Соловьева О.В., Иконникова Д.М. (г. Ставрополь)
РОЛЬ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
УДК 159.923
Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к пониманию психологической совместимости супругов в браке. Описываются уровни и показатели супружеской совместимости. Супружеская совместимость рассматривается как фактор, связанный с удовлетворенностью браком.
Ключевые слова: психологическая совместимость супругов, удовлетворенность браком, уровни и показатели супружеской совместимости.
На современном этапе развития профессионального образования в России остро стоит проблема обучения будущих педагогов. Стоит задача подготовки не просто учителя-предметника, транслирующего знания и формирующего умения, а подготовки личности, способной организовывать целенаправленное управление психическим развитием своих учеников, а также стремящейся к собственной эффективной профессиональной и личностной самореализации. На решение указанных задач направлена модернизация педагогического образования, основанная на идеях активизации субъектного начала будущего учителя (Петровский В.А., 1996; Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995; Волкова Е.Н., 1998 и др.), личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В., 1997; Котова И.Б., Шиянов Е.Н., 1999; Сериков В.В., 1998; Сергеев Н.К., 1997), компетентностного подхода (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005 и др.).
В контексте реализации компетентностного подхода смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности. Целью образования провозглашается формирование общекультурных, профессиональных компетенций и социально значимых качеств студента, способного «к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации» [4]. При этом под профессиональной компетенцией подразумевают «совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [5, с. 24]. Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющей действовать конструктивно в изменяющихся условиях социальной и профессиональной среды. Следует иметь в виду, что профессиональная компетентность учителя подразумевает как личностный аспект, так и аспект профессиональной готовности к требуемому качеству исполнения своих обязанностей. Временная компетентность является важнейшим структурным компонентом, как в системе профессиональных компетенций учителя, так и его личностных компетенций. Значимость времени, его планирования и учета в каждодневной педагогической реальности определяется необходимостью обозначать ценностный смысл возникающих в жизни педагогических задач и событий, проектировать свое будущее и будущее своих учеников, уметь расставлять приоритеты в настоящем и осознавать свое прошлое, как личностно значимый опыт для приложения субъективной активности.
Несмотря на высокую значимость временной организации личности в профессиональной деятельности педагога, данная черта не прописана в перечне общекультурных и профессиональных компетенций. Указанное обстоятельство определило постановку цели данной статьи – обосновать необходимость включения временной компетентности в перечень важнейших компетенций будущего педагога.
Временной компонент имплицитно присутствует во всех без исключения личностных и поведенческих характеристиках человека. Это связано с тем, что формирование самой психики, ее сознания и подсознания, происходит во времени. Понятие «временная компетентность» было введено в оборот психологической науки учеником А. Маслоу Э. Шостромом (Schostrom E., 1963), которую он рассматривал как особый механизм саморегуляции, личностную черту, которая будет определяться высоким уровнем самосознания, развитием критической рефлексии и ориентацией на планирование целей будущего. Временная компетентность предполагает наличие у человека сформированных представлений о своем прошлом и будущем, существующих в каждом моменте настоящего, т.е. во временной перспективе личности (англ. temporal perspective) – термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом.
Временная перспектива – это темпоральная характеристика его жизненного мира, степень его глубины и развернутости. При отсутствии временной перспективы пространство жизненного мира превращается в «психологическое поле», а поведение становится «полевым» (например, у маленьких детей, лобных больных, умственно отсталых; иногда у нормальных людей, особенно в ситуациях мотивационной неопределенности). Отражение в сознании человека многообразия жизненных событий, имевших место в прошлом, или планируемых в будущем, степень их реалистичности и эмоциональная окрашенность, может быть оценено с точки зрения его когнитивной и личностной зрелости, то есть временной компетентности. Под «временной компетентностью» личности мы будем понимать достигнутый ею уровень развития когнитивных, эмоционально-оценочных и мотивационно-смысловых структур психики, определяющих направленность человека на «настоящее», но при этом сочетающая равномерно распределенные эмоциональные переживания и в отношении «прошлого», и в отношении «будущего», которые должны образовывать целостную картину его временной перспективы. К существенным характеристикам временной компетентности можно отнести: 1) связность, структурированность событий прошлого, настоящего и будущего в пространстве жизненного мира индивида; 2) регулируемость времени, как способность человека определять оптимальные для осуществления его деятельности периоды, установление их последовательности и смысловой иерархии.
Продуктивное использование времени, ориентировка в нем, способность по-своему распределять время в условиях, когда период наступления и окончания события неопределенно (например, достижение учеником психической и личностной зрелости), – это особые временные способности, которые и обеспечивают своевременность, продуктивность, оптимальность профессиональной деятельности будущих учителей.
Временная компетентность формируется в повседневной деятельности человека, как правило, без участия сознания. Но в таком случае индивид не будет обладать всей полнотой необходимых представлений о том, как нужно организовывать свою жизнь, чтобы она определялась высокими достижениями в профессиональной и личностной самореализации. Решить данную проблему можно, внеся соответствующие коррективы в образовательный процесс вуза, путем проведения тренингов по «тайм-менеджменту», обучения студентов специальным приемам и техникам по расширению сознания, принятию своего прошлого, настоящего и планированию оптимистичного и мотивирующего будущего. Существующая же система подготовки педагогических кадров в вузах все еще основывается на модели традиционного обучения, главная цель которого состоит в достижении функциональных эффектов и передаче готовых знаний, не предполагающей создание условий для выбора будущими учителями индивидуально-своеобразных траекторий развития и саморазвития. А без готовности к самостоятельному поиску решений, планирования индивидуального профессионального пути у студентов педвузов может формироваться неуверенность в собственных возможностях, неспособность ориентироваться во все возрастающем потоке информации, низкая готовность к требованиям, которые предъявляются как в профессиональной, так и социальной среде будущего места работы. Отражение в сознании социальной реальности и оценка возможностей для своего личностного и профессионального самоопределения в рамках педагогической профессии может приводить к своеобразной пассивности, инфантильности, либо к решению сменить профессию.
Анализ литературы показал, что к наиболее существенным проблемам молодых педагогов и молодежи в целом можно отнести:
- низкий уровень качества жизни, т. е. согласие на выполнение неинтересной, рутинной работы; хроническая нехватка времени для поддержания физической и психической активности на этапе поствузовского образования; не понимание важности развития востребованных профессией и временем дополнительных профессиональных и личностных компетенций;
- неудовлетворенность жизнью и профессией из-за невозможности реализовать личностно-значимые ценностные ориентации, что приводит к раннему профессиональному выгоранию у молодых педагогов;
- неумение планировать цели личного будущего, не связанного с профессиональным самоопределением [1, 2, 3].
Выделенные нами негативные особенности профессиональной и личностной самореализации молодых педагогов согласуются с экспериментальными данными, раскрывающими специфику временной перспективы и временной компетентности будущих педагогов при отсутствии специальных мер развития [7].
Так, в диссертационном исследовании Ковдры А.С., посвященном особенностям временной организации будущих педагогов, были выявлены четыре типа временной перспективы: гармоничный тип и три деформированных типа. Гармоничный тип характеризовался сбалансированным сочетанием позитивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, и базировался на развитой системе жизненных целей, придающей жизни осмысленность, управляемость, насыщенность и ответственность отношения к ней. Для деформированных типов временной организации были характерны: повышенная ориентация на позитивное прошлое и чрезмерно развитые ожидания будущего; сочетание фаталистического настоящего и негативного прошлого; фаталистическое настоящее и низкая ориентация на будущее. Были также установлены индивидуально-психологические различия по эмоциональному знаку переживания времени между выборками студентов, разделенных по сферам профессиональной подготовки: преобладание позитивно окрашенной временной перспективы у студентов, обучающихся профессиям типа «человек – природа», «человек – человек», «человек – художественный образ»; негативно окрашенной – у студентов «человек – техника» и «человек – знак». Различия проявились и по половому признаку – у юношей больше, чем у девушек, проявилась негативная модальность временной компетентности [6].
Таким образом, проведенное обоснование роли временной компетентности в профессиональном развитии будущих педагогов и включения ее в перечень важнейших компетенций, позволяет сделать следующие выводы:
- временная компетентность является важнейшим ресурсом личностного и профессионального самоопределения и самореализации личности будущих педагогов.
- в функциональном аспекте временная компетентность представляет собой механизм саморегуляции, самоопределения личности в профессии.
- в условиях образовательного процесса могут формироваться различные виды временной организации, как гармоничный, так и деформированные ее варианты, что влияет на неудовлетворенность профессией педагога, нежелание достигать в избранной профессии социальной успешности и даже желание ее оставить.
- временная компетентность относится к числу важнейших психологических факторов, способствующих усилению личностной готовности будущих педагогов действовать в современных условиях неоднозначности.
Литература
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис…д-ра пед. н. – М., 1998. – 49 с.
- Асадуллин Р.М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Автореф. дис…д-ра пед. н. – М., 2000. – 35 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997. – №4. – С. 11-17.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. – №4. – С. 23-29.
- Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики. [Электронный ресурс]: edu.titsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media66898/37_enkova.pdf.
- Ковдра А.С. Временная перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: Автореф. дис…канд. психол. наук. – Сочи, 2012.
- Мельникова Д.М. Временная компетентность личности в контексте профессионального становления будущего педагога. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2013. – №1. URL:http://ppip.idnk.ru
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Иконникова Дарья Михайловна – ассистент кафедры клинической психологии Ставропольского государственного медицинского университета
e-mail:
Соловьева О.В., Иконникова Д.М. Роль временной компетентности в профессиональном становлении будущего педагога [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).