Соловьева О.В., Кравченко П.А. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
УДК 159.922
Аннотация. В статье раскрываются основные психологические аспекты коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Представлены психические особенности детей с ОНР; описаны этапы, организация и краткое содержание психокоррекционной работы с дошкольниками с ОНР.
Ключевые слова: психологические аспекты, коррекционно-педагогическая работа, дети с ОНР, речевые и неречевые процессы.
В настоящее время является общепризнанным тот факт, что успешность обучения детей в школе во многом зависит не только от уровня овладения ими чтением и письмом, но и от психологической зрелости ребенка. Это обусловлено усложнением и насыщением разнообразным материалом программ школьного обучения, которые требует повышенного внимания и концентрации, а, следовательно, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Поэтому для полноценной адаптации и готовности к образовательному процессу важно формирование, развитие и предупреждение нарушений этих навыков и процессов в дошкольном возрасте.
Научные работы ведущих ученых в области логопедии и педагогики, таких как Р.Е. Левиной, Н.В. Нищевой, Л. Ф. Спировой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной подтверждают, что у детей с общим недоразвитием речи есть свои особенности формирования речевых и неречевых процессов, следовательно, они имеют неоспоримую предрасположенность к нарушениям чтения и письма, осложненную недоразвитием некоторых психических компонентов [3]. Из этого следует, что одной из важных задач специального образования в работе с детьми дошкольного возраста является коррекционно-педагогическая работа по профилактике нарушения чтения и письма, обязательно включающая психологические аспекты.
К психическим особенностям детей с ОНР относят следующие компоненты: особенности познавательной сферы, особенности эмоциональной сферы, особенности личности, особенности межличностных отношений детей с ОНР, особенности понимания и продуцирования речи [1].
Изучение особенностей познавательной сферы представлено в трудах таких известных логопедов и педагогов, как А.П. Воронова, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова Л.С. Цветкова, С.Н. Шаховская. Ими было выявлено, что у детей с ОНР имеется недоразвитие слухового и зрительного восприятия, буквенного гнозиса, т.е. детям трудно дифференцировать звуки речи и анализировать ритмические структуры; классифицировать предметы по величине, цвету и форме; узнавать букву в условиях искажения и заштриховки [4]. Также отмечается быстрая истощаемость внимания: страдает устойчивость и темп, низкий уровень концентрации и продуктивности работы. Следствием неустойчивости внимания является снижение возможности и продуктивности запоминания вербального материала, дети забывают сложные инструкции и последовательность выполнения задания, тем самым, страдает память [2].
Клинические данные показывают, что дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, а их воображение отличается стереотипностью [3].
В целом у детей с ОНР имеются вторичные нарушения эмоционально сферы. Для них характерна повышенная нервозность, ранимость, суетливость, двигательное беспокойство, также возможны агрессивность и повышенная конфликтность. Такие дети затрудняются в опознавании собственный и чужих эмоций, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности коммуникативно-речевых навыков [2]. Как отмечают Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина, самооценка детей с ОНР в большей степени зависит от отношения к ним взрослых, преимущественно это дети с низкой самооценкой, но встречается также завышенная форма [1].
Нарушения речи у детей (в случае с ОНР это недоразвитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речи) отрицательно сказывается на их общении с окружающими людьми: проявляется отсутствие монологической и диалогической речи, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации коммуникации, негативизм [2]. В целом ОНР влияет на социализацию ребенка, обусловливая ее низкую эффективность [4].
Все перечисленные психические и речевые особенности детей с ОНР продуцируют высокую предрасположенность к нарушениям при обучении грамоте в будущем. Следовательно, коррекционно-педагогическую работу по предупреждению нарушений чтений и письма у детей с ОНР необходимо выстраивать с учетом обязательного включения психологических аспектов в процесс развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речи [2].
Психологический аспект коррекционной работы должен содержать три этапа [1]:
- Ориентировочный – создание атмосферы безопасности и положительно настроя;
- Реконструктивный – формирование соответствующих форм поведения, умений и навыков;
- Закрепляющий – закрепление новых форм поведения, умений и навыков.
Реконструктивный этап психокоррекции детей с ОНР ведется в следующих направлениях [1]:
- Развитие сенсорного восприятия;
- Развитие мнестической деятельности;
- Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- Формирование воображения;
- Развитие внимания;
- Формирование адекватной самооценки и возрастных форм общения
Организация психокоррекционной работы в области развития перечисленных направлений предполагает прохождение отдельных этапов и решение конкретных задач. Последовательность данной работы соответствует нормальному онтогенезу, но заключается в более длительном прохождении каждого этапа, в учете психологических особенностей, во взаимодействии специалистов, осуществляющих коррекционную работу с ребенком.
Данная программа действий ведется параллельно с предупреждением нарушений чтения и письма, так как психологическая готовность ребенка важная составляющая дальнейшего обучения детей грамоте [5].
В качестве приемов психокоррекционной работы рекомендуется использование игровой психокоррекции. Например, психогимнастика, арт-терапия и музыкотерапия, сказкотерапия, поведенчиская и песочная терапии [3].
Весь наглядный материал, используемый на занятиях должен быть красочным, интересным и актуальным для детей, соответствовать их уровню и пройденному материалу. Также необходимо мотивировать и хвалить детей в процессе работы, объяснять значимость чтения и письма в дальнейшей жизни.
Таким образом, детям с ОНР для эффективного и успешного овладения навыками чтения и письма необходима своевременная диагностика речевых и психических процессов, а в дальнейшем правильно подобранные методы и приемы психологического аспекта коррекционной работы, а именно: развитие сенсорного восприятия, мнестической деятельности, наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование воображения, развитие внимания, формирование адекватной самооценки и возрастных форм общения.
Литература
- Денисова О.А. Детская логопсихология. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2016. – 288 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
- Соловьева О.В., Климова Ю.А. Психологические факторы, обусловливающие социализацию младших школьников с нарушением речи. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru
- Шерфединова Л.И. Коррекционная логопедическая работа по предупреждению и исправлению нарушений чтения и письма у детей в подготовительной группе с ОНР // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки. – 2017. – №9. – С. 63-66.
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Кравченко Полина Александровна – магистрант направления подготовки 44.04.03 – специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Соловьева О.В. Психологические аспекты коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).