ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Строй Г.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

УДК 159.922.2

English version:

Аннотация. В статье раскрывается проблема сплоченности в малой студенческой группе. Описываются особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимоотношений в группе студентов-психологов. Описывается стратегия проведения социально-психологического тренинга с учетом индивидуально-типологических особенностей участников группы, их психологических установок, актуального социометрического статуса и специфики сложившихся в группе межличностных отношений. Доказывается эффективность тренинга в плане снижения конфликтности в отношениях и повышения уровня сплоченности членов малой студенческой группы.

Ключевые слова: групповая сплоченность, малая группа, студенты вуза.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Проблема выявления особенностей межличностного взаимодействия в малой студенческой группе занимает ключевое место в современной психологии и направлена на поиск путей регуляции внутригрупповых отношений. Знания движущих сил развития межличностных отношений позволят выделить психологические процессы, происходящие внутри группы, оценить степень их развития. Это особо актуально для студенческой группы, поскольку студенческая среда и особенности группового взаимодействия студентов оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность каждого молодого человека.

В студенческой группе происходят динамичные процессы распределения групповых ролей, структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, и выдвижения лидеров. Именно на этом акцентируют свое внимание такие исследователи, как У. Бронфенбреннер, И.П. Волков, Н.Е. Гронланд, Я.Л. Коломинский, С.А. Котик, Х. Лийметс, Р. Манн, В.С. Мерлин, Дж. Морено, Л.И. Новикова, Н.Н. Обозов, Т.А. Репина, Т.В. Сенько, Л.С. Славина, А.А. Смирнов, Р.К. Терещук, Т. Шибутани и др.

Часто внутригрупповые процессы приводят к образованию различных группировок внутри студенческой группы, к открытому выражению разногласий, когда проявляются сильные и слабые стороны отдельных людей, когда приобретают значение личные взаимоотношения. И в этом плане конфликтность студенческого социума – это характеристика состояния учебного и внеучебного взаимодействия студентов, отражающая обострение противоречий совместной жизнедеятельности.

Все групповые процессы оказывают сильное влияние на становление личности студента, его поведение, успех в учебной деятельности.

Данная проблема находит свое отражение в работах как зарубежных – У. Клар, Дж. Г. Скотт, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, так и отечественных психологов: А.Я. Анцупов, А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, Н.В. Гришина, С.И. Ерина, В.Г. Зазыкин, Н.У. Заиченко, Е.П. Ильин, М.М. Кашапов, П.А. Ковалев, Е.С. Кузьмин, М.С. Мириманова, О.В. Наконечная, Л.А. Петровская, И.С. Почекаева, И.Н. Свириденко, А.Н. Сухов, Н.П. Фетискин, А.С. Шевчук, Г.А. Шевчук, А.И. Шипилов и др.).

Число работ, посвященных вопросам, происходящим в малых студенческих группах и в частности сплочению их членов в образовательной организации, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данной проблеме.

Вместе с тем, несмотря на наличие большого числа исследований в области данной проблематики, отмечается недостаточность разработки на сегодняшний день психологических условий сплочения студенческой группы в учебно-воспитательном процессе вуза.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной позволил выявить целый ряд противоречий, в частности, между:

  • требованиями общества к умению личности и коллектива работать единой сплоченной командой в решении различных производственных задач и недостаточным формированием этих качеств в студенческой группе;
  • значимостью командного осуществления различных видов деятельности в условиях вузовского обучения и отсутствием научных разработок по формированию у студентов умений и навыков сплочения в группу.

Комплексное изучение личностных качеств членов группы, а также целенаправленное влияние на их формирование через студенческий коллектив наиболее продуктивно именно в студенческом возрасте. Студенческая группа является контактным коллективом, в котором каждый его член зависит друг от друга, и поведение каждого контролируется и оценивается друг другом на основе взаимных требований. Степень сплоченности группы и ее целенаправленность во многом зависит от того, насколько члены академической группы единодушны в оценке друг друга.

Указанные противоречия выражаются в форме научной проблемы: каковы психологические предпосылки повышения сплоченности студенческой группы в учебно-воспитательном процессе вуза?

Исходя из этого, целью данной работы является изучение психологических предпосылок, ведущих к повышению сплоченности студентов, являющихся членами малой группы.

Гипотеза исследования: подбор адекватных способов психологического воздействия в ходе проведения социально-психологического тренинга с учетом индивидуально-типологических особенностей участников группы, их психологических установок, актуального социометрического статуса и специфики сложившихся в группе межличностных отношений приведет к снижению конфликтности в отношениях и повышению уровня сплоченности членов малой студенческой группы.

Теоретический анализ обозначенной проблемы позволил выявить некоторые отправные моменты, важные при решении цели и задач исследования.

Малая группа – это группа людей, численностью от нескольких человек до нескольких десятков человек, объединенных общими целями и задачами, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения [3].

Основными характеристиками малой группы являются: некоторая продолжительность существования, наличие общей цели или целей, развитие групповой структуры, осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Студенчество, как социальная группа, является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями [5].

Одним из важнейших критериев социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней. Стержнем этих взаимоотношений является уровень эмоциональной культуры членов группы. Во многом эмоциональная культура является следствием лидерской активности в конкретной группе. Именно качества лидера группы, способного эмоционально вдохновлять, убеждать, быстро находить решения в проблемных ситуациях, принимать на себя ответственность, позитивно относится к возникающим сложностям способствуют сплочению студенческой группы (Соловьева О.В., 2013) [6].

Большинство психологов, рассматривая закономерности развития студенческой группы, выделяют групповую сплоченность или единство группы как один из ее основных параметров. Понятие групповая сплоченность употребляется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как единство членов группы, степень психологической общности, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия (А.С. Крикунов, 2001).

Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствует сплочению группы, а так же может порождать эффект, существенно повышающий результативность работы группы (Е.А. Соколова, Н.И. Мельникова, 1999).

Согласованность взаимных действий людей, их поведения на фоне разнообразного взаимодействия является необходимым компонентом сплоченности не только в рамках конкретного труда и трудовых действий. Наиболее ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его способности к согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, т.е. к организованности или способности к самоорганизации, слаженности во взаимодействии. Здесь речь идет о совместной эффективной деятельности и совместном решении проблем [1].

Сплочению группы способствует взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений. Это содействует благоприятному психологическому климату, а также результативности работы группы [2].

К. Рудестам (1993), А.А. Александров (1997) и другие исследователи группового поведения выделяют следующие факторы, способствующие усилению групповой сплоченности:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
  • однородный состав групп (особенно по возрастному показателю: нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и моложе восемнадцати);
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
  • привлекательность лидера как образца, модели оптимально функционирующего участника;
  • квалифицированная работа лидера, способного провести специальную работу для усиления сплоченности команды;
  • наличие другой группы, которая рассматривается как соперничающая;
  • присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников.

По мнению Г.М. Андреевой «наиболее эффективным способом повышения сплоченности является активное социально-психологическое обучение, проводимое в тренинговой группе. Тренинговая группа представляет собой одну из разновидностей малой группы, которая традиционно рассматривается как «немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся, в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов». Специфика тренинговой деятельности позволяет интенсифицировать процессы, происходящие в группе, повысить мотивацию групповой деятельности, с помощью определенных тренинговых процедур воздействовать на участников, целенаправленно формировать их единство [3].

Таким образом, все принципы повышения сплоченности членов группы предполагают формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания.

Эмпирическое исследование было проведено на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». В нем приняли участие студенты 4-го курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, в возрасте 20-24 лет, в количестве 25 человек.

В исследовании были применены следующие методики: Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; опросник аффилиации А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Маганов-Ж. Эминов; субъективная оценка межличностных отношений С.В. Духновского [4]; индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик; тест «Степень конфликтности», социометрия); методы количественной (статистический и корреляционный анализ) и качественной обработки данных.

В результате социометрии было выявлено четыре группы студентов – в первую группу вошли лидеры; во вторую – предпочитаемые; в третью группу – те, кто набрал наименьшее количество выборов; и в четвертую, вошли отвергаемые.

При помощи анализа данных, полученных с помощью примененных нами методик, установлены существенные различия между субъектами, занимающими разный социометрический статус в группе.

Так, высокостатусные студенты отличаются стремлением к установлению гармоничных отношений, направленных на длительное сохранение взаимодействия, в конфликте ориентированы на поиск совместных решений.

Среднестатусные – проявляют в общении тенденцию к подчинению других, стремление доминировать; в конфликте ориентированы на собственные интересы, агрессивны и эгоистичны.

Низкостатусные (отвергаемые) характеризуются наличием переживания одиночества, впечатлительности, обидчивости, стремлением к социальному одобрению, избеганию конфликтных ситуаций, что еще больше усложняет их отношения с группой.

Установлено, что индикаторами дисгармоничности межличностных взаимоотношений в студенческой группе выступают такие индивидуально-типологические особенности личности, как напряженность, конфликтность, агрессивность, отчужденность, стремление к власти, эмоциональная неустойчивость и ригидность.

Для повышения уровня сплоченности членов группы нами был разработан и проведен тренинг «Развитие сплоченности студенческой группы». Тренинг направлен на развитие гармоничных межличностных отношений в группе, умение согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи.

Задачами тренинга явились:

  • Развитие доверительных межличностных отношений;
  • Формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • Развитие умения работать в команде;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей.

Общая продолжительность тренинга 16 часов. В тренинге использовались хорошо зарекомендовавшие упражнения и задания. Например, направленные на поиск сходств и различий «Мы с тобой похожи тем, что...»; Печатная машинка; Вавилонская башня; Переправа и др.

В процессе выполнения заданий и упражнений развиваются умения строить доверительные отношения друг с другом. Ведущий инициирует и поддерживает атмосферу доброжелательности, принятия друг друга. В тренинге развивается способность согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи. Студенты научаются способам эффективного экологичного разрешения конфликтных ситуаций.

Все это способствует сближению и развитию чувства «Мы» в студенческой группе.

Повторное обследование было осуществлено с применением тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе.

Повторная социометрия и сравнение с первоначальными значениями показала, что сплоченность группы выросла до 76% (первоначально 58%).

Во всех группах возрос индекс взаимного выбора. Испытуемые, вошедшие первоначально в группу «отвергаемые», после контрольного исследования были отнесены по количеству выбора во вторую и третью группу. В целом студенты данной группы стали больше доверять друг другу, отношения стали характеризоваться как доброжелательные, эмоционально положительные. Способы межличностного взаимодействия стали более эффективными. Это свидетельствует о повышении сплоченности членов группы.

Таким образом, можно утверждать, что важным условием сплочения студенческой группы является специально организованное общение в форме тренинга, где применяются методы направленные на развитие эмоциональной, мотивационной, личностной и поведенческой сфер студентов.

Литература

  1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 56-68
  2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 239 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 363 с.
  4. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. – СПб.: Речь, 2010.
  5. Сидоренков А.В. Общение в малой группе: микрогрупповой анализ. // Общение – 2006: на пути к энциклопедическому знанию. – М.: ПИ РАО, 2006. – С. 254-260.
  6. Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №3 (40). – С. 211-212.

 

Об авторе

Строй Галина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Строй Г.В. Психологические предпосылки повышения сплоченности в студенческой группе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).