Кобзарёва И.И. (г. Ставрополь)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
УДК 159.923
Аннотация. В статье поднимается проблема профессионально-ценностных ориентаций и их формирование у будущих педагогов. В результате анализа научной литературы автор раскрывает понятие «ценностные ориентации», ценности педагогической деятельности, а также знакомит читателя с характерными особенностями типов профессионально-ценностных ориентаций педагогов и их формированием.
Ключевые слова: ценностные ориентации, направленность, профессионально-педагогическая направленность, типы профессионально-ценностных ориентаций.
Проблема ценностных ориентаций как объект исследования в современном научном мире вызывает интерес у многих наук таких, как философия, педагогика, психология, социология, политология, менеджмент и др. В условиях переосмысления и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость.
Изучению проблемы ценностных ориентаций личности посвящены труды К.А. Альбухановой-Славской, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.П. Тугаринова и др.
Под ценностными ориентациями имеются ввиду:
- идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости [1];
- стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состоянию [8];
- предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни [4].
Таким образом, ценностные ориентации – стойкие предпочтения личностью или обществом определенного образа поведения в соответствии со смысложизненными ценностями.
Ценностные ориентации проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности и выполняют функцию регуляторов поведения.
Анализ ценностей педагогической деятельности указывает на их комплексный характер и гуманистическую природу и сущность. Именно гуманистический идеал определяет смысл и назначение педагогической деятельности, а её ценности отражают признание гуманистических принципов, единство общественных и личных интересов, осознание труда на благо общества как высшего смысла жизни, приоритет общечеловеческих ценностей.
Перечислим группы педагогических ценностей в соответствии с классификацией И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова [5, 7]: индивидуально-личностные, профессионально-групповые, социально-педагогические. Они включают в себя ценности-средства: педагогические действия, коммуникативные действия, действия, отражающие субъектную сущность педагога. Они подразделяются на группы: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
Ценности-отношения лежат в основе целесообразной организации педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Ценности-качества – это личностно-профессиональные характеристики педагога, к их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусноролевые и профессионально-деятельностные качества. Ценности знания – это психолого-педагогические и предметные знания, степень их осознания и выбора.
После отражения и закрепления в сознании человека ценность становится основанием ценностной ориентацией, в том числе и педагогической деятельности ориентированной на общение с детьми и взрослыми, творчество в профессиональной деятельности, развитие личности ребёнка и профессиональное сотрудничество, обмен духовными ценностями и др.
Профессионально-ценностные ориентации находят своё обобщённое выражение в мотивационно-ценностном отношении учителя к педагогической деятельности, которое служит показателем гуманистической направленности личности. Направленность составляет важнейшую сторону личности, определяющую её социальную и нравственную ценность. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающему миру. Направленность оказывает влияние на все структурные образования личности: способности, психические процессы, эмоции, чувства. Именно благодаря ей, устойчивым мотивам в процессе профессионального обучения у студента формируются соответствующие способности.
Таким образом, подход с точки зрения направленности позволяет рассматривать личность будущего специалиста как определённый нравственно-психологический тип, фиксировать самое существенное: социально-гражданские и профессиональные ориентации, на основе которых формируются социально-типические качества личности.
Если же исходить из этих общих психологических положений, то под профессионально-педагогической направленностью следует понимать систему активных отношений личности к педагогической деятельности и её основному объекту – ребёнку. Формированию профессиональной направленности студентов способствует осознанию целей и задач избранной профессии, пониманию её социального престижа, содержания, знания требований, которые она предъявляет к особенностям личности.
Изучение содержания мотивационно-ценностного отношения учителя к педагогической деятельности позволяет выделить несколько типов профессионально-ценностных ориентаций, составляющих основные содержательные блоки гуманистической направленности его личности [5]:
- отношение к своей профессии (педагогическому труду);
- отношение учителя к личности воспитанника как субъекта познания, общения и творческого труда;
- отношение к личности педагога и к самому себе как субъекту педагогической деятельности;
- отношение к преподаваемому предмету.
Отношение педагога к своей профессии можно представить как совокупность его ориентаций на такие ценности педагогической деятельности, как значимость его труда, престиж профессиональной деятельности, её творческий характер, чувство долга, ответственности и т.д. Данные профессионально-ценностные ориентации выступают связующим звеном между педагогом, социальной и педагогической средой, вызывая через систему потребностей, интересов и целей внутренние побудительные механизмы деятельности. Они активизируют внутренние возможности его, направляя деятельность и увязывая её с практическими задачами общественного развития.
Качества, характеризующие отношения учителя к личности воспитанника, имеют в своей основе такие профессионально-ценностные ориентации, как понимание самоценности человеческой личности, стремление к общению с детьми и развитию их индивидуальности. Формирование такого отношения связано с широким осмыслением ценности человеческой личности вообще, её духовной сущности, реальных и потенциальных способностей. Гуманистический характер педагогической деятельности делает недопустимой профессиональную узость в развитии личности учителя, требует взаимосвязи и взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуру содержания мотивационно-ценностного отношения к данной деятельности [5, 3].
Отношение к личности педагога и к самому себе как субъекту педагогической деятельности находит своё выражение в профессиональном идеале, с которым связаны ориентации учителя на самообразование и самосовершенствование, приобщение к духовной культуре, общение с коллегами, обмен духовными ценностями, требовательное отношение к самому себе и своему педагогическому мастерству.
Э.Ф. Зеер [2] отмечает, что в процессе проецирования профессионального идеала на себя происходит формирование «Я-образа» – целостного образа, единой установки относительно себя. Потребность личности следовать предложенному образцу зависит от привлекательности, убедительности, ценностного содержания. Профессиональный идеал богаче нормы по содержанию, носит более свободный, конкретно-чувственный характер, всё это делает его эмоционально привлекательным для личности. Эмоциональный характер регуляции человеческой деятельности делает более желаемыми и реальными для личности отдельные цели и перспективы.
Отношение к преподаваемому предмету непосредственно связано с уже названными типами профессионально-ценностных ориентаций, так как оно выступает, прежде всего, средством и содержанием общения учителя с воспитанником и коллегами. В то же время это отношение характеризует познавательную направленность субъекта педагогической деятельности и отражает такие ценности, как возможность постоянно заниматься любимым предметом, пополнять свои знания, проводить научно-исследовательскую работу и др.
В числе профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов отдельного внимания заслуживает психологическая культура. Это комплексное индивидуально-личностное образование, включающее в себя: когнитивный, аффективный, мотивационный, поведенческий (деятельностный), ценностно-смысловой, рефлексивно-перцептивный, творческий компоненты и характеризующееся наличием у педагога гуманистических ценностей, позитивных личностных и духовно-нравственных установок, способностей к эффективной самоорганизации деятельности, межличностного и социального взаимодействия. Психологическая культура является весомым фактором развития социальной, личностной и учебно-профессиональной успешности будущего педагога, что обусловливает необходимость ее целенаправленного формирования в образовательной среде вуза [6].
Гармоничное единство профессионально-ценностных ориентаций как избирательных отношений к педагогическому труду, к личности воспитанника и коллегам, к самому себе как к педагогу, и преподаваемому предмету формируется на основе широкого спектра всех духовных отношений личности. Это объясняется тем, что наиболее профессионально ценные качества личности учителя являются и наиболее ценными свойствами человеческой личности вообще: эрудиция и интеллигентность, идейная и нравственная чистота, глубина духовных интересов и потребностей, гуманность, гражданственность, творческая направленность и т.д. Развитие личности педагога как целостный процесс предполагает единство её общего и профессионального развития.
Таким образом, формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов предполагает, прежде всего, усвоение студентом всей системы гуманистических ценностей педагогической деятельности, составляющих основу его общей и профессионально-личностной культуры.
Литература
- Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия. Философия. – Москва: Мысль, 2001.
- Зеер Э.Ф.Психология профессий. – М.: Академический проспект; Екатеренбург: Деловая книга, 2003.
- Кобзарева И.И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения. // Вестник Ставропольского государственного университета. – №4. – 2010.
- РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. – Издательство: Питер, 2002.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Издательсский центр «Академия», 2012.
- Соловьева О.В., Кузьмина А.Б. Модель формирования психологической культуры будущих педагогов. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №4 (41). – С. 93-94.
- Купчигина И.М., Шиукаева Е.А. Ценностные ориентации в условиях модернизации образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIIV междунар. науч.-практ. конф. – № 9(44). – Новосибирск: СибАК, 2014.
- Rokeach M. The nature of human values. – N.Y., 1976
Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:
Кобзарёва И.И. Профессионально-ценностные ориентации и их формирование у будущих педагогов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).