Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
УДК 159.922
Аннотация. В статье охарактеризована роль коммуникативных способностей в профессии психолога. Представлены результаты экспериментального исследования, доказывающие детерминированность развития коммуникативных способностей студентов-психологов общей направленностью личности, индивидуально-типологическими свойствами, такими как, экстраверсия, нейротизм, а также личностными характеристиками и особенностями психических состояний.
Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникативные компетенции, умения и навыки в области коммуникации, студенты-психологи.
В условиях высоко стрессовой жизни современного человека, люди особенно нуждаются в поддержке и помощи, испытывая растущую потребность обратиться к специалисту, владеющему всем необходимым инструментарием для облегчения напряжения и содействия в продуктивном решении личностных проблем.
В этой связи для психолога расширяется поле его профессиональной деятельности и основных профессиональных задач. Вместе с тем на психологах лежит высокая социальная ответственность, связанная с необходимостью проявлять высокий профессионализм и психологическую компетентность [1].
Одним из центральных свойств личности и профессиональным инструментом психолога являются коммуникативные способности. Они выступают доминирующим, системообразующим компонентом его профессиональной деятельности.
Развитие и функционирование коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений. Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей ведет ко многим серьезным проблемам в практической деятельности психолога. В этой связи исследования коммуникативной сферы личности становятся предметом пристального внимания в психологической науке, особенно в педагогической психологии.
На современном этапе актуализируется необходимость выявления психологических детерминант и целенаправленного развития коммуникативных способностей и компетенций будущих психологов [2].
В изучении коммуникативных способностей существует большое многообразие теоретических и экспериментальных подходов. В работах психологов определены соотношения понятий коммуникативные способности с коммуникативными свойствами личности (Васильев Г.С., Платонов К.К.), с коммуникативным потенциалом личности (Бодалев А.А., Рыжов В.В.), с коммуникативностью (Ханин Ю.Л.), с коммуникативной компетентностью (Жуков Ю.М., Емельянов Ю.Н., Куницына В.Н., Петровская Л.А., Растянникова П.В., Сидоренко Е.В., Данцигер К., Джонсон Д.У., Спицберг Б., Уайменн Дж., Хабермас Ю. и др.).
При этом обоснована обусловленность содержания коммуникативных способностей условиями общения, в том числе требованиями профессии (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Леонтьев А.А., Петровский А.В., Ломов Б.Ф., Парыгин Б.Д. и др.).
В прикладных психолого-педагогических исследованиях нашли отражение проблемы содержания и структуры коммуникативных способностей в конкретных видах профессиональной деятельности и в частности в профессии психолога (Буртовая Н.Б., Вострикова Т.П., Гаврилова И.К., Горюнова Е.М., Зиналиева Н.К., Жарких Н.Г., Иванова М.В. и многих др.).
Ряд авторов указывает на необходимость специально организованной работы по совершенствованию коммуникативных способностей и компетенций психолога (Вачков И.В., Емельянов Ю.Н., Жучкова С.Е., Марасанов Г.И., Митина Л.М., Петровская Л.А., Петрушин С.В. и др.).
Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению коммуникативных способностей личности, на сегодняшний день недостаточно исследований, в которых были бы представлены особенности и детерминанты их развития у студентов-психологов в процессе вузовского обучения.
Исходя из этого, целью нашего исследования явилось изучение особенностей и детерминант развития коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
Гипотетическим предположением явилось следующее: уровень коммуникативных способностей, определяющий эффективность профессиональной коммуникации и включающий коммуникативные умения, навыки и владение техниками общения, детерминирован общей направленностью личности, индивидуально-типологическими свойствами, такими как, экстраверсия, нейротизм, а также личностными характеристиками и особенностями психических состояний студента-психолога – тревожностью, фрустрацией, агрессивностью, ригидностью, что необходимо учитывать при подготовке будущих психологов в вузе [4].
В исследовании применялись следующие методики: «Коммуникативные и организаторские склонности» (Сухов А.Н., Деркач А.А.), Тест «Коммуникативные умения» Мильхельсона Л. в модификации Гильбуха Ю.З.; «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (КСК); «Техники общения» (Творогова Н.Д.), «Изучение мотивации обучения в вузе» (Ильина Т.И.); Тест-опросник Г. Айзенка EPI; Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; Методика диагностики направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета).
Экспериментальная выборка включала студентов 1 и 4 курсов направлений подготовки «Психология» и «Педагогика и психология» в количестве 170 человек.
При исследовании коммуникативных и организаторских склонностей у большего числа студентов 1 курса отмечен низкий уровень (25%) и уровень ниже среднего (39,78%) развития коммуникативных склонностей. У студентов 4 курса картина несколько меняется, так число студентов, имеющих низкий показатель коммуникативных склонностей, составило 15,85%, что несколько ниже, чем на 1 курсе, а показатель ниже среднего – 37,38% студентов, что примерно совпадает с количеством студентов с аналогичным показателем на 1 курсе. Развитие организаторских склонностей у большей части студентов-психологов 1 курса находится на уровне ниже среднего, собственно как и в группе четверокурсников (рис.1 и 2).
Рис. 1. Соотношение уровней выраженности коммуникативных склонностей в группах студентов психологов 1 и 4 курсов
Рис. 2. Соотношение уровней выраженности организаторских склонностей в группах студентов психологов 1 и 4 курсов
В ходе диагностики коммуникативных умений у студентов-психологов установлено, что большинству студентов 1 курса свойственны зависимые реакции на положительные и отрицательные высказывания, на просьбы, в беседе и в моменты проявления эмпатии. У студентов 4 курса в большей степени наблюдаются компетентные реакции в моментах на положительные и отрицательные реакции, в проявлении эмпатии, тем не менее зависимые реакции проявляет большая часть студентов 4 курса в ситуациях беседы и реакциях на просьбы [3].
Анализ результатов исследования коммуникативной социальной компетентности показал, что на 1 и 4 курсах у студентов преобладают средние показатели по шкалам «Общительность», «Логическое мышление», «Чувствительность», «Самоконтроль». В то время как низкий уровень выявлен и на 1 и на 4 курсах по шкале «Независимость». Низкие показатели по этой шкале отмечены у 36,59 % студентов 4 курса и 48,87 % студентов-психологов 1 курса. По шкалам «Эмоциональная устойчивость» и «Беспечность» у большинства студентов 1 курса преобладает низкий уровень развития этих показателей, в то время как у большинства студентов-психологов 4 курса по этим шкалам средние показатели.
Результаты исследования техники общения позволили отметить, что у преимущественного большинства студентов 4 курса на среднем уровне развития находятся: способность длительное время поддерживать разговор; понимание чувств и намерений другого человека; умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других; умение выйти из общения, не обижая других; приветливость; тактичность; умение точно и ясно высказывать свои мысли; мимическая подвижность лица; соответствие мимики ситуации; умение одеваться в соответствии с ситуацией; умение при желании включиться в начатую другими работу. У преимущественного большинства студентов 1 курса на среднем уровне развития находятся значительно меньшее количество показателей коммуникативных умений – это: способность длительное время поддерживать разговор; тактичность; умение при желании включиться в начатую другими работу, все остальные показатели у студентов-первокурсников находятся на низком уровне развития.
По результатам диагностики направленности личности установлено, что наибольшее количество студентов 1 и 4 курсов имеют ярко выраженную направленность «на себя»: на 1 курсе – это 63,64% студентов, а на 4-м – 51,22%. (рис.3).
Рис. 3. Соотношение количества испытуемых 1 и 4 курсов с различными видами направленности личности
В результате диагностики личностных характеристик высокая количественная выраженность показателя экстраверсии свойственна 58% первокурсников, а у студентов 4 курса преобладает интроверсия (55%). Наибольший показатель по шкале нейротизма присутствует в группе испытуемых первокурсников (51%), что свидетельствует о численном преимуществе эмоционально-неустойчивых студентов. Процентное содержание эмоционально устойчивых представителей на 4-м курсе в два раза выше, чем на 1-м (34% и 17% соответственно).
По результатам диагностики самооценки психических состояний большинство студентов 1 и 4 курсов характеризуются как очень тревожные (39,77% и 48,78% соответственно); имеющие сильно выраженную ригидность (57,27% и 42,68% соответственно); характеризуются средним уровнем агрессивности. Большинство студентов 1 курса имеют низкую самооценку и избегают трудностей (63,64%), в то время как большая часть студентов 4 курса характеризуются средним уровнем фрустрации (51,22%).
Для большинства студентов 1 и 4 курсов главной мотивацией обучения в вузе является получение диплома, так на 1-м курсе – это 63,64%, а на 4-м – 48,78% испытуемых (рис. 4).
Рис. 4. Соотношение мотивации обучения в вузе у студентов 1 и 4 курсов
Для определения детерминированности процесса развития коммуникативных способностей студентов, нами был выполнен корреляционный анализ и, в частности, расчеты коэффициента корреляции rs Спирмена. Основная задача состояла в том, чтобы определить форму, тесноту и направленность изучаемых показателей, каким образом они связаны и на этой основе сделать вывод о наличии между ними причинно-следственной зависимости.
В результате были получены высоко значимые положительные корреляционные связи между: направленностью «на себя» и умением оказывать и принимать знаки внимания (r = 0,634 при p ≤ 0,05); направленностью «на общение» и умением оказывать и принимать знаки внимания (r = 0,615 при p ≤ 0,05); направленностью «на дело» и реагированием на справедливую критику (r = 0,595 при p ≤ 0,05); направленностью «на себя» и реагированием на несправедливую критику (r = 0,644 при p ≤ 0,05); направленностью «на себя» и реагированием на задевающее, провоцирующее поведение со стороны сверстника (r = 0,655 при p ≤ 0,05); направленностью «на общение» и контактностью (r = 0,684 при p ≤ 0,05); направленностью «на общение» и общительностью (r = 0,784 при p ≤ 0,01); направленностью «на себя» и чувствительностью (r = 0,714 при p ≤ 0,01); экстраверсией и умением оказывать и принимать комплименты (r = 0,587 при p ≤ 0,05); нейротизмом и реагированием на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (r = 0,677 при p ≤ 0,05); тревожностью и реагированием на несправедливую критику (r = 0,567 при p ≤ 0,05); тревожностью и чувствительностью (r = 0,684 при p ≤ 0,05).
Выявлены отрицательные связи между нейротизмом и реагированием на справедливую критику (r = – 0,694 при p ≤ 0,05); нейротизмом и реагированием на несправедливую критику(r = – 0,734 при p ≤ 0,01); фрустрацией и общительностью (r = – 0,634 при p ≤ 0,05); ригидностью и общительностью (r = – 0,594 при p ≤ 0,05); ригидностью и логическим мышлением (r = – 0,712 при p ≤ 0,01); тревожностью и эмоциональной устойчивостью (r = – 0,728 при p ≤ 0,01); агрессивностью и самоконтролем (r = – 0,734 при p ≤ 0,05). Отрицательные показатели коэффициента корреляции говорят об обратно пропорциональной зависимости, указывающей на то, что с увеличением одного показателя связано уменьшение другого.
Основываясь на полученных расчетах можно заключить, что процесс развития коммуникативных способностей студентов детерминирован направленностью личности, индивидуально-типологическими свойствами, такими как, экстраверсия, нейротизм, а также личностными характеристиками – тревожностью, фрустрацией, агрессивностью. В частности, такие показатели коммуникативных способностей как контактность, общительность, чувствительность, независимость, умение оказывать сочувствие поддержку, оказались высоко значимо взаимосвязаны с направленностью личности «на общение» и «на дело», с экстраверсией и нейротизмом [4].
Также обнаружены связи между мотивацией приобретения знаний и направленностью «на себя» (r = 0,465 при p ≤ 0,05); мотивацией овладения профессией и направленностью «на общение» (r = 0,394 при p ≤ 0,05); мотивацией овладения профессией и общительностью (r = 0,399 при p ≤ 0,05); мотивацией получения диплома и независимостью (r = 0,494 при p ≤ 0,05). Можно сказать, что преобладающая мотивация обучения в вузе значимо влияет на уровень развития основных показателей коммуникативных способностей студентов.
Таким образом, выявленные корреляционные связи, отражающие взаимосвязь развития коммуникативных способностей, склонностей и основных личностных характеристик позволяют утверждать, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
Литература
- Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. Учебное пособие. – Невинномысск, НИЭУП, 2006. – 255 с.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3 (10). – С. 201-204.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – – №1 (8). – С. 267-270.
- Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов: диагностика и сопровождение. – Ставрополь: СГУ, 2012. – 280 с.
Об авторе
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Аникеева Юлия Владимировна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и образовательных технологий Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Соловьева О.В. Психологические детерминанты коммуникативных способностей студентов-психологов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).