ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Корлякова С.Г. (г. Ставрополь), Фролент Н.В. (Краснодарский край)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье описываются результаты экспериментального исследования по изучению процесса развития здоровьесберегающей компетентности педагогов. Раскрывается специфика здоровьесберегающей компетентности педагогов, способы работы с педагогами в пространстве общеобразовательной школы, психолого-педагогические условия развития компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Выявлено ключевое условие развития данной компетентности – сформированность всех компонентов структуры здоровьесберегающей компетентности на высоком уровне и наличие взаимосвязей между ее компонентами.

Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, педагоги, образовательное пространство, развитие.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.

Компетентность педагога в вопросах здоровьесбережения – важнейшая составляющая его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения психолого-медико-педагогических знаний и практических педагогических навыков в вопросах рациональной организации образовательного процесса, разработки и внедрения профилактических программ, здоровьесберегающих технологий.

Рассматривая изученность тематики здоровьесберегающей компетентности, можно выделить исследования И.А. Зимней [4], А.В. Хуторского [8] и др., которые определяли здоровьесберегающую компетентность педагога как одну из ключевых профессиональных компетентностей. Анализ научных источников показал, что в определении понятия «здоровьесберегающая компетентность» есть некоторые различия: ряд авторов признают ее как самостоятельный феномен (Н.П. Абасакалова, И.А. Зимняя, В.И. Пичугина), другие включают здоровьесберегающую компетентность в структуру педагогической компетентности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). Интересными представляются работы Н.П. Абаскаловой [1], Л.П. Атанасовой [2], Е.Г. Вержбицкая [3], Ф.Ф. Касымова [5], И.Ю. Кокаевой [6] и др., в которых представлены методические разработки по организации образовательного пространства как фактора сохранения и укрепления здоровья обучающихся и методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Анализ научной литературы показал, что теоретические знания и практические навыки педагогов в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся вырабатываются, закрепляются и  интегрируются в конкретных условиях профессиональной деятельности. В ходе педагогической деятельности возможно формирование всех компонентов здоровьесберегающей компетентности, поскольку непосредственная профессиональная деятельность педагогов представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем здоровьесбережения, имеющих место в системе образования.

Вместе с тем, несмотря на разработанность исследуемой темы, остается актуальным вопрос выявления психолого-педагогических условий формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов образовательного учреждения.

Целью исследования, проведенного в МБОУ СОШ №39, а также в аффилированных ДОУ х. Трудобеликовского Красноармейского района Краснодарского края, явилось теоретико-экспериментальное изучение психолого-педагогических условий развития здоровьесберегающей компетентности педагогов. В эксперименте приняло участие 40 педагогов.

Одной из гипотез исследования явилось предположение о том, что  развитие здоровьесберегающей компетентности (ЗСК) педагогов  может быть эффективным при условии сформированности сильных и устойчивых взаимосвязей когнитивно-ценностного, рефлексивно-деятельностного, мотивационно-личностного компонентов структуры ЗСК.

Задачи исследования:

– провести анализ основных современных теоретико-методологических подходов к изучению проблемы развития здоровьесберегающей компетентности педагога и на основе его результатов уточнить содержание данного понятия.

– определить психолого-педагогические условия развития здоровьесберегающей компетентности педагога.

– разработать и оценить эффективность внедрения в образовательный процесс программы целенаправленного развития здоровьесберегающей компетентности педагога.

– выявить взаимосвязи компонентов структуры здоровьесберегающей компетентности и динамику развития здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

– принцип развития (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.);

– системный подход анализа психического отражения и деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Ганзен);

– деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков);

– компетентностный подход (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Н. Введенский и др.);

– теория социализации человека (И.С. Кон, М.И. Рожков);

теоретические положения о личности и её интегративных характеристиках (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, А.Г. Ковалёв, И.Б. Котова, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.);

– теоретические положения о здоровьесберегающей компетентности педагогов (Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, А.К. Маркова и др.), воспитателей (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Н. Введенский, М.И. Лукьянова, А.В. Хуторской, Г.С. Сухобская, О.Н. Шахматова, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов исследования).

Проведенный теоретический анализ исследуемой проблемы позволил сделать вывод о том, что здоровьесберегающая компетентность педагога – интегративная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность осуществлять деятельность по здоровьесбережению, направленную на субъектов образовательного процесса. Основной целью развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательных учреждениях выступает обеспечение условий для физического, психического, социального и духовного комфорта субъектов образовательного процесса, которые способствуют сохранению и укреплению их здоровья, продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности. Важно подчеркнуть, что здоровьесберегающая компетентность важна в условиях инклюзивного образования при обеспечении психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья [7].

На основе теоретического анализа определена структура здоровьесберегающей компетентности педагогов (рис.1).


Рис. 1. Структура здоровьесберегающей компетентности педагога

 

Мы рассматриваем психолого-педагогические условия как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется повышение компетентности педагогов в вопросах сбережения здоровья обучающихся, и которые способствуют успешности этого процесса:

– осуществление мониторинга, позволяющего оценивать стартовые возможности педагогов в работе по повышению здоровьесберегающей  компетентности;

– разработка на основе дифференцированного подхода плана повышения здоровьесберегающей компетентности педагогов;

– организация работы с педагогами по подгруппам на основе их исходного уровня компетентности;

– применение активных методов в работе по повышению здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Диагностика каждого из компонентов ЗСК (когнитивно-ценностный – КЦ, рефлексивно-деятельностный – РД, мотивационно-личностный – МЛ) на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группе зафиксировала средний уровень развития и слабую связь компонентов между собой или ее отсутствие.

Важно отметить, что отсутствие взаимосвязи между КЦ и РД компонентами может препятствовать развитию ЗСК испытуемых до диапазона значений «высокий». Глубокая взаимосвязь между МЛ и КЦ, а также между МЛ и совокупным значением ЗСК указывает на то, что МЛ является более значимым компонентом в иерархии ЗСК (табл. 1).

Таблица 1. Матрица взаимосвязей компонентов ЗСК испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента (критерий Марша)

Параметры

Совокупное значение ЗСК

КЦ

РД

МЛ

Совокупное значение ЗСК

 

0.518

0.513

0.547*

КЦ

0.518

 

 

0.596*

РД

0.513

 

 

0.541

МЛ

0.547*

0.596*

0.541

 

p ≤ 0,05 *- p ≤ 0,01; КЦ – когнитивно-ценностный компонент ЗСК, РД – рефлексивно-деятельностный компонент ЗСК, МЛ – мотивационно-личностный компонент ЗСК

 

Учитывая полученные результаты на формирующем этапе эксперимента, была разработана программа развития здоровьезберегающей компетентности педагогов и  поставлены следующие задачи:

  • повысить мотивационную готовность педагогов к формированию компетентности в области здоровьесбережения;
  • ознакомить испытуемых с особенностями психолого-педагогических подходов, форм и комплексов здоровьесбережения в образовательной организации;
  • развить практические умения реализации полученных знаний по здоровьесбережению на базе образовательной организации;
  • изучить способы проектирования здоровьесберегающих моделей поведения субъектов образовательного процесса;
  • сформировать навыки рефлексии здоровьесберегающей деятельности педагогов в образовательной организации.

В ходе реализации программы развития здоровьесберегающей компетентности педагога применялись следующие методы:

– проблемно-деятельностное обучение (проблемное обучение);

– контекстное обучение (дискуссия, лекция, проблемный семинар, «мозговой штурм», «круглый стол», конференция, экскурсия, психологический тренинг);

– игровое обучение (деловая игра, сюжетно-ролевая игра);

– кейс-методы (практические кейсы, обучающие кейсы, научно-исследовательские кейсы).

По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена контрольная диагностика изучаемых компонентов здоровьесберегающей компетентности.  В среднем установлено, что доля респондентов экспериментальной группы с высоким уровнем ЗСК увеличилась на 7,3% и составила 34,3%; доля респондентов со средним уровнем возросла на 4,4%, что составило 54,4% от общей численности респондентов; значительно сократилась доля респондентов с низким уровнем ЗСК – с 23% до 11,3% (снижение на 11,7%). Таким образом, уровень ЗСК у респондентов экспериментальной группы повысился по всем критериям. При этом показатели в контрольной группе остались фактически неизменными.

Корреляционный анализ взаимосвязей компонентов ЗСК в экспериментальной группе позволил сделать вывод о появлении устойчивых и всесторонних взаимосвязей между компонентами. Особенно стоит отметить появившуюся связь между КЦ и РД, что свидетельствует о гармонизации пространства взаимосвязей между параметрами и эффективности программы развития ЗСК (таблица  2).

Таблица 2. Матрица взаимосвязей компонентов ЗСК испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента (критерий Марша)

Параметры

Совокупное значение ЗСК

КЦ

РД

МЛ

Совокупное значение ЗСК

 

0.729*

0.813*

0.862*

КЦ

0.729*

 

0.672*

0.768*

РД

0.813*

0.672*

 

0.803*

МЛ

0.862*

0.768*

0.803*

 

p ≤ 0,05 *- p ≤ 0,01; КЦ – когнитивно-ценностный компонент ЗСК, РД – рефлексивно-деятельностный компонент ЗСК, МЛ – мотивационно-личностный компонент ЗСК

При этом показатели пространства взаимосвязей в контрольной группе остались неизменными, что подтверждает эффективность действий, предпринятых на формирующем этапе исследования в экспериментальной группе.

В целом, психолого-педагогическими условиями развития ЗСК являются:

  • развитие ЗСК необходимо осуществлять последовательно, от базового компонента КЦ, к РД и далее к МЛ, достижение сформированности в диапазоне «выше среднего» является точкой перехода к развитию следующего компонента в иерархии;
  • важным аспектом развития ЗСК является устойчивость ее сформированности, которая выражается в наличии сильных и устойчивых взаимосвязей между структурными компонентами ЗСК;
  • развитие ЗСК должно осуществляться в деятельности за счет специальных модульных программ развития.

Полученные данные позволяют заключить, что разработанная программа обеспечивает наиболее ярко выраженные позитивные изменения в развитии здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.

Литература

  1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-ВУЗ): автореф. дисс. … д-ра пед. наук. – Новосибирск, 2001. – 48 с.
  2. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни школьников: методическое пособие для учителя. // Первое сентября. Биология. – 2000. – № 40. – С. 7-10.
  3. Вержбицкая Е.Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: дисс. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2006. – 179 с.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Эксперимент и инновации в школе. – 2019. – №2. – С. 7-14.
  5. Касымов Ф.Ф. Исследование уровня сформированности здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов профессионального обучения. // Научный альманах. – 2016. – № 4-2 (18). – С. 162-165.
  6. Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников: дисс. … д-ра пед. наук. – Владикавказ, 2011. – 351 с.
  7. Соловьева О.В. Моральное самосознание как детерминанта психологического здоровья студентов в условиях инклюзивного образования. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье личности: теория и практика». – Ставрополь: СКФУ, 2014. – С. 323-327
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование. – 2003. – №5. – С. 55-61.

Об авторе

Корлякова Светлана Георгиевна – доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Фролент Нина Викторовна – директор МБОУ СОШ № 39, х. Трудобеликовский, Красноармейский район, Краснодарский край.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Корлякова С.Г., Фролент Н.В. Психолого-педагогические условия развития здоровьесберегающей компетентности педагогов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).