Левченко В.О. (г. Ставрополь)
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКОВ
УДК 159.923
Аннотация. В статье раскрывается актуальность темы совладания во взаимосвязи с личностной успешностью подростков. Дается краткое описание результатов экспериментального исследования, направленного на изучение этих феноменов и определения детерминированности успеха и успешности подростков определенными стратегиями совладания.
Ключевые слова: стратегии совладания, копинг-стратегии, защитные механизмы, личностная успешность, школьники подросткового возраста.
В современных социально-экономических условиях жизнь каждого человека изобилует сложными ситуациями, вынуждающими его преодолевать разного рода затруднения и препятствия или приспосабливаться к ним. Сложность, динамичность и противоречивость жизни ставят личность перед необходимостью поиска наиболее выгодных выходов из трудностей и конфликтов, а также всевозможных кризисов – от личностных до экономических. Проблема преодоления жизненных трудностей носит название совладающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психологии.
Понятие «совладающее поведение» происходит от английского «to cope» – совладать, преодолевать, справляться. Таким образом, совладание и копинг являются синонимичными понятиями. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Возникновение трудностей нельзя избежать, поскольку оно является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Оно пронизывает событийность повседневной жизни. В этой связи человеку необходимо постоянно использовать все возможные ресурсы для того, чтобы, преодолевая трудности оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно.
При преодолении сложных жизненных ситуаций человек использует большой арсенал активных (копинг-стратегии), а также пассивных (защитные механизмы) стратегий, все они представляют собой важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации. От индивидуального предпочтения способов разрешения неблагоприятных ситуаций зависит психологическое благополучие как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому изучение способов разрешения повседневных трудностей является актуальнейшей практической и научной проблемой. Эффективность совладания человека с жизненными задачами обеспечивает удовлетворенность собой, достигнутыми результатами, успешное освоение мира и гармоничное развитие личности.
Феноменология совладающего поведения и психологической защиты широко представлена в зарубежных теориях личности (Фрейд З., 1896; Фрейд А., 1936; Хорни К., 1945; Фромм Э., 1948 и др.), трансактного анализа (Берн Э., 1964), гуманистической психологии (Роджерс К., 1959; Коул К., 1995), социального научения (Роттер Дж., 1954; Эфран Д., 1963), учения об общем адаптационном синдроме (Селье Г., 1960), в когнитивно-феноменологической теории (Лазарус Р., 1966, 1980; Фолкман С., 1984) и др.
В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно. Тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., 1994; Дикая Л.Г., Махнач А.В., 1996; Нартова-Бочавер С.К., 1997; Муздыбаев К., 1998, 1999; Либина А.В., 1998-2008; Каменская В.Г., 1999; Крюкова Т.Л., 2002-2008; Малкина-Пых И.Г., 2003; Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В., 2003; Белорукова Н.О., 2005; Корытова Г.С., 2006, Берулава М.Н., Берулава Г.А., 2008 и многие др.).
По мнению одного из ведущих отечественных специалистов в этой области Крюковой Т.Л. отличительной особенностью совладающего поведения является то, что это целенаправленное сознательное поведение, адекватное личностным особенностям и ситуациям. Оно выступает через осознанные стратегии действий, рассматривающиеся как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями (2008).
Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и ранний юношеский возраст (Грановская Р.М., Никольская И.М., 1999-2006; Сирота Н.А., Ялтноский В.М., 2003; Стрельцова И.П., 2003; Тумакова Е.Н., 2003; Попова Т.М., 2006; Сергиенко Е.А., 2007 и др.). Этот период в жизни человека считается самым сложным, кризисным и противоречивым. Подросток сталкивается с массой объективных и субъективных проблем, требующих разрешения. Остро выраженные гормональные трансформации, происходящие в этом возрасте, сказываются на поведении, внутренних состояниях, реакциях, настроении подростков и часто является основой его общей неуравновешенности, взрывчатости, возбужденности или апатии. Среди основных трудностей подростка выделяются снижение самооценки, повышенная чувствительность и раздражительность, физическое и душевное недомогание, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувства одиночества, чужеродности, непонятости, боязнь насмешек, гиперболизация недостатков внешности, повышенная тревога, беспокойство, неуверенность и др.
Подросток с целью преодоления дискомфортов, проблем и стрессов, наполняющих его жизнь, использует самые разные совладающие стратегии. Как и у взрослых, они проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности. Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей. Так, Лебединский В.В. (1985) указывает, что возрастной нормой для подростка двенадцати лет является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Вместе с тем, специалисты отмечают, что не столько эмоциональные, сколько проблемно-ориентированные, конструктивные способы совладания позволяют преодолевать различные школьные и жизненные трудности, обеспечивая успешность подростков.
Исходя из данных литературы, установлено, что уровень успешности человека детерминируется многими составляющими. В их числе представлены индивидуально-психологические особенности личности, развитие ее аффективно-волевой сферы, познавательных способностей, уровень развития самосознания, отношение к себе, уровень притязаний, мотивация достижения, интернальность локуса контроля, система ценностных ориентаций, коммуникативных навыков и др. Из этого следует, что успех является достаточно многофакторным образованием. Каждый из факторов вносит свой парциальный вклад в результат деятельности личности (Ксенчук Е.В., Киянова М.К., 1993; Ефремова О.И., 1999; Петрова Н.П., 2002; Петриевский В.Н., 2002; Вагин И.О., Рипинская П.С., 2004; Козлов Н.И., 2004; Маркелова Н.В., 2005 и др.).
Многие современные российские подростки воспринимают успех как ценность и имеют установку на успех. Однако в силу общей незрелости личности, которая находится в стадии своего активного развития и совершенствования, подросток на пути к успеху встречает самые разные препятствия, обусловленные несформированностью Я-концепции и личностно-эмоциональной нестабильностью. В этой связи, очевидно, что необходима помощь специалистов – педагогов, психологов, социальных работников, обеспечивающая профессиональную поддержку процесса становления целостной, гармоничной и успешной личности [1].
Исходя из литературного анализа психологических исследований нами выявлено, что особенности копинг-поведения, характерные для подростков позволяют прогнозировать общую социальную и личностную успешность / неуспешность школьников. Так, успешность подростков обеспечивают конструктивные способы совладания, которые позволяют овладеть трудной ситуацией, преодолеть существующее препятствие, и являются адекватными в отношении собственных возможностей. Они повышают положительный потенциал личности, способствуют формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, что ведет к личностному и социальному успеху. Неконструктивные совладания, не приводящие к реальному разрешению трудных ситуаций, влекут ситуативные неудачи и ведут к систематической неуспешности поведения и деятельности.
Поскольку личностное развитие и саморазвитие подростка находится в прогрессивной динамике, специалистами отмечается необходимость разработки и реализации профилактических программ, направленных на усвоение детьми и подростками адаптивных способов совладания, позволяющих быть сильнее, лучше, продуктивнее. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.
В подростковом возрасте наблюдается процесс активного становления копинг-поведения, имеющего помимо возрастных закономерностей и индивидуальные различия, позволяющие спрогнозировать общую социальную и личностную успешность / неуспешность школьников. В этой связи целесообразно расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы школьников, разрешающие взвешенно и адекватно анализировать, и оценивать ситуацию и на этой основе принимать разумные, грамотные способы ее решения. Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты – психологи.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению совладающего поведения человека, и в частности детей и подростков, подавляющее их большинство носит постановочный характер. Нами не обнаружено исследований, в которых был бы представлен конкретный психологический анализ стратегий совладающего поведения в сопоставлении с личностной успешностью / неуспешностью школьников. Данная проблема только обозначена, но не имеет эмпирической верификации.
Отсутствуют работы, в которых была бы показана система психологического сопровождения подростков, направленного на формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам подростков.
Все вышеописанное позволило сформулировать проблему исследования: каковы стратегии совладающего поведения, детерминирующие личностную успешность школьников подросткового возраста?
Цель исследования – изучение стратегий совладающего поведения успешных / неуспешных подростков и разработка системы психологического сопровождения, направленного на формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам школьников подросткового возраста.
Гипотезы исследования:
Личностная успешность подростков может быть детерминирована совладающими стратегиями, направленными на анализ и решение проблем, а также активный поиск социальной поддержки при осознании персональной ответственности за процесс и результат жизнедеятельности.
2. Формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам школьников подросткового возраста будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
при осуществлении своевременной диагностики успешности / неуспешности личности школьника посредством экспертного оценивания и выявления уровня самоэффективности, социальной компетентности и учебной мотивации подростка;
при оценке и психологическом анализе совладающих стратегий подростка, используемых при столкновении с трудностями;
при осуществлении системного психологического сопровождения, включающего работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом школы и предусматривающего психологическое просвещение по проблеме совладания, психологическое развитие посредством тренингов и индивидуальную консультативную помощь, направленные на решение возрастных проблем и трудностей субъектов образовательной системы.
Задачи исследования:
На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы изучить проблему совладающего поведения и стратегий совладания подростков.
Определить основные характеристики успешности в подростковом возрасте и влияние на нее различных стратегий совладания.
Изучить стратегии совладания у подростков 12-14 лет и выявить их взаимосвязь с успешностью / неуспешностью школьников.
Разработать модель системы психологического сопровождения подростков, направленного на формирование продуктивного копинга.
Апробировать и оценить эффективность программы, обеспечивающей адекватность совладающих стратегий личностным успехам школьников подросткового возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой теме; психодиагностический (тестирование, опрос); констатирующий и формирующий эксперимент; метод экспертной оценки; методы математико-статистической обработки, включая корреляционный анализ. В исследовании применялись следующие методики: Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер); Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций»; Опросник способов совладания (Методика WCQ Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптация Крюковой Т.Л. и Куфтяк Е.В.); Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях (Фетискин Н.П. и др.); Шкала самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем); Шкала социальной компетентности (Прихожан А.М.); Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергер, А.Д. Андреева, А.М. Прихожан).
В результате проведенного научного исследования определены стратегии совладающего поведения, детерминирующие личностную успешность школьников 12-14 лет. Представлены ключевые критерии оценки личностной успешности / неуспешности подростков. Установлены основные отличия успешных подростков от неуспешных в зависимости от репертуара совладающих стратегий и инвариантности разрешения жизненных трудностей [2].
Показано взаимовлияние самоэффективности, социальной компетентности и продуктивных способов совладания. Выявлена обратно пропорциональная зависимость между стратегиями, ориентированными на избегание, отвлечение, эмоциональное реагирование, агрессивный отклик на ситуацию и личностной успешностью подростков.
В ходе формирующего эксперимента была разработана модель системы психологического сопровождения и предложена программа, направленные на формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам школьников подросткового возраста. В процессе просветительской и тренинговой работы подростки усваивали адаптивные способы совладания, которые обеспечивают их адекватность личностному успеху.
Основные научные результаты, полученные в данном исследовании сформулированы в виде следующих положений [3].
Личностная успешность школьников 12-14 лет детерминирована совладающими стратегиями, направленными на анализ и решение проблем, активный поиск социальной поддержки и осознание персональной ответственности за процесс и результат жизнедеятельности. То есть успешность подростков обеспечивают проблемно-ориентированные, конструктивные способы совладания, которые позволяют посредством овладения трудной ситуацией повысить положительный потенциал личности, проявляющийся в конкретных достижениях.
Основное отличие успешных подростков от неуспешных наблюдается в характере репертуара совладающих стратегий и в инвариантности разрешения жизненных трудностей. А именно, в расширении индивидуального спектра копиг-стратегий и их адекватного использования в каждой конкретной ситуации, что приводит к положительным результатам деятельности.
Поскольку в подростковом возрасте наблюдается процесс активного становления копинг-поведения, ведущего либо к успешности, либо неуспешности подростка и личностное развитие находится в прогрессивной динамике, необходимо предприимчивое участие специалистов помогающих профессий, обеспечивающее психологическую поддержку и помощь, направленные на усвоение подростками адаптивных способов совладания, позволяющих укрепить свой жизненный потенциал для достижения личностной успешности и психологического благополучия.
Условиями эффективного формирования продуктивного копинга, способствующего личностным успехам подростка являются: своевременная диагностика успешности / неуспешности личности школьника посредством экспертного оценивания и выявления уровня самоэффективности, социальной компетентности и учебной мотивации подростка; оценка и анализ его совладающих стратегий и осуществление системного психологического сопровождения, включающего работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом школы. Система сопровождения предусматривает психологическое просвещение по проблеме совладания, психологическое развитие, посредством тренингов и индивидуальную консультативную помощь, направленные на решение возрастных проблем и трудностей субъектов образовательного процесса и на обеспечение психологического благополучия подростков.
Проведенное исследование, а главное ценность его результатов для специалистов помогающих профессий, подчеркивает необходимость дальнейшей работы, направленной на совершенствование профессиональной психологической поддержки и помощи подрастающему поколению в выработке максимально адаптивных и конструктивных совладаний, обеспечивающих личностную успешность подростков и юношей.
Литература
- Левченко В.О. Влияние стратегий совладания на личностную успешность подростков // Вестник Ставропольского государственного университета. – – №61. – С. 187-192.
- Левченко В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: дисс. …канд. психол. наук. – Сочи: Институт образовательных технологий, 2010. – 210 с.
- Соловьева О.В., Левченко В.О. Стратегии совладания и личностная успешность подростков. Монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2010. – 188 с.
Левченко Вероника Олеговна – кандидат психологических наук, клинический психолог, клиника пограничных состояний, Ставропольский государственный медицинский университет.
e-mail:
Левченко В.О. Стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).