Смарышева В.А., Картузова Я.Ю. (г. Санкт-Петербург)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
УДК 159.923
Аннотация. Статья содержит описание результатов исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и представлений о семейной жизни у подростков. Было проведено эмпирическое исследование средних и старших подростков в возрасте от 13 до 18 лет. В качестве методов были использованы теоретический (анализ литературы), эмпирический (тестирование) методы, а также метод математической статистики (r коэффициент ранговой корреляции Спирмена). В качестве методик были выбраны «Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье» (автор Т. Шрайбер), «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (автор Е. Шафер), анкета-опросник «Отношение молодёжи к семейной жизни» (авторы Д.А. Донцов, И.Н. Орлова). Выявлены различия в детско-родительских отношениях и представлениях о своей будущей семье у подростков которые желают и не желают создать семью. Неудовлетворенность жизнью в собственной семье и отрицательные представления о браке связаны с воспитательной родительской позицией. В ходе собственного эмпирического исследования выявлено, что подростки, у которых высокий коэффициент удовлетворенности жизнью в родительской семье, имеют более позитивный образ своей будущей семьи.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, подростковый возраст, подростки.
Введение
Семья, как социальный институт переживает период сильных изменений. Молодое поколение, особенно живущее в развитых индустриальных городах, больше стремится к снижению числа браков, малодетности или вовсе бездетности, и создает для себя новые приоритеты и ценности [1]. Детско-родительские отношения являются основой развития личности ребенка. Проблемой этих отношений занимались Э. Фромм, Ф. Дольто, К. Хорни, Б. Скиннер, А. Бандура и др. [2, 6, 7, 8]. Благополучие ребенка, правильное развитие его личности становятся результатом сложившихся отношений между родителями и детьми.
Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждала, что родители подавляют ребенка и стремятся к тому, чтобы ребенок вел себя так, как им хочется, что зачастую отнимает детскую изобретательность, отвагу и поэтичность юности, как фермент обновления общества [3]. По ее мнению общение с детьми – это самое важное проявление заботы. Родители должны уважать ребенка и его желания, при общении с ним не оглуплять, а также не обсуждать в его присутствии. Это должно научить ребенка уважать родителей и помочь гармоничному становлению его личности.
По мнению И.В. Дубровиной в семье происходит процесс социализации ребенка, усвоение им образцов поведения, знаний, навыков, необходимых для жизни в обществе [4]. Представитель гуманистического подхода в психологии К. Роджерс также изучал вопрос детско-родительских отношений. Его модель семейного воспитания заключалась в проявлении искренних чувств и безусловном принятии чувств членов своей семьи, как позитивных, так и негативных. Для развития гармоничной личности ребенка не должно быть противоречия между Я-идеальным и Я-реальным, то есть представлением о том, как тебя любят и реальным уровнем любви [5].
Это исследование позволит выяснить важные аспекты переосмысления ориентиров развития семьи у молодежи. Узнать влияние родителей на будущее представление их детей о семье и ее ценностях. Разработать методологический аппарат для работы с педагогами, родителями и молодым поколением.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели, было проведено эмпирическое исследование средних и старших подростков, на базе Интернета в возрасте от 13 до 18 лет. В качестве методов были использованы теоретический (анализ литературы), эмпирический (тестирование) методы, а также метод математической статистики (r коэффициент ранговой корреляции Спирмена). В качестве методик были выбраны «Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье» (автор Т. Шрайбер), «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (автор Е. Шафер), анкета-опросник «Отношение молодёжи к семейной жизни» (авторы Д.А. Донцов, И.Н. Орлова).
Результаты
В исследовании участвовало 30 подростков старших и средних классов. Согласно полученным данным было произведено деление на группы: желающие создать семью (17 человек), пока что не задумывающиеся и не желающие (13 человек).
Результаты корреляционного анализа связи детско-родительских отношений и представлений о семейной жизни у подростков желающих создать семью.
Согласно данным, получена значимая положительная связь на уровне p<0,05 между удовлетворенностью жизнью в своей семье и шкалой позитивного интереса. Высокие оценки по фактору POS могут говорить о том, что подросток чувствует принятие родителем своей личности, хоть иногда и излишнюю опеку. Родители таких детей проявляют заботу, понимание, не прибегают к грубой силе в воспитании.
Также, выявлена положительная корреляция на уровне p<0,01 между фактором AUT и ответами на вопрос «Считаете ли Вы себя готовым(ой) к семейной жизни?». Высокие баллы по шкале автономности могут проявляться в формальном отношении к воспитанию, излишней сухости в общении, стремлении к покровительству и власти. Это отражается на уверенности в собственных силах.
Исходя из данных, получена отрицательная корреляция на уровне p<0,05 между фактором AUT и вопросом анкеты «Какой брак, на Ваш взгляд, наиболее устойчивый?». Больший процент опрошенных отметили ответ «по любви». Исходя из этого, чем меньше родитель проявляет власть и сухость в общении, тем большее значение подросток придает любви, а не расчету в отношениях.
Кроме того, с этим вопросом на высоком уровне p<0,05 отрицательно коррелирует такой параметр, как HOS. Чем больше родитель проявляет излишнюю агрессивность, не принимает своего ребенка как личность, тем меньшее значение подросток придает любви.
Выявлена положительная корреляция с уровнем значимости p<0,05 между вопросами анкеты «Хотели бы Вы иметь в своей семье детей?» и «Готовы ли Вы отказаться от больших заработков ради того, чтобы больше проводить времени с семьей?». Подростки, которые готовы отказаться от заработков ради семьи, чаще выражают желание иметь в своей семье детей.
Также, такие вопросы как «Как Вы полагаете, какой брак более надежный (длительный)…» и «Является ли для Вас сексуальное удовлетворение однозначно необходимым условием брака?» связаны положительной корреляционной связью с уровнем значимости p<0,01. Испытуемые, которые выбирали зарегистрированный брак, отмечали, что для них сексуальное удовлетворение имеет большое значение.
Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязей детско-родительских отношений и представлений о семейной жизни в Группе 1.
Результаты корреляционного анализа связи детско-родительских отношений и представлений о семейной жизни у подростков не желающих создать семью.
Согласно полученным данным, шкала DIR и вопрос «При вступлении в брак имеет ли для Вас важное значение следующее...» связаны отрицательной корреляцией со значимостью p<0,05. Родители с высоким показателем директивности часто навязывают ребенку чувство вины, не видят в нем личность, и не дают ему самому брать ответственность за свои поступки. Подростки, с высокими баллами по этой шкале чаще указывали важными при выборе партнера образование/культуру будущего мужа/жены и отношение своих родителей к браку, так как очень зависят от их мнения.
Исходя из данных, шкала POZ и AUT положительно коррелируют между собой со значимостью p<0,01. Высокие данные по шкале позитивного интереса и одновременно по фактору автономности могут говорить о том, что в воспитании присутствует доля безразличия.
Согласно полученным данным, вопрос «Считаете ли Вы себя готовым(ой) к семейной жизни?» и шкала AUT отрицательно связаны со значимостью p<0,05. Подростки, считающие себя не готовыми к браку, показывают большие баллы по шкале автономности.
Кроме этого, шкала AUT и вопрос «Готовы ли Вы отказаться от больших заработков ради того, чтобы больше проводить времени с семьёй?» отрицательно связаны со значимостью p<0,05. Большие оценки по этому фактору получили те подростки, которые не готовы отказаться от карьеры.
Шкала HOS и вопрос «Какой возраст Вы считаете наиболее подходящим для создания семьи?» отрицательно коррелируют со значимостью p<0,05. Фактор агрессивность указывает на то, что в воспитании присутствует излишняя власть и диктатура. Чем старше возраст для создания брака указывали подростки, тем меньше у них показатели по фактору агрессивности.
Рис. 2. Корреляционная плеяда взаимосвязей детско-родительских отношений и представлений о семейной жизни в Группе 2.
Результаты анализа взаимосвязи детско-родительских взаимоотношений и представлений о семейной жизни показали, что группа подростков, которые хотят создать семью, больше определились со своей жизнью. Они считают себя готовыми к созданию своей семьи, и выбирают для этого более ранний возраст.
Группа подростков, которые не хотят семью, не считают себя готовыми к ее созданию и выбирают более поздний возраст для ее создания. Кроме того, они меньше хотят завести в своей семье детей и в большем количестве отдают предпочтение браку по расчёту, чем испытуемые из группы 1.
Таким образом, результаты теоретического исследования показали, что детско-родительские отношения влияют на многие аспекты жизни подростка. Так как это кризисный период, то недостаточная родительская поддержка, заинтересованность и понимание могут привести к дисгармоничному развитию личности ребенка.
В ходе собственного эмпирического исследования выявлено, что подростки, у которых высокий коэффициент удовлетворенности жизнью в родительской семье, имеют более позитивный образ своей будущей семьи. Также выявлено, что представления о семейной жизни зависят от позитивной или негативной родительской воспитательной позиции. Подростки, родители которых проявляют терпимость по отношению к ним, уважают их личность и самостоятельность, намного позитивнее настроены в отношении брака.
Заключение
Работа была посвящена изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и представлений о семейной жизни у подростков, которые хотят и не хотят создать семью. Важным аспектом в проблемах воспитания является просвещенность родителей о развитии психики их ребенка, особенностях этого возраста.
На основе результатов были разработаны практические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений и формировании образа брака у подростков. Полученные результаты могут быть использованы в работе семейных психологов по повышению удовлетворенности подростков жизнью в своей семье и их взаимоотношений с родителями и оздоровлению межличностных внутрисемейных отношений.
Литература
- Алфеева Е.В., Селиванова М.В. Изучение представлений о советской и современной семье // Вестник Курганского государственного университета. – 2010. – №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-predstavleniy-o-sovetskoy-i-sovremennoy-semie (дата обращения: 07.06.2020).
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 2014.
- Дольто Ф. На стороне подростка // Рама Паблишинг, 2016. – 350 с.
- Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. – СПб.: Нестор-История, 2012.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 2018.
- Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Независимая фирма «Класс», 2012. – 272 с.
- Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2010. – 220 с
- Хорни К. Психология женщины. – СПБ: Питер, 2019. – 240 с.
Смарышева Виктория Алексеевна – кандидат психологических наук, проректор по учебной работе ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург
e-mail:
Картузова Яна Юрьевна – студентка 4 курса Института прикладного психоанализа и психологии; университет при МПА ЕврАзЭС г. Санкт-Петербург
e-mail:
Смарышева В.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальных представлений о семейной жизни у подростков. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).