Смарышева В.А., Булкина Д.Н. (г. Санкт-Петербург)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА, МОДУСОВ ЖИЗНИ И УРОВНЯ САМОАКТУЛИЗАЦИИ
УДК 159.922
Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи субъективного переживания одиночества, модусов жизни и уровня самоактуализации. Материалы исследования могут быть использованы для разработки программ оптимизации проблем субъективного переживания одиночества за счет коррекционной работы с проблемами модусов жизни и уровня самоактуализации личности.
Ключевые слова: модус, одиночество, уровень самоактуализации.
На сегодняшний день одиночество представляет собой наиболее серьезную социальную проблему современного мира. Несмотря на обширный интерес к феномену одиночества в наше время, вопросы сущности одиночества, причин, из-за которых происходит его формирования, а также возрастных особенностей переживания одиночества все еще относятся к категории малоизученных.
Данное чувство характеризуется тем, что заставляет человека ощущать себя оторванным от сообщества людей, от семьи, однако одиночество не является физическим состоянием изолированности человека. В исследованиях подтверждается, что чувство одиночества в разной степени характерно практически для всех, однако, наиболее острое проявление одиночества отмечается у людей, которые имеют определенные особенности развития личности. В частности, повышенный уровень субъективного переживания одиночества может отмечаться при определенных модусах жизни и уровне самоактуализации, что и определяет актуальность нашего исследования. Чувство одиночества при отсутствии должной помощи в будущем может привести к серьезным психологическим проблемам.
Впервые проблеме одиночества уделили достаточное внимание психоаналитики школы З. Фрейда. Согласно мнению данных исследователей, возникновение одиночества обусловлено наличием у личности следующих качеств: повышенный уровень нарциссизма, наличие мании величия и высокий уровень агрессивности. Помимо этого, психоаналитики объясняют возникновение одиночества различными ранними влияниями, которые возникают в процессе личностного развития ребенка. Сам З. Фрейд указывал на то, что люди уединяются и отрекаются от мирской жизни из-за неврозов, и в этом случае невроз необходимо считать одиночеством.
Одиночество является внутренним психическим состоянием, а не внешним проявлением. Состояние одиночества возникает в том случае, когда у человека наблюдается нарушение в динамическом равновесии между процессами обособления и идентификации. Одиночество может оказывать как положительное влияние на жизнедеятельность личности, так и нести с собой отрицательные последствия.
Положительное влияние возникает в том случае, когда личность обладает выработанной психологической устойчивостью, т.е. осознанным умением сохранять равновесие между механизмами отчуждения и идентификации. При этом для позитивного влияния одиночества на личностное развитие человека у него должно быть сформированное и очень четкое чувство сохранности собственного «Я», а также навыки чувства угрозы в случае, когда возникает возможность его утраты.
В исследовании К. Хорни представлены особенности проявления одиночества, дана характеристика типам невротичных личностей (уступчивого, отстраненного, агрессивного). Многими исследователями (Д. Зилбургом, Г. Салливаном, Ф. Фромм-Рейхманом и другими) также обращается внимание на то, что у одиночества есть внутриличностные предпосылки, и его возникновение обусловлено не столько ситуативными факторами, сколько особенностями личностного развития.
Первый психологический анализ одиночества был опубликован Д. Зилбургом, и в данном анализе впервые были разграничены понятия одиночества и уединенности. Автор под уединенностью понимал нормальное для личности состояние, обусловленное временными настроениями, в то время как под одиночеством понимал постоянное и непреодолимое ощущение, которое сопровождается наличием у личности чувства собственной всесильности [3].
В исследованиях Г. Салливана были рассмотрены особенности течения возрастной динамики в том, как изменяются потребности человека в проявлениях близости. На этапе раннего детства ребенок остро нуждается в контакте с взрослым, затем данная потребность сменяется потребностями в общении со сверстниками. В подростковом возрасте человек больше всего нуждается в общении с противоположном поле, а когда он не может удовлетворить свои потребности в интимности, в дальнейшем у него может возникнуть глубокое чувство одиночества. Согласно Г. Салливану, в большей степени одиночество обусловлено наличием проблем в процессе выстраивания взаимоотношений с окружающими [5].
Одну из первых концептуализаций одиночества разработала Ф. Фромм-Рейхман. Исследователь говорил о том, что при проведении своего исследования испытывала множество затруднений в терминологии, потому что одиночество является наименее разработанным психическим явлением, упоминание которого не встречается в большом количестве учебников, посвященных психиатрическим аспектам развития личности человека. Ф. Фромм-Рейхман указывала на то, что одиночество следует принимать за экстремальное состояние, способное приобретать разрушительный характер и при затяжных состояниях может приводить к возникновению психотических состояний.
Вопросы познания человеком самого себя как личности, осмысления им способов осуществления бытия (модусов), особенностей бытия на протяжении столетий поднимались разными учеными.
Понятие «модус» от латинского «modus» – мера, способ, образ, вид. В философии обозначает определяющее свойство какого-либо предмета, проявляющееся только в некоторых состояниях и обусловленное окружением и связями с ним предмета [2].
Термин «модус» (применительно к обозначению разновидности форм умозаключения и выбору способа жизни), вошел в психологию благодаря наиболее признанным теориям X. Ортеги-и-Гассета и Э. Фромма, которые рассматривали способы человеческого существования в двух базовых модусах – обладания и бытия, определив их как антагонистические. X. Ортега-и-Гассет охарактеризовал способ жизни «человека- массы» стремлением к обладанию жизненными благами, желанием оставаться таким как все, а представителя духовной элиты – стремлением к служению высшему идеалу, к творчеству, свободой выбора своей цели, альтруизмом [4].
Стремление к духовному развитию дает возможность человеку «сформировать жизнь» по собственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной. Готовность активно влиять на ситуацию, формирование определенной позитивной системы мировосприятия, сознательный выбор наиболее эффективного модуса жизни, определяет шансы человека на успех. Как результат этой работы над собой, человек становится более стрессоустойчив, самоэффективен и удовлетворен собственной жизнью, то есть – более жизнестоек [1].
Истинное одиночество формируется из-за столкновения с пограничными экзистенциальными ситуациями, например, смертью или жизненной трагедией. Независимо от того, получает ли человек какую-либо внешнюю поддержку, он переживает и осмысливает эти ситуации в одиночку. Любые экзистенциальные переживания сталкивают человека с самим собой. Настоящее бытие одинокое, а все общественные формы вторичные наложения.
Самоактуализирующиеся люди, в отличие от других людей, могут находиться в одиночестве, не ощущая себя одинокими. Потребность в уединении в ситуациях неудач и несчастий свойственна многим людям, но у самоактуализирующихся личностей данная потребность связана с высокой дифференцированностью внутреннего мира и согласуется с другими особенностями личности, такими как стремление к автономии и творчеству, сопротивление социальным стереотипам.
Актуальность обусловлена тем, что на сегодняшний день одиночество представляет собой наиболее серьезную социальную проблему современного мира. Данное чувство характеризуется тем, что заставляет человека ощущать себя оторванным от сообщества людей, от семьи, однако одиночество не является физическим состоянием изолированности человека. Чувство одиночества при отсутствии должной помощи в будущем может привести к серьезным психологическим проблемам.
Гипотеза: между субъективным переживанием одиночества, модусами жизни и уровнем самоактуализации личности существует взаимосвязь.
Объект исследования: субъективное переживание одиночества, модусы жизни и уровень самоактуализации.
Предмет исследования: взаимосвязь между субъективным переживанием одиночества, модусами жизни и уровнем самоактуализации личности.
В связи с этим цель исследования: выявить наличие взаимосвязи субъективного переживания одиночества, модусов жизни и уровня самоактуализации.
Этапы эмпирического исследования:
- Подготовительный этап. Подбор и составление методик диагностики переживания одиночества.
- Констатирующий этап. Диагностика результатов эмпирического исследования взаимосвязи субъективного переживания одиночества, модусов жизни и уровня самоактуализации.
- Апробационный этап. Обоснование актуальности проведенного исследования с целью дать рекомендации при работе с уровнем переживания одиночества, модусов жизни и уровнем самоактуализации.
- Заключительный этап. Сравнительный анализ полученных данных, выводы о взаимосвязи субьективного переживания одиночества, модусов жизни и уровня самоактуализации.
Методики эмпирического исследовании:
1) Для исследования особенностей субъективного переживания одиночества нами был использован дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева.
Данная методика представляет собой опросник, который основан на учете экзистенциальных представлений, касаемых отношения личности к одиночеству. В соответствии с данными представлениями принятие одиночества у личности выступает в качестве экзистенциального факта, который позволяет человеку положительно относиться к ситуациям уединения, позволяющим осуществлять аутокоммуникацию и личностный рост. В рамках данного опросника осуществляется диагностика по 8 субшкалам и 3 шкалам.
2) Для диагностики самоактуализации мы использовали методику диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калинина.
Благодаря использованию данной методики возможна диагностика самоактуализации, которая понимается стремлением человека к тому, чтобы наиболее полно раскрыть и реализовать свой личностный потенциал. В рамках данной методики предполагается диагностика по следующим критериями самоактуализации:
- ориентация по времени;
- ценности;
- взгляд на природу человека;
- потребность в познании;
- креативность (стремление к творчеству);
- автономность;
- спонтанность;
- самопонимание;
- аутосимпатия;
- контактность;
- гибкость в общении.
3) Для оценки наличия взаимосвязи субъективного переживания одиночества, модусов жизни и уровня самоактуализации результаты по всем методикам сравнивались между собой при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Использование данного коэффициента позволяет оценить наличие достоверно значимых взаимосвязей между исследованными в ходе диагностики параметрами.
В исследовании приняли участие 40 респондентов, из которых 22 женщины и 18 мужчин, возраст респондентов от 25 до 40 лет, средний возраст респондентов 32,7 лет.
Результаты нашего исследования позволяют говорить, что в различных исследованиях доказано, что выраженность переживания одиночества связана со сниженными показателями самоактуализации личности. Субъективное переживание одиночества личности имеет тесную связь с формированием тенденции жить вчерашним днем, одинокие люди гораздо чаще не удовлетворены своим настоящим и прошлым, склонны не верить в то, что способны контролировать свою жизнь. Повышенный уровень одиночества в большинстве случаев встречается у людей, у которые не отмечается наличия выраженной аутосимпатии, однако отмечается склонность к заниженной самооценке, неуверенности в себе, общий низкий уровень самоактуализации.
В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
- Респонденты, для которых оказалось характерно негативно переживать изоляцию и которые имеют повышенный уровень зависимости от общения с окружающими, в целом оказались менее удовлетворены своей жизнью, у них отмечается более низкий уровень удовлетворенности реализованностью жизни, у них отмечаются проблемы в отношениях с окружающими и в целом они склонны считать, что имеют проблемы с чертами своего характера;
- Респонденты, которые склонны искать положительные моменты в одиноком единении, гораздо чаще удовлетворены своей реализованностью в жизни, у них складываются более эффективные и положительные взаимоотношения с окружающими, они чаще склонны считать, что обладают хорошим характером, и в целом для них характерен более высокий уровень удовлетворенности своей жизнью;
- Респонденты, для которых оказалось характерно негативно переживать изоляцию и иметь повышенный уровень зависимости от общения с окружающими, в целом не характерно жить настоящим – они более склонны ориентироваться на события прошлого, при этом эти респонденты склонны к тому, чтобы сомневаться в людях, они редко относятся к незнакомым людям с доверием и непредвзятостью, при этом они редко открыты новым впечатлениям, они редко проявляют спонтанность и естественную легкость без проявления соответствующих волевых усилий;
- Респонденты, для которых оказалось характерно положительно относиться к своему одиночество, в целом оказалось привычно жить настоящим и ориентироваться на эмоции, пережитые «здесь и сейчас», при этом данные респонденты оказались очень общительны, легки в межличностных контактах, очень просто проявляют гибкость в общении, изначально стремятся относиться к людям с доверием и стремятся оценивать их непредвзято.
- В процессе проведения сравнения мужчин и женщин по уровню и особенностям переживания одиночества обнаружено, что для мужчин оказалось характерным испытывать более высокий уровень общего одиночества и зависимости от общения, при этом для женщин оказался характерен более высокий уровень позитивного одиночества
- обнаружено, что в исследованной группе у 30% группы отмечается выраженный высокий уровень зависимости от общения, что указывает на то, что данные респонденты испытывают высокий уровень неприятия одиночества, им очень сложно оставаться в одиночестве, их общие представления об одиночестве по большей части являются негативными.
- Выяснено, что у 35% группы отмечается выраженный высокий уровень позитивного одиночества, что свидетельствует о том, что для этой части выборки оказалось характерным находить ресурс именно в уединении и в целом для этих людей характерно положительное отношение к одиночеству. При работе с такими клиентами рекомендовано направить их в свое самопознание и саморазвитие. Данная группа респондентов может быть привлечена к тренинговой работе в соответствии с интересами и запросами, что позволит повысить уровень их саморазвития.
- При проведении исследования нами доказано, что между субъективным переживанием одиночества, модусами жизни и уровнем самоактуализации личности существует взаимосвязь.
Литература
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования // ред. А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2015
- Колесникова Г.И. Концепция позитивного одиночества. // Евразийский союз ученых. – 2016. – №1-1 (22). – С. 169-171
- Корчагина С.Г. Генезис виды и проявления одиночества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 196 с.
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 256 с.
- Старовойтов В.В. Салливан Гарри Стэк // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2016. – №1.
Смарышева Виктория Алексеевна – кандидат психологических наук, Проректор по учебной работе АНО ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа», г. Санкт-Петербург
e-mail:
Булкина Дарья Николаевна – студентка 5 курса АНО ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа», г. Санкт-Петербург
e-mail:
Смарышева В.А., Булкина Д.Н. Взаимосвязь субъективного переживания одиночества, модусов жизни и уровня самоактулизации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен