ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Крючкова И.В., Панкова В.И. (г. Ставрополь)

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МАТЕРЕЙ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о демографической ситуации в России и заботе государства о повышении рождаемости. Приводятся статистические данные о росте рождаемости в России с 2007 года, связанные с осуществлением экономической программы «Материнский капитал». Приводятся возможности использования материнского капитала для улучшения жизненных условий, обучения и лечения детей. В этом контексте ставится вопрос о необходимости повышения психологической и педагогической грамотности будущих молодых мам посредством психологического просвещения и системы семейного консультирования.

Ключевые слова: материнский капитал, психологическая и педагогическая грамотность матери, просвещение семьи и консультирование матери.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Проблема материнства является одной из наиболее сложных, мало разработанных и вместе с тем чрезвычайно актуальных проблем психологической науки и практики.

Роль матери в продолжении жизни и бессмертии рода известна давно. От матери зависит рождение здоровых детей, обеспечение их полноценного развития, а также обеспечение государства трудовым капиталом и защитой отечества.

В России за последнее время дважды произошло резкое снижение рождаемости – две демографические ямы: время Великой Отечественной войны и девяностые годы прошлого столетия.

С 2007 года по настоящее время в России действует Федеральная программа «Материнский капитал», направленная на поддержку семей с детьми и повышения рождаемости.

В связи с выплатой материнского капитала после рождения второго и третьего ребенка в России демографическая ситуация стала улучшаться. По данным официальной государственной статистики программа «Материнский капитал» действительно способствует росту рождаемости. Так, с 2007 года рождаемость с 1,61 млн. человек неуклонно росла до 2015 года и достигла 1,94 млн. В 2016 году произошёл небольшой спад до 1,89 млн. человек. Изначально действие программы «Материнский капитал» было рассчитано на 10 лет. Однако в декабре 2015 года В.В. Путин поручил продлить её до 31.12.2018 года включительно.

В ноябре 2017 года президент России В.В. Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей огласил новую программу экономической поддержки матерей с детьми. В соответствии с новым положением выплата «Материнского капитала» продлена до 2021 года и введены новые положения, дающие дополнительные возможности его использования.

«Материальный капитал» может использоваться:

  • на улучшение жизненных условий: приобретение жилья, строительство жилья, компенсацию уже приобретенного жилья;
  • на обучение: содержание ребёнка в детском саду, обучение в колледже или вузе;
  • формирование накопительной пенсии. Это новое направление использования сертификата на материнский капитал введено с января 2016 года.

Новые условия использования сертификата на материнский капитал с 2018 года

  • новая ежемесячная выплата при рождении первого ребёнка до 1,5 лет в размере детского прожиточного минимума в регионе, где живёт семья (в среднем 10,5 тыс. рублей в месяц);
  • новая программа ипотечного кредитования для семей с детьми;
  • с 1 января 2018 года ежемесячные выплаты на третьего ребёнка до 3 лет;
  • ежемесячные выплаты из материнского капитала при рождении второго ребёнка до 1,5 лет семьям, чей доход не превышает 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • взять кредит под материнский капитал;
  • использовать на дошкольное образование;
  • использовать на реабилитацию детей- инвалидов;
  • улучшение жилищных условий;
  • формирование пенсии.

Материнский капитал выплачивается на детей, родившихся после 1.01.2007 года женщинам и мужчинам гражданам РФ или усыновителям.

Могут получать сертификат на материнский капитал мужчины независимо от гражданства при усыновлении второго или последующих детей при лишении матери родительских прав.

Сертификат на материнский капитал может получать и несовершеннолетний ребенок, а так же ребёнок, проходящий обучение на очной форме до 23 лет включительно при невозможности получить сертификат родителям или усыновителям в силу смерти или лишения родительских прав или опекунства. В качестве частных случаев рассматривается получение материнского капитала на первого, второго, третьего ребёнка, двойню, тройню и т. д. Региональный материнский капитал определяется субъектом Российской федерации самостоятельно с учётом демографической ситуации и экономического положения.

Как видим, программа «Материнский капитал» направлена на экономическую поддержку матери и ребёнка, и соответственно повышается ответственность матери перед государством за рождение и воспитание физически и психически здорового ребенка.

Будущая мать должна быть подготовлена как физиологически, так и психологически к рождению и воспитанию ребенка. Уже зарождение ребёнка является важным событием, и от того в каком состоянии здоровье будущей матери и отца зависит протекание беременности и рождение здорового ребёнка. Сами роды физиологический стресс для матери и ребенка. От того, как пройдёт этот процесс зависит здоровье новорожденного [4].

Ребёнок рождается как биологическое существо с задатками социальной программы развития. Реализация социальной программы развития ребенка осуществляется в процессе воспитания. Исследования психологов и психиатров показывают, что взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, и в первую очередь с матерью, в первые годы жизни имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего личностного развития и психического здоровья [3]. Мать «запускает» психику младенца, кормя его грудью, совершая уход за ребенком, общаясь с ним. Любовь и доброта, обращенные к ребёнку, способствуют его полноценному развитию, освоению движений, речи, общения с другими людьми.

Филиппова Г.Г. утверждает, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью [6, 7].

Мать психологически неготовая родить ребёнка нуждается в психологической помощи. Болезненное протекание беременности при сильных токсикозах, при двойнях, тройнях нередко тяжело сказываются не только на физическом, но и на психологическом состоянии матери. Тяжелая беременность и тяжелые роды, особенно при двойнях нередко приводят к тому, что мать в последствии не любит детей и ей очень трудно их правильно воспитать. Бывает нежелательная беременность (наблюдается очень высокий процент). В этом случае также нужна помощь психолога будущей матери, иначе родится нелюбимый, ненужный ребёнок. Часто такие дети попадают в Дом малютки.

В процессе роста ребёнка наблюдаются естественные возрастные кризисы: в 3 года, 5-6 лет, в 12-14 лет. От того, как пройдет кризис зависит психическое здоровье ребёнка, созревание мозга и соответственно успехи ребёнка в учёбе, понимании окружающих людей. В эти периоды родители должны быть особенно внимательными к ребёнку, и при необходимости обращаться за помощью к психологам и педагогам.

В России есть семейные психологи, психотерапевты, консультанты и другие специалисты, способные помочь родителям при разных проблемах у ребёнка.

С нашей точки зрения, необходимо обратить внимание на повышение психологической и педагогической грамотности самих будущих родителей, особенно мам, чтобы они могли родить и вырастить физиологически и психически здоровое поколение россиян.

Проблемы материнства могут решаться в рамках общей семейной и индивидуальной консультационной и психотерапевтической работы. В данном случае важно, чтобы психолог был знаком с проблемами беременности и материнства.

Повышение психологической и педагогической грамотности матерей включает такую работу, как:

  • диагностика индивидуальных особенностей материнской сферы;
  • психологическая помощь в беременности и взаимодействии с ребенком;
  • повышение материнской компетентности;
  • помощь в решении семейных психологических проблем и др. [7].

В повышении  психологической грамотности матери часто применяются психоаналитические и микропсихоаналитические подходы, ориентированные на проработку личностных проблем матери, а также клиент-центрированная и семейная терапия и консультирование. Также психолого-педагогическая грамотность матери и в целом родителей может повышаться на специальных психологических тренингах [2].

Эффективность работы психолога в работе с родителями обеспечивается его профессиональной компетентностью и способностью качественно проводить консультативную, просветительскую и профилактическую работу с семьей. В числе первостепенно необходимых профессиональных компетенций психолога – коммуникативная компетентность, позволяющая не только располагать к себе клиента в процессе общения, но  социально-психологически программировать процесс коммуникации в соответствии с целями осознанного и продуктивного родительства [6].

Будущее России, и её процветание зависит от новых поколений россиян, рождающихся в настоящее время. И понятно, что роль матери в этом процессе первостепенна.

Государство проявляет заботу о материальном благополучии матери и ребёнка, улучшении условий жизни и обучения детей. Задача психологов и педагогов помочь будущим матерям освоить, повысить психологическую и педагогическую грамотность. С этой целью было бы желательно в период декретного отпуска перед родами или после родов при женской консультации организовать курсы. На этих курсах проводить беседы по психологии и педагогике, особенно для молодых мам, впервые собирающихся родить. Возможна даже организация выдачи мамам сертификата, подтверждающего получение психологических и педагогических знаний.

Просвещение будущих матерей будет способствовать формированию здорового поколения без наркотиков, алкоголя, никотина и лени! А это будет вести к процветанию России. Важно не только увеличить рождаемость россиян, но и улучшить качество жизни новых поколений.

Литература

  1. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России. // Социс. – 2000. – №11.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002.
  3. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С.18-27.
  4. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства. // Психологический журнал. – 2002. – №5. – С.63-75.
  5. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – №1 (8). – – С. 267-270.
  6. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С.22-37.
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 212 с.

Об авторе

Крючкова Ирина Валериановна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Панкова Валентина Ивановна – кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Института Дружбы народов Кавказа г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Крючкова И.В. Повышение психологической и педагогической грамотности матерей. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).