ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Абдурахманова З.Ж. (г. Ставрополь)

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье описывается проблема подросткового суицида; рассмотрены типы суицидального поведения; рассмотрены причины суицидального поведения у подростков и способы его профилактики; показано влияние стиля детско-родительских отношений на формирование риска суицидального поведения подростка.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, стиль детско-родительских отношений, риск суицидального поведения, подростковый возраст.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Сегодня проблема подросткового суицида стоит в нашем обществе очень остро. Причин много, например, все возрастающая нагрузка на несформировавшуюся психику ребенка со стороны общества и средств массовой информации. С одной стороны, на них осуществляется постоянное давление в виде высоких ожиданий родителей и школьных учителей. С другой стороны, у подростков формируется собственный мир взаимоотношений и чувств.

По статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13-17 лет совершает попытку суицида. В 2017 году было зафиксировано 720 законченных суицидов среди подростков. Но на самом деле реальная цифра значительно выше, так как не всегда удается с точностью установить причину смерти ребенка. Девушки чаще предпринимают попытки уйти из жизни, а юноши чаще доводят задуманное до конца.

Причины суицида у подростков зачастую кроются в отвергнутой любви, домашних скандалах, непонимании со стороны сверстников или просто одиночестве.

Кроме того, современные СМИ всячески провоцируют молодых людей на такой отчаянный шаг посредством показа случаев суицида посторонних людей, звезд. Исключения не составляет и Всемирная сеть, демонстрирующая онлайн записи данной тематики и проекты.

Одной из причин подросткового суицида являются сложные взаимоотношения в семье, наличие конфликтов с родителями. Здесь проблемным становится отсутствие поддержки и внимания со стороны родителей, которые забывают о духовном общении, устремляя все силы на обеспечение детей материальными благами. Частой становится проблема непонимания родителями детских переживаний, когда подросток очень чувствительно относится к некоторым событиям, а взрослые игнорируют или принижают значение его переживаний [3].

Большинство исследователей отмечают, что проблема самоубийства тесно связана с проблемами в семье несовершеннолетнего, именно здесь создаются установки и ценности личности, моделируются ее средства адаптации к среде и ее личностные позиции в ситуации конфликта. Сущность «неблагоприятного» воздействия семейных отношений на формирование личности ребенка заключается в неудовлетворении жизненно важных социальных потребностей.

В сферу влияния семьи относятся примерно до половины суицидальных мотивов, зарегистрированные статистикой. Ведущими из них являются: развод родителей, психологическое неприятие ребенка отцом и мамой, воспитание в условиях безнадзорности, изоляция в семье, «моральный гнев» родителей, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты супругов, круглосуточное содержание ребенка в детском доме, школе ‒ интернате, на расстоянии от дома родителей, потеря отца или матери, близких родственников [5].

Так, исследования Гусовой А.Д., Габуевой Д.Г конкретизирует мотивы суицидальных тенденций в подростковый период развития. Авторы отмечают, что особую значимость для формирования суицидальных тенденций имеет дисгармония во взаимоотношениях ребенка с родителями, а именно: чрезмерная гиперопека, как правило, со стороны матери, особенно при наличии одного ребенка в семье, отсутствие теплых эмоциональных отношений в семье подростка, хроническая фрустрация его возрастных потребностей и ценностей, сложные ситуации и длительные конфликты между родителями, их невротичность [2].

Это мнение, в своих трудах продолжают развивать Симонян М.В., Кочетова Ю.А. [5]. Авторы выделили две линии влияния семейного окружения на суицидальное поведение личности: с одной стороны, это неблагоприятное влияние ближайшей микросреды, то есть девиантного поведенческого образца; с другой ‒ это наличие конституционально-биологической семейной патологии.

Борисенко К.О., Гайворонская Е.Б. [1] обобщили типологию суицидогенных родственных факторов, определили 5 типов суицидогенных семей: разрушенную семью (семью после развода) асоциальную семью (семью с асоциальными моделями поведения; семью, в которой суицид или суицидальную попытку совершил кто-то из родителей; семью с патологической взаимозависимостью родителей и детей; семью с психопатологическими нарушениями ее членов.

Егоров Р.Н. рассмотрел механизмы возникновения в семье суицидоопасных ситуаций. Он подчеркивает, что поскольку семья ‒ это динамическое образование, то ролевые позиции индивидов на протяжении существования семьи меняются. «Переструктурирование» сферы семейного общения такие как, например, новый социальный статус ребенка, рождение или смерть членов семьи, болезни, смена места жительства и т.д. Трудности в освоении новой позиции в общении или ее неприятие создает у ребенка сложный внутренний конфликт, который заключается в столкновении потребностей в общении в привычных для индивида формах. Ребенок в состоянии социально-психологической дезадаптации чувствует, что достигнутая жизненная платформа теряет равновесие. Суицидальное поведение в таких случаях означает экстремальное средство восстановления равновесия, манипулирование с целью надавить на семейное окружение и чтобы вернуть утраченную позицию. В тех случаях, когда подросток осознает окончательную потерю прежней позиции в общении и уже не имеет в себе жизненных сил для реадаптации, может произойти настоящее самоубийство [3].

Лучшая профилактика эмоциональных раскачек, страхов, мыслей о суициде у зрительных подростков ‒ это правильное развитие врожденного чувственного потенциала. С детства, читая ребенку правильные книги, приучая его сопереживать сначала героям, а потом реальным людям, мы учим его любить, сострадать, чувствовать чужую боль. Такой подросток уже не будет гипертрофировать каждую проблему, болезненно зацикливаться на ней, искать выход в суициде.

Семья выступает главным фактором, влияющим на формирование у подростков суицидального поведения. Причины подросткового суицида часто лежат в адаптированности ребенка к жизни, умении его справляться с проблемными ситуациями и во взаимоотношениях с близкими людьми, друзьями.

Особенное внимание должно уделяться подросткам, склонным к самоубийству или проявляющим некоторые депрессивные, суицидальные качества. Проблема подросткового суицида заключается в том, что решительный шаг предпринимается в состоянии переживания сильных эмоций. Ребенок подвержен сиюминутным переживаниям, моменту, трудностям, не предоставляя себе времени на размышления и эффективные действия.

Подростки склоняются к самоубийству из-за собственного восприятия ситуаций и мира. Они слишком идеализируют многие события и явления, ждут благоприятного исхода событий, трагически относятся к трудностям. Суицид является следствием надуманной проблемы, которая становится катастрофической в голове подростка. Если при этом у ребенка нарушена коммуникация с родителями, он не получает от них поддержки, тогда это усугубляет ситуацию.

Условно подростковый суицид делят на:

  • Истинный. Подросток в данном случае действительно принял решение уйти из жизни. Он продумывает все свои шаги, чтобы достичь результата. Если у него что-то не получается, тогда он повторяет попытку через некоторое время. О данном виде самоубийства могут задумываться дети, чувствующие себя изгоями, никому не нужными, отверженными. Любые потрясения эмоционального характера могут толкнуть на суицид.
  • Аффективный (чувствительный). Подросток совершает акт самоубийства под действием аффективных (сильных) эмоциональных переживаний. Обычно неудачная попытка снова не повторяется, поскольку эмоции стихают, и ребенок меняет свое решение.
  • Демонстративный. Данный вид суицида направлен на привлечение внимания. Ребенок на самом деле не желает уходить из жизни. Просто он суицидальными попытками хочет достичь какой-то цели, получить свое.

Частой причиной подобного явления психологи выделяют неспособность ребенка справиться со сложившейся ситуацией. Это можно обозначить, как желание уйти от проблемы, а не покончить с жизнью [5].

Поскольку ребенок пока еще не обладает силой и знаниями, волей и характером, чтобы выстоять перед проблемами, он часто их воспринимает как трагедию. Неуспеваемость в школе, конфликты со сверстниками, первая неразделенная любовь, недовольство собственной внешностью ‒ все это обозначается как причины подросткового суицида. Однако всех их можно объединить в одно: возникла проблема, которую подросток не в силах разрешить. Если он не знает, как с этим жить дальше, то он может задуматься о самоубийстве.

Проблему усугубляет ситуация конфликта детей и родителей. В подростковом возрасте частыми становятся такие проблемы. Родители не могут наладить общий язык с ребенком, а порой даже не уделяют данному вопросу особого внимания. Находясь в проблемной ситуации, подросток может обращаться к родителям за помощью, неявно и намеками прося об этом. Но родители в силу собственной занятости и некоторого равнодушия не замечают этого.

В результате, когда подросток не может сам решить проблему, а родители игнорируют его просьбы, у него остается один выход ‒ суицид. Данную ситуацию могут усугубить различные сайты про самоубийства, где данный акт даже пропагандируется как единственный способ решения всех жизненных проблем.

Причины подросткового суицида часто лежат в адаптированности ребенка к жизни, умении его справляться с проблемными ситуациями и во взаимоотношениях с близкими людьми, друзьями [1].

Чтобы уменьшить численность подростковых суицидов, профилактика должна проводиться на всех уровнях. В первую очередь это касается взаимоотношений и обстановки в семье. Родители должны любить и поддерживать своего ребенка в любой ситуации. Здесь следует уделять внимание не только материальным благам, но и душевному общению, когда ребенок рассказывает о событиях в своей жизни, увлечениях.

С самого детства следует поддерживать ребенка в собственных проявлениях, интересах и потребностях. Его увлечения и хобби должны одобряться. Это позволит ему найти множество друзей, которые будут иметь подобные устремления. Возможность самореализоваться будет способствовать тяге к жизни.

Уделить внимание необходимо обучению ребенка справляться с жизненными проблемами. Это можно сделать как на собственном примере, так и путем просмотра кинофильмов и прочтения книг, где герои борются с трудностями, стремятся к жизни, стараются преодолеть все неприятности.

Родители должны участвовать в жизни ребенка и помнить о том, что он воспринимает проблемы чрезмерно. Если взрослым кажется что-то незначительным, то подросток может воспринимать это катастрофически. Следует помогать ребенку правильно анализировать ситуацию и не поддаваться собственным эмоциям, не спешить с решениями и давать себе и окружающему миру время.

Место родителей в подростковом возрасте занимают косвенное положение. Однако сформированность у подростка чувства доверия, самостоятельности, защищенности, предприимчивости, умелости до подросткового возраста способствует облегчению идентификации [2]. Если это не выработано, то подросток обладает такими свойствами как: недоверчивость, неуверенность, чувство вины и сознания своей неполноценности. Спутанность ролей (спутанности идентичности) также возникает при трудностях самоидентификации. Жизнь подростка, в нездоровой среде, усугубляя временным фактором и изменениями в собственной личности, давят на неопытную подрастающую личность. Суицидальная активность рассматривается в таком случае ребенком как «сладкое» избавление от нависшей тяжести, снижая риск неудач в будущем. Теряется индивидуальность, теряется и смысл жизни.

Психология детей и подростков еще неустойчива. Проявляет себя переменчивым настроением, капризами, приступами гнева. Возраст от 13-17 лет самый трудный.

Суицидальное поведение: причины и профилактика.

У детей и подростков не бывает настоящего желания умереть. Их представление о смерти крайне нечеткое, инфантильное. Попытка к суициду ‒ это крик о помощи. Виды суицидального поведения у подростков как и взрослых, как было указано выше, условно делят на: истинный; демонстративный и аффективный.

Самым опасным периодом считается возрастной промежуток 14-16 лет. Но и дети младшего возраста прибегают к попыткам суицида. Как правило, их толкает на это нездоровая психологически атмосфера в семье, непонимание и нелюбовь со стороны родителей. Вдумайтесь, какая страшная цифра ‒ 80 %, это число детских суицидов, совершенных по причине конфликтов с родственниками, мамой и папой, в частности.

Конфликты, лежащие в основе суицидального поведения, могут быть классифицированы:

  • конфликты на почве профессиональной деятельности и социального взаимодействия, включая межличностные конфликты, индивидуальные трудности адаптационного характера;
  • конфликты, регулируемые спецификой личных и семейных отношений (неразделенная любовь, измена, развод, болезнь или смерть близких, сексуальная несостоятельность);
  • конфликты в связи с антисоциальным поведением: страх уголовной ответственности, позора;
  • конфликты по причине состояния здоровья: заболевания физического, психического характера, хронические болезни;
  • конфликты, обусловленные финансовыми сложностями;
  • другие разновидности конфликтов [4].

Суицидоопасная ситуация создается при взаимодействии конфликтов различных видов. Утрата жизненных ценностей сопровождается индивидуальной оценкой, суждением, мировоззрением. Не существует личностной структуры, специфичной для суицидального поведения.

Наибольшей уязвимостью обладают личности с психопатическими чертами характера. В сложных условиях, на фоне возрастного кризиса, при заостренности определенных качеств, человек приходит к дезадаптации.

Большинство подростков и юношей рассматривают суицид как решение проблемы, а не завершение собственной жизни. Ребенок в силу своего возраста уязвим для стрессовых ситуаций из-за неустойчивой психики, слабой воли, отсутствия жизненного опыта и знаний. Попробуем классифицировать причины:

  1. Внутренний конфликт. Этим термином мы обобщим множество причин, таких как непонимание сверстников, плохие отношения с учителями, безответная любовь, низкая самооценка. Это проблемы, с которыми ребенок, к сожалению, самостоятельно справиться не может.
  2. Игнорирование родителями. Как уже говорилось выше, является основной причиной суицидов.

Эмоциональный подросток больнее других переживает проблемы чувственного спектра:

  • для такого ребенка важна поддержка и внимание родителей, он страдает, если его игнорируют или принижают значение его переживаний;
  • ему может разбить сердце несчастная любовь или разрыв других значимых отношений (ссора или смерть близкого человека);
  • проходя «стадию гадкого утенка», такой подросток волнуется по поводу своей привлекательности, боится стать некрасивым и потерять любовь, эмоциональный отклик, внимание окружающих;
  • он очень тяжело переживает одиночество, изоляцию, травлю со стороны одноклассников. Если впечатлительный и ранимый зрительный ребенок растет в неблагоприятной атмосфере, среди родительских скандалов, жестокости, недостатка любви, он лишается опоры ‒ базового чувства защищенности и безопасности. «Потерянный» в семье, он не может найти себя и в коллективе и чаще других становится жертвой, изгоем, так как буквально «пахнет» страхом и неуверенностью.

Все эти обстоятельства активируют врожденный страх смерти зрительного подростка, который может проявляться в эмоциональной нестабильности. Резкие перепады настроения, истерики, беспричинный смех или слезы ‒ так он выражает боль своей души, острую потребность во внимании, заботе, защите [5].

Разрываемый страхом, не получающий необходимой поддержки, зрительный подросток может решиться на эмоциональный шантаж и прибегнуть к демонстративной попытке суицида. Он вовсе не хочет умирать, а лишь показать, как велико его страдание, как сильно он нуждается в помощи. К сожалению, часто это заканчивается трагедией, так как дети не могут рассчитать и предугадать последствия подобных поступков.

Семейные отношения, в которых, так или иначе, задействован ребенок, получили название детско-родительских. Не всегда они влияют на формирование личности положительно. Законодательством четко прописаны обязанности родителей и детей. В частности, отцу и матери запрещено причинять психический или физический вред здоровью ребенка. Однако на практике далеко не все взрослые умеют эффективно взаимодействовать с детьми.

Изучение особенностей детско-родительских отношений проводилось различными учеными с целью выявления условий, необходимых для формирования здоровой личности [4].

Отношения между детьми и родителями могут складываться по-разному в зависимости от множества факторов. Важно изучить их как с точки зрения взрослого, так и с позиции ребенка. Психологи выделяют следующие типы отношений родителей к своим детям:

  • Безусловное принятие, когда негативное поведение отпрыска не влечет за собой отрицания его значимости («Я люблю тебя, хотя ты сейчас плохо себя ведешь»). Такое отношение создает у ребенка уверенность в своей безопасности.
  • Условное принятие, когда любовь родителей является наградой за успехи, хорошее поведение, послушание. Дети в такой семье растут тревожными, ведь им постоянно приходится заслуживать любовь мамы и папы.
  • Амбивалентное отношение. Родители испытывают к ребенку противоположные чувства. Для них характерен высокий уровень агрессии, малыш подвергается жестоким наказаниям. В остальное время взрослые пытаются искупить свою вину, проявляя преувеличенную заботу и внимание.
  • Индифферентное отношение, когда взрослые не испытывают к детям любви, равнодушны, холодны и стараются дистанцироваться от них.
  • Скрытое отвержение. Формально родители исправно выполняют свои обязанности, но при этом постоянно недовольны ребенком, игнорируют его чувства.
  • Открытое отвержение. Родитель активно демонстрирует свою нелюбовь к малышу, унижает его достоинство, применяет жестокие наказания, пренебрегает детскими нуждами.

Родители играют ведущую роль в становлении личности ребенка, прививают основные жизненные ценности, под их влиянием у ребенка формируется представление о семье, о дружбе, труде, взаимоотношениях мужчины и женщины и происходит становление общего образа мира. Но часто, родители ориентируются на неправильные установки, занимают деструктивные позиции в воспитании ребенка, которые могут в дальнейшем неблагоприятно отразиться на самих отношениях родителей и детей, на характере взаимодействия ребенка с окружающим миром, с окружающими, ровесниками, учителями и на личности ребенка в целом.

Таким образом, аспект детско-родительских отношений может регулироваться разными шкалами, в основе которых могут быть рассмотрены степень требований-запретов или требований-обязанностей, строгость наказаний, характер взысканий и пр. В младшем подростковом возрасте, когда акцентуации характера проявляются особенно ярко, факторы детско-родительских взаимоотношений могут сделать так называемое слабое место, относящее к соответствующей акцентуации наиболее уязвимым, что спровоцирует риск социальной дезадаптации подростка. Сохранение комфортных взаимоотношений родителей и ребенка будет способствовать профилактике усиления акцентуированного поведения и, как следствие, психических отклонений и расстройств.

Литература

  1. Борисенко К.О., Гайворонская Е.Б. Особенности суицидов у подростков в современном мире. // Молодежный инновационный вестник. ‒ 2018. ‒ Т. 7. ‒ № 1. ‒ С. 178.
  2. Гусова А.Д., Габуева Д.Г. Профилактика суицида подростков и юношей. // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. ‒ 2018. ‒ № 1. ‒ С. 66-70.
  3. Егоров Р.Н., Шаповаленко И.В. Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. ‒ 2017. ‒ Том 6. ‒ № 2. ‒ С. 54-62.
  4. Игнатьева Н.А., Мельникова И.Е. Детско-родительские отношения с точки зрения подростков. // Семья и ребёнок: проблемы возрастного развития: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. ‒ 2016. ‒ С. 44-49.
  5. Симонян М.В., Кочетова Ю.А. Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков. // Молодой ученый. ‒ 2018. ‒ №19. ‒ С. 383-386.

Об авторе

Абдурахманова Зубари Жабраиловна – студентка 3 курса направления подготовки 37.04.01 – Психология, профиль «Психология консультирования» Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель Майборода Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

 

Ссылка для цитирования

Абдурахманова З.Ж.  Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование риска суицидального поведения подростка. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).