Смыслов Д.А. (г. Москва)
ФРАКТАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ РОДА
УДК 159.923
Аннотация. В статье рассматривается проблема работы с семейными и родовыми сценариями клиента в процессе психологического консультирования. Даётся объяснение большого пласта связей рода и каждого из его членов.
Ключевые слова: психологическое время личности, циклическое время, дискретное время, семейная мифология, психогенеалогическое интервью, психологическая травма, психологическое консультирование.
Открытием самоподобного множества в математике (фрактала – с lat. – fractus– дробленый, сломанный, разбитый) принадлежит Бенуа Мандельброту. Фрактал обладает нерегулярной структурой, но, если рассмотреть небольшой его фрагмент в крупном масштабе, он будет очень похож на копию большого фрактала. Таким образом, при внешней хаотичности, и, даже кажущейся случайности внешнего вида фрактала, находится связь между событиями. Так, лист с жилками и ветка напоминают большое дерево, а само большое дерево – напоминает жилки своих листьев.
Это, казалось бы, очевидное по своей гениальности, открытие Мандельброта сломало прежнее представление о том, что в природе всё симметрично. Примечательно, что в дальнейшем, именно фракталы Мандельброта легли в основу графических электронных карт местности, равно как и компьютерных игр, в которых изображаются пространства. Это открытие 1975 года созвучно тому, что было написано в важнейшем памятнике герметизма – «Зелёной книге» Гермеса Трисмегиста, скрижали на пластине из изумруда в египетском храме, обнаруженной на могиле Гермеса Александром Македонским.
В этом тексте даются сконцентрированные максимы – формулировки учений герметизма. Среди прочего, там написано: «Истинно – без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: То, что внизу, аналогично тому, что вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи» [2]. Примечательно, что античная идея о макрокосме и микрокосме проявляется в учении Лейбница о монадах, который считал, что каждая монада есть отражение универсума. Отклики этого учения наличествуют в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, в учении Шопенгауэра о мировой воле. И, несмотря на то, что идея макрокосма и микрокосма в XIX-XX вв. более воспринималась теософами, нежели чем учёными, именно в конце ХХ века она вновь проявилась в открытии математика Мандельброта.
Когда мы рассматриваем работу психолога-консультанта с семейными сценариями клиентов, часто приходится сталкиваться с тем, что, несмотря на очевидную, казалось бы, логику, что работать возможно и нужно только с теми членами семьи, которые живы, в реальности приходится фиксировать несколько иное. Так, из поколения в поколение в ряде случаев транслируются определённые модели поведения, страхи, убеждения, стереотипы. В некоторых случаях, разбирая с клиентом его индивидуальную историю, начинаешь понимать, что подобное поведение или даже физическая предрасположенность к болезни – не совсем его приобретение, а именно то, что, видимо, наследуется из предыдущих поколений. Складывается ситуация, что на уровне подсознания для нас живы не только те близкие и родственники, кто жив физически, и даже не только те из уже покинувших этот мир близких, но и те, кого мы можем назвать дальними родственниками.
В данном случае оказывается, что на уровне подсознания человек вмещает в себя не только индивидуальный опыт, но и опыт своих прошлых поколений родственников. Именно подобное явление я и называю «фрактальной геометрией рода».
Как мы получаем эти знания, эти приобретения прежних поколений?
Здесь имеет смысл вспомнить о делении времени на два вида:
- Циклическое время в мифологии (в древних и первобытных обществах принято узнавать о том, что с тобой будет, из песен, сказаний, легенд). Цикличное время менее невротично согласно К. Хорни, так как в нём всё предопределено и объяснено. Человек циклического времени меньше переживает, так как априори знает, что с ним будет (как у В.С. Высоцкого – «...но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути»). Также в таком времени живут дети до 4-5 лет, которые снова и снова пересматривают один и тот же мультфильм, требуют до бесконечности читать им одну и ту же сказку (к тому же многие произведения детской литературы, ориентированные на данный возраст и сами, являются образцом циклического времени).
- Дискретное время современности. Это время разрывно, прерывисто, поделено на три части – «прошлое» (которого уже нет и его не вернуть), «настоящее» (которое занимает секунды и моментально превращается в прошлое) и «будущее» (которого пока не существует). В дискретном мире человек оказывается невротизирован, он боится допустить ошибки, он стремится продлить настоящее, что невозможно («продлись, продлись очарованье»), и в результате – бежит, бежит от себя, от своих мыслей, от жизни.
Парадокс заключается в том, что, живя в обществе дискретного времени, современный человек продолжает существование во времени циклическом в семейных отношениях и как часть своего рода (если он ещё к нему принадлежит – так как встречаются случаи, когда люди и вовсе не знают своего рода).
Циклическое время связано с сакральными традициями и религиозными ритуалами, посредством которых человек может приобщиться, прикоснуться, практически вновь пережить события, важные для его верования или культа. Иными словами, оказаться в ритуальном циклическом времени. В качестве примеров можно привести христианский ортодоксальный Крёстный ход или языческий ритуал прыжков через костёр на Ивана Купалу. В любом случае, прикосновение, причастие к циклическому времени, даёт человеку ощущение иного, «вечного», не дискретного, времени. Сюда можно отнести и ритуал встречи Нового года, который также даёт его участникам ощущение особых, праздничных эмоций и ожидание чего-то необычного и волшебного. Впрочем, это более заметно и проявляется в восприятии детей, нежели чем взрослых.
Другой вид циклического времени нам знаком также хорошо, и в нём мы бываем чаще, чем в ритуальном циклическом времени. Это – циклическое время рода.
Определим род как совокупность семей (фамилий), имеющих (восходящих) к общему предку.
Род живёт в подсознании своих членов в виде воспоминаний, установок, легенд и мифов. Вот часть этой мифологии:
- Легенды о бегстве (как правило, это рассказы о том, что кто-то в роду – прадедушка, прабабушка и т.д. что-то сделал или откуда-то приехал). В качестве примеров таких мифов чаще всего встречаются:
- Миф о выкраденной лихим военным турчанке (цыганке) и пр.
- Рассказ о бегстве (эмиграции) кого-то из предков из неблагоприятной для проживания страны.
- История о городе или местности, откуда как-бы идёт род.
- История о подкидыше – не родном ребёнке в роду с последующим ожиданием возвращения «реального» родителя.
Для нас же здесь очень важно убрать наносное, свойственное легенде приукрашивание от родственника к родственнику, и вычленить то, что в этих легендах присутствует программа беглеца – это желание бежать в случае неблагоприятных обстоятельств и оказываться в новом месте, к которому требуется длительное время приспосабливаться. Но беда в том, что если эта программа присутствует и запускается из поколения в поколение, то она жива и передаётся на бессознательном уровне каждому новому поколению рода (совокупности фамилий, имеющей общего предка).
- Легенда о проклятии (проклятие, порча, «венец безбрачия», «чёрная вдова» или «чёрный вдовец», «все в роду не доживают до определённого возраста», программирование определённого типа сметри (бояться воды, коня, змеи и пр.) и т.д.). Это также психогенеалогически реализуемая программа. Если в ней описывается, что в каком-то определённом колене кто-то из недоброжелателей проклял весь род, эта программа также передаётся в каждое новое поколение, причём, каждый раз в каждом поколении приписываются новые мифологические элементы, а главным остаётся одно – любые жизненные трудности и неурядицы здесь воспринимаются, согласно программе, уже с элементом фатализма и обязательной негативной составляющей.
- Легенда о сходстве (внешнем или сходстве характера) ребёнка с кем-то из его предков («ты закончишь жизнь, как твой отец», «ты вся в бабушку» и пр.). Как только в детстве поднимается эта тема, и её вольно или невольно слышит ребёнок, включается программа интереса к характеру и поведению предка, и, даже если он был не таким (семейная мифология не исключает мифологизации и, следовательно, необъективного описания), ребёнок, а впоследствии взрослый человек, невольно начинает повторять программу поведения этого предка (вплоть до привычек, особенностей поведения и реагирования, пристрастий и заболеваний и даже причин смерти).
- Легенда о неблагополучии в семейной жизни (одиночестве). Это также очевидная программа, которую следующее поколение неосознанно выполняет только потому, что она была «запущена» в семейной мифологии [4].
В романе «Големе» писатель-экспрессионист Г. Майринк писал: «Наши предки, даже самые далекие, присутствуют здесь, в нашей крови, со всеми своими преимуществами и изъянами. Зачастую наши безрассудные порывы – это лишь внезапное пробуждение голоса нашей крови, который мы, охваченные ужасом, стараемся заглушить» [3].
Нечто подобное было предложено и К.Ч. Тойчем в его «Наследственной предрасположенности и личностной эффективности». Он выделил третью, «генетическую» форму реагирования на неразрешимые проблемы и стрессы. Так, если проблема очень существенная, не преодолена человеком и подавлена в «бессознательное», то возможна ее передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам.
Этот процесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случайная модификация (где-то после седьмого поколения), либо пока один или несколько потомков смогут решить эту проблему, сделают сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем и поведения. Чем серьезнее проблема, чем она «греховнее», тем быстрее она переходит к потомкам. Не устраненный стресс предка будет развиваться по своей интенсивности, так как он передается из поколения в поколение и усиливается современными ситуациями. Этот бессознательный процесс может быть преодолен только путем внутреннего познания и сознательных действий человека. Таким образом – в ряде случаев, человек неосознанно повторяет проблемы и судьбу своих предков, расплачиваясь своим здоровьем и судьбой за ошибки и проблемы предков, являясь невольной жертвой, имеющей специфическое «основное внутреннее направление» – ОВН. Таким образом, конфликты и сама проблематика жизни могут передаваться «по наследству», из поколения в поколение. Тойч утверждаел, что человек во многом – жертва генетического кода и проблем своих предков, невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков, и, если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков.
Чем быстрее человек сумеет осознать нерешенную проблему предков и активно сумеет ее решить или преодолеть, тем счастливее сам человек и его дети, потомки [5].
Французский психоаналитик Француаза Дольто в работе «На стороне ребёнка» писала: «Каждый ребенок вынужден нести груз патогенных последствий, доставшихся в наследство от патологического прошлого своей матери и своего отца». И далее: «Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле» [1].
Ф. Дольто выдвинула предположение, что присутствует сильная связь между бессознательным матери и ребёнка ещё в перинатальный период его развития (Дж. Морено называл это со-бессознательным матери и ребёнка), причём, ребёнок ещё в утробе «знает», чувствует, угадывает то, что относится к его семье на несколько поколений назад.
Иван Бузормени-Надь обращает внимание на проблему трансгенерационной (межпоколенческой) передачи неразрешенного конфликта, семейных тайн, преждевременных смертей и выбора профессии (трансгенерационный подход).
В ряде случаев, отдельные члены рода, совершившие неблаговидные или страшные поступки, могут «выталкиваться» из памяти рода. О них стараются не вспоминать в первом и втором поколении, а затем, сформировавшаяся ниша начинает «заполняться» романтизированным шлаком в последующих поколениях. И здесь работа психолога начинает напоминать работу археолога, аккуратно, по песчинке убирая наносное и оставляя суть. Примерами неблаговидных поступков для рода могут быть – участие кого-то из предков в расстрельных командах, совершение убийства, насилие, судимость и пр.
Н. Абрахам совместно с М. Терек вводят понятие – «семейного склепа» и «семейного призрака». «Призрак – это то, что производит наше бессознательное, особенность которого состоит в том, что он никогда не был осознанным и не случайно является результатом перехода из бессознательного родителя в бессознательное ребенка. Появление призрака указывает, что на потомка воздействует то, что для родителя означало рану. «Призраком» является тот предок, «дуальное единство» с которым не осознается, но поддерживается и передается из поколения в поколение в виде «белых пятен», «тайн», «недоговоренности» и т.д.
Эта связь поддерживается посредством «двойной связи», то есть «двойного послания с двойным принуждением», а именно, как отмечает А. Шутценбергер: «Говорить об этом нельзя, но этот запрет не позволяет забыть и не говорить [6].
Изучая «фрактальную геометрию рода», безусловно, мы выходим на попытку изучения тех глубинных пластов бессознательного, которое подлежит либо лонгитюду, причём, весьма длительному, либо обстоятельному изучению генеалогии и истории рода отдельно взятого клиента и его семьи. Причём, идеально было бы как генеалогический анализ, так и лонгитюд. Но здесь мы невольно сталкиваемся с проблемами, во-первых, ограниченного количества (и качества) исследовательских методов. Во-вторых, в ряде случаев, с обрывом знаний о истории рода и родственников вообще, что, увы, довольно нередко в наше время ввиду довольно трагичного ХХ века для многих родов граждан СССР в силу революций, трёх войн, репрессий и пр.
Какие методы уместны для исследования глубинных слоёв рода при работе с семьёй и родом клиента:
- Дж. Морено писал о семейных комплексных связях и «социальном атоме» рода. В целом, продолжение его идей – генограмма (схематичное отображение семьи в нескольких поколениях). Морено вторил Берт Хеллингер, утверждавший, что каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Впервые генограмма была введена в психологическую практику Мюррэем Боуэном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997). В целом, генограмма, уже созданная, нуждается в постепенном дополнении и достроении самим клиентом и его родственниками в течение несколького длительного времени. В генограмму желательно внести максимум информации о каждом из членов рода, характере, специфике поведения, заболеваниям, предпочтениям, истории жизни и пр., включая причину и историю смерти. Также я рекомендую особое внимание уделять значимым датам жизни каждого из членов рода. При этом, в процессе создания генограммы обязательно окажутся те родственники, о которых известна только родовая принадлежность (например, двоюродный дядя) или имя и больше ничего. Это те члены рода, которые постепенно «вытесняются» из памяти рода в силу своей незначимости для него. Что, в свою очередь, не исключает определённой, глубинной значимости жизни этого далёкого родственника, для самого клиента.
Пример схематического описания генограммы:
|
Для сбора информации предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Возраст на настоящий момент всех членов семьи. 2. Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников. 3. Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов). 4. Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников. 5. Разница в возрасте между супругами. 6. Смена фамилии, имени. 7. Количество детей в семьях. 8. Аборты, выкидыши. 9. Профессии. 10. Болезни, алкоголизм, наркомания. 11. Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии). 12. Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья. 13. Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи. 14. Эмиграция, ссылка. 15. Инцесты (первого типа – запрещенные связи между кровными родственниками, второго типа – между людьми, которые стали родственниками в результате брака).
|
Кроме того, желательно ответить на следующие дополнительные вопросы:
Вопросы для генограммы |
|
1. |
Кого вы изобразили первым? Понимаете ли вы, почему? |
2. |
Какое особое значение имеет для вас этот человек в настоящий момент времени? |
3. |
(Если повышенное внимание к одному человеку в генограмме) Какое незавершенное дело есть у вас с этим человеком, которое бы вы хотели проработать? Как это можно было бы сделать? |
4. |
Кого бы вы хотели исключить? Если некоторым из вас не захочется никого вычеркивать, то и не надо этого делать |
5. |
Кого бы вы хотели добавить? |
6. |
Кого из тех, кто должен быть включен в генограмму, вы забыли нарисовать? |
- Подробный анализ возникающих навязчивых переживаний, страхов клиента.
- Изучение особенностей спонтанного поведения в его жизни и в жизни его родственников.
- Использование регрессивного гипноза с целью фокусирования внимания к некоторым деталям биографии клиента или его родственников.
- Применение группы медитативных трансовых техник, как, например, «Древо жизни» (Л.С. Попова) – клиентам предлагается представить дерево, максимально его конкретизировать, что это за дерево, какое оно, здорово ли, какие листья, в каком окружении находится, представить крону и корни. Далее предлагается образ внезапно «заболевшего» дерева, также нужно представить это максимально конкретно. Следующий образ, когда выбирается герой из рода клиента. И клиент как герой отправляется на выяснение причин случившегося с деревом. Далее идет визуализация причины болезни дерева (змей, поселившейся в корнях; источник, перекрытый камнями) и визуализация совершения подвига. В последнем образе вновь возникает здоровое дерево. После чего следует выход из медитации.
Изучая историю рода клиента, подобно земскому врачу, знавшему не только пациента, но и его семью на протяжении нескольких поколений, психолог может получить доступ к более полному пониманию причин возникновения проблем, аддикций, поступков, страхов и сценариев жизни клиента. В данном случае мы начинам очевидно видеть, что проблема, с которой приходит клиент, в ряде случаев имеет укоренённость в его родовой истории. Отсюда, следуя логике причинно-следственной связи, мы переходим не к устранению следствия, а к пониманию возникновения причины проблемы, часто затаившейся в комплексе фрактальной геометрии рода.
Литература
- Дольто Француаза. На стороне ребёнка. – СПб.: «Петербург-XXI век», 1997.
- Изумрудная скрижаль. Текст, перевод и комментарии К. Богуцкого // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Запада. – Киев-М., 1998.
- Майринк Г. Произведение в алом: Голем; Зеркальные отражения. – М, Энигма, 2004.
- Смыслов Д.А. Психология трансовых состояний. Трансовое решение личностных проблем. // Центр психологических инноваций Московского регионального социально-экономического института. – М, ЦПИ МРСЭИ, 2016. – 388 с.
- Тойч К.Ч. Наследственная предрасположенность и личностная эффективность. – М.: Когито-центр, МИЦЧ «СанРэй», 2009.
- Шутценбергер Анн Анселин. Синдром предков. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2004.
Смыслов Дмитрий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, Doctor of science, honoris causa (IANH), Действительный член Международной педагогической академии (МПА). Член-корреспондент Академии имиджелогии (АИМ). Почётный действительный член Международной профессиональной ассоциации психологов (МПАП). Директор Центра психологических инноваций. Профессор кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института г. Видное,
e-mail:
Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTube.
https://www.youtube.com/c/ДмитрийСмыслов
Смыслов Д.А. Фрактальная геометрия рода. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).