ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Левит Л.З. (г. Минск, Беларусь)

КАК ЖИТЬ: ТУПИКИ МАТЕРИАЛИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрываются ограничения и негативные эффекты, связанные с материалистической ориентацией субъекта. Анализ ведётся с использованием достижений современной психологии и других наук о человеке. Приводятся многочисленные преимущества, связанные с переносом внимания индивида к психологическим и духовным факторам существования, позволяющим преодолеть негативные последствия рыночного материализма и гедонизма. Показано возрастание роли специалистов-психологов на данном этапе.

Ключевые слова: адаптация, гедонизм, духовность, идеализм, материализм, нулевая сумма, счастье.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение. Вероятнее всего, появление наук о человеке диктовалось жгучим интересом к вопросу о том, как следует «правильно» жить. В настоящей статье мы хотим познакомить читателя с достижениями современной психологии по данной проблеме. Автор надеется, что приводимая ниже (научно проверенная) информация будет способствовать более мудрым решениям. Особое внимание уделено развенчанию привлекательных на первый взгляд соблазнов, которые потребительское (материалистически ориентированное) общество выставляет перед неопытным индивидом.

Итак, в чём заключается основное зло материалистической ориентации (для отдельного человека или всей цивилизации) с позиций современной психологии?

Игра с нулевой суммой. Правило нулевой суммы (если у одного из взаимодействующих субъектов стало больше денег или других благ, значит, у другого их количество ровно настолько же уменьшилось) прекрасно передаёт суть материализма. Как результат, все «сражаются» за одно и то же количественно ограниченное «добро», вследствие чего другие люди «по умолчанию» рассматриваются индивидом в качестве конкурентов или соперников – а значит, потенциальных врагов. Открытые проявления взаимной агрессии, вызванные конфликтом интересов, сдерживаются лишь эффективно работающим законодательством. Постоянная «борьба за деньги» сама по себе вызывает хронический стресс и обилие негативных эмоций, но сейчас это не главное.

Интересно, что в подобных условиях возможна не только прямолинейная логика («мне лучше, конкуренту хуже»; «конкуренту лучше, мне хуже»), но и появление гораздо менее привлекательных поворотов мысли, навеянных правилом нулевой суммы. Например, внезапное ухудшение положения другого человека (по любым причинам) может рассматриваться индивидом в качестве точного индикатора, что его собственная выгода не за горами (даже если пока объективных подтверждений этому не видно).

Получается, что любая беда ближнего способна вызвать собственное ликование. Отсюда недалеко до следующего умозаключения: для индивида полезно (незаметно) приносить вред окружающим (желательно, как можно более успешным), поскольку любые их беды отныне будут свидетельствовать о «высвободившемся» эквивалентном их беде количестве «добра», которое сможет «присвоить» себе вредитель. Как выразился в похожей связи один гроссмейстер, шахматы хороши тем, что позволяют открыто и безнаказанно вредить другим людям. 

Таким образом, последовательный «материалист» делает вывод, что его благополучие должно быть оплачено бедами других людей, гарантируется ими. Согласно правилу нулевой суммы, иного пути быть не может. Если предполагать, что и все остальные рассуждают таким же образом, значит, чтобы не превратиться в «лузера» (проигравшего), надо нанести удар первым, а прилагаемые усилия удвоить. Ради собственного преуспевания (или хотя бы сохранения статус-кво) может оказаться полезным делать другим людям зло просто так, профилактически.

Следующий шаг прост: указанная закономерность распространяется и на сферу психического: «мне в конечном итоге будет лучше, если я смогу (по любой причине) ухудшить настроение (и внутреннее состояние в целом) другого человека, поскольку в этом случае его «добро» как бы станет моим».

Конечно, подобные манипуляции легче всего осуществлять с теми, кто не может дать адекватный отпор. Посетитель дорогого ресторана без причины унижает официанта; мотоциклист преднамеренно усиливает рёв мотора в черте города; клиент-психопат сознательно испытывает терпение врача или психолога; анонимный посетитель интернет-форума сыпет оскорблениями направо и налево. Потенциальный конфликт интересов приводит к тому, что любые отношения между сторонами превращаются в борьбу сторон за эксплуатацию этих отношений.

Так появляются и растут цветы зла, имеющие в основе материалистическую природу. О таких «банальностях» как истощение окружающей среды или гонка вооружений, вызванных в конечном итоге теми же причинами, лишний раз вспоминать не будем.

Тупики материализма: современное состояние проблемы. Для начала зададимся наивным вопросом: зачем нужны «преуспевшему» человеку избыточные материальные (прежде всего, денежные) блага? В конечном итоге – для получения удовольствия. Ведь уровень субъективного благополучия (положительные эмоции в целом) напрямую показывают своему владельцу, насколько далеко он ушёл от «земных тягот и лишений», в которых погрязла большая часть человечества, и приблизился к «чистому счастью».

На самом же деле современные научные исследования демонстрируют неискоренимые пороки материально-чувственной (гедонистической) ориентации. Прежде всего, речь идёт о явлении адаптации (привыкании), неизбежно нарастающем по мере пользования тем или иным материальным благом. Каждая новая ложка чёрной икры, каждая новая рюмка дорогого коньяка вызывают всё меньше приятных ощущений. Индивид десятки лет копит на суперсовременный автомобиль, но уже через два-три месяца пользования перестаёт испытывать острое наслаждение (в большинстве браков дело обстоит примерно так же: от обоюдного экстаза к нарастающему разочарованию).

В дополнение к адаптации, свойственной всем чувственным (предназначенным для органов чувств) наслаждениям, у потребителя нередко развивается зависимость. Каждая новая доза наркотика приносит всё меньше удовольствия (тем самым требуя своего увеличения). Теперь наркоман вынужден употреблять препарат не для получения «добра», а в целях избегания «зла» (ломки). Длительный просмотр телепередач отнюдь не улучшает настроение – скорее, наоборот [7]. Тем не менее, люди продолжают сидеть перед телевизором.

Наконец, доказано, что лица с наиболее «жёсткой» материальной ориентацией оказываются в итоге самыми недовольными собственной жизнью даже в случае финансового преуспевания [7]. Подобный факт можно расценить как злую насмешку природы над приверженцами «золотого тельца». Опять же, исследования демонстрируют, что улучшение внутреннего благополучия индивида коррелирует с ростом его доходов лишь на стадии выхода из беспросветной нищеты к относительному благополучию. Далее указанная связь между двумя параметрами исчезает. Как известно, в США, наиболее богатой стране мира, распространённость депрессивных и тревожных расстройств выросла менее чем за столетие в десять раз – несмотря на многократный рост материального благосостояния населения в этот же период.

Что предлагает психология. Известно, что наиболее ценные психологические состояния купить невозможно. Речь идёт об искреннем уважении, дружбе, любви, творчестве и т.д. Разумеется, и отменить собственную смерть (купить бессмертие) нельзя ни за какие деньги.

Зато в сфере психического (в отличие от материального) количество позитива может быть сколь угодно большим. Перечислим основные способы «умножения добра», выявленные современной психологией.

Беспроигрышные («win-win») ситуации основаны на том, что в выигрыше оказываются все участвующие стороны – факт, необъяснимый с материалистической точки зрения и неподдающийся правилу нулевой суммы. Например, учитель обучает ученика, радуется его успехам и растёт вместе с ним. Учёный публикует результаты научного исследования, которые, в свою очередь, «озаряют» его коллег. Те подхватывают эстафету, делают следующий шаг в разработке проблемы – и снова к общей пользе.

Пресловутая адаптация практически не возникает в ситуациях, связанных с самореализацией субъекта в интересной деятельности, соответствующей его внутреннему потенциалу [5]. В процессе подобной активности нередки состояния потока [8] и связанные с ними уникальные переживания, недостижимые при «обычном» гедонизме. Как автору удалось выяснить в ходе проведения лонгитюдных экспериментальных исследований с использованием методов выборки переживаний (ESM), состояние вовлечённости (в определённую деятельность) относится к ведущей тройке показателей, в наибольшей степени ассоциируемых с достижением счастья [2].

Смысл жизни (в его современном понимании) также лежит в сфере психического, поскольку «внешний» источник смысла наукой так и не обнаружен. Наоборот, как отмечает Нобелевский лауреат С. Вайнберг, чем лучше учёные познают мир, тем более бессмысленным он им кажется [1]. Если единый «сверхзамысел», лежащий в основе мироздания, вероятнее всего, отсутствует, значит, каждый интеллигентный человек способен сам придумать подходящий лично ему смысл собственной жизни. Как показывают наши изыскания, ощущение смысла жизни тесно связано с субъективным благополучием [2].

Бог (или любая другая «высшая» сила) также пока не найдены, однако духовные запросы от этого не уменьшаются. Исследования демонстрируют, что духовность в её современном понимании способна (по многим характеристикам) стать надёжным противовесом изматывающей и бессмысленной погоне за материальными благами. Достижение духовности имеет место, когда объект или явление наделяется статусом священного [11]. Что ж, и здесь информированный индивид имеет свободу творчества, поскольку потенциально любой значимый для него объект может быть определён в качестве священного [3].   

Позитивные иллюзии, свойственные человеческому мозгу [10], также не основаны на материальной «прозе жизни». Их полезная функция заключается в побуждении субъекта к деятельности, даже тогда, когда достижение результата находится под вопросом. Наконец, само предвкушение успеха приносит индивиду радость, нередко превышающую удовольствие от реального события. Совершенно очевидно, что позитивные иллюзии способны внести свой вклад и в создание «персонального» смысла жизни, и в наделение того или иного объекта свойствами «священного» в целях обретения духовности.

Материальный фактор в жизни психолога. Несложно убедиться, что все перечисленные в предыдущем разделе способы улучшения жизни лежат вне сферы влияния материальных факторов. Существует лишь одно «но»: прежде чем духовно облагораживать существование, человек должен обрести относительное материальное благополучие. В противном случае мысли его будут совсем не об «идеальном» – в полном соответствии с уровнями пирамиды потребностей А. Маслоу [6].

Поэтому именно психологи, демонстрирующие возможности «идеализма», настоянного на достижениях современной науки, не должны заботиться о куске хлеба. Иначе «счастьем» для них будет выход из состояния, близкого к нищете, а красивые слова о смысле жизни и духовности – тягостным лицемерием. В благополучном же варианте психологи лично смогут убедиться в ловушках материализма (пустоте позолоченных орехов, по выражению А. Шопенгауэра), отчего их труд приобретёт большую убедительность и «аутентичность».

Роль эрудированных специалистов в области психологии невозможно переоценить в грядущем повороте сознания от материальных факторов к идеальным. Такой перенос центра тяжести неизбежен, поскольку финансовые возможности «среднестатистического» индивида постепенно растут, а его базовые потребности всё лучше удовлетворяются. Соответственно, его внимание постепенно начинает сдвигаться к субъективным компонентам собственного благополучия. Кто, как не психолог, снабдит ищущего индивида достоверными (научно проверенными) сведениями в данном вопросе? Кроме того, удовлетворение «духовных» запросов (равно как и процесс освобождения от господства материального) невозможны без детального знания себя – в первую очередь, понимания и контакта с ранее не осознававшимися слоями собственной психики.

Возрастание роли самопознания, которое может на первых порах осуществляться под руководством психолога, связано с желанием индивида прожить собственную (а не чужую) жизнь. Если человеку удаётся обнаружить, развить и реализовать свой уникальный внутренний потенциал, он достигает, как мы доказали, наивысшее («первосортное») счастье [4]. В этом случае даже страх неминуемой смерти – главного экзистенциального фактора существования [9] – в значительной степени преодолевается. Зрелый творец понимает, что его уникальный вклад в сокровищницу мировой цивилизации как итог насыщенной жизни навсегда останется в памяти благодарных потомков: «и славен буду я / доколь в подлунном мире / жив будет хоть один пиит».

Заключение. Ограниченность (или даже вредоносность) материальных факторов человеческого существования становятся всё более заметными на фоне постепенного улучшения материального благополучия среднестатистического индивида. В этом смысле использование достижений современной психологии в сочетании с самопознанием позволяют человеку преодолеть большинство тупиков и ловушек материализма. Тогда «материальное» занимает подобающее ему место «платформы» или «ступени», вставая на которую, информированный субъект получает возможность истинного жизнетворчества: раскрытия своего уникального потенциала и достижения личного счастья.       

Литература

  1. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
  2. Левит Л.З. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследованиях счастья. – Минск: РИВШ, 2014. – 148 с.
  3. Левит Л.З. Духовность как поиск, обнаружение и реализация внутреннего идеала // Акмеология (научно-практический журнал). – 2015. – №3 (юбилейный выпуск). – С. 103-104.
  4. Левит Л.З. Психология развития и реализации жизненного потенциала субъекта. Дисс… доктора психол. наук. – Киев, 2016. – 605 с.
  5. Любомирски С. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  7. Селигман М. Новая позитивная психология. – Киев: София, 2006. – 368 с.
  8. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 464 c.
  9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: НФ «Класс», 1999. – 576 с.
  10. Lane T.J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. – Springer Publishers, 2013. – Pp. 1-28.

Pargament K. I. Spirituality. Discovering and Conserving the Sacred // Handbook of Positive Psychology / Ed. by C. R. Snyder, S. J. Lopez. – Oxford: Oxford University Press, 2001. – P. 646-659

Об авторе

Левит Леонид Зигфридович – доктор психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования, г. Минск, Беларусь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Левит Л.З. Как жить: тупики материализма и возможности психологии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).