ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Юнгман И.В. (г. Ессентуки)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье дано теоретическое обоснование особенностей развития отношения студентов педагогического вуза к выбранной профессии. Представлена характеристика выявленных видов отношений к профессии, обеспечивающих развитие инновационного потенциала будущего педагога.

Ключевые слова: инновационная деятельность, студенты педагогического вуза, отношение к инновационной деятельности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Кардинальные перемены в образовании изменили представления о сущности и целях педагогической деятельности. Сегодня преобразуются функции педагога, который воспринимается обществом не только как транслятор знаний, но и как новатор, проектировщик новых педагогических условий для развития личности. Деятельность современного педагога направлена на реализацию методологии компетентностного подхода. Это обеспечивает участие учителя в формировании компетенций у человека будущего, которому предстоит жить и работать в информационном обществе.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки учителя к инновационной деятельности. Социальная потребность в педагогах-новаторах, ориентированных на развитие человеческих ресурсов, стимулирует и актуализирует психолого-педагогические исследования в области педагогического образования и разработки программ психологического сопровождения подготовки компетентных молодых специалистов, способных к обновлению содержания и технологий образования.

В педагогической психологии накоплен обширный банк исследований, посвященных совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя. Основные направления подготовки педагога представлены в трудах А.Г. Асмолова, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.В. Лидак, А.К. Марковой, А.А. Реана, Л.А, Регуш, А.И. Щербакова и др.

Большинство исследователей отмечает, что качество инновационной подготовки будущих педагогов во многом зависит от сформированности позитивного отношения студентов к будущей профессии. Отношение к профессии определяется тем, как оно наполняет личностным и профессиональным смыслом содержание учебной деятельности студентов, как определяет уровень учебной мотивации в овладении педагогической профессией.

При несомненной важности существующих исследований, проблема формирования положительного отношения к профессии и мотивационной готовности к инновационной педагогической деятельности у будущих педагогов остается открытой для научного поиска. В частности, не получила достаточного осмысления проблема целостной психолого-педагогической поддержки формирования позитивного отношения будущего специалиста к педагогической профессии, недостаточно изучен вопрос о психологическом сопровождении целенаправленного формирования творческого отношения к педагогической профессии на всех этапах подготовки студентов в вузе. В связи с этим, задача данной статьи направлена на теоретическое обоснование особенностей развития отношений студентов педагогического вуза к выбранной профессии и выявления предпосылок психологического сопровождения развития позитивного отношения к педагогической профессии в образовательном пространстве вуза.

Для решения намеченной исследовательской задачи был использован сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, проанализированы труды отечественных ученых, посвященные проблемам профессионального развития студентов и специфическим особенностям освоения педагогической профессии на разных этапах обучения в вузе. Это позволит в дальнейшем обратиться к обоснованию психологических условий профессионализации и профессиональной социализации будущих педагогов-новаторов.

В отечественной педагогической психологии профессиональная деятельность педагога рассматривается в виде многомерного явления, направленного на решение дидактических, воспитательных и образовательных задач. В работах отечественных психологов отмечено, что необходимым условием личностно и профессионального развития будущего педагога является целенаправленное влияние на мотивационную сферу студентов, формирование у них профессиональных установок и позитивного отношения к педагогической профессии. Именно отношение является значимой предпосылкой успешности профессиональной деятельности будущего педагога и способствует конструктивному решению вопросов профессионального образования студентов. Оно снижает вероятность неудовлетворения карьерой и возникновения в будущем профессиональных деформаций личности молодого специалиста.

Идея формирования позитивных отношений к профессии основана на теории отношений, сложившейся в отечественной психологической науке благодаря исследованиям В.Н. Мясищева. Он отмечал, что отношение является теоретическим конструктом описания человеческого поведения и деятельности. К ведущим базовым признакам отношений Мясищев относил избирательность деятельности субъекта. Он полагал, что именно она задает установку на выбор определенной стратегии поведения и выбор дальнейшей деятельности [1].

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский предложили собственное толкование понятия «отношение», рассматривая их как взаиморасположение объектов, предметов и их свойств [2, с. 258]. Отношение является психологическим феноменом, аккумулирующим в себе представления личности о конкретном объекте, способе его преобразования и использования. Главным составляющим компонентом в структуре отношений является эмоциональный отклик субъекта на тот или иной объект. Наиболее важной характеристикой отношений является реализация эмоциональной и мотивационной сферы субъекта деятельности. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, соглашаясь с идеями В.Н. Мясищева, отмечали, что отношения во многом зависят от системы ценностных ориентаций личности и задают развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Диалектика формирования и реализации отношений состоит в том, что отношения подвижны, они постоянно трансформируются и зачастую становятся устойчивыми качествами личности. В.Н. Мясищев отмечал, что если объект отношения соответствует ценностям личности, отвечает ее потребностям и запросам, то к нему формируется положительное отношение. Устойчивые отношения позволяют личности отстаивать свои позиции в различных жизненных ситуациях, противостоять неблагоприятным ситуациям путем мобилизации внутренних ресурсов.

Идеи В.Н. Мясищева получили дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов, доказавших, что все виды отношений личности реализуются в мотивах, поступках, реакциях, действиях, общении, профессиональном выборе. Так в трудах К.К. Платонова была разработана «карта личности», согласно которой черты личности классифицируются по сферам отношений человека к людям, к труду, к природе, к предметному миру, к себе, к здоровью, к произведениям искусства и т.д. [3].

К.К. Платонов доказал, что отношения личности к различным явлениям социальной действительности рассматриваются с точки зрения их нравственной характеристики. Система отношений определяет, как положительные, так и отрицательные стороны профессиональной деятельности. Раннее формирование у студентов положительных отношений к профессии способствует развитию таких качества будущего специалиста как самоотверженность, ответственность, принципиальность, сознательность, трудолюбие. Современные исследователи полагают, что группу положительных качеств можно дополнить мотивационной направленностью к творчеству в профессии, к осуществлению инновационной деятельности. При отсутствии психологического сопровождения подготовки будущего специалиста формируются отрицательные отношения, выраженные нетерпимостью, лицемерием, халатностью, безответственностью и другими отрицательными качествами. В иерархии отношений нравственной вершиной системы отношений является уважительное отношение субъекта деятельности к людям, к себе, к выбору собственного жизненного пути и качеству профессиональной деятельности.

Нравственные критерии отношений личности нашли свое отражение в понятии «социальная зрелость отношений». Критериями зрелости отношений к будущей профессии является их инновационность, многомерность, широта и глубина. В структуру зрелых отношений личности студента к будущей профессии входит: осознанное отношение к жизни, продуктивное отношение к деятельности и профессии, нравственное и творческое отношение к самому себе в профессии [5]. Данные психологические конструкты коррелируют с высоким уровнем  морального самосознания будущих педагогов в условиях профессионального образования [4].

Обратимся к подробной характеристике выявленных видов отношений к профессии, обеспечивающих развитие инновационного потенциала будущего педагога. Анализ литературы позволил поставить на первое место осознанное отношение будущего педагога к выбранной профессии. Оно включает интерес студента к познанию основ профессионально-педагогической деятельности, к теоретическим и практическим вопросам образования, раскрывающим смысл профессиональной деятельности и представляющим обобщенный опыт педагогов-новаторов. Вместе с тем – это умение применять полученные знания в практике, видеть и реально оценивать проблему, проявлять активность в преодолении препятствий, использовать элементы творчества в разных видах профессионально-педагогической деятельности.

Второе по значимости место в структуре отношений занимает продуктивное отношение к выполнению профессиональных обязанностей. Продуктивное отношение к профессионально-педагогической деятельности состоит в желании молодого специалиста овладевать различными формами практической деятельности, осуществлять преобразования в работе с детьми, проявлять гибкость и пластичность в смене деятельности, осуществлять перенос способов действий в новую ситуацию.

Третье место в иерархии профессиональных отношений занимает зрелое профессиональное отношение, которое формируется в период обучения в вузе и развивается на протяжении всей жизни педагога. Оно выражается в интересе к педагогическому труду и потребности в нем, осознание его значимости, проявление профессиональной гордости, непрерывное профессиональное развитие и стремление к получению уникальных профессиональных результатов. Основы профессиональной зрелости будущих педагогов формируются в условиях производственной и преддипломной практики. Они сохраняются и развиваются благодаря наставникам и безупречной организации практической деятельности студентов в школах. Основы формирования зрелых отношений к профессии предполагают включение студента не только в сферу профессиональных отношений со школьниками, но и в систему социальных отношений с опытными педагогами, родителями, представителями общественных организаций. Это позволяет молодому специалисту обрести уверенность в себе, определить свое место в социальной сфере, научиться влиять на других, предвидеть последствия своих поступков, получать меру удовлетворенности собственной деятельностью и общением с другими людьми.

Зрелое отношение к профессиональной деятельности способствует развитию креативности у молодых специалистов, уверенности в правильности самоопределения, формирует творческий потенциал личности, способной к инновационной самореализации [6].

Резюмируя изложенное выше, можно сделать вывод о том, что развитие инновационной деятельности будущих педагогов в профессии зависит от развития мотивационных структур личности, в основе которых лежит комплекс отношений. Отношения субъектов профессионально-педагогического образования к выбранной профессии находятся в стадии активного развития. Они формируются в процессе обучения в вузе. В связи с этим задача вуза состоит в том, чтобы выявить предпосылки для становления устойчивых отношений личности будущего профессионала к выбранной профессии и своему карьерному росту. Этому процессу во многом будут способствовать инновационные установки личности, которые складываются в процессе обучения в вузе. Иерархия отношений и соответствующих им видов деятельностей является основанием для развития профессиональной сферы личности.

Опираясь на теорию отношений, получившей обоснование в трудах В.Н. Мясищева, можно констатировать, что она достаточно современна для решения задачи подготовки студенческой молодежи к профессионально-педагогической деятельности. Теория отношений сегодня широко используется для анализа психологических аспектов трудовой деятельности. Это позволяет сделать предварительные выводы о том, что процесс развития инновационных качеств личности будущего педагога должен опираться на совершенствование познавательных процессов, профессиональных компетенций, развитие комплекса позитивных отношений личности к труду, к профессии, к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. В рамках учебной деятельности студентов в педагогическом вузе комплекс отношений является основой для освоения всех этапов педагогического труда и профессиональной социализации будущего педагога-новатора.

Литература

  1. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. – Вопросы психологии. – №5. – С.142-154.
  2. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебное пособие. – М.: Высшая школа. – 1977. – 247 с.
  4. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Формирование морального самосознания будущих педагогов в условиях профессионального образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – № 4 (43). – С. 240-245.
  5. Юнгман И.В. Психологическая готовность будущих педагогов к инновационной деятельности в образовательной организации (научная статья) // Международная научно-практическая конференция «Актуальные достижения европейской науки – 2018». – София: «Бял ГРАД-БГ ОДД», 2018. – С. 71-74.
  6. Юнгман И.В., Лидак Л.В., Спиридонова И.Н. Психологические аспекты реализации инновационной деятельности в условиях образовательной среды вуза (научная статья) // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 3 (64). – С. 309-312

 

Об авторе

Юнгман Ирина Вячеславовна – старший преподаватель кафедры педагогической психологии и социальной работы филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Юнгман И.В. Особенности развития позитивного отношения к инновационной деятельности студентов педагогических вузов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен