ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Контанистова А.С. (г. Москва)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У СТУДЕНТОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассмотрена проблема интернет-аддикции, описаны признаки, стадии и симптомы формирования зависимости от социальных сетей, а также представлены основные рекомендации по избавлению данной зависимости.

Ключевые слова: социальная сеть, аддикция, общение, обмен информацией, факторы, рекомендации.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Феноменом современного общества является страдание людей от избытка информации. Интернет, СМИ, телевидение на сегодняшний день предоставляют нам достаточно большое количество информации, которое современный человек просто не в состоянии воспринять и обработать в полном объеме. Именно по этой причине мы больше доверяем мнению других людей, что позволяет расширить наш круг знакомств и поддерживать контакты с теми, кто поможет нам получить определенные знания в различных видах деятельности. Социальные сети в свою очередь позволили нам быстро и легко получать знания в интересующей нас области. Ведь через социальные сети гораздо проще и быстрее можно найти нужного нам человека, нежели в реальном мире.

Социальные сети просты в использовании и не требуют особых навыков для работы с ними. Благодаря этому социальные сети «распространяются» так стремительно, восполняя потребность в социальных контактах и вызывая зависимость от них.

Сегодня одним из основных страхов, связанных с Сетью, является страх развития зависимости от Интернета, так называемый феномен Интернет-аддикции, активно обсуждаемый с середины 90-ых годов прошлого века [2].

Впервые термин «зависимость» (addiction) предложил в 1996 году американский психолог доктор психологических наук А. Голдберг для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета.

Проблема интернет-зависимости в настоящий момент изучена не только зарубежными исследователями (А. Голдберг, К. Янг), но и отечественными исследователями (Ц.П. Короленко, А.С. Жичкина, А.Е. Войкунский и др.) [1].

Социальная зависимость проявляется в том, что человек перестает быть частью общества. Все, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Ухудшаются отношения с близкими людьми. Попытки родителей помочь ребенку вызывают у него раздражение и злобу. Появляются проблемы с работой и учебой [3].

Типы зависимости:

Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для студентов характерны три:

  • Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
  • Пристрастие к виртуальному общениюи виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
  • Игровая зависимость – разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
  • Социальная зависимость. Зависимость от чего-либо возникает в жизни практически каждого человека. Это может быть алкогольная зависимость, игровая зависимость, социальная [4].

Признаки зависимости у студентов:

  • увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
  • снижение успеваемостив институте,
  • потеря интересак происходящему вокруг,
  • нарушения сна,
  • часты резкие перепады настроения,
  • неадекватное поведениев ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Стадии зависимости.

Первая стадия. Характеризуется началом взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью. Это проявляется перестройкой психики человека и развитием пристрастия к новой реальности. При этом искусственная реальность воспринимается как более приятная, чем своя собственная.

Стадия включает два синдрома. Каждый синдром – это группа взаимосвязанных признаков.

Первая группа признаков – синдром измененной реактивности.

Вторая группа – синдром психической зависимости.

Синдром измененной реактивности на первой стадии проявляется тем, что человек всё проще и безболезненнее переживает уход от самого себя. Пребывание в чуждой реальности сопровождается всё меньшими и меньшими побочными эффектами. Человек «привыкает» быть вне самого себя без негативных последствий. У него возрастает способность переносить нефизиологическое состояние всё дольше, сильнее, чаще, регулярнее. Возрастание «дозы» чуждой реальности называется изменением толерантности. Возрастание частоты бегства в такую реальность называется изменением формы потребления.

Синдром психической зависимости на первой стадии включает два основных проявления. Первое – психическая потребность в искусственной реальности. Второе – возникновение представления, что только в иной реальности самочувствие может быть комфортным, приятным. Появляется способность к достижению состояния психического комфорта вне своей реальности.

Потребность может человеком осознаваться или быть неосознанной. Она приобретает форму влечения, а само влечение очень похоже на стремление к достижению цели. В результате такой признак зависимости как «влечение» не всегда просто отличить от тех переживаний, которые возникают у человека, стремящегося к собственной цели. В отличие от зависимого влечения, влечение к себе характеризуется осознанностью цели, свободой выбора, постоянным, непрерывным, а не приступообразным, импульсивным движением, развитием возможностей, совершенствованием. Влечение при зависимости противоположно.

Вторая стадия. Она наступает, когда привыкание к существованию в чуждой реальности складывается полностью. Наступают качественно новые взаимоотношения между человеком и иной реальностью. Теперь существовать комфортно человек может только в искусственной реальности, а, возвращаясь «в себя», он испытывает исключительно дискомфорт, причём не только психологический, но и физический. Появляется физическая потребность уйти в искусственную реальность.

Это проявляется тем, что при выходе из искусственной реальности через какое-то время человек ощущает необходимость снова вернуться в состояние «вне себя». Это время, как правило, измеряется часами и отличается для различных форм зависимости и давности процесса. Первоначально это ощущается в виде психического дискомфорта, но затем возникает и физический дискомфорт. Это связано с тем, что организму для существования становится необходимым пребывание в искусственной реальности. Такое состояние особенно выражено при приёме наркотиков и называется абстинентным или похмельным синдромом.

Итак, вторая стадия зависимости связана с формированием качественно нового, стойкого состояния – физической зависимостью между комфортным состоянием организма и пребыванием в искусственной реальности.

Развивается и синдром психической зависимости. Вне искусственной реальности человек не способен к концентрации воли на действии, к сосредоточению внимания. У человека «нет сил» нечто делать, и нет направления для деятельности. Он агрессивен, раздражителен. Подобная неудовлетворённость обычной действительностью маскирует психическую потребность, влечение к искусственной реальности.

Третья стадия. Это время полного психологического и физического истощения. Всё, что человек имел, приступая к формированию зависимости, он отдаёт для её жизнеобеспечения. Собственное существование не продуктивно, человек не испытывает никакой радости от жизни: ничто не интересует, ничего не хочется, исчезают импульсы, потребности.

На этой стадии форма восприятия искусственной реальности продолжает изменяться. Человек воспринимает её не как приятную, комфортную, а как единственно возможную для выживания, обеспечивающую хоть какую-то жизнь. Снижается толерантность. Человеку не нужно глубоко уходить в искусственную реальность, поскольку он не слишком чётко осознаёт обычную жизнь, мало с ней связан своими действиями. Сама искусственная реальность уже перестаёт вызывать настолько интенсивное влечение как раньше. У человека нет сил на активный поиск этой реальности [5].

Пути избавления от зависимости.

  1. Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите себе временные рамки. Лучше потратьте свободное время с пользой для себя, наверняка, у вас накопилась приличная масса незавершенных дел, которые вы всё время откладывали «на потом».
  2. Старайтесь чаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора. Выберите для себя хотя бы один день недели, который вы непременно сможете посвящать живому общению.
  3. Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас (например, купите абонемент в спортивный клуб, физические нагрузки помогут не только держать себя в форме, но и быть всегда в хорошем расположении духа).
  4. Замените чтение новостей в социальной сети чтением интересных книг, пополняйте свои знания.

Заключение.

Подводя итоги хотелось бы отметить, что в современном мире социальные сети –это часть нашей жизни и без них представить современного человека практически невозможно. Социальные сети могут как положительно так и отрицательно влиять на человека, но это зависит прежде всего от самой личности и ее психологических особенностей. Те, кто подвержен данной зависимости, смогут от нее избавится, если во время обратить внимание и предпринять необходимые меры.

Литература

  1. Головина К.В. Психотерапевтическая функция социальных сетей. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2018. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru
  2. Смыслов Д.А. Искусственная социальная система и проксемические переменные общения в среде интернета. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2018. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru
  3. http://medznate.ru/docs/index-46251.html
  4. http://www.myshared.ru/slide/974233/
  5. https://studwood.ru/1896277

 

Об авторе

Контанистова Арина Сергеевна – студентка 2 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное

e-mailThis email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Контанистова А.С.  Социально-психологические факторы зависимости от социальных сетей у студентов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).