Даниелян А.Э. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
УДК 159.9
Аннотация. В данной статье обосновывается актуальность организации психолого-педагогического сопровождения профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости в условиях общеобразовательной школы, разработана программа первичной профилактики аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних в образовательной среде.
Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, жизнестойкость, профилактика, сопровождение.
Профилактика риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости – одна из центральных задач современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формирования у них активной жизненной позиции, реализации положений ФГОС о проведении просветительских, профилактических, психокоррекционных мероприятий для учащихся и их родителей.
Преобразования, происходящие в современном образовании, особо актуализируют проблему профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.
Процесс становления личности в подростковом возрасте сложный, неоднозначный, не редко противоречивый. Учащиеся в возрасте 11-16 лет склонны к аутодеструктивному поведению.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это одно из видов отклоняющегося от нормы поведения, проявление которого лежит в неосознанных действиях и является следствием физического или психического уничтожения личности, при котором человек взаимодействует с другими людьми сам собой причиняя вред своему физическому здоровью.
Самыми распространенными формами аутодеструктивного поведения являются суицид, наркомания и алкоголь – словом то, что ведет к саморазрушению.
Специфические особенности младшего подросткового возраста, такие как неустойчивая самооценка, критичность восприятия своей личности, высокая оценка значимых других, становятся факторами риска возникновения риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.
В этой связи, возникает необходимость в поиске новых путей и средств, повышающих эффективность профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.
Одним из действенных направлений можно считать организацию работы по психолого-педагогическому сопровождению профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости, которая способна предупредить возникновение трудностей в общении, взаимодействии подростков, развить недостающие ее компоненты, включить в процесс всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, педагогов) для комплексного решения возникающих проблем [3].
Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости является предметом пристального внимания педагогов-психологов и учителей школы, а также входит в круг актуальных научных интересов педагогической психологии [1].
С целью организации психолого-педагогического сопровождения профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости разработана программа первичной профилактики аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних в образовательной среде.
Задачи программы:
- Проводить первичную диагностику младших подростков «группы риска» (определение риска суицида, риска алкоголизма и наркомании, проявлений созависимых моделей поведения, определение нервно-психической устойчивости, уровня социальной адаптации, направленности ценностных ориентаций).
- Апробировать образовательно-профилактические и психокоррекционные меры для учащихся с высоким риском возникновения аутодеструктивного поведения и их родителей.
- Реализовывать различные техники работы по формированию самостоятельных форм поведения у младших подростков, по развитию их эмоционально-волевой сферы (гештальт-терапию – супрессивную технику, экспрессивную технику, технику прямоты экспрессии и завершенности экспрессии; техники интеграции – ассимиляцию, технику «пустого стула», диалога субличностей; технику углубления экзистенционального осознания, поиск смысла; арт-терапию).
- Содействовать внедрению психотерапевтических моделей (когнитивно-поведенческой, модели, основанной на психодинамическом подходе, семейной терапии) помощи подросткам, склонным к саморазрушающемуся поведению в практику школ.
- В целях предотвращения проблем в воспитании и развитии младших подростков, облегчения получения психолого-педагогической помощи обучающимися и их родителями специалистам школ проводить индивидуальное обучение.
- Способствовать созданию психологически безопасной среды, способствующей сохранению и укреплению психологического и душевного здоровья обучающихся общеобразовательных организаций.
- Разработать методические рекомендации по профилактике аутодеструктивного поведения младших подростков в образовательной среде.
Основные программные мероприятия:
1 блок. Организационная работа.
2 блок. Диагностическая работа.
3 блок. Профилактическая работа с детьми.
4 блок. Профилактическая работа с родителями.
Условия предотвращения самоповреждающего поведения обучающихся в программе включают:
- создание научно-методической базы подготовки педагогов по проблеме самоповреждающего поведения подростков;
- создание безопасной психологической среды в учебных заведениях;
- активную деятельность школьной службы психолого-педагогического сопровождения профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков как фактор мирного разрешения межличностных конфликтов;
- осуществление профилактических мер на всех уровнях образования, во всех сферах образовательных отношений;
- применение форм и методов работы по формированию произвольных форм поведения у младших подростков, развитию эмоциональной и волевой сфер;
- формирование настроя на отказ от приема психоактивных веществ, борьба с антиобщественным влиянием группы и подготовка к деятельности по самосовершенствованию;
- профилактика нарушений в обучении и развитии подростка, возможность получения психолого-педагогической помощи, способствующей формированию качеств зрелой личности [4].
Программа включает следующие направления, проводимые в рамках мероприятий по повышению квалификации психологов, социальных педагогов и классных руководителей в области профилактики самоповреждающего поведения младших подростков.
- Профилактическое направление программы.
Цель: создание основ здорового образа жизни путем предотвращения автоматического деструктивного поведения, реализации профилактических программ и проектов.
Суть профилактической работы заключается в расширении представлений школьников-подростков в этой области о возможности заражения, формировании стратегий поведения, сохраняющих здоровье, в ситуациях риска, связанных с развитием заболевания.
По мнению экспертов, участвующих в организации первичной профилактики, волонтерство сегодня является одной из наиболее эффективных форм обучения школьников основам здоровья и здоровому образу жизни [5].
Технология организации добровольческого объединения состоит из нескольких этапов.
Можно выделить следующие этапы:
- анализ;
- проектирование;
- методический этап;
- этап обучения;
- этап внедрения;
- этап оценки.
Создание добровольческих объединений младших подростков по пропаганде здорового образа жизни – одна из современных и проверенных форм работы с молодежью. Волонтерство обладает богатым потенциалом во многих областях, включая предотвращение распространения психоактивных веществ и социально значимых заболеваний, пропаганду здорового образа жизни и пропаганду физической культуры.
Кроме того, такая форма работы с молодежью формирует активную гражданскую позицию подростка, позволяют рассматривать здоровье не только как ценность одного человека, а как ценность всего общества [5].
- Направление консультирования и обучения.
Цель: формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса.
Работа в этом направлении включает в себя комплекс консультативно-воспитательных мероприятий, направленных на развитие психолого-педагогических способностей всех участников образовательных отношений и формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. К таким мероприятиям можно отнести:
- проведение групповых тематических консультаций [4];
- осуществление индивидуальных тренингов и консультаций для педагогов и родителей (при необходимости);
- проведение индивидуальной работы с обучающимися [2];
- публикация информационных брошюр;
- оформление тематических стендов;
- социально-значимые акции.
Формирование психологической культуры основано на воспитании ценностных представлений младших подростков:
- нравственности (проявления доброты, честности, милосердия, справедливости);
- интеллектуальных качеств (понимания истины, обладание знаниями, творческими и познавательными способностями);
- эстетических качеств (красоты, гармонии);
- социальных качеств (понимание семейных ценностей, этнической принадлежности, отечества);
- валеологических основ (понимания важности сохранения и укрепления здоровья, соблюдение режима дня, разумное пользование гаджетами);
- материальных благ (понимание ценности предметов труда, быта, жилья, одежды) [5].
Применяя различные приемы и методы педагогического воздействия на личность младших подростков с разным уровнем жизнестойкости, педагог общеобразовательной организации должен учитывать, что методы исправления личности оказывают огромное влияют на сознание, чувства, поведение, на развитие личности в целом.
В связи с этим методы преодоления трудновоспитуемости, взаимодействуя друг с другом выступают как средство коррекции поведения. Их комплексное использование способствует перестройки личностной системы обучающихся [4].
Педагогические методы воздействия на младших подростков с разным уровнем жизнестойкости с проявлениями аутодеструктивного поведения:
1) координируют разнообразные стихийные и организованные влияния на их личность;
2) регулируют отношения подростков к себе и другим;
3) обеспечивают согласованную перестройку сознания и поведения, воспитывают положительные и преодолевая отрицательные качества.
В связи с вышеизложенным, в рамках данной программы целесообразно применять следующие методы профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости: метод убеждения, рассказ и лекция, беседа и дискуссия, метод спора, метод подражания образцу поведения [2].
Метод убеждения наиболее широко используется в психолого-педагогической деятельности при профилактике риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.
Убеждение – это объяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения педагог воздействует на сознание, чувства и волю подростка. Убеждение воздействует на подростка только через его внутреннюю сферу, выступает как форма регулирования отношений подростка с обществом.
Воспитательная сила убеждения определяется тем, как подросток внутренне воспринимает его. Если убеждение не вызывает положительного внутреннего настроя подростка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (командных) методов воздействия на него [4].
Для того чтобы метод убеждения достиг своей цели, необходимо учитывать психологические особенности подростков, их уровень образования, интересы и личный опыт.
Прежде всего, убеждать можно, словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, умение убедить подростка в правильности своих взглядов является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога и психолога общеобразовательной организации.
Органическая часть убеждения – это требование, без которого невозможно перестроить неправильные представления подростка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Требования могут быть разными: безусловные, не допускающие возражений, более мягкое требование, в форме призыва (пожалуйста, сделайте это; не делайте этого, иначе вы расстроите свою семью и т.д.
Требования должны основываться на уважении к личности подростка, понимании его психического состояния, проникнуты человечностью, заинтересованностью в судьбе подростка, разумностью предлагаемых действий по их осуществлению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные действия подростка. Требование играет вспомогательную роль в социальной и педагогической деятельности. Его основная функция – ставить перед подростками задачу, доводить до их сознания значение норм и правил поведения, а также определять содержание предстоящей деятельности [3].
Рассказ и лекция являются монологическими формами метода, которые проводятся от одного человека – психолога. Оба метода используются для объяснения подросткам определенных моральных понятий.
Рассказ используется при работе с детьми младшего подросткового возраста. Он короток по времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах.
Лекция, как правило, раскрывает более сложные моральные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и т.д.
Лекция длиннее по времени, в ней рассказ используется как прием. Беседа и дискуссия являются диалогическими формами метода, при их использовании важное место занимает работа самих младших подростков. Поэтому важное место в использовании этих методов играют: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт обучающихся, положительный эмоциональный фон беседы.
Беседа – это метод вопросов и ответов. Искусство педагога проявляется в том, какие вопросы он рассматривает для обсуждения: это могут быть вопросы о воспроизведении каких-либо фактов и явлений, разъяснение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны ответить дети. При использовании беседы специалист должен уметь вести ее таким образом, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и подростки [3].
При решении проблемы организации профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости также целесообразно использовать метод дискуссии, способствующий формированию суждений.
Дискуссия выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, непоследовательность в оценке разных форм поведения, позволяет научить подростков аргументировать свои взгляды, уметь слушать другого, возражать ему.
Роль психолога в ведении спора внешне сводится к его руководству: оперативному руководству ходом спора, обобщению и анализу высказываний обучающихся, подведению итогов. Однако положительный исход спора зависит от тщательности подготовки педагога к нему: выбора темы спора, понятной и близкой младшим подросткам, тщательного отбора вопросов, которые будут предложены для обсуждения.
Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать тему спора с обучающимися, выбрать соответствующую литературу, с которой они знакомятся до начала спора, использовать различные средства, например, видео, картины, фотографии и т.д.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Снижение уровня проявления аутодеструктивного поведения у учащихся.
- Максимальная занятость учащихся в кружках и секциях.
- Стремление к здоровому образу жизни у детей и родителей [1].
Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательных школ является эффективной формой работы в области профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости. Качественное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов профилактики аутодеструктивного поведения в работе с младшими подростками данной категории усиливает результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении обучающихся реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств их личности, интеграции в социум вполне осуществимы. Разработанная программа первичной профилактики аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних в образовательной среде предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов) и реализуется в двух направлениях: профилактическом и направлении консультирования и обучения.
Литература
- Журова Л.Е. Профилактика риска аутодеструктивного поведения у младших подростков // Научный электронный журнал «Элибрали». – 2016. – № 2(25). – С. 22 – 29.
- Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
- Медведева Е.А. Основы профилактики риска аутодеструктивного поведения у подростков // Психология. – 2016. – № 11. – С.23-35.
- Нечаев М.П. Адаптивная воспитательная система в современной школе. – М.: Перспектива, 2016. – 725 c.
- Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги. – М.: Учитель, 2017. – 236 c.
Даниелян Асмик Эдуардовна – магистрант направления подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование, профиль «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии» Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:
Даниелян А.Э. Психолого-педагогическое сопровождение профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).