Сафукова Н.Н. (г. Ульяновск)
ИНТЕРНЕТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
УДК 159.923
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний момент проблема зависимости от интернета в подростковом возрасте как психологическая детерминанта. Проводиться экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи между склонностью к интернет-зависимому поведению и проявлением акцентуаций характера, уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем эмпатии в подростковом возрасте, которые можно рассматривать как психологическую детерминанту интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, особенности личности.
В настоящее время подростки все более подвержены влиянию Интернета, ведь именно оттуда можно узнать о том, что творится в мире, просто нажав на ссылку, или завести новых друзей не выходя из дома. Ведь количество друзей для многих это очень важный показатель социального статуса среди друзей. Практически с самого рождения детей приучают к «всемирной паутине». Современных подростков даже называют «цифровыми гражданами» только потому, что они практически неразлучны с интернетом (Швед А.В. Особенности я-концепции подростков, пользователей социальных сетей (на примере МБОУ СОШ №45, г. Владивостока).
По данным InternetWorldStats количество пользователей в Сети Интернет во всем мире в июне 2012 года достигло 7,0 млрд человек. Составлен список стран, с наибольшим количеством пользователей Интернет, в котором Россия занимает 6 место в мире, при этом число интернет-пользователей с каждым годом возрастает. Так, в России в 2008 году было зарегистрировано 38 млн. пользователей, в 2010 году – 59,7 млн., в 2011 году – 61,5 млн., а в июне 2012 года 67,7 млн. пользователей, что составляет 47,7% от общей численности населения страны. По данным BrandAnalytics за весну 2015 года ежемесячная аудитория социальной сети «В Контакте» составляет 53,6 млн человек, из них 26,8% составляют подростки [1; 2]. Именно поэтому в настоящее время одной их составляющих Я-концепции является «Я-виртуальное». Я-концепция (как совокупность знаний о себе) является общей структурой самосознания. Она окружает сферу «Я» и состоит из тесно взаимосвязанных Я-образов – «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-виртуальное» и т.п. Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур является показателем того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования в реальном мире [3; 4].
Интернет-зависимость представляет собой специфическое патологическое использование интернета, привязанное к конкретному виду деятельности в сети, и генерализованное патологическое использование интернета, не имеющее специфического контекста.
Анализ исследований интернет-зависимости показывает, что основная проблема – это выделение критериев интернет-зависимости, характеризующие ее как отдельную зависимость и определение тех личностных особенностей (психологических детерминант), которые характерны для интернет-зависимых людей.
Первоначально И. Голдберг предложил критерии интернет-зависимости, построенные на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга), позже им было сформирован термин «интернет-зависимость» как непреодолимое желание пользоваться интернетом, которое влечёт за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологических сфер деятельности.
На сегодняшний день выделены виды интернет-зависимости: познавательная деятельность (поиск информации, программирование, веб-серфинг); игровая деятельность (увлечённость компьютерными играми); коммуникативная деятельность (социальные сети, форумы, чаты, электронная почта, блоги) [1; 2].
Наименее изученной проблемой является проблема психологических детерминант интернет-зависимости.
Целью исследования явилось исследование психологических детерминант интернет-зависимости в подростковом возрасте.
В ходе теоретического анализа проблемы были сделаны следующие выводы:
- Интернет-зависимость – это специфическое патологическое использование интернета, привязанное с конкретному виду деятельности в сети, и генерализованное патологическое использование интернета, не имеющее специфического контекста.
- Выделяют стадии развития интеренет-зависимости: первая стадия – знакомство и заинтересованность интернетом и новыми возможностями); вторая стадия – замещение Интернетом значимых сфер жизни; третья стадия – бегство из реальной жизни в виртуальную.
- Выделяют основные группы факторов, способствующих развитию зависимостей: нравственная незрелость личности, нарушенная социальная микросреда, индивидуально-биологические особенности личности, индивидуально-психологические особенности личности.
- В качестве индивидуально-психологических особенностей интернет-зависимых выделяют следующие личностные черты: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.
В ходе эмпирического исследования в качестве гипотезы выступило предположение о том, что существует прямая взаимосвязь между склонностью к интернет-зависимому поведению и проявлением акцентуаций характера, уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем эмпатии в подростковом возрасте, которые можно рассматривать как детерминанты интернет-зависимости.
Всего в исследовании приняло участие 30 учащихся в возрасте 14-15 лет. Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие методики.
- Для диагностики уровня интернет-зависимости использовалась методика К. Янг «Тест на интернет-зависимость» в адаптации В.А. Лоскутовой (Буровой). Данный тест на интернет-зависимость (в оригинале «InternetAddictionTest» – тест на интернет-аддикцию) – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест не был валидизирован на популяции интернет-зависимых, так как в настоящее время такого диагноза всё ещё не существует. Между тем, тест может служить скрининговым инструментом для отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста, а тестирование в динамике можно использовать для оценки улучшения состояния интернет-зависимого пользователя.
Тест позволяет выявить интернет-зависимость без акцентирования формы зависимости. 20-49 баллов характеризует обычного пользователя Интернета, 80-100 баллов говорит о наличии выраженной интернет-зависимости.
- Для исследования акцентуации характера использовался тест-опросник «Акцентуации характера» Г. Шмишека, К. Леонгарда, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда».
На первом тапе эмпирического исследования была проведена методика К. Янг «Тест на интернет-зависимость» в адаптации В.А. Лоскутовой (Буровой), позволяющая выявить степень интернет-зависимости у испытуемых.
Распределение по степени интернет-зависимости представлена в таблице 1.
Таблица 1. Распределение по степени интернет-зависимости
Группы испытуемых |
Обычные пользователи Интернет |
Черты интернет – зависимости |
Выраженная интернет-зависимость |
Среднеарифметическое значение по группе |
Подростки (30 ч.) |
13% (4 чел.) |
37% (11 чел) |
50 %(15 чел) |
78,13 |
Анализ результатов показывает, что 4 подростка (13%) являются обычными пользователями сети Интернет и не имеют никакой зависимости, 11 подростков (37%) имеют некоторые проблемы, связанные с увлечением интернет, 15 человек (50%) характеризуются выраженной интернет зависимостью.
Распределение испытуемых подросткового возраста по уровню толерантности и среднее значение уровня коммуникативной толерантности психологических детерминант интернет-зависимости показал, что в первой группе (интернет-независимых) 26,6% испытуемых подросткового возраста имеют высокий уровень развития коммуникативной толерантности и 73,4% – средний уровень.
Во второй группе (интернет-зависимых) высокий уровень имеют только 13,3%. Это вполовину меньше, чем в первой группе и 86,7% имеют средний уровень. Низкого уровня развития коммуникативной толерантности так же в этой группе нет. При этом стоит обратить внимание на выраженность коммуникативной толерантности. Таким образом, по результатам данной части эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что уровень коммуникативной толерантности в группе интернет-зависимых подростков ниже, чем в группе интернет-независимых.
Исследование уровня эмпатии в двух группах позволило получить следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Распределение средних значений по уровню эмпатии в группе интернет-зависимых и интернет-независимых юношеского возраста
Группы испытуемых |
Рацион. |
Эмоцион. |
Интуит. |
Устан. |
Про. |
Идент. |
Общий |
Первая группа |
3,3 |
4,1 |
3,9 |
2,7 |
2,9 |
3,3 |
20,4 |
Вторая группа |
2,9 |
3,1 |
3,4 |
2,7 |
2,4 |
1,9 |
15,7 |
Анализ таблицы показывает эмпирические различия между двумя группами испытуемых в отношении рационального канала эмпатии, эмоционального канала эмпатии, интуитивного канала эмпатии, проникающей способности в эмпатиии, идентификации, общего уровня эмпатических способностей (рис.1).
Рис.1. Различия в уровне способностей к эмпатии у интернет-зависимых и интернет – независимых подросткового возраста
Для подтверждения статистической значимости найденных эмпирических различий был использован критерий Манна-Уитни, в ходе применения которого подтвердились различия между группами в уровне развития эмоционального канала эмпатии, уровне идентификации в эпатиии и уровне способности к эмпатии. В ходе расчетов были доказаны статистически значимые различия в уровне эмпатии у интернет-независимых подростков и интернет-зависимых: выше развит у интернет-независимых подростков.
Для исследования особенностей акцентуации характера был использован тест Леонгарада-Шмишека. Анализ тенденции в группе испытуемых в подростковом возрасте к тому или иному типу акцентуации показал, что для группы интернет независимых существует тенденция к демонстративной акцентуации характера, тогда как в группе интернет-зависимых наблюдается склонность к трем акцентуациями: дистимической, циклотимной, демонстративной, то есть для интернет-зависимых юношей характерно большее количество акцентуаций, чем для интернет-независимых; в группе интернет- зависимых испытуемых подросткового возраста наблюдаются тенденции к дистимной и циклотимной акцентуациям; не нашло свое статистическое подтверждение предположение о различиях в уровне выраженности данных типов акцентуации в группах интернет-зависимых и интернет-независимых подростков.
Для выделения психологических детерминант интернет-зависимости в подростковом возрасте был проведен корреляционный анализ, позволяющий определить взаимосвязь между уровнем интернет-зависимости и таким психологическим особенностями, как эмпатические способности, коммуникативная толерантность, акцентуации характера.
Проведенный корреляционный анализ показал следующие результаты: существует обратная корреляционная взаимосвязь между уровнем интернет зависимости и коммуникативной компетентностью (в тесте чем больше значения баллов, тем ниже уровень коммуникативной компетентности); интуитивным каналом эмпатии; проникающей способностью в эмпатии; идентификацией в эмпатии. Корреляционные связи между уровнем интернет-зависимости и акцентуациями характера не выявлены. Данные результаты можно объяснить тем, что в ходе исследования интернет-зависимых и интернет-независимых испытуемых подросткового возраста не были выявлены выраженные акцентуации характера.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между склонностью к интернет-зависимому поведению и уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем эмпатии в подростковом возрасте, которые можно рассматривать как детерминанты интернет-зависимости. Соответственно гипотеза частично нашла подтверждение.
Литература
- Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий. // Развитие личности. – 2000. – № 2. – С. 5-9.
- Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. // Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – С. 100-132.
- Сафукова Н.Н. Особенности выраженности значимых компонентов личностно-профессиональной Я-концепции у студентов 1-5 курсов государственных и негосударственных вузов. // Спортивный психолог. – 2011. – №2(23). С. 32-37.
- Сафукова Н.Н. Психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 4. – С. 246-249.
Сафукова Надежда Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова
e-mail:
Сафукова Н.Н. Интернет как психологическая детерминанта зависимости в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).