Атюгеева А.А. (г. Ставрополь)
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДК 159.922
Аннотация. В статье изложена проблема развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития. Подчеркивается, что у данной категории дошкольников познавательные интересы и способности имеют свою специфику и развиты недостаточно хорошо. В этой связи игровую деятельность предлагается рассматривать как эффективное средство целенаправленного формирования познавательных интересов детей с задержками развития.
Ключевые слова: познавательный интерес, задержка психического развития, игровая деятельность, ребенок дошкольного возраста.
Дошкольный возраст связан с перестройкой в работе как психологических, так и физических систем организма ребенка и их бурным развитием. Именно в это время у ребенка начинают формироваться новые механизмы поведения и психологической деятельности.
В этот период закладываются основы будущей личности: зарождаются новые социальные потребности, формируется устойчивая структура мотивов, ребенок знакомится с новым типом мотивации – основой произвольного поведения. Дошкольник усваивает определенную систему моральных норм, привил поведения в обществе и социальных ценностей [2].
Большую роль для развития и личности и интеллектуально-познавательной деятельности дошкольника играет познавательный интерес. Он проявляется в стремлении узнавать новое о свойствах и качествах явлений и предметов действительности, в желании понимать их суть, находить имеющиеся между ними связи и отношения. Между приобретением ребенком знаний об окружающем его мире и уровнем развития познавательного интереса существует прочная взаимосвязь. Знания дошкольника являются фундаментом для развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса, знания ребенка становятся более глубокими и основательными [5].
Познавательный интерес опредмечивается через деятельность. А как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Л.С. Выготский считал, что игра – основная деятельность детей и главное условие для развития их мотивационно-потребностной сферы. Он выдвинул проблему потребностей и мотива на первый план игры, что стало главным, в его понимании, проявлении игры.
Именно игра имеет важнейшее значение в интеллектуальном и психическом развитии дошкольника. Благодаря игре ребенок может познакомится с окружающей действительностью в увлекательной и живой форме, в дальнейшем, активно воспроизводя полученный опыт в своих действиях. В период дошкольного детства, с трех до семи лет, игры меняются от символических и предметно-манипулятивных до сюжетно-ролевых с правилами [6].
В игре ребенок получает опыт и проживает определенные периоды будто во взрослой жизни, подражая взрослым приобретает важнейшие навыки и получает познавательные эмоции. Еще в раннем детстве ребенка интересуют предметы, которыми он окружен, следовательно, и поиском работы с ними, он начинает изучать их основные функции. Таким образом, ребенок узнает о каких-либо действиях, производимых с предметом, а в дальнейшем у него есть возможность применить эти знания на своем опыте [1].
Проблема заключается в том, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) слабо выражена игровая деятельность. По результатам специальных исследований, у дошкольников с ЗПР процесс формирования игровой деятельности отличается с качественной и количественной стороны от их сверстников с нормальным развитием [4].
Существенные отличия игры дошкольников с ЗПР – однообразие игровых замыслов, обязательное присутствие взрослых и их помощь в действиях с предметами заместителями, а также в коллективных играх. Такие дети взаимодействуют со сверстниками, но такое взаимодействие – кратковременно.
Вопросы развития познавательного интереса у детей с ЗПР широко освещены в исследованиях Е.А. Макеевой, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, Т.А. Власовой, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Белопольской. Данные авторы утверждают, что познавательная мотивация – не ведущая у дошкольников с ЗПР. Именно поэтому исследование развития игровой деятельности у детей с ЗПР вызывает особый интерес, в плане психокоррекционной основы.
Игры имеют большое значение в жизни детей, именно там они могут не ограничивать свои возможности, возникает новый мотив деятельности и связанная с ним задача. Именно поэтому, очень важно помочь ребенку с ЗПР включиться в игру и получить новый психологический опыт. Ведь благодаря играм ребенок готовится к жизни в обществе.
Следует помнить о том, что игры можно разделить на два вида.
- Фиксированные – игры, с правилами, например, познавательные, дидактические, игры-забавы, музыкальные, формирующие умственные способности.
- Скрытые – игры без правил, иными словами – сюжетно-ролевые. Условно, в таких играх есть правила, но они могут протекать спонтанно и меняться, что будет зависеть от игры участников и от того, кто какую роль будет воспроизводить.
С.О. Газман выделил основные типы игр:
- подвижные игры, их главная функция – двигательная активность детей, что очень важно для здорового воспитания ребенка. Для таких игр характерны соревновательность, творчество, коллективность. Данный тип игр позволяет проявить себя в команде, благодаря чему формируются чувства самовыручки, переживания друг за друга и дружбы.
- сюжетные игры, в которых также необходима работа в команде. Их можно разделить на режиссерскую игру, ролевую игру и игру-драматизацию. К ним можно отнести театральные детские праздники, строительно-конструкторские игры, игры, которые передают быт людей, игры с элементами труда и др. В таких играх передаются основные культурные и жизненные особенности, материальные ценности.
- дидактические игры, иными словами – обучающие. К ним можно отнести игры по ознакомлению с природой, словесные, по формированию математических представлений, игры с различными материалами (игрушки, настольные игры).
При подборе игр для дошкольников с ЗПР необходимо помнить о том, что:
- они должны соответствовать всестороннему и полноценному развитию психики детей, их опыту общения со взрослыми и сверстниками, познавательных способностей и речи;
- должны формировать навыки и умения учебной деятельности;
- должны помогать ребенку овладеть умением сравнивать, обобщать,
анализировать и абстрагировать;
- а также, прививать интерес к изучаемому материалу и учебным занятиям [3].
Основные возможности игр связаны с формированием у дошкольников с ЗПР ценностных отношений и познавательного интереса, а также, углублением, расширением и творческим применениям результатов обучения. Достаточно высокий мотивационный потенциал игры может обеспечить вовлечение детей с ЗПР в процесс деятельности.
Перед тем как предлагать игры, специалист должен ознакомить детей с инструкциями. Очень важно обозначить цель игры, а для себя выделить развивающие и воспитательные возможности. После этого педагог должен определить время ее проведения на занятии. После этого – установить, как будут играть дети, в группе или индивидуально, а также способ подведения итогов и проверки результатов.
Игра должна иметь определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты, такие как правила, игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание, оборудование и результат [3].
Каждая игра имеет правила, определяющие порядок действий и поведение детей в процессе занятия.
Игровой замысел – структурный компонент, который выражен в ее названии.
Игровые действия – существенная сторона игры, регламентирующиеся определенными правилами, которые способствуют формированию познавательного интереса и дают возможность детям с ЗПР проявить свои способности, применяя знания, навыки и умения для достижения поставленных целей.
Основа дидактической игры – познавательное содержание, которое пронизывает собой структурные компоненты и заключается в усвоении умений и знаний, применяемых при решении проблемы, поставленной на занятии.
Любая игра имеет определенный результат, который и является финалом, придающим значимость занятию.
При организации игр необходимо придерживаться ряда условий.
- Правила должны быть точно сформулированы, простыми, а содержание материала, который будет предложен – доступен для понимания дошкольников.
- Игра для дошкольников с ЗПР должна давать достаточно пищи именно для мыслительной деятельности.
- Дидактический материал, который используется во время игры, должен быть удобным при использовании, в противном случае, игра не произведет нужный эффект.
- При проведении игр, которые связаны с соревнованием команд, необходим контроль за результатами со стороны всех дошкольников, которые принимают в ней участие. Учет результатов должен быть справедливым, ясным и открытым.
- Каждый дошкольник с ЗПР должен принимать активное участие в игре.
- В процессе игры дети должны проводить рассуждения грамотно, речь должна быть краткой, четкой и правильной.
- Игру следует закончить только в том случае, если получен необходимый, поставленный результат.
При составлении любой игры, специалист должен знать условия и структуру ее проведения.
Помимо этого, необходимо помнить, что игры делятся на групповые – в играх задействованы несколько детей и индивидуальные – игрой занят один человек; предметные – в игровую деятельность включены какие-либо предметы (настольные игры, лото, домино и др.); предметно-словесные, сюжетные, словесные, в которых игры проходят по определенным сценариям, с помощью которого воспроизводится сюжет в основных деталях игры с правилами, регулирующиеся определенной системой правил поведения участников и ролевые, где ребенок должен следовать определенному сценарию и берет на себя роль.
Чтобы создать игровую атмосферу специалисту необходимо помнить о следующих важных моментах:
В первую очередь, исключить критику и порицание в процессе игры. Специалисту необходимо показать дошкольнику, что достичь поставленную цель можно различными продуктивными путями. Не бывает неправильных и правильных, плохих и хороших вариантов решений, а обстановка в процессе игры должна быть спокойной и доброжелательной.
Во вторую, специалисту необходимо взять на себя двойную роль. Часто достаточно непосредственно вступить в игру вместе с детьми с ЗПР, но при этом, необходимо объективно наблюдать за тем, что происходит в процессе игры, а также, нести ответственность за развитие процесса взаимодействия [4].
Специалисту необходимо определить разыгрываемые ситуации и их сложность, ориентируясь на возраст, организаторские способности обучающихся, а также, их уровень познавательных возможностей. Следует подбирать не сложные игры, которые можно использовать систематически.
Если разнообразить процесс обучения и воспитания в процессе игры, то можно побудить дошкольников с ЗПР к активной деятельности. Именно игры могут сделать любую деятельность и материал более увлекательными, облегчают процесс усвоения знаний и создают позитивное настроение.
Во время подбора игр к занятиям, необходимо помнить о сложности и доступности для дошкольников с ЗПР. При организации следует опираться на знания и опыт детей, четко объяснять правила, ставить перед ними конкретные задачи, постепенно их усложняя.
Очень важно использовать игры, которые будут развивать не только познавательные процессы, но и формирующие социокультурную компетенцию, картину предметного мира, которые будут развивать эмоционально-эстетические переживания.
Правильное включение игры в процесс развития дошкольника с ЗПР поможет скорректировать работу формирования познавательного интереса и сделать ее продуктивной и эффективной. На различных этапах занятия может быть использована одна и та же игра. Но важно помнить, что при всей эффективности и продуктивности игры необходимо помнить о мере, иначе ребенок с ЗПР утомятся и быстро потеряют к ней интерес. Учитывая все особенности использования игры как средства развития познавательного интереса формируется активная учебно-познавательная деятельность.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что с помощью игры ребенок может в увлекательной и живой форме познакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, воспроизводить полученный опыт в своих действиях. Игра является одним из продуктивных способов формирования познавательного интереса, а также, способствует умственному развитию ребенка с ЗПР. Правильное включение игры в процесс развития может скорректировать работу по формированию познавательного интереса и сделать более эффективной.
Литература:
- Бим-бад Б.М. Факторы развития ребенка как личности и субъекта деятельности // Психолого-педагогическая поддержка развивающейся личности в условиях Московской области: сборник материалов научно-практической конференции / под ред. Д.В. Солдатова. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. – С. 8-11.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
- Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Изд-во: СПГУ, 2019. – 166 с.
- Подкорытова А.В. Создание условий для развития познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 85-89.
- Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Владос, 1999. – 360 с.
Атюгеева Айнара Алимхановна – магистрант направления подготовки 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Педагогика и психология инклюзивного образования» Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
e-mail:
Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Атюгеева А.А.Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).