным». Таким образом, основными условиями для действия психологической инфекции являются эмоциональное утверждение (или действие) и многократное повторение.
Заражение как психологическое воздействие активно используется для того, чтобы воздействовать как на отдельного человека, так и на группы и массы людей. Психологическое заражение, направленное на отдельного человека, способствует его более высокой интеграции в группу и модификации поведения в соответствии с групповыми нормами. Психологическое заражение, направленное на группу, в основном связано с достижением двух целей: во-первых, еще большего укрепления групповой сплоченности; во-вторых, формирования однородного мнения в группе.
Психологи отметили, что индивиды с высокими показателями эго, независимыми суждениями, обладающие развитым интеллектом, сильной волей, высоким уровнем саморегуляции, обладающие творческим потенциалом, слабо подвержены психологическому заражению [2].
Лучший способ осуществить психологическое заражение получается у харизматичных лидеров, которые действительно обладают, как они привыкли говорить, природным магнетизмом. Это могут быть яркие личности из мира искусства, спорта, политики. Психологическое заражение лучше всего происходит во время массовых акций. Когда известные, уважаемые, авторитетные люди выражают мысли или суждения в яркой и эмоциональной форме, их сторонники или последовательницы быстро и адекватно реагируют на такие идеи, многократно тиражируя их.
Воздействие слова (логоса) на человека как говорящего (разумного) существа велико, но при психической эпидемии, прежде всего, проявляется массовая импульсивная реакция как на слово, так и на любую другую внешнюю или внутреннюю провокацию (психосоматическая реакция), которая порождает цепную реакцию поведения человека в толпе, даже если толпы как таковой нет. Как и в случае импульсивного самоубийства, когда срабатывает определенный эффект подражания другому, стирающий человеческую индивидуальность, человек как бы заражается определенным стереотипом поведения, который ранее был для него несвойственен, которому он не в состоянии противостоять.
Сегодня заразительность девиантного поведения часто проявляется среди молодежи из-за включения в различные интернет-сообщества – от клубов самоубийц до различных форм радикализма (исламского, неоязыческого, геймерского и др.).
Вопрос борьбы с психическими эпидемиями остается открытым. Действительно, борьба с массовыми психозами сегодня осложняется внезапностью и скоростью их распространения, а также неполной ясностью их этиологии, как психической (биологической), так и социальной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическое заражение и психические эпидемии являются сложными явлениями, которые требуют дальнейших исследований и внимания со стороны научного сообщества. Понимание причин и механизмов этих явлений может помочь нам разработать эффективные стратегии предотвращения и управления ими. Понимание данных видов психологического воздействия может помочь обществу более эффективно реагировать на них и предотвращать негативные последствия.
Литература
- Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб.: Издатель К.Л. Риккер, 1903. – 136 с.
- Зазыкин В.Г., Коваль Н.А. Психологические воздействия в деловом общении. – Тамбов: Светоч, 2000. – 443 с.
- Кавинова И.П., Кобзева Е.Ю. Влияние интернета на современное общество. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 8. DOI: 10.18698/2306-8477-2015-8-280.
- Кавинова И.П. Психическая эпидемия как социальный феномен. Гуманитарный вестник, 2018, вып. 9. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2018-9-557.
- Кудинов Д.Д. Психология толпы. Обзор исследований. Школьный психолог: методические материалы. URL: http://samlib.ru/s/shkolxnyj_p/tolpa.shtml (дата обращения 26.02.2018).
- Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копоруллина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и др. Под общей редакцией Ю.Л. Неймера. – Ростов н/д, 2004.
- Филимонова Я. Психические эпидемии – откуда это безумие? URL: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/13067.html (дата обращения 04.02.2018).
- Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. – М.: Мысль, 1995. – 766 с.
Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Андреева Елена Анатольевна – старший преподаватель кафедры общей и возрастной психологии, заместитель начальника по лицензированию и государственной аккредитации
e-mail:
Кобзарева И. И., Андреева Е. А. Психическая эпидемия как феномен социальной жизни человека [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).