Кутовой И.Н., Садовникова Д.С. (г. Пятигорск)
ЛИЧНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 159.923
Аннотация. Проблема личности в статье рассматривается в связи с концепцией психологической безопасности. Показано, что категория «личность» в данной концепции является ключевой. Она способствовала оформлению понятийного аппарата концепции психологической безопасности и определила основные направления ее развития. Авторами предложен содержательный анализ концепции психологической безопасности с использованием категории личности.
Ключевые слова: личность, психологическая безопасность, концепция, защищенность, развитие, свойства личности, технология.
Проблема личности в настоящее время занимает одно из самых главных положений в психологической науке. Она же позиционируется в качестве центральной категории концепции психологической безопасности, разрабатываемой в рамках отечественной психологии в связи с актуализацией задач повышения жизненного благополучия человека на основе обеспечения синтеза его защищенности и воспроизводимой на непрерывной основе способности к личностному развитию [1].
Концепция психологической безопасности личности основывается на многовековом опыте изучения психических особенностей человека [2]. Свое непосредственное оформление она получила в рамках исследований, выполненных в последнее десятилетие на стыке ряда отраслей психологической науки – организационной, педагогической, политической, социальной психологии [3, 4]. В центре изучаемой проблематики неизменно находились вопросы обеспечения безопасности некоторой ресурсоемкой личности в соответствующем контексте – производственном, учебном, правовом, экстремальном и прочем средовом контексте [5, 6]. Данная ситуация представляется вполне оправданной в силу подходов к пониманию личности, сложившихся в современной психологической науке.
Под личностью в настоящее время понимают некоторую реальность, которая складывается в системе общественных связей и отношений, определяется этими отношениями и в то же время оказывает на них активное влияние. В психологии при рассмотрении человека с позиции личности акцент изначально делается на характеристике его общественной природы, обнаружении тех особенностей, которые оформляются в рамках его социокультурной жизни и которые обнаруживаются на основе общественных отношений [7]. Личность – это реальность, которую обретает человек, активно включенный в социальный контекст функционирования, обнаруживающий себя в нем, проявляющий себя как обладателя определенных психических новообразований, позволяющих ему принимать значимые, ответственные решения и осуществлять их, используя полученный опыт.
Выделение приоритетности социального в определении категории «личность» предполагает уточнение сущности самого термина «социальное». На текущий период развития науки оно разделяется: на общественные отношения, условия жизни человека в социуме, определенные черты системы воспитания, типы производства и социальные институты, средства массовой информации. Вышеперечисленные факторы определяются общественной действенностью и творческой самостоятельностью человека, который строит историю культуры и цивилизации человечества. Располагаясь в мире людей, в разных условиях всех сфер общества, он применяет наследие цивилизации, ведет речь на своем языке, с помощью него осуществляется познание человеческого опыта и выстраивается общение. Однако личность, наряду с социальным, не мыслится и без индивидуального начала [12]. Приходится признать, что реализоваться в обществе на уровне личности человек не может без присущих ему с рождения способностей к слуху, зрению, вкусу, обонянию, мышлению, чувств, желаний и т.д. Вместе с тем, при рассмотрении личности на первый план выходят, все же, социально значимые черты. Некоторые авторы считают, что личность является переходным звеном между биологическим и социальным, осуществляемым с помощью специальных механизмов, в частности, обучения и адаптации.
Исследования человека как личности позволили утвердиться пониманию того, что данную реальность характеризует определенная достаточно устойчивая система социально значимых черт, благодаря которой она позиционируется в некоторой общности и раскрывается в контексте реализации себя в широком спектре жизненных и общественных обстоятельств. Одним из высоко значимых жизненных и социальных обстоятельств в настоящее время рассматривается необходимость проектирования широкого пространства психологической безопасности, способного оказать созидающее воздействие на динамику формирования, становления, актуального функционирования и развития личности. В качестве научной основы решения данного круга задач нами рассматривается концепция психологической безопасности личности, разрабатываемой в отечественной психологической науке рядом авторов (Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец, А.В. Ляхов, Н.П. Татьянченко и др.).
Проведенные исследования позволили выявить богатый спектр личностной феноменологии, обнаруживающейся в связи с рассмотрением вопросов психологической безопасности. Она послужила поводом к оформлению новых понятий, используемых в рамках концепции психологической безопасности, – чувство безопасности, переживание безопасности, представления о безопасности, потребность в безопасности, интересы безопасности, безопасное поведение, личность безопасного типа и др. [8].
Рассмотрение проблем личности в рамках концепции психологической безопасности осуществляются по двум направлениям.
К одному из них нужно отнести непосредственное того, как проявляют себя различные аспекты личности в зависимости от уровней и аспектов, характеризующих ее безопасность. Исследования в этом направлении позволили, в частности, подтвердить связь психологической безопасности с такими свойствами личности как жизнестойкость, внушаемость, уверенности в себе, стрессоустойчивость, субъектные предпочтения и ценностная сфера [9]. Изучались также особенности образования суицидальных намерений при разном уровне психологической безопасности личности [10]. Выявлению были подвергнуты особенности траекторий, стратегий и сценариев поведения субъекта разных ситуаций как основы обеспечения психологической безопасности личности. В рамках данного направления проведены исследования связи с психологической безопасностью личности характера ее отношения ко времени.
Еще одно направление рассмотрения проблем личности в рамках концепции психологической безопасности образуются изучением вклада различных личностных образований в созидание для нее пространства безопасности в разнообразных средах – корпоративных, профессиональных и учебно-образовательных. В рамках данного направления изучено, в частности, влияние организационной лояльности, управленческих навыков и сформированности правосознания персонала на состояние корпоративной безопасности. К нему относятся и исследования, характеризующие особенности психологической личности в контексте решения задач информационно-психологической безопасности, разрешения конфликтных ситуаций, реализации Интернет-деятельности и учебной деятельности [11].
Анализ наработок по проблеме позволяет принять трактовку психологической безопасности в качестве особого личностного образования, являющегося результатом проекции объективных условий (природных и социальных) на психическую структуру человека и отражающего целостность его защищенности и способности воспроизводить во времени способность к развитию в направлении жизненно значимой цели личности.
Исследования, проведенные по проблеме психологической безопасности личности, позволили установить ряд закономерностей, раскрывающих сложность структуры и функциональной природы данного феномена. Так, структура психологической безопасности личности рассматривается как динамическое явление. Одной из причин этому является то, что человек живет и активно действует в мире, который постоянно меняется. К личности поступает новая информация, новые знания, которые в дальнейшем превращаются в убеждения, определяющие характер поступков человека. Вследствие этого сам процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей может быть понят как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества. Вместе с этими изменениями изменяется и его индивидуальная концепция безопасности.
Динамичность психологической безопасности личности заложена внутри самого этого феномена. Действительно, образующие ее компоненты, – состояние защищенности и способность человека к развитию, – являются противоречивыми друг другу. Возрастание уровня одного из них влечет падение другого. Таким образом, психологическая безопасность личности является неравновесным образованием, связанным с достижением баланса между защищенностью субъекта и сохранением их способности к развитию. Психологическая безопасность личности неустойчива. Она склонна к разным изменениям – прогрессивным и регрессивным. Деструктивные проявления в структуре личности приводят к нарушениям психологической безопасности личности, которые могут принимать разные формы. В частности, одной из них может рассматриваться суицидальное поведение. На поведенческом уровне крайним для него асоциальным выражением выступает девиантное поведение.
Сложность феномена психологической безопасности личности и изменчивость условий ее формирования требует особых технологий для ее построения. С опорой на особенности личности в последние десятилетия в этой области реализованы некоторые наработки, технологического характера [11]. Вместе с тем, с нашей точки зрения, проблема еще окончательно не решена.
Таким образом, рассмотрение проблематики психологической безопасности основывается и не возможно без использования категории личности. Личность является центральным феноменом, который содержательно наполняет и структурирует феноменологическое пространство психологической безопасности. Нам представляется, что детальный анализ категории личности может создать благоприятную основу для дальнейшего развития концепции психологической безопасности.
Литература
- Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь, 2015. – С. 221-225.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, – Т. 5. – № 3. С. 231-236.
- Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. – Ставрополь, 2005. – 216 с.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество, – № 10. – С.1421-1431.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: cб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. – Ставрополь: СГПИ, 2016. – С.306-308.
- Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации, – № 8. – С. 97.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology, – № 1 (23). – С. 59-64.
- Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки, – Т. 49. – № 5. – С. 246-257.
- Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. Ессентуки: РОССЫ, 2001. – 88 с.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Кисловодск – Москва, 2015. – С. 56-61.
- Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования, 2013. – №3 (40). – С. 211-214.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, – № 3. – С. 186-189.
Кутовой Игорь Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий, математики и информационной безопасности Пятигорского государственного университета
e-mail:
Садовникова Дарья Сергеевна – студентка 2 курса психолого-педагогического факультета филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
e-mail:
Кутовой И.Н. Личность как категория концепции психологической безопасности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).