Соловьева О.В., Арутюнян Л.В. (Ставрополь)
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
УДК 159.923
Аннотация. Авторы анализируют сущность и особенности волонтерской деятельности. Большое внимание уделяется развитию социальной активности подростков в условиях волонтерской деятельности. Дано авторское определение волонтерской деятельности, а также описание основных преимуществ волонтерства в развитии социальной активности подростков. Подчеркивается важность подросткового возраста в контексте развития социальной активности ввиду его интереса к самопознанию и саморазвитию, поиска способов самореализации, осознания значимости прогнозирования и планирования жизненного пути.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, социальная активность, подростковый возраст, самопознание, саморазвитие.
В условиях трансформации системы социальных отношений, характерной для современного российского общества актуализируется необходимость пересмотра приоритетов социального воспитания подрастающего поколения, акцент в котором должен быть смещен на развитие социальной активности. Это обусловлено следующими взаимосвязанными тенденциями:
- усилением интенсивности и непредсказуемости социальных изменений, затрагивающих все стороны социального пространства и требующих готовности представителей подрастающего поколения к адаптации в сложившихся условиях, залогом эффективности которой и является высокий уровень социальной активности;
- изменением жизненных стратегий подростков, среди которых все более явно проявляется снижение социальной активности, недостаточный уровень сформированности самостоятельности, ответственности и гражданской позиции.
Таким образом, наблюдается явное противоречие между значимостью социальной активности для эффективной адаптации подростков в динамично меняющемся обществе, и недостаточным уровнем ее развития в рамках существующей системы социального воспитания. Требуются принципиально новые подходы и технологии развития социальной активности подрастающего поколения, и наш взгляд, здесь большим потенциалом обладает волонтерская деятельность. Однако прежде чем перейти к анализу возможностей волонтерской деятельности в развитии социальной активности подростков, остановимся на раскрытии сущности самого понятия «социальная активность» и его специфики применительно к подростковому возрасту.
К пониманию сущности данного понятия мы пришли, опираясь на современные исследования в области психологии и педагогики, рассматривающие различные аспекты интересующей нас проблематики. Среди них можно выделить работы, посвященные: систематизации основных подходов к определению термина «социальная активность» И.Ф. Бережная, А.О. Зыкова (2012), М.Д. Лебедев (2011); особенностям социальной активности подростков Д.В. Адамчук (2015), Л.К. Иванова, И.В. Колесов (2014); теоретическим и практическим основам развития социальной активности подростков И.В. Колесов (2017), Н.А. Соколова (2014), С.С. Трофимова (2016) и др.
Из всей совокупности существующих подходов мы ориентируемся на «личностно-средовой», в рамках которого социальную активность подростков можно понимать, как доминирующую стратегию социального поведения, базирующуюся на осознанном принятии общественно одобряемых ценностей и норм, освоении соответствующих возрасту социальных ролей, понимании значимости личного вклада каждого человека в достижение общественного благосостояния, что в целом обеспечивает продуктивность адаптации к современному социуму и качественное преобразование как личности так и социальной среды [3].
Важно отметить, что подростковый возраст чрезвычайно важен в контексте развития социальной активности, поскольку ему свойственны рост интереса к самопознанию и саморазвитию, поиск способов самореализации, осознание значимости прогнозирования и планирования жизненного пути. При этом его влияние может носить как позитивный, так и негативный характер. К позитивным моментам можно отнести: появление устойчивой потребности в освоении социального пространства; проявление самостоятельности и желания занять свое место в системе социальных отношений; попытки объективно оценить свой социальный и личностный потенциал; повышение способности к самоконтролю. Негативно на развитии социальной активности сказываются эмоциональная нестабильность; необоснованная критичность по отношению к более старшему поколению, отдельным аспектам социальной жизни; неустойчивость системы ценностных ориентаций; повышенная восприимчивость к мнению сверстников и т.п. С учетом рассмотренной специфики социальной активности подростков важно определить такие средства ее развития, которые будут способны эффективно реализовать потенциал позитивных новообразований данного возрастного периода, и минимизировать его негативные проявления. По нашему мнению, этим критериям в наибольшей степени соответствует волонтерская деятельность.
Отметим, что при теоретическом обосновании значимости волонтерской деятельности в развитии социальной активности подростков мы обратились к трудам Н.В. Быстровой (2018), М.И. Васильковской и В.Д. Пономарева (2018), Т.В. Дьячковой и Н.В. Зарниченко (2018), Е.В. Коваленко (2014), Л. С. Мкртумян (2015) и др.
Опираясь на указанные исследования, мы предлагаем с позиции социального воспитания под волонтерской деятельностью понимать целенаправленную и систематическую деятельность, имеющую общественно полезную направленность и создающую благоприятные условия для развития личностного и социального потенциала подростков, приобретения опыта конструктивного взаимодействия с социумом.
Принимая во внимание концептуальные положения, выдвинутые Н.В. Быстровой [1, с. 75] в качестве основных преимуществ волонтерской деятельности в развитии социальной активности подростков можно выделить:
- предоставление возможности принять роль «творца» социальной реальности, внести посильный вклад в социальное развитие, увидеть реальный эффект предпринимаемых действий;
- осуществление совместной деятельности в кругу людей, разделяющих общие интересы и ценности, перспектива приобретения новых социальных контактов, интеграции в референтное сообщество;
- наличие определенной доли привлекательности для представителей подрастающего поколения, вследствие популярности волонтерства в мировом сообществе и принятия мер по пропаганде волонтерских движений в отечественной практике;
- добровольный характер участия и выбора траектории самореализации в волонтерской деятельности, что позволяет удовлетворить потребность подростков в самостоятельности, признании их «взрослости» и социальной значимости;
- осознаваемая подростками эффективность волонтерской деятельности в развитии целого ряда востребованных в современном социуме личностных качеств и компетенций.
Наиболее полно возможности волонтерской деятельности в развитии социальной активности подрастающего поколения раскрываются через ее воспитательные функции, к которым согласно исследованиям М.И. Васильковской и В.Д. Пономарева [2, с.147-148] следует относить:
– приращение социального опыта, формирование личностного отношения к участию в общественно-значимой деятельности, конкретизация видения собственной роли в достижении общественного благосостояния, качественном преобразовании социума;
- формирование чувства принадлежности к сообществу по интересам, расширение сферы общения, позволяющей освоить конструктивные образцы и стратегии социального поведения, приобрести необходимые для эффективной социальной адаптации коммуникативные навыки и способности, преодолеть возрастные коммуникативные барьеры;
- расширение границ понимания индивидуальных возможностей, развитие уверенности в собственных силах, коррекция самооценки, оценки себя как субъекта социальных отношений, формирование субъектной позиции;
- создание условий для творческой самореализации, развития личностных ресурсов социальной успешности, формирования устойчивой ориентации на самостоятельность и активность в личностном развитии;
- закрепление системы ценностей, установок и мотивов, лежащих в основе социальной активности, ответственного отношения к прогнозированию и планированию жизненных перспектив;
- повышение уровня способностей к самоорганизации и самоконтролю, на основе осознанного выбора конструктивных моделей социального поведения и деятельности.
Подводя итоги анализа волонтерской деятельности в контексте развития социальной активности подростков, отметим, что, не смотря на ее очевидные преимущества, она еще не нашла должного распространения в отечественной практике и не стала постоянным элементом существующей системы социального воспитания. Волонтерская деятельность в подростковой среде носит разрозненный и эпизодический характер, не имеет необходимого психолого-педагогического обеспечения. Поэтому особую важность приобретает разработка и реализация комплекса мер по стимулированию волонтерской деятельности, ее психологическому сопровождению, которое позволит не только увеличить охват подростковой аудитории, но и повысит ее эффективность в плане развития социальной активности подрастающего поколения.
Литература
- Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // КНЖ. – 2018. – №1 (22). – С.73-76.
- Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Педагогика волонтерства в молодежной среде // Вестник МГУКИ. – 2018. – №4 (84). – С.142-151.
- Соловьева О.В., Арутюнян Л.В. Волонтерская деятельность как фактор развития социальной активности подростков. // Теоретические и практические аспекты формирования и развития «Новой науки»: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: OMEGA SCIENCE, 2021. – 230 с. – С. 194-197
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Арутюнян Лусине Врамовна – аспирантка направления подготовки 37.06.01 – Психология, профиль Педагогическая психология Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Соловьева О.В., Арутюнян Л.В. Волонтерская деятельность в контексте развития социальной активности подростков. [Электронный ресурс]// Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).