ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Хачанян З.Т. (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

УДК 159.99

English version:

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к пониманию психологической совместимости супругов в браке. Описываются уровни и показатели супружеской совместимости. Супружеская совместимость рассматривается как фактор, связанный с удовлетворенностью браком.

Ключевые слова: психологическая совместимость супругов, удовлетворенность браком, уровни и показатели супружеской совместимости.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Основной целью современного образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Исходя из анализа современной психологической и педагогической литературы, глубинный смысл модернизации образования заключается в признании главной и основной ценностью развитие духовности и творческой сущности человека.

Исходя из этого в психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка, причем приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. Нынешнее время отличает то, что мы живем в век глобальной информатизации, новых знаний, стремительных перемен. В этих условиях крайне сложно для большинства людей адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к возрастанию чувства неуверенности в себе и своих способностях, сомнению в своей уникальности. Наше общество совсем недавно поощряло традиционность, статичность, шаблонность, что, естественно, не способствует творческому раскрытию личности, тем более, в современном быстроменяющемся мире. На данный период времени человеку требуется проявление противоположных качеств – качеств, дающих возможность реализоваться в жизни любому школьнику.

Креативность является той самой важной способностью, позволяющей человеку, а младшему школьнику особенно, учитывая сенситивный период творчески и продуктивно мыслить. Несомненная значимость креативности заключается в нахождении выхода из проблемных ситуаций, когда на старый опыт опереться невозможно или нужная полнота знаний отсутствует. Решение проблемы требует создания нового – это и есть суть творческого процесса. Учитывая тот факт, что в окружающем мире изучить все области невозможно, то творческое воображение будет лежать в основе новых открытий. Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях (Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н., Зинченко В.П., Пономарев Я.А. и др.) обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям [1, 2]. Креативность – это более чем адаптивная характеристика, больше чем сочетание личностных качеств. Особая ценность креативности – это возможность предъявить себя миру, проявить собственную индивидуальность, открыть свои способности, значит – познать самого себя. Успешное решение задач становления личности взрослого человека, благоприятное профессиональное самоопределение, готовность и умение приспосабливаться к изменяющейся действительности, социально значимые достижения заложены в успешном решении задач развития личности ребенка начиная со школьной скамьи и невозможны без высокоразвитой способности к творчеству [4].

Творческие задания на уроках способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Настоятельная задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять такого рода спонтанное творческое отношение, внутренне мотивированное творческое мышление и активность. Научные исследования Калмыковой З.И., Даниловой В.Л., Гальперина П.Я. и др. свидетельствуют о том, что творческое воспитание оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии [2]. Высокая ценность и важность креативности для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. С одной стороны, это универсальный исторический эволюционный фактор, с другой – индивидуальный потенциал, дающий человеку возможность не только решать проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее. Несмотря на то, что креативность является важным аспектом развития личности, таково общее мнение современных ученых, креативности не придавалось и все еще не придается должного значения во многих сферах жизни, особенно в образовании, на котором лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха, будучи взрослыми. Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже – в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи развития креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях.

Именно поэтому в нашем исследовании в роли объекта выступает младший школьник, ведь этот возраст называют вершиной детства. Младший школьный возраст является важным этапом в развитии ребенка: перестройка системы отношений с действительностью, смена ведущего вида деятельности, интенсивное интеллектуальное развитие, художественный подъем изобразительной деятельности, смена наглядно-иллюстративного познания собственно образным мышлением. В тоже время ребенок еще сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение, общение, труд, игра – главные виды деятельности младшего школьника. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Сегодня, здоровый ребенок – завтра полноценно развитая личность, которая способна жить, творить, и трудится в современном мире. Каждый ответственный родитель хочет знать, как помочь ребенку достигнуть успехов в учебе, развить творческие способности и добиться отличных результатов в физической культуре или спорте, что нужно знать, чтобы воспитать творческую личность готовую жить и трудиться в современном, быстроменяющемся мире? [5].

К сожалению, на сегодняшний день, сложившиеся и традиционно существующие у нас системы дошкольного воспитания и школьного обучения фактически не содержат в себе (или содержат в крайне недостаточной степени) мер, направленных на последовательное и систематическое выявление и развитие у детей креативности, продуктивного воображения, и как результат, оценка взрослыми не самого акта творчества, а итогового продукта. Наши педагоги не обладают в достаточной степени специальными знаниями и навыками. Причиной этого часто является незнание воспитателями и педагогами основ психологии креативности, особенностей ее формирования, развития и проявления. Сделав обзор литературы (Богоявленская Д.Б., Данилова В.Л., Калмыкова З.И., Дружинин В.Н., Пономарев Я.А. и др.) мы пришли к выводам, что важными условиями для развития креативности с учетом механизмов формирования творческого мышления в младшем школьном возрасте являются следующие:

- условия формирования и проявления креативности взаимосвязаны с основными новообразованиями младшего школьного возраста – с креативностью вообще и с вербальной и образной креативностью в частности;

- взаимосвязь креативности с когнитивными и личностными характеристиками; особенностями поведения школьника;

- взаимосвязь уровня сформированности креативности с результатами деятельности, в данном случае с успешностью в обучении;

Необходимо учитывать, что обучить креативности невозможно, но вполне реально косвенное влияние за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Учитывая психологические и физиологические особенности данного возраста, а именно зная, что дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен – они просто творят и наслаждаются тем, что делают – они чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. В этом процессе они учатся преодолевать шаблоны мышления посредством разрушения стереотипов, навязанных обществом – школой, родителями [5]. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Для ребенка игра – это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои истинные чувства и переживания. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить в игре. Это удивительный вид творчества ребенка. Ведь игра – это работа с воображением и фантазией. Игра не направлена на достижение какой-либо цели, дети наслаждаются самим процессом игры.

Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-образного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.

Все вышесказанное требует от педагога и родителей постоянного расширения собственных творческих возможностей. Очень трудно преодолевать силу инерции, шаблона, формальностей, искать новые средства воздействия на ученика. Создать на уроке творческую атмосферу, вовлечь ученика в совместный поиск решения, насытить урок эмоционально. Это возможно, если педагог увлекается сам, если он получает удовольствие от процесса поиска, дает ученику право на самостоятельное решение и на ошибку, т.е. поддерживает его творческие усилия.

Таким образом, обобщив сказанное, отметим, что для современного образования педагогу важно уметь создавать условия для развития креативности, поощряя в школьниках их индивидуальность. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.
  3. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 188 с.
  4. Санжаева Р.Д., Бадмаева Х.Т. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста. // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  5. Фридман Л.М. Психология в современной школе: Для руководителей и работников образования. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 224 с.

Об авторе

Хачанян Зарине Тофиковна – преподаватель психологии Ставропольского филиала Московского гуманитарно-экономического университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хачанян З.Т. Супружеская совместимость как фактор удовлетворенности в браке [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).