Соловьева О.В., Сидорова И.Г. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК 159.923
Аннотация. В статье обсуждается проблема развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста; обозначены цели и задачи дошкольного образования в плане формирования мыслительных способностей у детей на уровне дошкольной образовательной ступени; представлены теоретические и эмпирические данные, раскрывающие особенности развития логического мышления детей; описаны психологические условия, способствующие его целенаправленному развитию.
Ключевые слова: мышление, логическое мышление, ребенок дошкольного возраста.
Дошкольное образование, являясь первой и одной из важнейших образовательных ступеней, заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса. Основная цель дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Одной из задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является «… развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [6]. Решение этой задачи вызывает необходимость поиска способов и средств развития интеллектуальных, в частности мыслительных способностей детей.
Мыслительные способности среди всех познавательных способностей являются самыми сложными и характеризуются опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Их развитие начинается с момента рождения человека [4].
Для дошкольного онтогенеза характерно развитие трех видов мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее характерно для старшего дошкольного возраста и является высшей стадией мышления в детском возрасте [4].
Логическое мышление определяется, как вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики. Самыми главными показателями развития логического мышления являются развитость таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение [2].
Для того, чтобы эти мыслительные операции успешно формировались, необходимо целенаправленно развивать мышление ребенка на этапе дошкольного периода развития. Развитое логическое мышление – это залог будущей успешности выпускника детского сада в школе.
Логическое мышление в период детства являлось предметом изучения многих ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Тихомирова, Л.Ф. Обухова и др.).
Анализ литературы показывает, что у ребенка дошкольного возраста последовательно возникают, развиваются, а затем тесно взаимодействуют между собой наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
В.С. Мухина считает, что в общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного, в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и даёт возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Но это не означает, что нужно стремиться, как можно раньше переводить ребёнка на логические «рельсы». Во-первых, само усвоение логических форм мышления будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяя ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий. Во-вторых, и после овладения логическим мышлением, образное мышление нисколько не теряет своего значения [3].
Особенности логического мышления старших дошкольников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения). Характеристиками мыслительных способностей в этот возрастной период являются следующие:
- старший дошкольник способен мыслить не только при наличии картинки или предмета, но и при полном отсутствии его;
- форма мышления остаётся образной, является основой для формирования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий;
- появляется любознательность, как показатель проблемности мышления ребенка;
- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- при направленном развивающем обучении в старшем дошкольном возрасте уже происходит усвоение определённого типа мыслительных действий и понятий.
- возникает экспериментирование как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [3; 5].
Вместе с тем, далеко не у всех детей дошкольного возраста сформированы выше названные особенности мыслительной деятельности. Многие дошкольники демонстрируют низкий уровень развития словесно-логического мышления и неспособность устанавливать логические связи и отношения между предметами и явлениями. В этой связи возникают противоречия между:
- высокими требованиями к развитию логического мышления у детей дошкольного возраста и недостаточностью разработки системы его целенаправленного развития в предшкольный период;
- необходимостью совершенствования мыслительных и творческих способностей детей в процессе приобщения их к миру информационной культуры и недостаточностью в дошкольном образовательном учреждении условий для их полноценной реализации этой задачи.
Исходя из названных противоречий, проблема заключается в поиске способов целенаправленного развития мышления детей дошкольного возраста, и в обосновании психологических условий развития логического мышления у детей в дошкольном образовательном учреждении. Решение этой проблемы составило цель исследования.
В качестве экспериментальных задач исследования выступили следующие:
- Осуществить подбор психодиагностического инструментария, направленного на изучение степени развития и особенностей логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать программу, направленную на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
- Определить психолого-педагогические условия эффективного развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился МБДОУ детский сад комбинированного вида №59 города Ставрополя.
В эксперименте участвовало 40 детей (20 – контрольная и 20 – экспериментальная группы) в возрасте 6-7 лет.
В качестве психодиагностического инструментария, направленного на изучение степени развития и особенностей логического мышления у детей старшего дошкольного возраста были выбраны следующие методики: «Нелепицы» (Р.С. Немов), «Последовательные картинки» (тест Д. Векслера), «Невербальная классификация» (Т.Д. Марцинковская), «Умозаключения» (Э. Замбацявичене, Л. Чупров).
Данные методики позволяют исследовать способность ребенка делать умозаключения; выявить способность к обобщению; умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. В целом по результатам данных методик можно судить и об уровне и об особенностях словесно-логического мышления у детей 5-10 лет.
Констатирующий этап исследования показал, что большинство дошкольников имеют средний и низкий уровни развития логического мышления в контрольной и в экспериментальной группе детей.
Качественный анализ выявил, что почти все дети испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. У детей плохо развиты умения рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Дети в большинстве случаев не способы делать умозаключения. Почти всем детям для выполнения заданий требовалась помощь взрослого. Это свидетельствует о недостаточном развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
В этой связи нами была разработана программа, направленная на развитие логического мышления дошкольников. Целью данной программы являлось проведение целенаправленной систематической работы по развитию мыслительных операций детей экспериментальной группы посредством использования дидактических игр, включающих логические задания и упражнения.
При реализации программы мы организовали в экспериментальной группе уголок занимательной математики. В работе с детьми мы применяли логические игры, разработанные А.А. Столяром. Это различные головоломки, настольно-печатные игры, дидактические игры и упражнения в модификации различных авторов (Жуйкова Т.П., Носова Е.А., Михайлова З.А. и др.) [1].
Так, например, игра «Танграм» направлена на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре детей увлекала цель – составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включались в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа. Помимо этой игры, также использовались и другие игровые конструкторы, такие как «Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» и др. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.
В своей работе мы также использовали логические блоки Дьенеша, которые позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Используемые нами логические задачи на смекалку несут в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и др. Поэтому умственные задачи, реализуемые средствами игры в игровых действиях, решаются дошкольниками с удовольствием. При их решении дети проявляют смекалку, находчивость, инициативу, что демонстрирует высокий познавательный интерес, активизирует умственную деятельность и способствует развитию логического мышления дошкольников.
В качестве психологических условий, способствующих развитию логического мышления детей, мы определили следующие:
- Своевременная диагностика и выявление детей с низким уровнем развития логического мышления.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей в развитии мышления.
- Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей.
- Развитие мышления средствами дидактических игр.
- Создание проблемных ситуаций, способствующих развитию логического мышления.
- Вовлечение детей в активную поисковую деятельность.
- Организация совместной деятельности педагогов и родителей, способствующая развитию логического мышления старших дошкольников.
Реализация разработанной программы, направленной на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста и создание выше названных психологических условий проходило в течение года. По окончании нами была проведена контрольная диагностика с использованием психодиагностических методик, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента.
В ходе контрольной диагностики было выявлено, что в контрольной группе произошли незначительные изменения, тогда как в экспериментальной группе уровень развития логического мышления значительно повысился. (Таблица 1 и Рис. 1).
Таблица 1. Уровень развития логического мышления (по четырем методикам) в контрольной и экспериментальной группах до и после формирующего эксперимента
Урони развития логического мышления |
Контрольная группа в %
|
Экспериментальная группа в % |
||
|
До ФЭ |
После ФЭ |
До ФЭ |
После ФЭ |
Высокий |
10 |
14 |
12 |
34 |
Средний |
60 |
63 |
57 |
42 |
Низкий |
30 |
23 |
31 |
12 |
Рис. 1. Суммарный показатель уровня развития логического мышления в контрольной и экспериментальной группах до и после формирующего эксперимента
Качественный анализ данных контрольной диагностики показал, что дети, с которыми проводилась целенаправленная работа, гораздо лучше справлялись с такими задачами, как:
- выделение существенных признаков предметов;
- обобщение и классифицирование их на основе выделенных признаков;
- обобщение части и целого;
- установления закономерности построения ряда;
- отделение существенных признаков от несущественных;
- выделение признаков объектов, представленных в речевой форме.
Таким образом, анализ данных контрольного этапа экспериментального исследования показал, что содержание разработанной нами программы, реализуемой посредством подобранных дидактических игр и в определенных специально созданных условиях способствовало повышению уровня развития логического мышления старших дошкольников. Значит развитие логического мышления дошкольников – это управляемый процесс, эффективность которого зависит от организационных усилий взрослых – дошкольного психолога, воспитателей, родителей.
Резюмируя содержание статьи, подчеркнем, что процессу развития логического мышления детей в старшем дошкольном возрасте необходимо уделять особо пристальное внимание. При развитии мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение посредством дидактических игр, активизирующих познавательную активность, интерес и способствующие развитию логики. Развитие логического мышления будет проходить более эффективно при определенных психологических условиях, в числе которых: учет возрастных и индивидуальных особенностей в развитии мышления ребенка; личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей; создание проблемных ситуаций и вовлечение детей в активную поисковую деятельность, способствующих развитию логического мышления. Также значимыми условиями развития мышления детей являются организация совместной деятельности педагогов и родителей, соответствующая развивающая среда и благоприятный микроклимат в детском коллективе дошкольной организации.
Литература
- Жуйкова Т.П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста. // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 115-117.
- Иванова О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – С. 52-57.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
- Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. URL: science-education.ru/109-8835
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. – Ярословль: Академия развития, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // https://fgos.ru/
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Сидорова Инна Григорьевна – студентка 3 года обучения направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Практическая психология в социальной сфере и образовании» Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:
Соловьева О.В. Психологические условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).