ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Селина Н.Н. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К ПРЕДСТОЯЩЕМУ МАТЕРИНСТВУ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрывается роль и значение феномена материнства. Подчеркивается важность периода адаптации к материнству, который связан с началом беременности. Обосновывается необходимость психологического сопровождения адаптации молодых женщин к предстоящему материнству. Описывается значимость формирования материнской ответственности в процессе психологического сопровождения.

Ключевые слова: материнство, психологическое сопровождение, беременные женщины.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Исторические факты свидетельствуют о том, что на протяжении всех эпох и периодов существования человечества главное внимание отдавалось женщине – матери, а таинство деторождения вызывало восторг и преклонение перед ее образом. Современная социальная ситуация характеризуется усилением пристального интереса общества и государственных структур к семье и материнству. Инициативы Правительства Российской Федерации направлены на активное содействие женщинам, готовящимся стать матерями, на создание условий для удовлетворения главной базовой потребности женщины – стать матерью, принять на себя ответственность за новую жизнь, воспитать ребенка и увидеть в нем свое продолжение. Материнство кардинально перестраивает сознание и поведение женщины, наполняет его новыми смыслами. Новая для молодой женщины роль – роль матери меняет социально-психологические установки беременной женщины, перестраивает ее сознание, совершенствует эмоциональные ресурсы, способствует формированию материнской ответственности.

На протяжении веков женщины-матери не только выполняли важнейшие социальные функции по воспроизводству человечества, но и содействовали социализации молодого поколения. Эта миссия главная для современной женщины. Материнский долг заставляет женщин принимать новые условия, позволяющие воспитать достойное поколение, преодолевать жизненные трудности, противостоять социальным, экономическим и военным угрозам, способным разрушить жизнь и здоровье ребенка. Политические, экономические и социальные катаклизмы приводят к тому, что у будущих матерей не всегда остаются силы на выполнение материнского долга и воспитательных функций. Это приводит к снижению материнской ответственности, заботы и внимания к собственным детям. Вместе с тем, негативно влияет на уровень детско-родительских отношений, приводит к беспризорности, безнадзорности, деструктивному поведению. Сами матери, уставшие от деструкции в семье и мире, не всегда имеют силы защитить детей от пагубного внешнего влияния и нуждаются в социальной поддержке и помощи психологических служб.

Актуализация данной проблемы обусловлена возникновением потребности приведения в систему разрозненных знаний и практического опыта о психологическом сопровождении формирования материнских установок у беременных женщин. Особо важен период адаптации к материнству, который связан с началом беременности. Именно в этот период – период первого триместра, мать пытается отрефлексировать собственную готовность к великой миссии, оценить свои потребности и возможности, достоинства и недостатки, состояние здоровья и экономические ресурсы. Несмотря на быстрый рост теоретических и эмпирических работ отечественных и зарубежных исследователей к настоящему времени многие из значимых вопросов подготовки к материнству не получили должного научного осмысления. К числу таких проблем относится вопрос о психологических детерминантах адаптации к предстоящему материнству. Недостаток научно обоснованных знаний о психологических детерминантах адаптации к материнству и развития материнских установок в первые месяцы беременности, деструктивно влияет на формирование материнской ответственности в последующие триместры беременности, а также заботе о ребенке уже после его рождения.

Психологами установлено, что отсутствие психологического сопровождения на начальных этапах беременности зачастую способствует появлению у будущих матерей депрессии, внутриличностных конфликтов, кризисов, приводящих к отказу от предстоящего родительства, от новорожденных детей, увеличению числа абортов, попыток к суициду, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Впоследствии это отражается на детях. Нежеланные и недолюбленные дети страдают психическими расстройствами, растут замкнутыми, агрессивными. Деструктивное поведение матери становится причиной задержки психического развития новорожденных детей, появления тупиковых реакций, формирования сниженного эмоционального фона, развития различных видов девиантного поведения. Психологическая практика сопровождения материнства, а также научные исследования в области психологии раннего детства свидетельствуют о необходимости разработки научно-обоснованных психологических технологий работы с будущими матерями и беременными женщинами, которые могли бы способствовать совершенствованию материнских функций и предотвращать возникновение негативных условий развития новорожденных детей.

Значимость психологического сопровождения адаптации молодых женщин к предстоящему материнству объясняется тем, что у матерей от природы заложен созидательный родительский потенциал. Задача психологов состоит в том, чтобы активизировать его уже в первом триместре беременности, способствовать его дальнейшему развитию и формированию у будущих матерей ценностного отношения к материнскому долгу и материнской миссии. Как и на протяжении всей многовековой истории человеческого общества, сегодня наиболее значимой остается подготовка молодежи к выполнению родительского долга.

Возрождение ценностного отношения к детям, к формированию позитивных отношений между матерью и ребенком относится к числу приоритетных национальных задач, от решения которых зависит возможность улучшения демографической ситуации в стране. Формирование материнской ответственности уже на этапе первого триместра, который совпадает с этапом адаптации к материнству, обеспечивает накопление опыта построения конструктивных стратегий материнского поведения, обеспечения суверенности и целостности будущей личности.

Исследование психологических проблем материнства свидетельствует о том, что у многих женщин, при подготовке к родительству, отсутствуют адекватные представления о статусе материнства, о физиологии и психологии ребенка раннего возраста, о физиологии беременной женщины, о защитных психо-физиологических механизмах будущей матери в период беременности. Вместе с тем, психологами установлено, что слабо развиты представления о роли матери в воспитании детей, о миссии родительства, как особой социально значимой ценностности. Недостаточно изучены вопросы базового жизненного предназначения женщины-матери, имеющего свои специфические черты и механизмы проявления (И.В. Дубровина, И.Б. Котова, Е.В. Евдокимова, И.В. Ткаченко, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова, Л.Б. Шнейдер и др.).

Несмотря на высокую социальную ценность материнства оно до настоящего времени не получило научно-теоретического обоснования как целостное явление. Чаще всего имеет место изучение отдельных аспектов этой проблемы, а порой она становится предметом обсуждения представителей общественных организаций и журналистского сообщества. Между тем, продолжать себя в детях, способствовать их развитию, научиться быть ответственными матерями хотят многие женщины. В связи с этим все большую актуальность приобретает психологическое сопровождение, обеспечивающее оптимизацию и коррекцию качеств, имеющих выраженные показатели родительской ответственности, как у беременных женщин, так и будущих матерей.

Сегодня задачи педагогической психологии направлены на совершенствование механизмов адаптации мам к предстоящему материнству, на определение целей, стратегий и механизмов формирования материнской ответственности у женщин, готовящихся к материнству. Важнейшей проблемой, требующей решения в настоящее время, является также организация психологического сопровождения семей, готовящихся к рождению ребенка и адаптации всех членов семьи к принятию новорожденного.

Для решения поставленных задач обратимся к психологической характеристике феномена адаптации.

Термин «адаптация» отнесен к числу наиболее общих понятий, которые определяют связь живого организма со средой его жизнедеятельности. Данное понятие было введено в научный оборот немецким врачом и физиологом Г. Аубертом в конце ХIХ века. Этот термин стал одним из центральных научных понятий о механизмах приспособления организма к среде и о его успешной жизнедеятельности.

В словарно-справочной литературе адаптация рассматривается в виде процесса приспособления организма к внешней среде или к изменениям, свершающимся в самом организме. Принято различать генотипическую и фенотипическую адаптацию. В исследованиях Ф.Г. Меерсона отмечено, что генотипическая адаптация выработана в процессе эволюции и передается по наследству. Фенотипическая адаптация приобретается в ходе индивидуальной жизни человека.

Разделяя концепцию Ф.Г. Меерсона, следует констатировать, что она может успешно использоваться для обозначения научных подходов к исследованию адаптации женщины к предстоящему материнству. Именно в первом триместре беременности у женщин складываются механизмы адаптации, основанные на трансформации физиологических изменений и социальных установок к новой роли материнства.

В свете ведущих концепций современной науки, адаптация выступает как сложное приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Согласно исследованиям Г.А. Балла к числу приспособительных механизмов относятся:

  • функциональное приспособление, при котором изменения жизнедеятельности организма способствуют изменению форм существования;
  • коррелятивное приспособление, при котором два разных организма приспосабливаются друг к другу;
  • пассивное приспособление, при котором в организме происходят изменения без его участия;
  • активное приспособление, при котором приспособление осуществляется благодаря деятельности организма;
  • активистское приспособление, при котором среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления [1].

Современные психоаналитики широко используют введенные ещё З. Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» две разновидности психологической адаптации: аллопластическая и аутопластическая адаптация. Аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приспособления их к своим потребностям. Аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности, с помощью которых она прис­посабливается к среде.

Каждая из представленных концепций важна для анализа формирования материнских установок и приспособления будущей матери к новому статусу. Согласно суждениям данных авторов, психологическую адаптацию к материнству можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений женщины и ребенка, когда мать без длительных внутрен­них и внешних конфликтов выполняет свою материнскую функцию, охраняет свое здоровье и здоровье малыша, идёт навстречу тем ожиданиям, которые предъявляет к ней семья и общество, переживает состояние радостного ожидания рождения сына или дочери.

Представления о материнской ответственности – это сложный комплексный феномен, состоящий из эмоционально-мотивационного, когнитивного, конативного компонентов, влияющих на ценностно-смысловую сферу женщин на формирование у них системных знаний о природе деторождения и функциях материнства.

Осознание феномена материнской ответственности – является важным условием развития самосознания и осознания собственного статуса будущих матерей, развития Я-образа и образа будущего ребенка. Вместе с тем – материнская ответственность будущих матерей и беременных женщин предполагает осознание самоценности собственной жизни и здоровья, важности здорового образа жизни длят здоровья будущих детей.

В связи с этим, формирование представлений о функциях материнства, обеспечение успешной адаптации к материнству, развитие ценностно-смысловой сферы у женщины детородного возраста возможно благодаря реализации специальной программы психолого-педагогического сопровождения подготовки к материнству. При разработке программы следует учитывать, что в настоящее время материнство занимает несколько иную позицию в иерархии ценностей современной женщины, нежели в прошлом. Это связано со стремлением женщины перейти на качественно новый жизненный уровень, связанный с изменением социального статуса, реализацией себя как специалиста высокого уровня в профессиональной сфере, увеличением благосостояния.

В настоящее время материнство способствует формированию нового типа женской личности, характерными чертами которой является целеустремленность, смелость, креативность, аналитичность, ответственность, решительность, результативность. Вместе с тем наблюдается утрата значимости материнских функций в сознании женщины. У молодых девушек теряются материнские установки, стремление к родительству, а многие демонстрируют отторжение данной функции и отсутствие материнских компетенции. Это явление объясняется стремлением к укреплению карьерных позиций, как важной части личностной сферы женщины.

На формирование представлений о материнстве влияет и бытовая культура современного общества. Характерной чертой современного быта, является разрыв внутрисемейных связей, утрата традиционных способов передачи опыта в системе детско-родительских и семейных отношений. Наблюдается недооценка социальной роли семьи, низкий уровень родительской сознательности, культуры воспитания, эмоциональных связей. Достаточно вспомнить циклы телевизионных программ, где человеческие трагедии и семейные истории представлены без прикрас. Врачи и психологи констатируют, что девушка на пороге материнства практически не обладает навыками ухода за ребенком, не владеет знаниями об особенностях формирования детской психики, не имеет знаний и умений для реализации себя, как успешной матери.

Характерной особенностью большинства современных девушек является отсутствие ответственности, понимания важности и значимости родительской миссии. Между тем, рождение ребенка принесет много перемен, к которым женщина должна быть подготовлена. Изучение проблем формирования представлений о материнстве у женщин на сегодняшний день является особенно актуальным. Социальная практика позволяет констатировать, что возникла необходимость в формировании новой стратегии оказания психологической помощи женщинам, которые готовятся рожать и воспитывать будущее поколение.

Еще раз подчеркнем, что подготовка к материнству – одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Сфера материнства недостаточно изучена. Хотя исследователи в области истории, философии, культурологии, психологии, педагогики много внимания уделяют вопросам семьи и семейных отношений. Все подходы к проблемам семейного воспитания рассматривают область материнства с различных сторон, изучая структурные компоненты материнской сферы.

Невозможность абсолютизировать какой-либо единственный подход диктует необходимость создания единой концепции в изучении материнства, разработки единого антропологического подхода, включающего в себя как биологическую, так и социальную составляющую женской сущности, сознательную и бессознательную сферы психики, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно- ценностной и поведенческой сферы личности молодой женщины – будущей матери. Перечисленные компоненты представляют собой единую составляющую феномена материнства.

Многие ученые указывают на неоспоримо важную роль изучения области материнства во всех аспектах ее функционирования и выделения как отдельной области гуманитарного знания [2, 3, 4]. Исследование проблем адаптации достаточно тесно сопряжено с исследованием вопросов материнской ответственности. Эти вопросы достаточно глубоко представлены в работах Б. Бернса, О.В. Баженой, И.С. Кона, Г.Г. Филлиповой и других.

В предисловии к книге «Разные лики материнства» Б. Бернс подчеркивает важность ранних лет для жизни ребенка. Он пишет о том, что изучение ребенка возможно через исследования представлений о матери. Для успешного понимания развития человека надо начинать с осознания роли матери в его развитии.

В исследованиях Г.Г. Филлиповой сформирована концепция субъект-субъектного взаимодействия матери и ребенка. Автор рассматривает материнство не только как условие для развития ребенка как личности. Она подчеркивает, что материнство заложено природой, оно является мотивационно-потребностной составляющей психологии женщины, которая формируется на протяжении всей жизни женщины. Согласно данной концепции материнская ответственность включает психофизиологический, эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты. Вместе с тем есть основание выделить адаптивный и рефлексивный компоненты материнской ответственности. Характеристика всех компонентов феномена материнской ответственности складывается из трех составляющих.

  • Когнитивный компонент включает в себя психо-физиологические процессы, психические состояния и личностные свойства. В комплексе это позволяет женщине планировать беременность, ощущать себя матерью уже сразу после зачатия, воспринимать беременность как благо, представлять образ будущего ребенка.
  • Конативный компонент основан на комплексе знаний об особенностях развития плода и новорожденного, о способах ухода за новорожденным, о динамике его развития.
  • Эмоционально-ценностный компонент предполагает наличие установки к материнству, развитие адаптационных механизмов, обеспечивающих успешное материнство. Вместе с этим, это осознание значимости появления новорожденного для семьи и укрепления семейных ценностей, для развития новой палитры эмоций, чувств, волевых действий и волевых качеств личности. Данные составляющие должны помочь женщине стать достойной матерью, определить меру ответственного отношения беременной женщины к новорожденному ребенку.

Изложенное выше, свидетельствует о великой миссии материнства, о необходимости специального психологического сопровождения адаптации матери к предстоящему рождению ребенка. Установлено, что процесс успешной адаптации во многом обеспечивает формирование ответственного отношения женщины к предстоящему материнству уже на ранних стадиях беременности. В контексте данного исследования процесс адаптации рассматривается как приспособление организма к внешней среде или к изменениям, свершающимся в самом организме. Диалектика материнской адаптации беременной женщины состоит в том, что она имеет как генотипические, так и социотипические характеристики. Важное место для процесса адаптации отводится первому триместру беременности. Гармоничное развитие всех составляющих материнской ответственности у беременных женщин способствует развитию адекватных представлений женщины о функциях матери в современном обществе, о ее предназначении в деле воспитания и развития ребенка.

Материнская ответственность включает психофизиологический, эмоционально-ценностный, когнитивный, рефлексивный и поведенческий компоненты. Вместе с тем есть основание выделить в структуре беременной женщины адаптивный компонент, который позволит будущей матери принять собственную материнскую миссию, выстроить образ, стратегию воспитания и развития новорожденного ребенка.

Литература

  1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 92-100.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2008.
  3. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М., 1981. – 278 с .
  4. Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения: ресурсный подход: монография. – М., 2008. – 243 с.

Об авторе

Селина Наталья Николаевна – аспирантка 3 года обучения направления подготовки 37.06.01 – Психологические науки, специальность 19.00.07 – Педагогическая психология Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: Snn15bk.ru

Ссылка для цитирования

Селина Н.Н. Психологическое сопровождение адаптации беременных женщин к предстоящему материнству. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).