Токарева И.Н., Котягина Г.О. (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 159.922
Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи проявления агрессивности личности старших школьников с типом их родительской семьи. Показаны специфические значимые различия, как в степени выраженности, так и в формах проявлении агрессивности у старших школьников из разных типов родительской семьи. Результаты, полученные в данном исследовании, могут использоваться в решении проблем социально-психологической адаптации, организации учебной деятельности.
Ключевые слова: агрессивность, личность, расширенная, нуклеарная семья.
В условиях нестабильности и неопределенности современного общества, увеличения объема агрессивно насыщенной информации проблема агрессивности у подрастающего поколения приобретает особую актуальность.
В раннем юношеском возрасте происходит переосмысление социальных и духовных ценностей, выбор собственной жизненной позиции, что сопровождается внутренним напряжением, амбивалентностью мыслей, чувств, черт характера юношей и девушек. При этом адекватные, конструктивные средства отстаивания своих позиций пока не выработаны. Многие авторы (А. Бандура, Л. Берковиц, А.А. Реан, С. Розенцвейг, З. Фрейд, и др.) [1; 2; 6; 7 и др.] отмечают, что актуализация негативных личностных тенденций может приводить к формированию и закреплению у старших школьников предрасположенности к агрессивным формам поведения.
Агрессивность, как феномен, интенсивно изучается отечественными и зарубежными психологами, педагогами, социологами. Но, несмотря на многочисленность исследований, посвященных анализу феномена агрессивности, остается неясным вопрос, касающийся различий в ее проявлении и формировании, а также роли социального окружения в детерминации агрессивности личности в различные возрастные периоды ее развития.
Отечественные и зарубежные психологи отмечают ведущую роль семьи в формировании личностных особенностей ребенка. На ранних этапах жизни семья является для индивида единственной, а в дальнейшем и одной из наиболее важных социальных групп (Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, В.К. Шабельников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.) [4; 5; 9; 10 и др.]. В психологической науке широко изучается воздействие разнообразных семейных факторов на развитие личности ребенка: семейного неблагополучия, личностных особенностей родителей, стилей семейного воспитания, детско-родительских отношений и пр. При этом недостаточно работ, посвященных проблеме детерминирующих основ агрессивности детей в зависимости от типа семейно-родовых отношений, в которые ребенок включен с самого рождения.
В современном обществе чаще всего встречаются два типа семьи – нуклеарная и расширенная семья. Они характеризуются разными системами функциональной организации, логикой жизнедеятельности. В связи с этим видится актуальным исследование влияния данных типов родительской семьи на особенности проявления агрессивности старших школьников.
Объект исследования – агрессивность старших школьников как свойство личности, характеризующее предрасположенность к агрессивному поведению.
Предметом исследования является взаимосвязь проявления агрессивности личности старших школьников с типом их родительской семьи.
Цель исследования – изучить влияние типа родительской семьи на особенности проявления агрессивности личности старших школьников.
В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, тип организации родительской семьи является условием, существенно влияющим на особенности формирования агрессивности старших школьников. Существуют различия в проявлении агрессивности у старших школьников из разных типов родительской семьи.
В частности:
- Старшие школьники из нуклеарной семьи склонны проявлять большую агрессивность по сравнению с представителями расширенной семьи.
- Мальчики и девочки из разных типов семьи по-разному проявляют агрессивность.
Методы исследования:
- теоретические методы – анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – наблюдение, психологическое тестирование.
В работе применялись следующие психодиагностические методики:
- Модифицированная методика «Тип семьи» В.К. Шабельникова [8].
- Авторская анкета И.Н. Токаревой «Тип семьи» [8].
- Методика А. Басса, А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого).
- методы статистической обработки данных: описательная статистика (расчет медианы, стандартного отклонения), U-критерий Манна-Уитни. Статистический анализ результатов исследования проводился с помощью программы IBM SPSS Statistics 21.0.
Эмпирическая база исследования: МБОУ Школа № 7 «Русская классическая школа» г. Рязань. В исследовании принимало участие 60 человек (30 мальчиков и 30 девочек) – школьники 10-11 классов в возрасте 15-17 лет. В І группу были включены 30 старшеклассников (15 мальчиков и 15 девочек), воспитывающихся в нуклеарных семьях; во ІІ группу – также 30 чел. (15 мальчиков и 15 девочек), воспитывающихся в расширенных семьях.
Существуют различные подходы к определению природы агрессии и агрессивности, которые представляют собой единую систему научных воззрений на понимание агрессивности:
а) Агрессивные побуждения являются врожденными (З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм и др.);
б) Агрессия является ответом на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковиц и др.);
в) Агрессивность и агрессивное поведение являются результатом социального научения (А. Бандура и др.).
Агрессивность рассматривается исследователями с двух позиций – как деструктивное свойство личности и как необходимое условие выживания субъекта, защитный механизм психики, стимул к самореализации личности (К. Лоренц, А. Адлер, К. Роджерс и др.). Соответственно двойственная природа агрессивности не позволяет однозначно отнести ее к негативным или позитивным личностным свойствам.
Неоднозначность оценки агрессивности личности актуализирует проблему ее детерминации. Р. Бэрон и Д. Ричардсон [3] описывают основные детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.
В социально-психологической литературе в качестве детерминант агрессии рассматривают фрустрацию, провокацию. Важным является то, что первые контакты с агрессивным поведением ребёнок получает в семье. Р. Бэрон и Д. Ричардсон писали, что «семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление» [3]. Первичная социализация ребёнка происходит в семье, в которой он может встретиться с различными моделями агрессивного поведения.
К факторам агрессивного поведения также относят взаимоотношения со сверстниками, средства массовой информации, эмоциональную чувствительность и тревожность личности, ее ценностные ориентации и самосознание, нейродинамические и психодинамические качества, темперамента и формируемые на их основе черты, и акцентуации характера и др.
Многими исследователями зафиксировано существование гендерных различий в проявлениях агрессивности , состоящие в том, что мужчины более агрессивны, склонны к физической агрессии, а женщины проявляют бóльшую враждебность и склонны к косвенной и вербальной агрессии.
В реальной жизни агрессивность личности является результатом сложного взаимодействия социальных, индивидуальных и биологических факторов, действие которых значительно корректируется конкретными отношениями и ситуацией, в которую она попадает.
Сравнительный анализ результатов исследования выраженности и форм агрессивности старших подростков (рис.1).
Агрессивность Враждебность
Рис. 1. Выраженность агрессивности и враждебности у старших школьников из разных типов родительской семьи, %
Анализ результатов исследования уровня выраженности агрессивности старших школьников из I и II групп (рис.1) позволил выявить, что для более половины (16 чел. – 53,3%) детей из нуклеарных семей характерен нормативный уровень агрессивности.
У большинства респондентов (19 чел. – 63,4%) из семей расширенного типа выраженность агрессивности соответствует значениям ниже нормы. Также в обеих группах выявлены лица с высоким уровнем агрессивности, однако в нуклеарных семьях их в 4 раза больше, чем в расширенных семьях (рис.1).
В результате анализа выраженности враждебности в I и II группах установлено, что полученные результаты практически не отличаются. Так, по 60,0% респондентов (18 чел.) из каждой группы характеризуются нормативным уровнем враждебности. При этом значительное число старших школьников проявляют высокий уровень данного свойства: 36,7% в I группе и 40,0% во II группе.
Рассмотрим, какие же формы агрессивности чаще проявляют старшие школьники из обоих типов семей (рис. 2).
Рис. 2. Формы агрессивности у старших школьников из разных типов родительской семьи, %
Из данных рисунка следует, что для респондентов обеих групп (30,0% в I группе и 36,7% во II группе) наиболее характерно проявление раздражения. Для 23,4% (7 чел.) респондентов из I группы и 30,0% (9 чел.) из II группы характерно одновременное сочетание двух и более форм агрессивности (чаще – раздражения с подозрительностью, вербальной и физической агрессией).
По результатам исследования 20,0% (6 чел.) старших школьников из нуклеарных семей и 16,7% (5 чел.) проявляют подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, склонность считать, что другие люди планируют и приносят им вред.
К проявлению вербальной агрессии склонны 1/5 часть (6 чел.) старших школьников из нуклеарных семей и лишь 6,7% (2 чел.) из семей расширенного типа. Данные лица предпочитают выражать собственные негативные чувства через форму и содержание вербальных высказываний (крик, угрозы и пр.).
Следует отметить, что выявлены такие формы агрессивности, которые характерны для старших школьников из одной группы и не характерны для респондентов из другой группы. Так, в нуклеарных семьях небольшое число школьников (3,3% – 1 чел.) проявляют обиду (зависть и негативные чувства в отношении окружающих за их реальные или воображаемые действия) и чувство вины (убеждение субъекта в том, что он является злым человеком, что поступает плохо). В расширенных семьях 10,0% школьников (3 чел.) чаще демонстрируют косвенную агрессию, направленную на другое лицо не непосредственно, а окольным путем, или вообще ни на кого не направленную.
В таблице 2.2 приведены результаты диагностики выраженности агрессивности и враждебности у респондентов из разных типов семей в зависимости от их гендерной принадлежности.
Таблица 1. Выраженность агрессивности и враждебности у мальчиков и девочек из разных типов родительской семьи
Уровень выраженности показателя |
Группа I(n=30) |
Группа II(n=30) |
||
мальчики (n=15) |
девочки (n=15) |
мальчики (n=15) |
девочки (n=15) |
|
Индекс агрессивности |
||||
Ниже нормы |
4 чел. (26,7%) |
6 чел. (40,0%) |
8 чел. (53,3%) |
11 чел. (73,3%) |
Норма |
8 чел. (53,3%) |
8 чел. (53,3%) |
6 чел. (40,0%) |
4 чел. (26,7%) |
Выше нормы |
3 чел. (20,0%) |
1 чел. (6,7%) |
1 чел. (6,7%) |
- |
Индекс враждебности |
||||
Ниже нормы |
1 чел. (6,7%) |
- |
- |
- |
Норма |
11 чел. (73,3%) |
7 чел. (46,7%) |
12 чел. (80,0%) |
6 чел. (40,0%) |
Выше нормы |
3 чел. (20,0%) |
8 чел. (53,3%) |
3 чел. (20,0%) |
9 чел. (60,0%) |
Установлено, что в нуклеарных семьях более половины (53,3%) мальчиков и девочек характеризуются нормативным уровнем агрессивности, при этом 40,0% девочек демонстрируют ее низкий уровень, а 20,0% мальчиков – высокий. В расширенных семьях большинству детей присуща низкая выраженность агрессивности: 53,3% мальчиков и 73,3% девочек.
Анализ результатов сравнения уровня враждебности показал, что и в I и во II группах для большинства мальчиков (73,3% в I группе и 80,0% во II группе) характерна ее нормативная выраженность, в то время как большинство девочек (53,3% в I группе и 60,0% во II группе) проявляют высокий уровень враждебности.
Анализ форм агрессии у мальчиков и девочек из нуклеарных и расширенных семей представлен в таблице 2.
Таблица 2. Формы агрессии у мальчиков и девочек из разных типов родительской семьи
Формы агрессии |
Группа I(n=30) |
Группа II(n=30) |
||
мальчики (n=15) |
девочки (n=15) |
мальчики (n=15) |
девочки (n=15) |
|
Вербальная |
4 чел. (26,7%) |
2 чел. (13,3%) |
2 чел. (13,3%) |
- |
Косвенная |
- |
- |
1 чел. (6,7%) |
2 чел. (13,3%) |
Раздражение |
4 чел. (26,7%) |
5 чел. (33,3%) |
7 чел. (46,7%) |
4 чел. (26,7%) |
Подозрительность |
2 чел. (13,3%) |
4 чел. (26,7%) |
2 чел. (13,3%) |
3 чел. (20,0%) |
Обида |
- |
1 чел. (6,7%) |
- |
- |
Чувство вины |
1 чел. (6,7%) |
- |
- |
- |
Смешанная |
4 чел. (26,7%) |
3 чел. (20,0%) |
3 чел. (20,0%) |
2 чел. (13,3%) |
Исходя из данных таблицы следует, что для мальчиков из нуклеарных семей в большей степени характерны вербальная агрессия, раздражение, а также сочетание двух и более форм агрессивности (по 26,7%); для девочек – раздражение (33,3%) и подозрительность (26,7%). Значительная часть респондентов из расширенных семей склонны к проявлениям раздражения: 46,7% мальчиков и 26,7% девочек.
Таким образом, старшие школьники из нуклеарных семей проявляют бóльшую выраженность агрессивности и отличаются от своих сверстников из расширенных семей бóльшей склонностью к вербальной агрессии, в то время как последние проявляют раздражение. У мальчиков выраженность агрессивности выше, чем у девочек, а формы агрессивности схожи. Данные утверждения требует дальнейшей статистической проверки.
Статистическая значимость различий в параметрах агрессивности старших школьников из семей нуклеарного и расширенного типа, а также мальчиков и девочек устанавливалась с использованием U-критерия Манна-Уитни.
Анализ выраженности агрессивности, враждебности и различных форм агрессии у старших школьников (табл. 3.) позволил выявить достоверные различия в выраженности следующих показателей: индекс агрессивности (р=0,006), физическая агрессия (р=0,009), вербальная агрессия (р=0,031) и чувство вины (р=0,035). Так установлено, что все эти показатели, кроме последнего, достоверно выше в группе детей из нуклеарных семей, выраженность чувства вины при этом выше у старших школьников, воспитывающихся в расширенных семьях.
Таблица 3. Различия в выраженности агрессивности, враждебности и форм агрессии у старших школьников из разных типов родительской семьи
Формы агрессии |
Группа I(n=30) |
Группа II(n=30) |
Значимость различий, р |
||
Ме |
σ |
Ме |
σ |
||
Индекс агрессивности |
17,5 |
4,4 |
15,5 |
3,9 |
р=0,006** |
Индекс враждебности |
9,0 |
3,3 |
10,0 |
2,9 |
р=0,755 |
Физическая |
4,5 |
1,4 |
4,0 |
1,5 |
р=0,009** |
Вербальная |
6,0 |
2,0 |
5,0 |
2,0 |
р=0,031* |
Косвенная |
5,0 |
1,8 |
4,5 |
2,0 |
р=0,570 |
Негативизм |
3,0 |
1,4 |
2,0 |
1,5 |
р=0,184 |
Раздражение |
7,5 |
2,0 |
7,0 |
2,7 |
р=0,279 |
Подозрительность |
5,5 |
2,6 |
5,5 |
2,4 |
р=0,970 |
Обида |
4,5 |
2,1 |
4,0 |
2,0 |
р=0,575 |
Чувство вины |
4,0 |
1,9 |
5,0 |
2,2 |
р=0,035* |
Ме – медиана; σ – стандартное отклонение; * – различие на уровне значимости р≤0,05; ** – различие на уровне значимости р≤0,01
Рассмотрим теперь, оказались ли выявленные различия между мальчиками и девочками статистически значимыми. Из данных таблицы 2.11 следует, что для обеих исследуемых групп характерно наличие одинаковых тенденций. Так и в нуклеарных, и в расширенных семьях выраженность агрессивности мальчиков достоверно выше, чем девочек (р=0,026 в I группе и р=0,045 во II группе). При этом выраженность враждебности выше у девочек (р=0,019 в I группе и р=0,026 во II группе). Следует отметить, что полученные в группе значения медианы соответствуют нормативному уровню выраженности агрессивности и враждебности.
Также значимые различия установлены в формах проявления агрессивности: выраженность физической агрессии больше у мальчиков (р<0,0001 в I группе и р=0,002 во II группе), а косвенной – у девочек (р=0,007 в I группе и р=0,005 во II группе), которые к тому же более обидчивы, чем мальчики (р<0,0001 в обеих группах).
Таблица 4. Различия в выраженности агрессивности, враждебности и различных форм агрессии у мальчиков и девочек из разных типов родительской семьи
Формы агрессии |
Группа I(n=30) |
Группа II(n=30) |
||||||||
мальчики (n=15) |
девочки (n=15) |
Значимость различий, р |
мальчики (n=15) |
девочки (n=15) |
Значимость различий, р |
|||||
Ме |
σ |
Ме |
σ |
Ме |
σ |
Ме |
σ |
|||
Индекс агрессивности |
22,0 |
4,0 |
17,0 |
3,8 |
р=0,026* |
16,0 |
4,0 |
14,0 |
3,3 |
р=0,045* |
Индекс враждебности |
9,0 |
2,8 |
11,0 |
3,3 |
р=0,019* |
8,0 |
2,8 |
11,0 |
2,7 |
р=0,026* |
Физическая |
6,0 |
1,2 |
4,0 |
0,9 |
р<0,0001*** |
4,0 |
1,4 |
3,0 |
1,1 |
р=0,002** |
Вербальная |
7,0 |
1,9 |
6,0 |
2,1 |
р=0,233 |
5,0 |
2,1 |
5,0 |
2,0 |
р=0,806 |
Косвенная |
4,0 |
1,7 |
6,0 |
1,4 |
р=0,007** |
3,0 |
1,6 |
6,0 |
1,8 |
р=0,005** |
Негативизм |
3,0 |
1,2 |
3,0 |
1,6 |
р=0,486 |
2,0 |
1,8 |
2,0 |
1,2 |
р=0,486 |
Раздражение |
8,0 |
2,0 |
7,0 |
2,0 |
р=0,389 |
8,0 |
2,9 |
6,0 |
2,4 |
р=0,161 |
Подозритель-ность |
5,0 |
1,7 |
6,0 |
2,8 |
р=0,935 |
5,0 |
2,6 |
6,0 |
2,3 |
р=0,838 |
Обида |
3,0 |
1,6 |
6,0 |
1,5 |
р<0,0001*** |
3,0 |
1,6 |
6,0 |
1,4 |
р<0,0001*** |
Чувство вины |
5,0 |
2,0 |
3,0 |
1,8 |
р=0,486 |
5,0 |
2,5 |
5,0 |
1,8 |
р=0,806 |
Ме – медиана; σ – стандартное отклонение; * – различие на уровне значимости р≤0,01; ** – различие на уровне значимости р≤0,01; *** – различие на уровне значимости р<0,0001
Выводы
- У детей из нуклеарных семей агрессивность более выражена, у них ярче проявляются физическая и вербальная формы агрессии, а также склонность к неявной агрессивности; проявления данного личностного свойства направлены, в первую очередь, на «вышестоящих» людей (родители, педагоги, другие взрослые), которые могут наложить запрет, как ограничения на действия ребенка;
- Старшие школьники из семей расширенного типа проявляют агрессивность менее выражено, для них характерно наличие чувства вины, склонность к неявной агрессивности у них также снижена.
- У мальчиков из семей обоих типов агрессивность более выражена, и ее проявления наблюдаются чаще, чем у девочек, также у них более выражена физическая форма агрессии;
- У девочек более выражена враждебность, косвенная агрессия и обида, они в большей степени склонны к неявной агрессивности.
Полученные результаты свидетельствуют о значимых различиях в особенностях агрессивности старших школьников из разных типов родительской семьи.
Литература
- Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм-Еврознак, Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. – 510 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
- Выготский Л.С. Детская психология. // Собрание сочинений: В 6-ти т. – М., 1984. – Т.4. – 434 с.
- Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб.: СанВеда, 2000. – 135 с.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3-18.
- Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105-110.
- Токарева И.Н. Программа и методы исследования субъектных характеристик личности студентов из разных типов родительской семьи. / Под общ. ред. профессора Шабельникова В.К. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2013. – 37 с.
- Шабельников В.К. Развитие личности в условиях изменения структуры семьи. // Перспективы развития культурно-исторической теории. Материалы VII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. – М., 2006. – С. 251-253.
- Эйдемиллер Е.Г. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. – 316 с
Токарева Ирина Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и методологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
e-mail:
Котягина Галина Олеговна – магистрантка 2-го курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
e-mail:
Токарева И.Н. Особенности проявления агрессивности у старших школьников из разных типов семейно-родовых отношений. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).