Францева Е.Н., Сулейманова М.А. (г. Ставрополь)
ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов начального образования, определены причины возникновения синдрома эмоционального выгорания, описана симптоматика проявления, профилактика СЭВ, сформированы методические рекомендации по преодолению и профилактике СЭВ у педагогов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагоги начального образования, профилактика эмоционального выгорания, симптомы синдрома эмоционального выгорания, профилактика СЭВ.
В современных образовательных реалиях значительное место занимает инновационная деятельность учителей начальных классов. Она требует от педагога формирования новых профессиональных умений и навыков, развития эрудиции, совладания со стресс-факторами, эмпатичного и толерантного отношения ко всем субъектам образовательного процесса, что приводит к эмоциональной и физической истощаемости педагога.
Негативно окрашенные эмоциональные состояния педагога приводят к снижению его работоспособности, повышению конфликтности в диадах: «педагог-родитель»; «педагог-ребенок»; «педагог-педагог». Закрепление в структуре личности таких негативных черт приводит к проблемам или разрушает психическое здоровье педагогов, что приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это ответная реакция организма, которая возникает вследствие пролонгированного воздействия на личность педагога негативного воздействия профессионального стресса средней и высокой интенсивности.
По мнению К. Маслача, эмоциональное выгорание – это дезадаптированность человека к рабочему месту из-за неадекватных межличностных отношений и чрезмерной рабочей нагрузки. К. Маслач в своих исследованиях определил, данное понятие как эмоциональное состояние личности, включающее в себя четыре составляющие:
- чувство эмоциональной изнеможенности;
- симптомы апатии и деперсонализации;
- негативное восприятия собственного «Я»;
- утрата профессионализма [7].
Достаточно часто феномен эмоционального выгорания рассматривается в контексте профессиональной деформации, это отмечается в работах Е.Н. Ивановой, М.В. Агаповой, В.В. Бойко.
По мнению В.В. Бойко – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2].
Выгорание рассматривают как функциональный стереотип личности, так как зачастую оно позволяет дозировано расходовать копинг-ресурсы личности. Нельзя не отметить, что выгорание носит деструктивный характер – негативно сказывается на выполнении педагогами профессиональной деятельности [1]. Синдром эмоционального выгорания действует на личность педагога незаметно, долгое время «маскируясь» под чрезмерной усталостью.
Чаще всего синдром эмоционального выгорания встречается у людей, чья деятельность связана непосредственно с взаимодействием с другим человеком, сюда относятся такие профессии как: врач, учитель, психолог и т.д.
Среди причин эмоционального выгорания в профессиональной деятельности большинство ученных выделяют:
- работа с большим количеством людей;
- работа с постоянными «дедлайнами» и чрезмерной загруженностью;
- дефицит помощи со стороны коллег и руководства;
- низкая заработная плата;
- неоднозначные запросы к работе со стороны руководства;
- постоянная критика;
- чувство ненужности;
- ограниченный круг интересов с коллегами на работе.
Также, необходимо отметить тот факт, что на формирование синдрома эмоционального выгорания влияют личностные особенности, к которым относятся: повышенная степень эмоциональной неустойчивости, чрезмерный самоконтроль, волевое подавление чувств и эмоций к субъектам профессиональной деятельности, поведенческие мотивы, профессиональные комплексы (например: «комплекс отличника»), склонность к депрессивным и тревожным реакциям, повышенный уровень критичности.
Одной из профессий, склонных к СЭВ, в современности является – педагог, так как синдром эмоционального выгорания, вызывается стрессом, связанным с предоставлением помощи другим людям, что в дальнейшем приводит к проблемам в ментальном и физическом здоровье [4]. В системе образования данный феномен может затрагивать не только отдельных педагогов, но и в целом всех субъектов образовательного процесса.
Из вышесказанного возникает важность решения проблемы профилактики синдрома эмоционально выгорания в системе образования. В профилактике синдрома эмоционального выгорания исследователями выделяются два основных направления:
- Профилактика факторов, травмирующих психику педагога при выполнении профессиональной деятельности (обстановка, условия труда, условия жизни, выполнения несвойственных для должности требований, пролонгированная истощаемость внутреннего потенциала личности педагога).
- Психолого-педагогическая профилактика потенциальных отклонений у преподавателей, находящихся в группе риска, прогнозируемых путем психодиагностики образовательной среды в целом [5].
По мнению З.Р. Рабодановой, лечебные и профилактические меры при эмоциональном выгорании похожи, так как они направлены на купирование влияния стресса, а именно: освобождают от профессионального стресса, увеличивают трудовую мотивацию педагога. При возникновении у педагога симптомов СЭВ необходимо сконцентрировать внимание на улучшении условий его профессионального пространства, на характере взаимоотношений с коллективом и на его личностных реакциях (индивидуальный уровень) [7].
По нашему мнению, профилактику эмоционального выгорания среди педагогов, работающих в «стенах» школы необходимо осуществлять комплексно. Важно учитывать индивидуально-личностные характеристики каждого педагога, условия профессионального пространства, возможность внедрения традиционных и современных психологических методик эмоциональных разгрузок, своевременную диагностику сотрудников для выявления педагогов, которым нужна психологическая помощь профессионалов.
На наш взгляд, психолого-педагогическая работа по предупреждению синдрома эмоционального выгорания у педагогов должна предусматривать следующие направления:
- Развитие навыков общения путем использования активных методов обучения: разнообразные социально-психологические тренинги, брифинги, деловые игры и т.д.
- Обучение методам выхода из стрессовой ситуации и межличностных конфликтов.
- Тренинги личностного и профессионального роста педагога.
- Школьные объединения, направленные на поддержку молодых специалистов и педагогов с большим стажем работы [6].
Администрация школы должна создать благоприятные условия для осуществления педагогами профессиональной деятельности, оказывать адресную поддержку педагогам, обеспечить возможность профессионального роста и самореализации. Комплексное взаимодействие специалистов психологической службы, руководителя методического объединения (МО) и зам. директора по УВР может снизить риск возникновения эмоционального выгорания у педагогов образовательного учреждения, если будут учтены предложенные ниже методические рекомендации:
- разъяснять каждому сотруднику его должностные обязанности, место в структуре, права и функции;
- принимать участие в систематическом мониторинге микроклимата и межличностных отношений в педагогическом коллективе;
- обсуждать с педагогами их профессиональные «взлеты» и «падения» (используя конструктивную критику);
- вырабатывать в профессиональном пространстве учреждения определенные требования и традиции;
- организовывать рабочее пространство и структурировать рабочий процесс таким образом, чтобы деятельность, выполняемая педагогом, стала мотивированной;
- содействовать в адаптации молодых специалистов;
- систематически проводить оптимизацию профессиональной нагрузки педагогов;
- создавать условия бесстрессовой конкуренции в профессиональной сфере [8].
Профилактическая деятельность может осуществляться по нескольким направлениям: мониторинг образовательной среды и ее участников; информирование; обучение педагогов методам профилактики негативных эмоциональных состояний; повышение значимости педагогической профессии. Данные направления предусматривают следующие мероприятия:
Мониторинг образовательной среды и ее участников:
- определение и предупреждение эмоционального выгорания на массовом и индивидуальном уровнях;
- выявление развивающего потенциала образовательной среды и социального пространства в учреждении;
- выявление эффектов и изменений на личностном уровне под действием инновационных технологий, изменяющихся условий профессиональной деятельности и т. п.;
- исследование мотивов и причин стрессового состояния педагогов;
- изучение удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе организации и ее психологического климата;
- исследование скрытых факторов, обуславливающих формирование эмоционального выгорания [3].
Информирование педагогов:
- знакомство с понятием и критериями психологического здоровья, а также особенностями и причинами выгорания;
- ознакомление с техниками психологической самопомощи для профилактики психического неблагополучия, оптимизации работоспособности, поддержке профессионального и психосоматического здоровья;
- расширение границ понимания собственных индивидуальных возможностей и личностных ресурсов в профессиональной деятельности.
Обучение педагогов методам профилактики негативных эмоциональных состояний:
- обучение техникам развития позитивного мышления, способам регулирования эмоциональных состояний, развитие навыков психологической саморегуляции и самоконтроля, направленных на активизацию личностных ресурсно-адаптивных возможностей;
- психологическая поддержка в овладении эффективными механизмам психологической защиты и позитивными копинг-стратегиями;
- организация и проведение консультаций, практических семинаров, тренингов по развитию культуры психологической защищенности всех субъектов образования.
Повышение значимости педагогической профессии:
- создание администрацией условий для систематического повышения профессиональной компетентности педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;
- административная и профессиональная поддержка, эффективный стиль руководства, диалогические отношения;
- содействие процессу личностного развития педагогов, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха [7].
Существенную роль в развитии негативных психоэмоциональных состояний педагогов играет объективный фактор – психологический климат в организации. Данный фактор свидетельствует о том, что чем сильнее педагоги испытывают эмоционально-психологический дискомфорт в образовательной среде, тем сильнее у них проявляется эмоциональное выгорание, которое выражается в личностной деперсонализации, усилении негативизма по отношению к субъектам профессиональной деятельности и снижении толерантности в ситуациях общения. Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе является одним из мощных ресурсов нивелирования и предупреждения (в негативном случае возникновения) стресса. Если педагог чувствует защищённость в коллективе, может получить поддержку в период сложной ситуации, то он в меньшей степени подвержен риску возникновения эмоционального выгорания.
Анализ практики показывает, что проблема эмоционального выгорания педагогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой деятельности, но и личностным отношением педагогов к стрессовым ситуациям. Эмоциональная устойчивость к негативным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога, формированию которого необходимо уделять особое внимание. Этому способствуют следующие аспекты:
- достижение результатов и удовлетворение профессиональной деятельностью;
- создание психологически безопасной и гармоничной профессиональной среды;
- овладения педагогами навыками самоконтроля и саморегуляции;
- самореализация в профессиональной деятельности;
- эмпатийное общение в коллективе.
Таким образом, в приведенных рекомендациях по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов можно выделить ряд компонентов сопровождения. А именно, максимально полностью охватить приведенные методические рекомендации и создать превентивные условия труда: осуществление регулярной диагностики педагогических кадров; ведение просветительской работы, как с администрацией, так и с педагогическими кадрами на тему профессиональной деформации; организация «наставничества»; создание благоприятного психологического климата в коллективе; организация работы психолога со всеми субъектами образовательной среды.
Администрация и педагогический коллектив должны знать о мерах по профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания и внедрять их в свою повседневную профессиональную деятельность для сохранения психологического здоровья педагогов, повышения профессионализма и достижения общих целей.
Литература:
- Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
- Гончарова Н.В. Психологические причины профессионального выгорания педагогов / Н.В. Гончарова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – – № 4. – С. 37-40.
- Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. – – № 4. – С.29-32.
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: «Эксмо», 2005. – С. 40-51.
- Рабаданова З.Р. Профилактика эмоционального выгорания педагогов // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 48-52.
- Францева Е.Н., Антонелене Э.Н. Эмоциональное выгорание педагогов как фактор риска психологической безопасности образовательной среды // Перспективы развития педагогического образования в условиях цифровой социальной реальности: антропологический подход: материалы XVI Международной научно-практической конференции / под редакцией Л.Л. Редько, М.В. Смагиной, А.В. Шумаковой. – Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2021. – 385 с. – С.176-183.
- Хайдарова М.Ю. Профилактика эмоционального выгорания педагогов // Образование. Карьера. Общество. – – № 2. – С.77- 79.
Францева Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы, Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Сулейманова Марина Ашотовна – магистр направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии» Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Францева Е.Н., Сулейманова М.А. Проблемы эмоционального выгорания у педагогов образовательного учреждения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).