Бертранд Е.А., Смарышева В.А. (г. Санкт-Петербург)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ОТЦА С ОСОБЕННОСТЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЛИЦ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
УДК 159.922
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу межличностных отношений в среднем возрасте у лиц, выросших в полной семье и лиц, выросших без отца, и выявлению взаимосвязи образа отца и особенностей построения ими межличностных отношений.
Полученные в работе данные о роли образа отца в построении межличностных отношений могут помочь людям, нуждающимся в психологической помощи, выявить проблемы в семейных отношениях, разрешить конфликты с людьми из различных малых групп, и позволят использовать полученные результаты для психологической коррекции.
Результаты также можно использовать в учебных курсах по детской психологии, в семейном психологическом консультировании, в терапевтических группах, например, в групповой дискуссии. Они могут быть применены практикующими психологами и психотерапевтами, воспитателями, педагогами в психопрофилактической работе с родителями детей и подростков при разработке вмешательств, направленных на улучшение стиля родительского воспитания, привязанности, и связанных с ними результатов.
Немаловажным может стать использование полученных эмпирических данных при социальной работе с населением в профилактике разводов и утверждении института крепкой и гармоничной семьи.
Ключевые слова: образ отца, межличностные отношения, средняя взрослость.
В наши дни моральные рамки, общественное мнение имеет все меньшее и меньшее значение для самой малой ячейки общества, процедура развода, воспитание детей матерями-одиночками почти рядовое для нашего времени событие. Но это событие имеет отложенное во времени действие, а именно: ребенок, выросший в неполной семье, иначе ощущает и ведет себя в обществе уже повзрослев, нежели ребенок, которого хотели, ждали, растили и любили в полной семье оба родителя.
Для различных современных теоретических исследований характерен системный анализ фигуры отца [2]. Что в психоаналитической традиции [5], что в теории привязанности – фигура отца рассматривается не только в контексте внешних аспектов реальных отношений подростка с отцом, но и с учетом особенностей его образа у подростка, что несомненно расширяет представления о значении отца для психического развития человека [9]. Тема взаимосвязи воспоминаний об отце, его восприятия уже во взрослом состоянии и того, как человек будет воспринимать самого себя и вести себя в социуме, выстраивать межличностные отношения, изучена и раскрыта в современной психологии недостаточно.
Под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Такие отношения имеют сложную структуру, они интегрируют в себе многие психологические свойства личности и пронизывают разные уровни организации личности [1].
В период средней взрослости человек бросает себе вызов по достижению трех верхних ступеней в пирамиде иерархии потребностей А. Маслоу: социальное (потребность в принадлежности и любви, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность), престижное (самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост), духовное (познание, реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности, самовыражение, самоидентификация) [3]. Поэтому на этом этапе выстраиваемые им межличностные отношения с одной стороны наиболее важные и существенные, а с другой стороны – наиболее показательные [7].
Актуальность: во времена реформации института брака и растущего числа разводов, как никогда раньше важно понимать силу воздействия этих тенденций на психологическое здоровье взрослых людей, на их поведение и перспективы развития социума в целом. Настоящее исследование акцентирует внимание на межличностных отношениях, где образ отца имеет непосредственное и очень сильное влияние на то, как люди будут устраивать свою жизнь, насколько они будут продуктивны, счастливы, каким «кирпичиком» общества они станут и как реализуют свой потенциал и самоактуализируются.
Гипотеза: существует взаимосвязь между образом отца и особенностями межличностных отношений у лиц средней взрослости, а также существуют различия в формировании межличностных отношений между людьми, выросшими в полной и неполной семье.
Объект исследования: образ отца у мужчин и женщин средней взрослости.
Предмет исследования: взаимосвязь образа отца у лиц средней взрослости с особенностями построения ими межличностных отношений.
Таким образом, цель исследования – изучение и сравнение межличностные отношения у лиц, выросших в полной семье и лиц, выросших в неполной семье, и выявление взаимосвязи образа отца и особенностей построения межличностных отношений с учетом возрастных характеристик.
Этапы эмпирического исследования: Эмпирическое исследование было разбито на два этапа по следующему плану:
- Первый этап: Подбор методик исследования; Сбор первичных данных и их обработка.
- Второй этап: Определение у исследуемой выборки взаимосвязи образа отца с особенностями межличностных отношений; Статистическая обработка полученных данных. Сравнительный и корреляционный анализ, выявление взаимосвязей между исследуемыми параметрами; Интерпретация результатов, составление практических рекомендаций.
Методики эмпирического исследования:
- Первичное интервью со взрослыми пациентами А. Адлера.
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [4].
- Parental Bonding Instrument (PBI) G. Parker [8].
- Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК)
А. Б. Холмогоровой, С. В. Воликовой, М. Г. Сороковой [6].
Первые две – ориентированы на определение межличностных отношений, две последних – на образ отца.
Примененные методы математической статистики: Кросс-корреляция, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента для независимых выборок, Критерий ранговой корреляции r-Спирмена.
Обработка первичных значений реализована с помощью инструментов обработки данных Microsoft Excel и специализированного программного обеспечения статистических программ IBM SPSS Statistics 23 для персональных компьютеров.
Эмпирическое исследование проводилось в феврале 2022 года на группе, состоящей из 34 человек. В нём приняли участие 18 женщин и 16 мужчин из Германии, Израиля, Ирака, Казахстана, Пуэрто-Рико, России, Украины, Франции, с различным образованием, различных профессий и социального статуса. Респонденты были отобраны по следующим критериям:
– по возрастному критерию: средней взрослости (25-45 лет);
– по критерию полноты семьи, в которой они выросли: 17 человек, выросших в полной семье и 17 из неполной (здесь и далее по тексту – только мать) семьи, которые составили 2 исследовательские выборки (Группа 1 и Группа 2 соответственно).
В связи эпидемиологическими ограничениями и удаленностью проживания некоторых испытуемых тестирование было организовано онлайн с помощью Google –формы.
Сравнительный анализ выявил достоверно значимые различия в организации межличностных отношений у представителей двух групп. Стоит отметить, что для каждой группы выявлены свои особенности и идентичности. В Группе 1 выявлена связь между заботой и опекой полученными от отца в детстве, и тем, как человек организует межличностные отношения в позитивном ключе, на благо персонального и общественного. В Группе 2 физическое отсутствие отца, отсутствие правильно сформированного его базового образа, выявило в построении межличностных отношений элементы компенсаторного характера, пагубно влияющие как на качество жизни самих респондентов, так и на качество их взаимодействий с окружающими людьми, а значит и на социум в целом.
Выявлено, что образ отца у испытуемых из Группы 2, воспитанных матерями в неполных семьях, представлен более негативно, чем у респондентов из полных семей. В связи с чем требуется более углубленное изучение у взрослых людей механизмов компенсации психологической травматизации в детском возрасте в связи с уходом отца из семьи.
В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
- Полученные результаты свидетельствует о том, что наличие или отсутствие отца в детстве, а соответственно и его сформированный в памяти «образ», по-разному связаны с процессом и результатом формирования межличностных отношений уже взрослого человека, причем эти факторы могут влиять по отдельности или совместно. Возрастной критерий является важной характеристикой, так как подразумевает под собой определённые задачи и приобретённый опыт.
- Гипотеза о том, что существуют различия между людьми, выросшими в полной и неполной семьях, так же, как и гипотеза о том, что образ отца имеет весомое значение в организации человеком межличностных отношений в зрелом возрасте, подтвердились. Физическое отсутствие отца в семье не всегда приводит к психологическим дисфункциям и проблемам в общении с людьми. Худший сценарий для ребенка, подростка, взрослого – это комбинация двух факторов: паттернальной депривации и созданного негативного или амбивалентного «образа» отца.
- Результаты методики диагностики межличностных отношений: для Группы 1 преобладающий стиль межличностных отношений это – «Авторитарный», который характеризуется тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Люди, выросшие с отцом доминантны, энергичны, компетентны, авторитетные лидеры, успешны в делах, любят давать советы, требуют к себе уважения; для Группы 2 доминирующий стиль – «Альтруистический», который отражает преобладание конформных установок, неуверенность в себе. Люди, выросшие без отца гиперответственны, дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, «быть хорошими» для всех без учета ситуации, стремятся к целям микрогрупп, имеют развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильны (это может быть только внешней «маской», скрывающей личность противоположного типа).
- Сравнительный анализ средних величин родительской связи с отцом по PBI различен между двух групп. Различия установлены не только между отдельными пунктами опросника, но и, в целом по показателю «Забота». Для лиц, выросших с отцом чаще всего характерно «оптимальное воспитание» от папы с преобладанием высокой заботы и низкой гиперопеки; лиц, выросших в отдалении от отца, чаще воспитывают в стиле «пренебрежительное воспитание», где не проявляются ни забота, ни гиперопека со стороны ушедшего родителя. О детях из полной семьи заботятся почти в два раза больше, чем о детях, росших без отца.
- Расчет баллов по отдельным шкалам семейных эмоциональных коммуникаций для Группы 1 и Группы 2 показал как одинаковые результаты, так и отличные друг от друга. Сравнительный анализ средних величин СЭК выявил статистически значимые различия лишь в 3 ответах. Тем не менее, именно это различие переводит Группу 2 в рамки высоких показателей семейной дисфункции.
- Данные корреляционного анализа между шкалами тестов на межличностные отношения и тестов на образ отца для Группы 1: указывают на то, что для ребенка, выросшего с отцом, его забота является залогом альтруистических качеств. Что ему дали в детстве – то он и отдает во взрослой жизни. А вот отцовский контроль развивает эгоистические качества. Похоже, что гиперопека не идет на пользу будущим межличностным отношениям ребенка, все хорошо в меру. Такие качества, как подозрительность и подчиняемость активно развиваются в ребенке при наличии критики со стороны отца, а также демонстрации семьей внешнего благополучия. Дети покорно сносят недовольства главы семьи, но при этом утаивают часть желаний, что не может не отразиться на их отношении и восприятии других людей – они ожидают, что те тоже что-то скрывают. На подчиняемость также влияет и сверхвключенность родителя. Последнее, что выделяет полные семьи, это тот факт, что чем меньше семья пытается транслировать во внешний мир идеальную картинку образцово-показательной семьи, тем больше у ребенка шансов доминировать, развить в себе лидерские качества, ведь его никто не подавляет, он готов встретиться с трудностями лицом к лицу и ему ничего не приходится скрывать и притворяться, терпеть.
- Данные корреляционного анализа по Группе 2: ребенок, росший без отца, при индуцировании тревоги развивает в себе лидерские качества и становится менее подчиняемым, меньше зависит от других. Возможно, он таким образом компенсирует некоторое функции отсутствующего отца, заменяет его для матери, взрослеет раньше. Чем больше в семье подавляют, сглаживают, не позволяют проявлять негативные эмоции, тем более подозрительным человеком вырастет ребенок из неполной семьи. То есть получая эту схему поведения в семье, ребенок проецирует подобные взаимоотношения на остальных людей и думает, что они ведут себя точно так же, подавляя себя из раза в раз. Чем больше семья пытается продемонстрировать внешнее благополучие, усердно пряча скелеты в шкафах, тем более агрессивным вырастет ребенок и его способность к дружелюбию будет непреклонно падать. Интересный момент: шкала «Контроль» не имеет корреляционных связей ни с одной другой шкалой, что так же подтверждается данными исследования – большинство участников из Группы 2 отметили невероятную свободу и самостоятельность в детстве.
- Теоретическая значимость исследования видится нами в выявлении однозначных и достаточно независимых от культуры аспектов важности отцовской фигуры для психического развития, а также в исследовании особенностей влияния отцовского образа на уровень эмоционального благополучия человека и его взаимодействия с другими людьми.
- Практическая значимость исследования усматривается в подчеркивании важности наличия позитивного образа отца или «значимого другого» мужского пола для детей, в дальнейшем углублении изучения детско-родительских взаимоотношений и их влияния на психологическое состояние человека, особенно на его коммуникации с другими людьми в зрелом возрасте, поскольку от этого непосредственно зависит эмоциональное и психологическое здоровье общества.
Литература
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, – 592 с.
- Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. – № 1. – С. 87-99.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2022. – 400 с.
- Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 221-230.
- Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Т.12. Тотем и табу / Пер. с нем. Андрея Боковикова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2019. – 240 с.
- Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. – № 4. – С. 97-125.
- Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
- Parker G., Tupling H., Brown L. B. A Parental Bonding Instrument. British Journal of Medical Psychology, 1979. – № 52. – Р. 1-
- Target M., Fonagy P. Fathers in modern psychoanalysis and in society: The role of the father in child development / Trowell J., Etchegoyen A. (eds) The importance of fathers. Hove: Brunner – Routledge, 2002. – vol. 35. – P. 731-
Бертранд Елена Андреевна – выпускница бакалавриата ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа», г. Санкт-Петербург
e-mail:
Смарышева Виктория Алексеевна – кандидат психологических наук, Проректор по учебной работе ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа», г. Санкт-Петербург
e-mail:
Бертранд Е. А, Смарышева В. А. Взаимосвязь образа отца с особенностями межличностных отношений у лиц средней взрослости [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).