ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Веровская Е.А. (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье обосновывается проблема доверительного общения в подростковом возрасте. Выделены психолого-педагогические условия развития доверительного общения в подростковом коллективе. Представлены результаты исследования особенностей доверительного общения в коллективе подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст, доверие, межличностная коммуникация, доверительное общение, взаимодействие.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В последнее десятилетие представители разных гуманитарных дисциплин все чаще обращаются к проблеме доверия. Это обусловлено тем, что доверие единодушно понимается как внутренне необходимое условие возникновения и развития межличностных и общественных отношений, эффективности жизнедеятельности любой социально-психологической и социальной системы. Доверие как ментальный феномен играет решающую роль в общении людей. Именно это ощущение позволяет определить степень близости человека и его социального окружения.

Среди отечественных исследователей-психологов, внесших вклад в разработку данной проблемы, прежде всего, следует назвать И.В. Антоненко, А.Л. Журавлева, В.П. Зинченко, В.Н. Куницину, А.Б. Купрейченко, Т.П. Скрипкину, В.И. Лебедева, П.Н. Шихирева, Е.А. Холмогорова и других.

В обществе существует социальный заказ на изучение доверия и потребностей отечественной психологии в анализе данного феномена. До последнего времени доверию не только было отведено второстепенное место, но и его психологический смысл был упрощен и сведен к некоторому одномерному представлению о нем. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показывает, что в различных направлениях психологической науки речь идет о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего называлось в качестве условия существования какого-либо другого явления: это доверие к миру, доверие к другому и доверие к себе [2].

Говоря о проблеме доверия, отметим, что в повседневной жизни мы даже не замечаем, насколько часто мы с ней сталкиваемся. Проблема доверия присутствует в нашей жизни, когда мы общаемся с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, читаем или смотрим телевизор, слушаем радио или обращаемся за информацией в интернет, воспитываем детей [4].

Особенно актуально вопрос возможности доверия стоит в подростковом возрасте, так как именно в этот период жизни человек впервые сталкивается с решением проблемы самоопределения, что требует от подростка умения правильно выбирать людей, которым можно доверять. Подростковый возраст – это граница между детством и взрослостью, связанная с возрастом обязательного участия в общественной жизни. Подростковый возраст более чувствителен к общественной истории становления общества. Для данного трудного возрастного этапа показательны отрицательные проявления, дисгармония в структуре личности, протестное поведение. В данном возрасте увеличивается сомнение и самопознание, что оказывает мощное воздействие на становление человека в целом [1].

Основными условиями формирования доверительного отношения между подростками являются: честность, верность, проявлять внимание друг к другу, лестный кооперативный навык. Также отметим, что в качестве важнейших средств формирования доверительных отношений в коллективе выступают учебная и другие виды деятельности школьников. Деятельность подростков должна строиться с учетом ряда условий, таких как умелое предъявление потребностей, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание традиций коллективной жизни [4]

Психолого-педагогическими условиями развития доверительного общения в подростковой среде как фактора оптимизации психологического климата в классе являются: развитие доверительного общения будет основано на гуманистических принципах и осуществлено в групповых (тренинговых) формах; овладение подростками основными механизмами, обеспечивающими формирование психологически комфортного межличностного пространства в коллективе класса, и нацеленных на понимание партнера по общению и его проблем, выстраивание программы общения, состоящей в установлении психологического контакта.

Для изучения особенностей доверительного общения у подростков мы провели исследование, в котором приняли участие 40 человек (18 девушек и 22 юноши) в возрасте 15-16 лет.

Согласно результатам методики «Оценки доверия/недоверия личности к другим людям» (А.Б. Купрейченко) для испытуемых характерно четкое разграничение объектов доверия и недоверия практически по всем параметрам. Результаты исследования доверия/недоверия учащихся к миру, другим людям, к себе и доверия в целом показали, что ярко выражено доверительное отношение обучающихся к себе, максимальное значение по данной шкале составляет +30 баллов, минимальное равно +6 баллам.

Среднее значение доверия/недоверия в целом у обучающихся 15-16 лет равно +19.3. Максимальное значение по данной шкале равно +39 баллам, а минимальное равно -21 балл. Таким образом, доверие к себе является наиболее выраженной составляющей доверия у подростков.

Что касается феномена доверия к другим, можно отметить, что высокий уровень встречается очень редко в экспериментальной группе (30%), но и низкий уровень встречается у 10% респондентов. У старших подростков выявлен средний уровень доверия, что составляет 60% опрошенных. У старших подростков также наблюдается тенденция преобладания высокого уровня доверия над низким.

Все выше сказанное можно объяснить возрастными особенностями формирования и становления феномена доверия себе, которые описала в своих работах О.В. Голубь. В этот момент взросления доверие к себе как внутриличностное интегративное образование обретает свою целостность и самостоятельность. Определенная тенденция наблюдается и в отношении доверия к другим. Высокое доверие к другим чаще встречается в группах респондентов подросткового возраста. Вероятно, это связано с особенностями подросткового возраста и возрастной потребностью подростков в общении со сверстниками. Подростки отличаются повышенным уровнем доверием к сверстникам.

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, а «исповедальность» – со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого – понимание и самораскрытие. В доверительном общении с взрослыми ситуация несколько меняется, важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я».

Таким образом, в процессе анализа социальных представлений о доверии у подростков к себе и окружающим обнаружены структурные особенности. В подростковом возрасте наиболее важными являются эмоции и действия, связанные с понятием доверия. Определенная тенденция наблюдается и в отношении доверия к другим, а в особенности к сверстникам. Это можно соотнести с особенностями подросткового возраста и возрастной потребностью подростков в общении со сверстниками.

Литература

  1. Болтунова А.И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. – 2014. – № 1 (60). – С. 492-494.
  2. Доверие в социально-психологическом взаимодействии / Под ред. Т.П. Скрипкиной. – Ростов-на-Дону: НИУ ВШЭ, 2004. – 302 с.
  3. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
  4. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 564 с.
  5. Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. – 78 с.
  6. Соибназарова М.Н., Санакулова З.А. Некоторые психологические проблемы общения в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2016. – № 5 (109). – С. 737-739.

Об авторе

Веровская Елизавета Александровна – студентка 3 курса направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии» Ставропольского государственного педагогического университета.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Веровская Е.А. Особенности доверительного общения в подростковом коллективе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).