Макеева А.П. (г. Москва)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОТОГРАФИИ КАК ТВОРЧЕСКОГО АКТА
УДК 159.922
Аннотация. В статье представлен психологический аспект создания фотографии как творческого акта, наполненного вдохновением, настроением и желаниями. Описывается процесс создания естественных, живых и непринужденных портретов, отражающих яркость момента, живые эмоции и палитру чувств человека. Также раскрыты особенности создания пейзажей, позволяющие запечатлеть природу во всех её проявлениях.
Ключевые слова: фотография, портрет, пейзаж, художник, психолог, творчество.
Как сделать гениальные портреты
Чтобы сделать достойный портрет нужно быть не только художником, но и психологом!
В начале съемки надо попытаться наладить контакт с моделью, чтобы она не стеснялась, и обстановка располагала к свободному поведению. Изучайте модель, ее удачные жесты, мимику, поворот головы, реакцию на вспышку и свет. Многие люди или боятся фотоаппарата или устают после третьего дубля, а, как известно минимум 100 фотографий нужно сделать, чтобы получилось удачных хотя бы три. Чтобы не прекращать сьемку и сделать качественные фото можно вести непринужденный разговор в процессе.
Как показывает статистика сьемка в лоб – это скучно. Поэтому чаще снимайте модель, когда она не смотрит в камеру, делайте случайные фотографии. Они получаются эмоциональные и очень живые. Ведите диалог, рассказывайте смешные истории из вашей жизни, чтобы портретируемый улыбался и раскрывался перед камерой. Когда человек втянется, в разговор он расслабится, будет вести себя не принужденно, его лицо и мимика станут естественными и фотографии получатся настоящие. Следите за мимикой, снимайте, когда появятся выразительные эмоции. Детям приготовьте конфету, мини-сюрприз и т.д. Когда вы из-за спины перед нажатием на кнопку спуска вытащите шоколадку или игрушку, на лице ребенка непроизвольно появится восторг. Вот тогда и воспользуйтесь моментом. Если ребенок незнакомый, потратьте немного времени, чтобы стать для него своим. Маленьким детям нужно немного времени, чтобы изучить незнакомого человека. Поначалу ребенок может капризничать, демонстративно корчить рожицу, отворачиваться. Проявите терпение и изобретательность, тогда ваши усилия будут вознаграждены отличными снимками.
Замечательные снимки получаются, когда люди смотрят в сторону, а не в объектив. Когда люди увлеченно занимаются своим делом, фотографии будут естественными, и не напряженными. Как правило, самые интересные снимки – это не постановочные, снятые «походу дела». Они лучше раскрывают человека и позволяют его запечатлеть таким, каким он выглядит в жизни. Не постановочный портрет передаст характер, без натянутых поз и искусственных улыбок. Художественная ценность такого портрета будет намного выше.
Также чтобы человек получился наиболее естественно нужно фотографировать его на его же территории или в его любимом месте. Так как там он будет чувствовать себя спокойно и большая вероятность того что серия снимков получится искренне. Очень важный момент: постарайтесь, чтобы в кадре было как можно меньше лишнего. Объектив фотокамеры фиксирует все, что мы порой просто не замечаем. И тогда на снимке может оказаться совершенно посторонний человек, чья-то рука, голова, предметы, не имеющие никакого отношения к сюжету. Если можно что-либо удалить из кадра без ущерба для фотографии, убирайте смело. Снимок от этого только выиграет. Оставлять в кадре нужно лишь те предметы и элементы окружения, которые помогут дополнить композицию портрета. Например, очень хорошо, когда на портретной фотографии присутствуют руки портретируемого. Они могут добавить выразительности, лучше раскрыть характер человека. Портрет хорошо может дополнить лишь один предмет: шляпа, трубка, мобильный телефон и т.д. Однако когда предметов много, взгляд теряется.
«Золотое сечение»
При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка – «узел внимания». Всего их четыре. Психология такова, что именно в этих точках человеку приятней всего видеть главный объект или элемент кадра, именно в них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины [3].
Важно при съемке портрета – заполнять весь кадр. Подойдите поближе к тому, кого вы снимаете. Неплохие и довольно интересные портреты получаются крупным планом, когда на фотографии передано только лицо или даже часть лица.
На снимке много лишних деталей Правильно скадрированный фотоснимок
Совершенно не будет ошибкой, если вы лицо не полностью впишете в границы кадра. Можете смело убрать макушку, уши и даже оставить только лишь одни глаза. Это ваше право – взгляд фотографа может быть оправдан.
Не правильный вариант Правильный вариант
Лучше показать характерный взгляд человека, чем мутный и невзрачный портрет во весь рост по стойке смирно. Когда снимается портрет крупным планом, то возрастает изобразительная нагрузка на каждый элемент, все здесь становится важным. Поэтому косметика, прическа, небритость и т.д. – все это будет хорошо заметным.
Если вы хотите снимать человека в полный рост, например на фоне моря или горного пейзажа не старайтесь одновременно запечатлеть также и всю полноту красивого пейзажа. Вы должны снять либо пейзаж, либо человека. Одновременно снять все «в одном флаконе» не получится. Поэтому кадрируйте снимок так, чтобы человек не терялся на фоне пейзажа. Он должен быть передан достаточно крупно, узнаваемо. И вы постарайтесь, чтобы зритель увидел не пейзаж, а именно портрет. Если на фотографии и например памятник и модель, то нужно правильно скадрировать изображение и сделать из 1 фотографии 2 снимка (Фото№1,Фото №2).
Перед тем как сделать снимок, убедитесь, что ничего лишнего на бедующей фотографии. Старайтесь, чтобы не было в кадре различных «некрасивостей»: железяк, труб, заборов, старых гнилых досок и прочего хлама. Если, конечно, все это не является авторской задумкой для фотоконкурса на экологическую тематику. Снимок должен быть уравновешен по композиции: много неба, моря и так далее, и на фотографии окажется слишком много пустого пространства, которое не работает на замысел, в этом случае на портрет.
Еще одна распространенная ошибка: обращайте внимание, чтобы из головы человека ничего «не росло». Довольно часто на снимках за головой торчит фонарный столб, дерево, ветка и т.д.
Старайтесь перед тем, как сделать снимок проследить, чтобы одежда сидела нормально, была чистой, на ней не было пятен, грязи. Либо перекомпонуйте кадр, чтобы исключить из кадра неудачные участки. Поправьте одежду, прическу, если нужно. Проследите, чтобы на заднем плане не было посторонних людей. Лучше немного подождать и выбрать момент, когда сзади не будет посторонних людей, чем снять рядом с близким человеком случайного прохожего.
Фотография смотрится намного лучше, если разделена на три части, как по вертикали, так и по горизонтали, а сюжетно важные элементы (голова, глаза, рот) расположены в пересечении этих частей [3].
Групповой портрет снимать нужно так, чтобы люди стояли близко друг к другу, чтобы между их плечами не было просветов. Высокие должны располагаться немного дальше, детей можно поставить на передний план. Разумеется, в этом случае все должны смотреть на фотографа. Когда кто-то зевает, смотрит в сторону или закрыл глаза, то снимок уже неудачен, и его нужно сделать заново.
Снимать портрет вовсе не обязательно в полный рост, можно снять человека и по пояс. В этом случае руки уже играют более важную роль. Хорошо, когда они не просто висят. Можно снять человека, когда он разговаривает по мобильному телефону, держит в руках букет цветов, курит и т.д. Такие снимки более выразительны. В каждом случае проверяйте – подходит ли выбранный вариант вашей модели. Не надумана ли поза, окружение, сюжет. Например, не стоит снимать подростка с сигаретой, крепкого мужчину с букетиком цветов, а хрупкую женщину с бензопилой.
Поза человека должна быть расслабленной, модель не должна стараться изо всех сил выпрямить спину и т.д. это смотрится неестественно. Хорошо смотрятся портреты, когда модель развернута под углом сорок пять градусов к камере, и при этом непринужденно наклоняет голову. Естественная улыбка не будет лишней.
Для съемки портрета очень важна глубина резкости. Только портрет во весь рост должен быть целиком резким, и то не всегда. Очень выигрышно смотрятся портреты с размытием, когда портретируемый отдален от заднего плана. И все, что после объекта фокусировки и перед ним, оказывается «размытым». Перед человеком в этом случае не должно быть посторонних предметов. За ним фон должен быть по возможности однотонным, без различных отвлекающих деталей. Хорошо, когда эту роль выполняет листва деревьев, морская синева, горная дымка или небо. Хуже, когда это жилые многоэтажки, резкие ветви оголенных деревьев, заводские трубы и т.д. При фокусировке следите за тем, чтобы в фокусе находились глаза. Снимок будет казаться нерезким, если глаза окажутся не в фокусе даже если рот, нос получатся сверх резкими.
Замечательный портрет получается, когда камера расположена напротив глаз модели. Получается прямой контакт с моделью. Когда у модели очень маленькие глаза, снимайте с близкого расстояния, чтобы камера была ближе к глазам, и немного сверху. Если нос с горбинкой, снимайте спереди. Если лицо у человека вытянуто, то снимать нужно сверху, если же лицо широкое, то снизу. Когда нос большой, попытайтесь изменить точку съемки – немного ниже лица, модель при этом должна немного откинуть голову. Людей, склонных к полноте, не стоит снимать в профиль – нужно найти точку, чтобы двойной подбородок был незаметен. За лысеющим человеком расположите темную ткань или подберите темный фон – лоб и голова будут темнее.
Для сьемки портрета самое лучшее – это дневной свет. Самое неудачное время для сьемки – это полдень, так как солнце очень яркое, а тень слишком темная. Если снимаете портрет человека ночью, на фоне ночной темноты, кроме вспышки можно использовать фонарик. С его помощью можно добиться интересных эффектов, подсвечивая модель.
Когда делаете, портреты
основываетесь в первую очередь на своих ощущениях и чувствах. Если внутри вас все протестует, то ищите и создавайте новое: композицию, свет, ракурс, перебирайте разные варианты, делайте серии снимков. Самое главное получать удовольствие от любимого дела и тогда все получится. Экспериментируете с обработкой фотографий. Придумывайте новые способы. Вкладывайте частичку своей души в фотографии. Тогда они будут искренними и эмоциональными. На фотографии сразу можно разглядеть отношения фотографа к модели. Во взгляде в состоянии, переданном на фото можно запечатлеть радостные моменты жизни. А эти фотографии потом будут сильнейшим ресурсом гармонии и счастья [2].
Пейзаж
В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого – воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Чтобы получить удачные снимки природы, нужно знать не только законы, которыми руководствуются художники, но и технические нюансы работы камеры [1].
Главный ингредиент хорошего пейзажа – это огромное желание сделать красивый, оригинальный снимок, который будет радовать глаз всех, кто его увидит.
Фотография называется «Гостеприимная природа», потому что природа принимает и приветствует нас своей красотой и изобилием красок. Фотография сделана в Карелии. На первом плане камни, на втором плане лодка, на третьем линия горизонта. Цель – показать озеро осенью. Съемка пейзажа проводилась в полуденное время. Сюжет фотографии интересен: здесь присутствует и озеро, и огромные фактурные камни, и островок с деревьями. Это фотография радует глаза, даря гармонию и чувство умиротворения. Красота Карелии в любое время года меня поражает. И на этом озере такая тишина, что хочется слушать и слушать ее.
Пейзаж – это такой вид фотосъемки, который позволяет запечатлеть природу во всех её проявлениях. Летом мне нравилось снимать морские пейзажи, зимой – снежные сугробы и заснеженные ели, осенью – одетые в золотой наряд деревья, а весной проглядывающие сквозь снег первые цветы и поющие ручейки. Прелесть вечернего пейзажа заключается в озаренности облаков, в отражении бурого света в морской глади. Эти пейзажи писались многими художниками прошлых столетий, да и сейчас они привлекают своей необычайностью.
Пейзажная фотосъемка представляет собой самостоятельный жанр, в котором основным предметом является природа под небесным сводом: лес, сад, поле, луг, степь, водоем, болота, равнины, холмы, горы.
Фотография учит смотреть, наблюдать и видеть окружающий мир, и не только двумя глазами, но и монокулярно, т.е. так, как изображает объектив. Неторопливая прогулка с частыми остановками даст фотографу возможность глубоко почувствовать природу, ощутить себя ее частью, постичь ее тайны, раскрыть образы первозданной красоты. Только в таком состоянии можно в капле росы на листке обнаружить безграничное величие мироздания. Способность видеть все как бы впервые, без тяжелого груза привычки, присуща только художнику, без различия – живописец он или фотограф [2].
Таким образом, создание фотографии как творческого акта, наполненного вдохновением, настроением и желаниями требует от ее создателя не только специальных знаний и художественных способностей, но еще и применения психологического мастерства во взаимодействии с человеком и природой. Если фотограф вкладывает частичку души в свои фотографии, делает снимки с любовью, то тогда они ответят ему взаимностью.
Литература
- Карл Хейлмен II. Цифровая пейзажная фотография. Секреты мастерства. – Добрая книга, 2011. – 174 с.
- Фриман М. ДАО цифровой фотографии. Искусство создавать удачные снимки. – Добрая книга, 2008. – 188 с.
- Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. – Стройиздат, – 343 с.
Макеева Ангелина Павловна – студентка 5 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное, член Ассоциации Психологов Регионов России
e-mail:
Макеева А.П. Психологический аспект фотографии как творческого акта. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).