Квасов А.В. (г. Минск, Беларусь)
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ В ЗАМЕЩАЮЩИХ И ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЬЯХ
УДК 159.99
Аннотация. Предлагаемая вниманию работа посвящена исследованию особенностей межличностной сферы родителей-воспитателей детских домов семейного типа. Данная работа ставит перед собой цель изучения социально-психологических характеристик личности, выделяющих родителей-воспитателей от традиционных семейных пар, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей.
Ключевые слова: родители-воспитатели, семья, межличностная сфера, детский дом семейного типа, сиротство, традиционные семейные пары, конфликты.
Актуальность. На данный момент существующая государственная система Республики Беларусь не может удовлетворить спрос семейной формы жизнеустройства для всех нуждающихся детей. Интернатные формы жизнеустройства по многим аспектам признаны не только не эффективными, но и несущими ряд негативных моментов. Для решения этой проблемы наиболее подходящим способом видится развитие учреждений детских домов семейного типа (ДДСТ).
Родители-воспитатели выполняют функцию замещающей семьи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность этой профессии прямо пропорциональна проблеме сиротства. В современном же обществе лишиться семьи ребенок может по многим причинам, не всегда зависящих даже от самих родителей. В настоящее время одним из наиболее актуальных причин сиротства являются низкая осведомленность населения, различные заболевания, материальное положение, смерть одного, или обоих из родителей [7]. Все это неизбежно оставляет пагубный отпечаток на личности ребенка.
Э. Эриксон отрицал необратимость данных влияний, при условии должной коррекции на последующих этапах развития [9]. В свою очередь, современные исследования говорят о том, что ранние годы являются периодом повышенной чувствительности к воздействию опыта [11], [12]. Качество окружающей среды в раннем детстве является фактором продуктивности взрослых [10].
Говорить об эффективной помощи детям-сиротам возможно только в условиях семейной модели. Ведь именно семья отвечает за новое поколение, за его устои, нормы и правила. Родители выступают для ребенка в роли авторитетной и стабильной фигуры, которая покрывает большинство их базовых потребностей, социализирует в обществе, прививает самостоятельность и реализует зону ближайшего развития [2]. Для ее реализации предполагается быть заботливым, тактичным, ответственным, рассудительным, обладать педагогическими навыками, когнитивной гибкостью и согласованностью воспитательного процесса между обоими людьми, выполняющими роли родителей. Роль родителя-воспитателя детского дома семейного типа усложняется воспитанием группы воспитанников, часто имеющих статус детей-сирот и детей без попечения родителей, чья жизнь зачастую отягощена травматическими событиями, не должным воспитательным процессом и различными депривациями. Дисгармоничные межличностные отношения между замещающими родителями могут повышать риск девиантного поведения у детей-сирот, трудности в их социализации и сложности в построении долгосрочных союзов и воспитании собственных детей.
Цель исследования: изучить особенности межличностной сферы у родителей из традиционных семей и родителей-воспитателей.
Для понимания характерных особенностей, специфики и рисков работы родителей-воспитателей ДДСТ, мы проведем анализ научных знаний данной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследования на тему детских домов семейного типа не являются самодостаточными, поэтому мы предлагаем обратиться к знаниям в области психологии семьи и педагогики. Потому как, во-первых, родители-воспитатели моделируют семейную форму жизни для группы нуждающихся детей, значит, их можно рассматривать со стороны семейной многодетной пары.
Важным критерием качества семейных отношений является желание слышать своего супруга, проговаривать все чувства и принимать во внимание то, что не устраивает партнера [1], [6]. Отсутствие данных качеств, в первую очередь, становится основой для возникновения конфликтных ситуаций. Исследования на эту тему говорят о том, что конфликтные моменты распространены в более чем 86% семей, причем половина семей старается решить конфликт совместными усилиями. Важным нам видится тот факт, что с возрастом растет и показатель соперничества и борьбы за власть при решении конфликтных ситуаций. Наибольший процент в этой категории составляют люди, перешагнувшие 60-летний рубеж [3].
Другие данные говорят о различиях между молодыми и возрастными парами. С возрастом повышается показатели удовлетворенности браком, доверия и взаимопонимания. Снижается уровень конфликтности, что обуславливается постепенным нахождением эффективных стратегий разрешения и стремлением консолидировать разные мнения [8]. Сотрудничество супружеских пар позволяет разделить бремя и трудности, связанные со всей ситуацией воспитания. М.Э. Лэмб показал, что адаптация детей практически не определяется структурой семьи или биологическим родством с родителями, а вместо этого постоянно зависит от качества воспитания и отношений между родителями [4].
Проанализировав основные социально-психологических характеристики, требующиеся для роли родителя-воспитателя детского дома семейного типа, мы пришли к пониманию, что несовершеннолетние охотно перенимают модель семейных ролей взрослых выполняющих для них роли родителей. Таким образом, модель поведения родителей-воспитателей является важным критерием, в связи с тем, что высока вероятность, что именно этой моделью будут пользоваться их воспитанники во взрослой жизни. Вследствие чего, мы обозначили ряд факторов, напрямую влияющих на воспитательный процесс будущего поколения, одни характерны именно для этих учреждений, другие для всех семей в целом. В воспитательном процессе одним из ключевых моментов выступает позитивный пример внутрисемейного взаимодействия, дающий возможность детям усвоить модель семьи, отличную от своей, признанной государством оказывающей вредное воздействие на ребенка. В первые ряды по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выходит здоровое взаимоотношение между супругами, взявшими на себя роль приемных родителей или родителей-воспитателей.
Отсутствие гармоничных отношений между супругами неотъемлемо ведет к недопониманию, ссорам, физическому и психологическому насилию. Апогеем данной ситуации может стать развод родителей-воспитателей. По этой причине семья, образованная зрелыми, самодостаточными личностями, построенная на взаимоуважении и любви, руководствующаяся конструктивной внутрисемейной коммуникацией, является ключевым требованием во время отбора кандидатов для создания ДДСТ. Для предотвращения подобных ситуаций к семейным парам − кандидатам на должность родителей-воспитателей должны предъявляться ряд требований, целью которых будет минимизация подобных рисков.
Как мы видим, выбор личностей, которые должны будут заменить семью, является важным параметром при организации жизнеустройства детей. От него напрямую зависит то, каким вырастет человек. Таким образом, в процессе отбора семейных пар − кандидатов для роли родителей-воспитателей стоит уделить внимание изучению их межличностных отношений.
В связи с актуальностью проблемы было принято решение провести исследование. База исследования: 120 человек родителей, из них 60 родителей – из традиционных семей, 60 человек – родители-воспитатели, работающие в детских домах семейного типа различных регионов Республики Беларусь. Исследование проходило в период с января по декабрь 2021 г. В ходе исследования были выделены 2 группы респондентов: 1 группа – родители из традиционных семей, 2 группа – родители-воспитатели домов семейного типа.
Методика исследования: «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири [5]. Результаты диагностики субъективной оценки себя по методике Т. Лири у родителей из традиционных семей отражены на рисунке 1.
Условные обозначения: I – первая тенденция, II – вторая тенденция, III – третья тенденция, IV – четвертая тенденция, V – пятая тенденция, VI – шестая тенденция, VII – седьмая тенденция, VIII – восьмая тенденция, А – адаптивный вариант, П – промежуточный вариант, Д – дезадаптивный вариант
Рисунок 1 – Результаты субъективной оценки себя в традиционных семьях по методике Т. Лири
Из рисунка 1 следует, что 80% родителей из традиционных семей полагают, что они умеют брать на себя ответственность, и довольно независимы. При этом они не считают себя деспотичными и властными. У 20% человек наблюдается тенденция воспринимать себя лидером, который играет доминирующее значение при принятии решений.
Количество родителей, которые воспринимают себя уверенными в себе – 93% человек. Самоуверенными считают себя 7% респондентов. Испытуемые, считающие себя самовлюбленными, отсутствуют.
Такое качество, как требовательность, отмечают у себя 88% человек. Непримиримость к ошибкам партнера, критичность по отношению к окружающим оценивают у себя 12% человек.
Здоровый скептицизм, не доходящий до негативизма, наблюдают у себя 88% человек. Число родителей из традиционных семей, воспринимающих себя упрямыми, составляет 12% человек.
Адаптивный вариант устойчивости отмечают большинство испытуемых – 88% человек. Кротость наблюдают 9% испытуемых, что свидетельствует о промежуточном варианте по данной тенденции. Родители, которые считают себя пассивно подчиняющимися, – 3% человек, что говорит о дезадаптивности по данной шкале.
Доверчивыми, проявляющими уважение к партнеру воспринимают себя 83% человек. Они стремятся доставить радость своим близким. У 17% родителей из традиционных семей наблюдается оценка себя в качестве послушных и благодарных, что является промежуточным вариантов данной тенденции. Признаки зависимости от партнера и от окружающих родители из данной группы у себя не отмечают.
В качестве добросердечных оценивают себя 73% родителей. Следует отметить, что 27% респондентов считают, что они недостаточно самостоятельные. Лица, оценивающие себя, как конформистов, отсутствуют.
У 90% испытуемых имеет место оценка себя как отзывчивых, деликатных и нежных, 9% человек полагают, что они бескорыстные.
Результаты диагностики субъективной оценки партнера по методике Т. Лири у родителей из традиционных семей – на рисунке 2.
Условные обозначения: I – первая тенденция, II – вторая тенденция, III – третья тенденция, IV – четвертая тенденция, V – пятая тенденция, VI – шестая тенденция, VII – седьмая тенденция, VIII – восьмая тенденция, А – адаптивный вариант, П – промежуточный вариант, Д – дезадаптивный вариант
Рисунок 2 – Результаты субъективной оценки партнера в традиционных семьях по методике Т. Лири
Как видно на рисунке 2, 63% родителей из традиционных семей считают своих партнеров доминантными, 28% полагают, что их партнер – властный. Количество родителей, которые воспринимают партнера как деспотичного, составляет 9% человек.
Родители, считающие партнера уверенным в себе человеком – 82% респондентов. В данной выборке 18% родителей полагают, что их супруг – самоуверенный человек.
У 83% человек наблюдается оценка супруга в качестве требовательного. Родители, которые воспринимают партнера как непримиримого к чужим ошибкам, составляют 17% человек.
Оценка супруга, обладающего здоровым скептицизмом, характерна для 88% человек. При этом 12% родителей из традиционных семей полагают, что их партнер – упрямый, ревнивый и обидчивый.
Для 92% испытуемых характерно восприятие партнера как уступчивого и скромного, 7% полагают, что их супруг – довольно кроткий. Такое проявление, как пассивная подчиняемость, приписывают своему партнеру 2% человек.
У 83% отмечается оценка супруга в качестве доверчивого, у 17% имеет место восприятие партнера как послушного.
У 78% родителей имеет место оценка супруга как добросердечного, внимательного, отзывчивого. При этом 20% испытуемых считают своих партнеров недостаточно самостоятельными, 2% человек полагают, что их супруг проявляет чрезмерный конформизм.
Для 83% родителей характерно считать, что их супруг отличается отзывчивостью, терпимостью, эмоциональной теплотой. Между тем, 12% человек полагают, что их партнер – бескорыстный, 5% считают его жертвенным.
Данные изучения субъективной оценки себя у родителей-воспитателей отражены на рисунке 3.
Условные обозначения: I – первая тенденция, II – вторая тенденция, III – третья тенденция, IV – четвертая тенденция, V – пятая тенденция, VI – шестая тенденция, VII – седьмая тенденция, VIII – восьмая тенденция, А – адаптивный вариант, П – промежуточный вариант, Д – дезадаптивный вариант
Рисунок 3 – Результаты субъективной оценки себя у родителей-воспитателей по методике Т. Лири
Из рисунка 3 следует, что 77% родителей-воспитателей воспринимают себя лидером, 17% − властным человеком. У 7% человек отмечается оценка себя как деспотичного.
Для 93% испытуемых несомненным является восприятие себя уверенным и деловитым, 7% респондентов утверждают, что они – самоуверенные. Самовлюбленность им не свойственна.
Адаптивной требовательностью отличаются 90% респондентов. Промежуточный вариант критичности и раздражительности показали 10% родителей-воспитателей.
Для абсолютно всех испытуемых 2 группы (100% человек) характерно самовосприятие в качестве здоровых скептиков.
Адаптивный вариант уступчивости наблюдают у себя 88% родителей. Количество респондентов, которые считают себя кроткими – 12% человек.
Для 92% родителей характерна доверчивость к партнеру, стремление доставлять ему радость. Число родителей-воспитателей, приписывающих себе послушание как промежуточный вариант в данной тенденции, составляет 8% человек.
У 37% человек отмечается мнение о себе как о добросердечном и общительном человеке, готовым оказать помощь. У 55% респондентов наблюдается оценка себя в качестве недостаточно самостоятельного, 8% в данной группе считают себя конформистами.
Отзывчивость, деликатность и заботливость отмечают у себя 45% родителей. Бескорыстными считают себя 47% человек, 8% испытуемых характеризуют себя как жертвенных.
Данные о субъективной оценке партнера по методике Т. Лири у родителей-воспитателей продемонстрированы на рисунке 4.
Условные обозначения: I – первая тенденция, II – вторая тенденция, III – третья тенденция, IV – четвертая тенденция, V – пятая тенденция, VI – шестая тенденция, VII – седьмая тенденция, VIII – восьмая тенденция, А – адаптивный вариант, П – промежуточный вариант, Д – дезадаптивный вариант
Рисунок 4 – Результаты субъективной оценки партнера у родителей-воспитателей по методике Т. Лири
Из рисунка 4 можно сделать вывод о том, что 62% родителей-воспитателей оценивают своего партнера в качестве доминантного и независимого, 32% – в качестве властного. Кроме того, 7% человек полагают, что их супруг – достаточно деспотичный.
Для 87% испытуемых характерно восприятие своего супруга как уверенного в себе, деловитого. При этом 13% человек считают своего партнера самоуверенным.
Количество родителей 2 группы, воспринимающих партнера адаптивно требовательным – 92% человек. Непримиримым к чужим ошибкам, критичным и раздражительным воспринимают своего партнера 8% человек.
Здоровый скептицизм приписывают своим супругам 100% респондентов. Следует отметить, что в субъективной оценке себя родители-воспитатели показали такой же результат.
У 88% испытуемых результаты показали, что они считают партнера уступчивым, 12% человек отметили кротость и скромность своего супруга.
Адаптивным вариантом доверчивости наделяют партнера 90% испытуемых. По мнению 10% респондентов, их супруг достаточно послушен (промежуточный вариант данной тенденции).
В качестве добросердечного, добродушного и общительного характеризуют своего партнера 40% родителей-воспитателей. У 50% в данной группе имеет место восприятие супруга в качестве недостаточно самостоятельного, у 10% − в качестве конформного.
Отзывчивость приписывают своему партнеру 47% человек, бескорыстие – 38% человек. Для 15% родителей-воспитателей характерно восприятие супруга как жертвенного.
С целью выявления различий между группой родителей из традиционных семей (группа 1) и группой родителей-воспитателей ДДСТ (группа 2) использовался критерий Манна-Уитни. Анализ различий в особенностях субъективной оценки себя представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ различий в особенностях субъективной оценки себя в обеих группах
Шкала |
Ранговая сумма группа 1 |
Ранговая сумма группа 2 |
U-критерий |
p-уровень |
I |
3381.5 |
3878.5 |
1551.5 |
(р>0.05) |
II |
3391 |
3869 |
1561 |
(р>0.05) |
III |
3333 |
3927 |
1503 |
(р>0.05) |
IV |
4314.5 |
2945.5 |
1115.5 |
(р<0.01) |
V |
3480.5 |
3877 |
1560 |
(р>0.05) |
VI |
3454 |
3806 |
1624 |
(р>0.05) |
VII |
2845 |
4295 |
1015 |
(р<0.01) |
VIII |
2824 |
4436 |
994 |
(р<0.01) |
Условные обозначения: группа 1 – родители из традиционных семей, группа 2 – родители-воспитатели, I – первая тенденция, II – вторая тенденция, III – третья тенденция, IV – четвертая тенденция, V – пятая тенденция, VI – шестая тенденция, VII – седьмая тенденция, VIII – восьмая тенденция, U-критерий – критерий Манна-Уитни, p-уровень – уровень значимости
Представленные в таблице 1 результаты свидетельствуют о том, что родители из традиционных семей в большей степени оценивают себя как скептиков, недоверчивых людей, U=1115.5, (р<0.01).
Анализ различий в оценке уровня добросердечности показал, что существуют достоверные результаты: U=1015, (р<0.01). Это свидетельствует о том, что родители-воспитатели в большей степени, чем родители из традиционных семей, оценивают себя как внимательных к нуждам других людей, как способных на оказание помощи.
Существуют статистически значимые различия в оценке уровня отзывчивости, U=994, (р<0.01). Родители-воспитатели в большей мере считают себя деликатными, нежными и отзывчивыми.
Анализ различий в особенностях субъективной оценки партнера представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ различий в особенностях субъективной оценки партнера в обеих группах
Шкала |
Ранговая сумма группа 1 |
Ранговая сумма группа 2 |
U-критерий |
p-уровень |
I |
3431 |
3590 |
1661 |
(р>0.05) |
II |
3576 |
3684 |
1746 |
(р>0.05) |
III |
3407 |
3853 |
1577 |
(р>0.05) |
IV |
4180 |
2960 |
1130 |
(р<0.01) |
V |
3010.5 |
4129.5 |
1240.5 |
(р<0.01) |
VI |
3320 |
3940 |
1490 |
(р>0.05) |
VII |
2841 |
4419 |
1011 |
(р<0.01) |
VIII |
2858 |
4402 |
1028 |
(р<0.01) |
Условные обозначения: группа 1 – родители из традиционных семей, группа 2 – родители-воспитатели, I – первая тенденция, II – вторая тенденция, III – третья тенденция, IV – четвертая тенденция, V – пятая тенденция, VI – шестая тенденция, VII – седьмая тенденция, VIII – восьмая тенденция, U-критерий – критерий Манна-Уитни, p-уровень – уровень значимости
Из таблицы 2 видно, что родители из традиционных семей больше оценивают своего партнера как скептичного, U=1130, (р<0.01). Это говорит о том, что они считают своего супруга не очень доверчивым.
В свою очередь, анализ различий в оценке своего партнера показал значимые различия. Родители-воспитатели достоверно выше оценивают у своего супруга следующие показатели: добросердечие, отзывчивость, стремление к лидерству и тенденцию к установлению дружеских связей. Это указывает на то, что родители из домов семейного типа оценивают своего партнера с положительной точки зрения.
Выводы. Большая часть родителей из традиционных семей положительно оценивают не только себя, но и партнера. Это может указывать на позитивное самопринятие, положительное восприятие партнера. Возможно, хорошая субъективная оценка себя способствует, и даже, обусловливает положительное восприятие других людей, в т.ч. своих близких. Можно предположить, что в данном случае действует механизм проекции. Это, в свою очередь, способствует гармонизации взаимоотношений у родителей из традиционных семей, препятствует неразрешенным конфликтам и ссорам, помогает преодолевать препятствия на совместном жизненном пути. Подобное самовосприятие и восприятие партнера характеризует гармоничных личностей. Несмотря на это, есть родители с дезадаптивной оценкой себя и супруга. Они составляют группу риска и нуждаются в коррекции.
В свою очередь, родители-воспитатели оценили своих супругов как уверенных в себе, уступчивых во взаимоотношениях.
Различия в особенностях межличностной сферы проявляются в следующем:
− родители из традиционных семей в большей степени оценивают себя как скептиков, недоверчивых людей; больше оценивают своего партнера как скептичного;
− родители-воспитатели в большей степени, чем родители из традиционных семей, оценивают себя как внимательных к нуждам других людей, как способных на оказание помощи; полагают, что они склонны к лидерству и к установлению дружеских связей; достоверно выше оценивают у своего супруга показатели: добросердечие, отзывчивость, стремление к лидерству и тенденцию к установлению дружеских связей.
Литература
- Костина Л.А., Кубекова А.С., Мамина В.П. Особенности эмоциональной сферы у юношей и девушек в полных и неполных семьях // Казанский педагогический журнал. − 2019. − № 3 (134). − С. 183-188.
- Куровский В.Н., Пяткина Г.Н.Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 10(100). – С. 141-144.
- Першина К.В. Межличностные взаимодействия супругов // Вестник науки. – 2019. – № 12 (21). – С. 7-10.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. − 1982. − № 2. − С. 80-86.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. − Самара: БАХРАХ-М, 2001. − 672 с.
- Соболева Л.Г., Новак Н.Г. Особенности взаимоотношений в семье в зависимости от возраста супругов (на примере семей Гомельской области) // Психологическое благополучие современного человека: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20 марта 2019 года / Уральский государственный педагогический университет; отв. редактор С.А. Водяха. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 448-450.
- Тимченко Е. Исследование причин социального сиротства – жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://timchenkofoundation.org/wpcontent/uploads/2019/12/issledovanie_prichin_social_sirotstva. – Дата доступа: 10.01.2022.
- Филенко Л.В. Усыновление, приемная семья, детский дом семейного типа как формы устройства детей оставшихся без попечения родителей // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО Донецкий национальный университет. – 2019. – Т. 4. – № 11-3. – С. 197-201.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. А.А. Алексеев; Э.Г. Эриксон. − СПб.: Летний сад, 2000. – 415 с.
- Carneiro P., Heckman J.J. Inequality in America: What role for human capital policy? − Cambridge: MIT Press, 2003. − Р. 77-239.
- Heim C., Nemeroff B. The role of childhood trauma in the neurobiology of mood and anxiety disorders: preclinical and clinical studies // Biology psychiatry. − 2001. − Vol. 15, № 49 (12). − Р. 1023-1039.
- Shonkoff J., Phillips A. From neurons to neighborhoods: the science of early childhood development. − Washington: National Academies Press, 2000. − Mode of access: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25077268/. – Date of access: 02.01.2022.
Квасов Александр Витальевич − педагог-психолог «Минский государственный медицинский колледж», Беларусь
e-mail:
Квасов А.В. Особенности межличностной сферы в замещающих и традиционных семьях [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).