ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Волков А.А. (г. Ставрополь)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧИТЕЛЕЙ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Анализ результатов полученных в ходе проведения эмпирической исследования, подтверждает, что феномен правосознание имеет связь с различными личностными характеристиками учителя.

Ключевые слова: учитель, правосознание, психическое насилие, физическое насилие, правовой нигилизм, общая осведомленность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, нормативность поведения, ответственность, тревожность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Актуальность исследования проблемы правосознания личности учителя обусловлена проявлениями элементов правового нигилизма связанного с коррупцией в педагогической среде и участившимися фактами применения психического и физического насилия в отношении учащихся в процессе решения учебно-воспитательных задач.

Цель данного исследования: установление взаимосвязи между обыденным правосознанием и личностными характеристиками учителей.

В нашем исследовании предполагается рассмотреть обыденное правосознание, которое предполагает эмпирический характер, формируется в повседневных условиях жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения [1-7].

Гипотеза исследования: существует корреляционная зависимость между сформированным обыденным правосознанием и личностными характеристиками учителей.

Частные гипотезы. Вероятно, существует взаимосвязь: между правосознанием и общей осведомленностью; правосознанием и самоконтролем; правосознанием и эмоциональной стабильностью; правосознанием и нормативностью поведения; правосознанием и ответственностью; правосознанием и тревожностью.

Исследование проводилось с помощью следующих методик: многофакторного исследования личности Р. Кеттелла формы А, который направлен на выявление 16 факторов; изучения правосознания Л.А. Ясюковой; многомерно-функциональная диагностика «Ответственности-110» В.П. Прядеин; анкета на выявление уровня сформированности когнитивных составляющих правосознания личности (А.Б. Фирстов, А.И. Сорокина, Г.Р. Фаттахова).

Исследование проводилось на базе Ставропольского государственного педагогического института. В данном исследовании приняли участие 50 слушателей факультета дополнительного образования.

Анализ и интерпретация полученных результатов.

Прежде всего, рассмотрим полученные результаты по отдельным методикам и сделаем качественный анализ результатов в целом по выборке испытуемых.

Рассмотрим полученные результаты по изучению психологических особенностей личности. Для этой цели был использован опросник Р. Кеттелла (Таблица 1).

Таблица 1. Средние результаты, полученные в выборке по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (в процентах)

Факторы

Показатель +

Показатель -

Фактор A «замкнутость – общительность»;

60

40

Фактор B (интеллект);

80

20

Фактор C «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»;

63

37

Фактор E «подчиненность – доминантность»;

52

48

Фактор F «осторожность-легкомыслие»;

54

46

Фактор G «принятие норм – непринятие норм»;

78

22

Фактор H «застенчивость – смелость»;

67

33

Фактор I «жесткость – чувствительность»;

61

39

Фактор L «доверчивость – подозрительность»;

60

40

Фактор M «практичность – мечтательность»;

48

58

Фактор N «прямолинейность – дипломатичность»;

46

36

Фактор O «спокойствие – тревожность»;

62

38

Фактор Q1 «консерватизм – радикализм»;

70

30

Фактор Q2 «конформизм – нонконформизм»;

42

58

Фактор Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;

68

32

Фактор Q4 степень внутреннего напряжения

48

52

 

Изучение личностных качеств по опроснику Кеттелла представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод, что у слушателей выражены факторы, входящие в коммуникативный блок, что характеризует гибкость в деятельности и установках, развитое чувство эмпатии, жизнерадостность, общительность, смелость, решительность, социальную проницательность.

Перейдем к результатам рассмотрения исследования уровня правосознания по методике Л.А. Ясюковой (Рис. 1).

Рис. 1. Средние результаты полученные в выборке по методике изучения правосознания Л.А. Ясюковой (в процентах)

Как видно из рисунка 1, исследуемые показали, довольно высокие баллы по всем параметрам. Так, по вопросам бытовой сферы – 8, получен высокий показатель, что говорит о достаточной осведомленности в данном аспекте. По шкале правовые знания преобладает средне-высокий уровень – 6,8. По всем шкалам исследуемые продемонстрировали средний или высокий уровень. Общий показатель указывает на то, что в нашей выборке не оказалось людей с низким уровнем правосознанием.

Рис. 2. Средние результаты общего уровня правосознания полученный по методике изучения правосознания Л.А. Ясюковой (в процентах)

Основы правосознания заложены у 4 % исследуемых, что говорит о среднем уровне сформированности, которое регулирует поведение респондента не во всех сферах жизнедеятельности, а только в эмоционально значимых ситуациях, без рационального анализа.

У 60 % хороший уровень сформированности правосознания, из чего следует, что правосознание в основном сформировано, но еще не в полной мере. На данном этапе у человека, возможно, сохраняется отрицательное отношение к правовому регулированию, но он руководствуется правопослушанием, стремится соблюдать установленные нормы и правила.

У 36 % высокий уровень правосознания, что говорит о том, что оно полностью сформировано. Такие люди осознают необходимость правового регулирования, они надежны в деловых отношениях, нацелены на выполнение правил, обязательств.

Для выявления взаимосвязи между показателями правосознания и личностных характеристик по методике Кеттелла была проведена статистическая обработка с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

По результатам статистической обработки выявлено, что общий показатель правосознания имеет корреляционную связь со шкалами методики «16-ти факторный опросник» Р. Кеттелла:

 – Интеллект. Стоит заметить, что в используемом тесте данная шкала не определяет уровень интеллектуальных способностей, а трактуется как общий уровень эрудированности, поэтому человек со сформированным правосознанием имеет довольно высокий уровень осведомленности, оперативности мышления.

– Фактор С, отражает эмоциональную стабильность, что говорит об опосредованности правосознания эмоциональным фоном. Это может быть обоснованно тем, что явление правосознания рассматривается и, как категория отношения: стабильность настроения, эмоциональная устойчивость и зрелость, и способность избегать неправомерное поведение. Кроме того устойчивость эмоций обеспечивает отсутствие раздражительности, не удовлетворенности своей жизнью, что позволяет говорить о том, что такие люди менее подвержены состоянию аффекта, ярости, могут способствовать правонарушениям.

– Фактор Е, отражающий подчиненность-доминантность выявил обратную зависимость. Чем выше показатель правосознания, тем ниже показатель по шкале Е, это значит, что правопослушное поведение связано с подчиненностью. Предположительно это связанно с тем, что люди, имеющие низкие показатели по данному фактору навязчиво стремятся соблюдать установленные правила и нормы.

– Фактор G, отражает нормативность поведения, показывал, что правосознание опосредованно добросовестностью, ответственностью. Можно предположить, что это связанно с тем, что ответственные люди более требовательны к себе, руководствуются чувством долга, для них большое значение имеет добросовестное соблюдение тех или иных обязательств. Кроме того они осознанно принимают общепринятые нормы и требования.

– Фактор О, отражает тревожность. Данная связь может быть объяснена тем, что для людей с низкими показателями по данной шкале характерно проявление беспечности, хладнокровия, отсутствия раскаяния, им не свойственно чувство вины, а это не допустимо при правопослушном поведении.

– Фактор Q 3, демонстрирует самоконтроль поведения. Данная корреляция, возможно, объясняется тем, что для людей с высоким самоконтролем поведения свойственно умение контролировать свои эмоции, желания, поступки, что опосредованно высокими волевыми характеристиками. А эти данные являются важными для формирования правового сознания.

Перейдем к рассмотрению результатов полученных по методике В.П. Прядеина.

Таблица 2. Средние показатели ответственности по результатам теста «Многомерно-функциональная диагностика ответственности» В.П. Прядеина (в процентах)

Показатели

Средние значения

1.                  ДЭ – динамическая эргичность

23

2.                  ДАЭ – динамическая аэргичность

17

3.                  МС – мотивация социоцентрическая

30

4.                  МЭ – мотивация эгоцентрическая

18

5.                  КО – когнитивная осмысленность

16

6.                  КОС – когнитивная осведомленность

25

7.                  РП – результат предметный

18

8.                  PC – результат субъектный

28

9.                  ЭС – эмоциональность стеническая

31

10.              ЭА – эмоциональность астеническая

23

11.              РИ – регуляторная интернальность

23

12.              РЭ – регуляторная экстернальность

17

13.              ТЛ – трудности личностные

29

14.              О – трудности операциональные

21

15.              СИС – стремления инструментально-стилевые.

23

16.              CCC – стремления содержательно-смысловые.

34

17.              ИН – интуиция.

14

18.              ЭКС – экстраполяция

22

19.              ЭБ – эмпатия к близким

32

20.              ЭО – эмпатия к окружающим

22

21.              ВО – взятие ответственности на себя

26

22.              ЛЖ – искренность

8

 

 Из таблицы 2 видно, что высокие значения в данной выборке получены по шкалам: социоцентрическая мотивация, когнитивная осведомленность, предметный результат, личностные трудности, стеническая эмоциональность, содержательно-смысловые стремления, эмпатия к близким. Но здесь стоит заметить, что в нашей выборке получен средний результат по показателю «субъектный результат», что может говорить, о значимости ответственных дел, которые опосредованы личностным благополучием, самореализацией.

Низкие показатели получены по следующим шкалам: интуиция, у субъектов не отмечается частых случаев озарения, предвосхищения будущих событий; искренность, ответы респондентов, можно считать достоверными. При прохождении теста они не старались приукрасить свои результаты, в повседневной жизни достаточно самокритичны и могут быть вполне искренни.

По остальным показателям были получены средние данные, что говорит о не яркой выраженности того или иного параметра, проявление тех или иных характеристик будет носить ситуативный характер.       

Для выявления связи между показателями правового сознания и данными полученными по методике «Ответственность» был проведен математический анализ с использованием метода корреляции Пирсона.

По результатам статистической обработки выявлено, что интегральный показатель гражданско-правового сознания имеет положительную корреляцию со шкалой «динамическая эргичность», значит, правосознание опосредованно такими характеристиками как самостоятельность, тщательность при выполнении трудных задач.

Корреляция имеется с предметной результативностью, на уровень правосознания оказывает свое влияние долг, добросовестность при выполнении коллективных дел, что подтверждается так же умеренной корреляцией со шкалой «содержательно-смысловое стремление», которая отражает желание респондента быть ответственным, чтобы не подвести другого.

Имеется корреляция со шкалой «взятие ответственности», что весьма предполагаемо, так как это свидетельствует о том, что правосознание связанно с принятием ответственности субъекта за свои поступки.

Также слабая корреляции выявлена с регуляторным компонентом ответственности, шкала «регуляторная интернальность». Независимость субъекта от внешних обстоятельств позволяет обеспечить формирование правосознания.

Как видим, существует прямая взаимосвязь между уровнем правосознания опрашиваемых учителей и различными аспектами ответственности.

Перейдем к анализу результатов полученных по методике А.Б. Фирстов, А.И. Сорокина, Г.Р. Фаттахова «Анкета на выявление уровня сформированности когнитивных составляющих правосознания личности».

Рис. 3. Результаты уровня сформированности когнитивных составляющих правосознания личности (в процентах)

Из гистограммы рисунка 3 видно, что исследуемые продемонстрировали высокий уровень сформированности когнитивных составляющих правосознания – 46 % выборки.

У 46 % средний уровень, что говорит о довольно хорошем уровне сформированности когнитивной составляющей правосознания.

 У 8 % выборки уровень сформированности ниже среднего, из этого следует, что у данных респондентов не полностью сформировано понимание когнитивной составляющей правосознания.

Уровень сформированности когнитивных составляющих правосознания личности у группы средне-высокий. Для выявления связи между личностными характеристиками и уровнем сформированности когнитивных составляющих проведем статистический анализ с использованием метода корреляции Пирсона.

По результатам статистической обработки значимые корреляции были получены со шкалами отражающими интеллект, дипломатичность, эмоциональную устойчивость, самодисциплину и моральную устойчивость.

Когнитивный компонент правосознания также тесно связан с характеристиками личности, которые возможно и позволяют успешно усваивать бытующие нормы морали, поведения настолько глубоко, что он, не задумываясь, поступает так, как этого требует законность, правопослушное общество.

Выводы:      

Проведя, анализ результатов полученных в ходе эмпирической части исследования, учитывая данные математической статистики можно говорить о том, что феномен правосознание имеет связь с различными личностными характеристиками, поэтому наша гипотеза о взаимосвязи правосознания и личностных характеристик нашла свое подтверждение.

Литература

  1. Зырянов В.Н., Волков А.А., Волков С.А. Становление профессионального правосознания судебных приставов. // Правовая культура. – 2011. – № 2. – С. 87-91.
  2. Волков А.А., Волкова В.М., Волков С.А. Темпоральность правосознания судебных приставов. // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 2 (32). – С. 10-15.
  3. Волков А.А. Правосознание судебных приставов в профессиональном контексте. // В сборнике: Время перемен: проблемы общества – ответы социологии материалы Международной научно-практической конференции «III Северо-Кавказские социологические чтения». – Ставрополь: СКФУ. – 2015. – С. 39-42.
  4. Волков А.А Кризисы профессиональной самореализации личности. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. – № 4. – С. 235-239.
  5. Волков А.А., Назаров И.Н., Усачева И.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности. // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-23. – С. 5219-5222.
  6. Волков А.А. вопросы совершенствования содержания, организации и обеспечения психологической подготовки слушателей в учебных центрах МВД-УВД. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2015. – № 2 (14). – С. 213-226.

Об авторе

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры андрагогики Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Волков А.А.  Исследование взаимосвязи правосознания и личностных характеристик учителей. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).