Крючкова И.В. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ
УДК 159.922
Аннотация. В статье представлена характеристика психологической готовности женщины к материнству. Описываются факторы, позволяющие определить эту готовность, этапы развития материнской потребностно-мотивационной сферы, стадии родительства, материнские роли.
Ключевые слова: психологическая готовность, материнство, материнские роли, отношение к беременности, мотивация женщины.
Психологическая готовность к материнству составляет основу материнского поведения. От степени психологической готовности женщины к материнству зависит успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции женщины.
Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах. Анализ литературы показывает наличие многообразия подходов к изучению данной темы (Батуев А.С., Брутман В.И., Винникот Д.В., Матвеева Е.В., Минюрова С.А., Милосердова Е.В., Тетерлева Е.А., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. и др.). Вместе с этим, отметим, что систематического исследования связи готовности к материнству и реального материнского поведения нами не обнаружено. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым.
При изучении психологической готовности к материнству анализируются чрезвычайно глубокие изменения в жизни женщины, связанные с рождением ребёнка. Большинство авторов, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На данный процесс оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы. Это обусловлено тем, что готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми.
Авторы отмечают, что психологическая готовность к материнству представляет собой специфическое личностное образование, в основе которого лежит как инстинктивная составляющая, так и социально-детерминированная. То есть психологическая готовность женщины стать матерью складывается под влиянием как биологических, так и социальных факторов [1, 2, 4, 6].
Так, выделяют два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
- Отношение к беременности. Желательная беременность принимается с радостью на уровне осознания. В этом случае наблюдается благоприятный вариант для формирования психологической готовности, что несет за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Женщина готова к материнству и сознательному перенесению любых трудностей и ограничений.
- Поведение женщины в процессе родов. Высокая психологическая готовность позволяет женщине думать об успешном завершении процесса родов [2].
Считается, что мотивационная основа материнского поведения женщины формируется на протяжении всей жизни. В этом процессе наблюдаются благоприятные, и неблагоприятные факторы. В этой связи уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов.
Филиппова Г.Г. рассматривала шесть этапов развития материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе:
- Этап взаимодействия с собственной матерью;
- Игровой этап (развитие материнской сферы в игровой деятельности);
- Этап няньчания;
- Этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер;
- Взаимодействие с собственным ребенком;
- Этап, на котором у матери образуется привязанность и любовь к ребенку как к личности [5].
- Коротко охарактеризуем каждый этап.
Первый этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается весь онтогенетический отрезок жизни. Наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру является младенческий и ранний возраст. Качество материнско-дочерних отношений и его влияние на материнскую сферу женщины определяется привязанностью, стилем их эмоционального общения, а также участием матери в эмоциональной жизни дочери. Во время собственной беременности у женщины происходит неосознанная актуализация всего эмоционального опыта. Это существенным образом влияет на содержание ее собственного материнства.
Второй этап развития материнской сферы - развитие материнской сферы в игровой деятельности. Становление и раскрытие некоторых важных компонентов готовности к материнству происходит в период дошкольного детства, а именно в ходе овладения ведущим видом деятельности - сюжетно-ролевой игрой. Традиционные игры в дочки-матери и в семью являются важными для осознания, принятия и пробования себя в роли матери. Исполнение роли матери с куклой-младенцем или с другими детьми дает опыт определенной коммуникации, эмоционирования и преживаний, необходимых девочке для формирования ее готовности к материнству.
Третий этап – этап няньчания. Наиболее сензитивным для этого является возраст от 6 до 10 лет. В среднем дошкольном возрасте, освоив взаимоотношения со взрослыми в процессе ситуативно-делового общения дети проявляют стремление к участию в «настоящей» деятельности взрослых, так как помимо желания у них есть для этого определенные возможности. Этот возраст характеризуется стремлением и готовностью ребенка к овладению социальными эталонами поведения. В этот период увеличивается доля игр с правилами, происходит окончание периода словотворчества и возникновение грамматически правильной речи, появление образцов поведения и т.д. В процессе нянчиния формируется представление о специфике взаимоотношений взрослых с младенцами. Обыгрывание роли матери с моделью-куклой способствует развитию произвольности, способности организации взаимоотношений, ответственности за свои действия и поступки. Впечатления от контакта с ребенком в тактильной сфере «закрепляются» в ситуации взаимодействия с ребенком, как с объектом материнской сферы.
Потребность в эмоциональном общении со взрослым в ситуативно-личностном общении и освоение в младшем школьном возрасте эмоционального общения со сверстниками в совместных играх позволяет пяти-шестилетним детям усмотреть во взаимоотношении с младенцем источник богатых впечатлений и удовольствий. Ярко проявляемые младенцем эмоции в общении, их инициатива и не ограниченный воспитательными функциями (как у взрослых) искренний эмоциональный отклик во взаимоотношениях и игре, возможность осуществить с реальным объектом освоенные в сюжетно-ролевой игре действия и переживания создают прекрасные условия для закрепления на живом младенце всех сформированных прежде компонентов материнской сферы.
Если до окончания этапа няньчания опыта взаимодействия с младенцами не было, то часто возникает страх повредить ребенку неумелым обращением, некомпетентностью в уходе и т.п. Если контакт был кратковременным, то страх перед младенцем сохраняется на всю жизнь и постепенно исчезает только на опыте взаимоотношения с собственным ребенком.
Полное выпадение опыта няньчания до полового созревания может привести к восприятию ситуации взаимоотношения взрослых с младенцами как неестественный, неприятный. Общение с младенцем не вызывает никаких положительных эмоций, нет стремления к контакту, прикосновению. При этом выражаемые взрослыми эмоции, особенности их речевого общения воспринимаются как неуместные, раздражающие.
Опыт, получаемый девочкой на этапе няньчания, связан с семейной, культурной и материнскими моделями материнства и детства. Эти модели проявляются в оформлении взаимодействия старших детей с младенцами во всех своих особенностях. В этой связи в формировании материнской сферы этап няньчания является очень важным.
Этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер. Этот этап принципиально важен для потребностно-эмоционального блока. Факт связи половых отношений с рождением ребенка имеет большое значение. Также важно и то, как эти факты связаны с культурной и семейной моделями. Представление о законорожденности, перворожденности, рождение ребенка от любимого и нелюбимого человека и т.п. доказывают, что безусловной ценности ребенка для общества практически не существует. Ценность материнства в современном мире осложняют исчезновение запрета на снижение возраста вступления в половые отношения наряду с увеличением возраста зависимости от родителей, внебрачные половые связи, множественность моделей поведения в современном обществе и многое другое. Данный этап развития материнской потребностно-мотивационной сферы реальной деятельности является наименее изученным.
Этап взаимодействие с собственным ребенком наиважнейший для всех блоков материнской сферы. Начало этого этапа связано с появлением первых признаков беременности для матери. Это непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребенком. Эти функции не обязательно связаны с сознанием факта беременности. В этом этапе выделяют самостоятельные периоды.
В психологии выделяются разные стадии родительства:
- принятие решения о рождении ребенка,
- беременность,
- период становления родительства,
- период «постродительства» (для бабушек и дедушек).
В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовый период. Относительно развития материнской сферы поведения можно выделить девять периодов пятого этапа.
- Идентификация беременности или установка на беременность. В ходе исследований установлено, что, чем выше у беременной женщины был обозначен социальный и интеллектуальный уровень, тем труднее ей было решиться стать матерью. Чем более независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения женщина ставит перед собой.
Этот этап можно назвать «симптом нового Я». Он отмечается признанием физиологических изменений, влекущих резкое повышение физического, умственного и эмоционального напряжения. Здесь наблюдается необходимость всесторонней адаптации к новым условиям, что нередко приводит к нерациональности в поступках. Женщина понимает неизбежность совершающихся с ее телом соматических трансформаций и бессознательно соглашается на эти изменения, но поведенчески ведет себя не всегда адекватно.
- Период до начала ощущений шевеления. Этот характеризуется эмоциональной лабильностью. Его физиологические проявления: появление симптоматики беременности, неприятные физические ощущения, изменения в эмоциональном состоянии. В первом триместре снижается общая активность, наиболее выражена резкая смена настроений тревожность, раздражительность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Изменение эмоционального состояния имеет адаптивное значение, которое состоит в ограничении контактов с внешним миром. Это способствует сохранению беременности и успешному развитию плода на первых неделях, наиболее в этом отношении опасных.
По характеру переживаний симптоматики и эмоциональному состоянию можно выделить следующие варианты:
- оптимальный вариант, когда эмоциональное состояние характеризуется периодическими, недлительными снижениями общего физического и эмоционального тонуса, повышенной раздражительностью, которые интерпретируются как усталость и следствие соматического недомогания.
- усиленное переживание эмоциональных и соматических состояний. Эмоциональное состояние характеризуется недовольством по отношению к окружающим, раздражительностью, требовательностью. Физические симптомы переживаются очень тяжело, как страдание, повышена чувствительность к своим состояниям наряду с недоверием к способам их облегчения.
- тревожное переживание состояний беременности с прогнозированием неблагополучного исхода беременности для себя и ребенка. Любое изменение состояния оценивается как угрожающее, женщина постоянно прислушивается к себе, своим ощущениям.
- депрессивное состояние, периодически ослабляющееся или обостряющееся. Физические симптомы переживаются как тяжелые, мучащие, не дающие расслабится, успокоиться.
- разные формы отвержения беременности при принятии решения о ее сохранении.
- Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка – симптом принятия новой жизни в себе.
В середине второго триместра возникает первое ощущение шевеления плода. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограничения подвижности и увеличения физической нагрузки. Возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. Настроение становится более устойчивым. Эмоциональное отношение к шевелению и его физическое переживание весьма точно отражают содержание потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового блоков материнской сферы и динамику этого содержания беременности. Среди ощущений дородового периода этот симптом следует признать кульминационным по особой остроте переживаний.
- Симптом завышенных притязаний, охватывает седьмой и восьмой месяцы беременности.
Третий триместр беременности считается самым сложным как с медицинской, так и с психологической точки зрения. У беременных несколько ухудшается самочувствие, они быстрее устают, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое увеличение уровня тревожности, страх родов, беспокойство по поводу послеродового периода.
Ощутимо снижается интерес ко всему не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду, которая может быть описана как стремление привести в порядок свои дела и окружение. Образно можно назвать это время «периодом обустройства гнезда».
Рефлексивная перестройка психики женщины, связанная с необходимостью осознания своей роли, в наибольшей степени влияет на изменение восприятия ею мужчины, который за короткое время превращается в отца будущего ребенка.
В этот период практически во всех случаях к концу этого периода возникает чувство нетерпения и желание скорейших родов, но одни его интерпретируют, как нетерпение увидеть своего ребенка, а другие – как избавление от неудобств беременности. Образ ребенка становится более конкретным, женщина достаточно легко представляет себе внешний вид ребенка, особенности его поведения, свои действия с ним. Этому способствует осознание близости рождения ребенка, и это ведет к повышению материнской компетентности.
- Предродовой период. Физиологически этот период является очень важным. Происходят изменения в тканях, костной системе, обеспеченные гормональным фоном и способствующие гибкости и эластичности костно-мышечные системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка. Адаптивное значение этих изменений вполне конкретно. Ограниченная активность и способность резкого эмоционального реагирования предохраняет женщину от преждевременных родов. Ребенок не страдает от меньшей двигательной активности, хотя его возможности уже серьезно ограничены тесным пространством матки. У матери снижается страх перед родами и растет способность сконцентрироваться только на одном, доминирующем содержании (точнее, снижение способности переключения и распределения эмоций), что будет совершенно необходимо во время родов и послеродового взаимодействия с ребенком.
- Роды и послеродовый период. В этот период происходит встреча с ребенком, что обеспечивает возможность изменений в содержаниях материнской сферы, в первую очередь во взаимодействии ценности ребенка с «внедряющимися» из других сфер.
Процесс родов и послеродовой деятельности матери требует высокого уровня ее физической, интеллектуальной и эмоциональной активности. Способность расслабляться между схватками обеспечивает сохранение сил, окончание болевых ощущений при потугах и выходе ребенка – способность приступить к послеродовой обработке, эмоциональный подъем создает оптимальный фон для послеродового запечатления и образования положительного отношения к ребенку.
- Новорожденность. В этот период развитие содержаний потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового блоков материнской сферы наиболее тесно взаимосвязаны и происходят на фоне общей жизненной ситуации. Мать и ребенок в это время более-менее строго изолируются от внешнего мира и контактов с другими людьми. Помимо гигиенического значения в этом заложен глубокий психологический смысл. Обеспечивается концентрация всей жизни матери на ребенке и своих переживаниях. Теперь от нее требуется точная идентификация потребностей ребенка, адекватная этому организация своих действий и соответствующая эмоциональная окраска. Эти качества существенным образом зависят от общей материнской компетентности и отношения к ребенку [1].
С.Ю. Мещерякова выделила следующие показатели, определяющие становление психологической готовности к материнству:
- Особенности коммуникативного опыта женщины в раннем детстве. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительным, это означает, что начальные условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена. С.Ю. Мещерякова считала, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Если родители были ласковы, общение с ними оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит, в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел [4].
Большое значение в становлении родительского поведения имеет общение со сверстниками, старшими и младшими детьми, также важным является опыт, приобретаемый будущей матерью в играх с куклами, в «дочки-матери». О характере этого опыта можно судить по воспоминаниям будущей матери о любимых играх и игрушках, по наличию у нее предпочтений к детям того или иного возраста.
- Переживания женщиной отношения к еще не родившемуся ребенку на этапе беременности. В период от зачатия до рождения ребенка в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному конкретному еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. В качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующее материнское поведение, можно выделить желанность – нежеланность ребенка, особенности протекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности.
- Установки женщины на стратегию воспитания ребенка. К этой группе показателей можно отнести то, как она намеревается осуществлять уход за ним: следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться «приучать к самостоятельности», т. е. ориентироваться на потребности младенца или на собственные представления о необходимом ему.
Вышеперечисленные показатели в совокупности могут служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения.
По результатам исследования С.Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству [4]:
Низкий уровень готовности к материнству:
- наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности;
- отсутствие чувства общности с ребенком, матери не придумывали имя, не представляли себе малыша;
- ориентировались на соблюдение жесткого режима, «строгого» воспитания;
- отсутствие привязанности к матери в детстве и строгое отношение родителей.
Средний уровень готовности к материнству:
- противоречивая установка на воспитание (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.);
- отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным.
Высокий уровень готовности к материнству:
– отсутствие колебаний в принятии решения иметь ребенка, новость о беременности воспринимали как радостную;
- преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности
- ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормление по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.);
- имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, любили играть с куклами.
Выделенные три уровня психологической готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на последующих этапах.
Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию; проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. В последующем также дети отличаются яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к людям, высокой любознательностью.
Младенцы матерей с низким уровнем готовности демонстрировали самые низкие показатели компонентов комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации. Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть.
Резюмируя содержание вышеизложенного, можно сказать, что женщины, готовые и не готовые к материнству имеют различные представления о материнской роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка. Психологической готовности к материнству женщины способствует большой опыт общения в раннем детстве, взаимодействие матери с еще не родившимся ребенком на этапе беременности, установки женщины на конкретную стратегию воспитания ребенка.
Литература
- Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю.Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов. // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 59-69.
- Кузьмич О.Г. Тренинговый курс «Готовлюсь стать мамой». Психологическое сопровождениие беременности. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
- Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства. // Психологический журнал. – 2002. – №5. – С.63-75.
- Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С.18-27.
- Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С. 22-37.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
Крючкова Ирина Валериановна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь
e-mail:
Крючкова И.В. Психологическая готовность к материнству. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).