ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Бакланова С.С. (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье автором отмечается, что к окончанию дошкольного образовательного учреждения у старшего дошкольника должны сформироваться основы эмпатических тенденций. Также прописываются основные критерии, определяющие их сформированность. Автор указывает, что развитая эмпатия помогает ребенку проявлять сочувствие и сопереживание, открыто демонстрировать радость к успехам других, легче адаптироваться к социуму, свободно контактировать со сверстниками, охотнее осуществлять совместную деятельность. Также подчеркивается необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии дошкольников, описывается содержание коррекционно-развивающих занятий, предусматривающих работу по трем разделам. Содержание коррекционно-развивающих занятий основано на факторах, оказывающих влияние на развитие эмпатийности дошкольников.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, развитие эмпатии, дети 5-6 лет, дошкольное образование, способность к сопереживанию, нравственное воспитание.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В последнее время наблюдаются изменения на всех уровнях образования, в том числе и на уровне дошкольного образования. Существенные изменения в сложившихся представлениях работников системы дошкольного образования об организации и содержании психолого-педагогического сопровождения дошкольников можно найти в следующих федеральных нормативных документах: закон РФ «Об Образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также в ФГОС ДО. В современной реальности содержание образования выступает в качестве приоритетной сферы, от которого зависит развитие человека, способного сознательно и самостоятельно выстраивать собственную жизнь в контексте общечеловеческих ценностей, на основе традиций собственного народа [5].

Отметим, что период дошкольного возраста является существенным этапом в становлении личности, в это время закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется способность ребенка к свободному выбору, ответственность, уважение и понимание других людей, вне зависимости от их социального происхождения. Значение дошкольного образования заключается как в формировании определенной суммы знаний, так и в развитии основных способностей личности, ее культурных и социальных навыков, а также здорового образа жизни [2].

В трудах А.А. Бодалева, Л.П. Стрелковой, А.А. Рояк, А.Б. Николаевой, И.М. Юсупова, М.Я. Якобсон раскрыты возрастные особенности проявления и формирования эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В работах К. Рождерса подробно раскрыты механизмы проявления эмпатии. Автор считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Термином «эмпатия» он определяет личностную черту – способность к пониманию и сопереживанию.

В цели ФГОС ДО прописаны требования о том, что к окончанию дошкольного образования у старшего дошкольника должны сформироваться основы эмпатических тенденций, предусматривающие следующее:

- положительное отношение к самому себе, миру и другим людям;

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;

- способность учитывать интересы и чувства других, умение договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять собственные чувства в том числе проявление чувства веры в себя, умение разрешать конфликтные ситуации.

Изменение особенностей общения и поведения современных детей со взрослыми и сверстниками связано с недостаточным уровнем развития их нравственного воспитания. В качестве компенсации сложившейся тенденции можно наблюдать проявления агрессивности и жестокости у детей по отношению друг к другу. В этой связи, важным остается вопрос об оказании своевременной помощи в решении вышеизложенных проблем и необходимости развитии эмпатии у дошкольников, так как ее выделяют в качестве важнейшего компонента в позитивной социализации и нравственном воспитания дошкольников.

Сензитивным для развития социальных эмоций, прежде всего, эмпатических переживаний является возраст 5-6 лет. Чувство эмпатии помогает сближению в общении, доверительным отношениям и др. В этой связи, дошкольники, умеющие сочувствовать и сопереживать, открыто радоваться достижениям других, способны легче адаптироваться к социуму, свободнее контактировать со сверстниками, их охотнее принимают в совместную деятельность [1].

Проявление эмпатии зависят от многих социальных, психофизиологических, и психологических факторов.

 К основным особенностям развития эмпатии можно отнести:

- индивидуальные особенности эмоциональной возбудимости и темперамента, психодинамические качества личности;

- характер мотивации личности;

- степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним;

- богатство эмпатийного опыта и интенсивность стимула эмпатии;

- представления о чувствах и эмоциях, о содержании эмоциональных переживаний;

- социально-нравственные требования и установки.

Впервые динамику протекания эмпатийного процесса в дошкольный период изучил А.В. Запорожец, выделяя при этом следующие ее черты: от сопереживания к сочувствию и к реальному содействию. Большинство современных исследователей изучают эмпатию у дошкольников как результат социализации (Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова, В.П. Юсупов), определяемый имеющейся совокупностью трех социальных переживаний: сопереживания, содействия и сочувствия, необходимые дошкольнику для организации совместной деятельности и общения с другими людьми.

В развитии эмпатии важно понимать, что ребенок в возрасте 5-6 лет наиболее восприимчив к влиянию взрослого. Исходя из этого, большое значение имеет то, насколько родители и воспитатель, умеют проявлять эмоциональную отзывчивость на переживания ребенка, а также вовремя прийти ему на помощь.

Современные реалии показывают возрастающую роль деятельности педагога-психолога в системе образования, так как для достижения целей образования невозможно без реализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Данное сопровождение выступает в качестве необходимого условия в реализации ФГОС дошкольного образования.

Образование, в том числе и дошкольное на сегодняшний день обозначает проблему развития эмпатии, являющейся частью эмоциональной культуры человека и отвечающей за социальные навыки, которые способны помогать успешному социальному взаимодействию людей друг с другом. В дошкольный период идет активное формирование эмпатии и в целом эмоционально-нравственной культуры личности ребенка-дошкольника. В этой связи, актуальным является определение основ психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, предусматривающие развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости, готовности проявлять гуманное отношение к окружающему миру [4].

Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития дошкольников рассматривается в качестве целенаправленного процесса органического и непрерывного, социально контролируемого вхождения ребёнка в специально обогащенную предметно-развивающую среду, функционально моделирующую содержание образовательных ситуаций социального характера при участии значимого взрослого в субъект-субъектном взаимодействии.

В основу психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии у детей 5-6 лет положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза социокультурного, личностно-деятельностного, системного, а также интегративного подходов.

Содержание обозначенной модели включает профессиональную готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к работе с дошкольниками 5-6 лет.

Рассмотрим базовые методы и методики работы педагога–психолога в дошкольном образовательном учреждении:

- просветительские методы работы (лекции, информационные тексты, семинары, методические разработки, беседы, презентации и т.д.);

- методы и методики консультативной работы (наблюдение, интервью, анализ результатов психодиагностики, беседа);

- психодиагностические методы исследования (беседа, наблюдение, анкетирование, тесты, анализ детских рисунков).

- игровые и иные виды деятельности с детьми.

Взаимодействие педагога-психолога с субъектами воспитательного пространства строится по следующим направлениям работы: диагностическому, просветительскому (информационно-познавательному), развивающему, консультативному.

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмпатии детей 5-6 лет предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятия на тему: «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-6 лет). В качестве задач можно обозначить следующие:

- расширение представлений о категориях «зло» и «добро»;

- развитие способности личности ребенка к эмоциональному сопереживанию;

- развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания ко всем тем, кто в них нуждается;

- формирование у дошкольников ценностного отношения к моральной стороне поступков;

- воспитание гуманного отношения к животным, родным, близким и сверстникам [3].

Разрабатывая содержательную часть коррекционно-развивающих занятий, можно отметить следующие факторы, оказывающие влияющие на эмпатийность дошкольников:

- степень близости с объектом;

- частота общения с объектом;

- интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (слезы, боль);

- предыдущий опыт эмпатии.

С учетом данных факторов содержание занятий условно распределено по трем разделам: «Я и мои родные», «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям», «Мы и наши друзья – животные». Каждое занятие имеет следующую примерную структуру:

- игровой прием, с его помощью формируется мотивация оказания помощи тем людям, кто в большей степени в ней нуждается или проявление сопереживания главным героям в сложных ситуациях;

- моральная оценка поступков главных героев из художественных произведений;

- решение проблемных ситуаций, которые позволяют закрепить в сознании ребят значимость проявления эмпатии;

- игровые упражнения в проявлении сопереживания и сочувствия;

- рекомендации сказочного персонажа – Светлячка, которые позволяют расширить представления детей о культуре взаимоотношений с родными, близкими, друзьями, животными;

- игры, в которых дети могут поупражняться в проявлении радости, определяющая общий групповой настрой.

Диагностические упражнения входят в содержание отдельных занятий, которые позволяют оценить отношение отдельных ребят к окружающим его людям.

Основными методами и приемами при проведении каждого занятия являются следующие:

- беседы на моральные темы;

- чтение и последующий анализ художественных произведений;

- упражнения в выражении эмоционального состояния иной личности или животного при помощи ролевой гимнастики;

- проигрывание и обсуждение проблемной ситуации;

- просмотр и обсуждение отдельных фрагментов из знакомых мультипликационных фильмов;

- пение или слушание детских песен;

- рисование по определенно заданной тематике.

На каждом занятии задачей педагога является обращение внимания дошкольников на нравственную сторону поступков людей; возможность видеть и понимать характер отношений конкретной личности к иным людям или животным, при этом уметь охарактеризовать его моральную сторону личности. Необходимо нацеливать детей на осознание мотивов собственных поступков, установливать взаимосвязи между мотивом и результатом поступка [6].

К наиболее эффективному способу активного отношения ребенка к актуальной нравственной проблеме относится обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению собственных чувств с чувствами сверстников и других людей, о которых он смог узнать из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, которые требуют поставить себя на место другого человека, способны сформировать осмысление переживаний иных людей и животных. Ключевую роль в развитии эмпатии у дошкольников имеет постановка вопроса, который побуждает, к примеру, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Например, вопрос «Как ты поступишь?» помогает ребенку связать прочитанное или услышанное с собственными переживаниями и нравственным опытом.

Некоторые занятия предполагают выполнение домашних заданий, которые связаны с проявлением сопереживания и сочувствия братьям и сестрам, родителям, а также животным. Выполняя их необходимо сделать так, чтобы ребенок смог испытать чувство удовлетворения от совершенного поступка (пожалел плачущую маленькую сестренку; помог уставшей маме; сделал кормушку и покормил голодного котенка или зимующих птиц и т.п.).

При отборе материала для занятий целесообразно использовать игры, игровые упражнения, которые опубликованы на страницах современных методических разработок или сборников (В.М. Минаева, З.М. Богуславская, А.И. Сорокина, И.В. Цветкова, Е.О. Смирнова, Н.Л. Кряжева, Т.И. Попова, С.А. Шмаков, Л.Б. Фесюковой, и др.) [7].

Для воспитателей целесообразно применять авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражнений, содержание которых носит вариативный характер, оно может быть дополнено другими проблемами, с которыми педагоги сталкиваются при решении нравственных задач, а именно задач по воспитанию эмпатии.

Таким образом, в основу психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии у детей 5-6 лет положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза социокультурного, личностно-деятельностного, системного, а также интегративного подходов. Содержание обозначенной модели включает профессиональную готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к работе с дошкольниками 5-6 лет к развитию эмпатии у детей. Взаимодействие педагога-психолога с субъектами воспитательного пространства целесообразно осуществлять в рамках диагностического, просветительского (информационно-познавательного), развивающего, а также консультативного направлений работы. 

Литература:

  1. Атаханов Р., Бобкова М.Г. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия. – М., МГППУ, 2007. – 102 с.
  2. Большая книга детского психолога. / Под ред. Широковой Г.А. – Ростов-на Дону: Феникс, 2011. – 576 с.
  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 223 с.
  4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. – М., 2001. – С. 36-46.
  5. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. – М., 2003. – 272 с.
  6. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
  7. Монгуш О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 59-62.

Об авторе

Бакланова Светлана Сергеевна – магистрант направления подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Бакланова С.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии детей 5-6 лет. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).