Мишина М.М., Полякова П.С. (г. Москва)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С ОДНИМ И ДВУМЯ ДЕТЬМИ
УДК 159.922
Аннотация. Статья посвящена анализу психологических особенностей взаимоотношений родителей и старших школьников, характерных для семей с единственным ребенком и для семей с двумя детьми. Анализ работ зарубежных и отечественных авторов (А. Адлеа, Т. Н. Андреева, Т.А. Думитрашку и др.) показал, что в разных моделях семьи складываются свои внутрисемейные отношения, следовательно, эмпирическое исследование разных условий воспитания определяет психологические характеристики детей, а также дает понимание специфики процесса социализации личности.
Ключевые слова: семья, воспитание, старшие школьники, родительские установки.
Семья, являясь важнейшим социальным институтом должна формировать интеллектуальную, гармонично развитую, духовно-нравственную личность, которая имеет адекватные жизненные принципы и нормы поведения, постепенно становящиеся внутренней потребностью и влияющие на образ жизни ребенка, способствуя его социализации.
Нам интересен ответ на вопрос: в чем состоят психологические особенности взаимоотношений родителей и старших школьников в семьях с одним ребенком и в семьях с двумя детьми?
Частично ответ на этот вопрос лежит во многих психологических исследованиях, которые посвящены проблемам психологических особенностей детей, воспитывающихся в семьях с различной конфигурацией и стилем воспитания [1; 2; 3; 4; 5].
Цель исследования: анализ психологических особенностей взаимоотношений родителей и старших школьников, характерных для семей с единственным ребенком и для семей с двумя детьми.
Объект: психологические особенности взаимоотношений родителей и старших школьников, а предмет: психологические особенности взаимоотношений родителей и старших школьников, воспитывающихся в семьях с одним и двумя детьми.
Гипотеза исследования: существуют особенности взаимоотношений родителей и старших школьников в семьях с одним ребенком и в семьях с двумя детьми: в первом случае родительское воспитание будет связано со стремлением к сверхопеке с использованием непосильных требований, предъявляемых к ребенку, а стиль воспитания будет характеризоваться непостоянством. Во втором случае будет отмечаться присутствие большей автономности в родительском воспитании, склонность к уходу от наказаний и запретов, а родительские конфликты будут выноситься в сферу воспитания.
Методики диагностики:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. (Методика АСВ) для родителей подростков.
2. Опросник «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина (Методика РОД);
3. Методика «Рисунок семьи» (А.Л. Венгер).
В эмпирическом исследовании приняли участие 60 респондентов: представители семей с одним ребенком – 20 родителей и 10 детей (старших школьников), представители семей с двумя детьми – 20 родителей и 10 детей (старших школьников). Старшие школьники – респонденты в возрасте от 15 до 17 лет, из которых 10 представителей женского пола и 10 представителей мужского пола.
В начале эмпирического исследования семей с двумя детьми нами были проведены методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и «Родителей оценивают дети» (РОД) И.А. Фурманова и А.А. Аладьина. Представленные методики изучают нарушения семейного воспитания, только первая методика является анализом родителями взаимоотношений со своими детьми, а вторая методика, являясь зеркальной, выполняется детьми, которые оценивают воспитательные воздействия своих родителей. Наибольшее количество нарушений семейного воспитания в семьях с одним ребенком было выявлено по следующим шкалам: гиперпротекция (выявлено у 13 родителей), чрезмерность требований-обязанностей (выявлено у 16 родителей), неустойчивость стиля воспитания (выявлено у 15 родителей), воспитательная неуверенность родителей (выявлено у 12 родителей).
Наглядно результаты анализа представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Родительский анализ семейных взаимоотношений с оценкой детьми их воспитательных воздействий в семьях с одним ребенком
Обратим внимание на то, что в целом представления о характерных нарушениях воспитания между родителями и подростками в семьях с одним ребенком – сходные, а именно: наибольшее количество нарушений семейного воспитания было выявлено по шкалам гиперпротекции (выявлено у 65% родителей и 70% детей), чрезмерности требований-обязанностей (выявлено у 80% родителей и 90% детей), неустойчивости стиля воспитания (выявлено у 75% родителей и 80% детей), воспитательной неуверенности родителей (выявлено у 60% родителей и 70% детей). Остальные параметры нарушений семейного воспитания выявлены в наименьшем количестве и также в сопоставлении практически идентичны по количеству выявленных случаев между детьми и их родителями.
Из рисунка 1 следует сделать вывод, что для семей с одним ребенком наиболее характерными нарушениями семейного воспитания выступили такие как: «гиперпротекция», характеризующаяся чрезмерным вниманием родителей к своему ребенку, когда воспитание становится главным делом их жизни, «чрезмерность требований-обязанностей», где требования часто не соответствуют возможностям ребенка, «неустойчивость стиля воспитания», которая характеризуется резкими сменами стилей, приемов воспитания. Также преобладал в однодетных семьях показатель, относящийся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка, а именно «воспитательная неуверенность родителей», когда родитель уступает своему ребенку в любых вопросах, а в семье перераспределена власть между родителем и ребенком в пользу последнего. Тогда ребенок добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав». Также можно сделать вывод, что представления о характерных нарушениях воспитания между родителями и подростками в семьях с одним ребенком – сходные. В ходе проведенного исследования устойчивых сочетаний стилей воспитания выявлено не было.
Следующим этапом исследования взаимоотношений родителей и старших школьников в однодетных семьях выступила проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика проводилась только с детьми.
Опираясь на результаты исследования, видно, что в основном в семьях с одним ребенком преобладает благоприятная психологическая атмосфера, все старшие школьники использовали яркую цветовую палитру в своих рисунках, почти на всех рисунках нуклеарная семья держится за руки, имеется самоидентификация. Несколько старших школьников увеличивали состав семьи, дополнительно включая двоюродных братьев и сестер, как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье, выражением потребности в равноправных, кооперативных связях. В большинстве случаев на рисунках была изображена только нуклеарная семья. В рисунках нет явного преобладания размера фигуры между родителями. Этот факт говорит о либеральности семейных взаимоотношений, царящих в современной однодетной семье. При этом, зачастую, единственные дети изображали наиболее крупной фигурой самих себя, либо располагали фигуру себя над остальными, что говорит о наличии эгоистических и эгоцентрических тенденций у ребенка, о наличии завышенной самооценки. Также некоторые дети, наоборот, были склонны при изображении семьи рисовать маленькие фигуры, которые занимают только маленькую часть листа. Данный факт может говорить о тревоге, эмоциональной зависимости.
В целом, именно у детей из однодетных семей в ходе экспериментального исследования часто фиксировалась неадекватная самооценка, но при этом в семье дети чувствуют себя комфортно. В семье с единственным ребенком родители стремятся к симбиотическим отношениям с подростком, родителям присуще контролировать ребенка, следить за его достижениями и поведением. Единственные дети оценивают своих родителей как умерено строгих и требовательных, с высоким уровнем контроля, тесной эмоциональной связью, что подтверждается в рисунках включенностью во взаимодействие, в одну деятельность нуклеарной семьи, а ребенок в большинстве рисунков находится посередине, между родителями.
Результаты тестирования родителей из семей с двумя детьми по методикам «Анализ семейных взаимоотношений» и «Родителей оценивают дети» показал, что наиболее характерными нарушениями семейного воспитания выступили: потворствование (выявлено у 14 родителей), недостаточность требований-запретов (выявлено у 16 родителей), минимальность санкций (выявлено у 15 родителей), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (выявлено у 12 родителей)
Наглядно результаты анализа родителями семейных взаимоотношений с оценкой детьми их воспитательных воздействий в семьях с двумя детьми представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Родительский анализ семейных взаимоотношений с оценкой детьми их воспитательных воздействий в семьях двумя детьми
Обратим внимание на то, что в целом представления о характерных нарушениях воспитания между родителями и подростками в семьях с двумя детьми – сходные, а именно: наибольшее количество нарушений семейного воспитания было выявлено по шкалам потворствования (выявлено у 70% родителей и 80% детей), недостаточности требований-запретов (выявлено у 80% родителей и 90% детей), минимальности санкций (выявлено у 75% родителей и 80% детей), вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (выявлено у 60% родителей и 60% детей). Остальные параметры нарушений семейного воспитания выявлены в наименьшем количестве и также практически идентичны по количеству выявленных случаев между детьми и их родителями.
Из рисунка 2 следует сделать вывод, что для семей с двумя детьми наиболее характерными нарушениями семейного воспитания выступили такие как: «потворствование», которое характеризуется удовлетворением любых потребностей ребенка со стороны родителей: как материально-бытовых, так и духовных, «недостаточность требований-запретов», когда ребенку в семье разрешается абсолютно все, и, даже если присутствуют какие-либо запреты, то ребенок может безнаказанно их нарушить, «минимальность санкций» также характеризуется пренебрежением родителей к наказаниям, они сомневаются в результативности наказаний. Также преобладал в двухдетных семьях показатель, относящийся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка, а именно «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», как правило, это является первопричиной противоречивого типа воспитания. Возникает разница во мнениях по поводу самого воспитания: один родитель может быть склонен к строгому стилю воспитания, другой выступает за лояльность по отношению к ребенку. При этом интерес родителей в действительности направлен на то, кто прав в споре. Необходимо сделать еще один вывод о том, что представления о характерных нарушениях воспитания между родителями и подростками в семьях с одним ребенком – сходные. Также необходимо отметить, что в ходе проведенного исследования устойчивых сочетаний стилей воспитания, приводящих к психогенным нарушениям у детей, в семьях с одним ребенком выявлено не было.
Следующим этапом исследования взаимоотношений родителей и старших школьников в однодетных семьях выступила проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика проводилась только с детьми. В ходе анализа рисунков старших школьников, изображающих семью, нами фиксировались следующие параметры: характер структуры рисунка, степень детализации рисунка, отображение отношений и взаимодействия персонажей, предъявление самоидентификации, состав семьи.
Опираясь на проведенную методику, мы видим, что в основном в семьях с одним ребенком преобладает благоприятная психологическая атмосфера, все старшие школьники использовали яркую цветовую палитру в своих рисунках, везде имеется самоидентификация. На большинстве рисунков изображена расширенная семья из братьев, сестер, а также старшего поколения, поскольку общение с ними в двухдетных семьях более плотное. При изображении членов семьи дети выделяли большим размером либо всех родственников мужского пола, либо только отца. Согласно методике анализа детских рисунков семьи именно, наиболее влиятельный человек в семье изображается им наиболее крупной величиной. Данная особенность изображения семьи подчеркивает ту роль, что играет глава семьи в традиционной патриархальной семье. При изображении семьи свое собственное изображение дети располагали адекватно остальным фигурам на листе, что говорит об отсутствии эгоистических и эгоцентрических тенденций у ребенка.
В двухдетных семьях родители предоставляют ребенку большую самостоятельность и автономность в поведении, что в рисунке подтверждается включенностью в общую деятельность отдельных групп, например, мама и папа смотрят друг на друга, а брат и сестра включены в другую совместную деятельность. Иногда наблюдается включенность между диадами мама-дочь, папа-сын, либо наоборот. Это объясняется тем, что нарушения сиблинговых отношений нередко выступает результатом нарушенных отношений между родителями как супружеской парой. Выступая невольными свидетелями ссор между родителями, дети усваивают их модели поведения в конфликте и переносят их на взаимоотношения между собой. Особенно опасна ситуация, при которой в семье существует шуточное или вполне реальное разделение детей на «папиных» и «маминых» (например, дочь – «мамина дочь», а сын – «папин сын»). В такой ситуации конфликты между сиблингами могут становиться зеркальным отражением конфликтов между родителями, а сами дети могут оказываться «представителями» «своего» родителя в конфликтной ситуации. Родители в двухдетных семьях не стремятся сокращать межличностную дистанцию с подростком и их внимания может не хватать. Такие подростки более самостоятельны в своем поведении и редко подвергаются контролю и гиперопеке со стороны родителей.
Для того чтобы установить достоверность различий в выявленных психологических особенностях взаимоотношений родителей и старших школьников, воспитывающихся в семьях с одним и двумя детьми, был проведен математико-статистический анализ с помощью критерия хи-квадрат с использованием статистики Фишера, что позволило установить по каким именно параметрам выявлены значимые различия.
Анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что между семьями с одним ребенком и семьями с двумя детьми достоверные различия выявлены по 4 шкалам, а именно: «Чрезмерность требований-обязанностей», «Недостаточность требований-запретов к ребенку», «Минимальность санкций», «Неустойчивость стиля воспитания». Остальные шкалы нарушений, такие как: «Гиперпротекция», «Гипопротекция», «Потворствование», «Игнорирование потребностей», «Недостаточность обязанностей», «Чрезмерность требований-запретов», «Чрезмерность санкций», «Расширение сферы родительских чувств», «Предпочтение в ребенке детских качеств», «Воспитательная неуверенность родителей», «Фобия утраты ребенка», «Неразвитость родительских чувств», «Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств», «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», «Предпочтение мужских качеств», «Предпочтение женских качеств» не дали достоверных различий, либо распределения рецензентов в конкретной категории было недостаточно, чтобы корректно провести статистический анализ. нарушение воспитания «Чрезмерность требований-обязанностей» преобладает в семьях с одним ребенком. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.
Нарушение воспитания «Недостаточность требований-запретов» преобладает в семьях с двумя детьми. В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, подросток их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Подросток сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка, и особенно, неустойчивого типа.
Выводы:
1. Исходя из представлений подростка о стиле семейного воспитания, а также из показателей родительского опыта в семьях с одним ребенком наиболее характерными нарушениями семейного воспитания являются: чрезмерность требований-обязанностей, неустойчивость стиля воспитания. В семьях с двумя детьми наиболее выражены недостаточность требований-запретов, минимальность санкций. В ходе проведенного исследования устойчивых сочетаний стилей воспитания в семьях с одним и двумя детьми выявлено не было.
2. В семьях с единственным ребенком дети оценивают своих родителей как умерено строгих и требовательных, с высоким уровнем контроля, тесной эмоциональной связью. В двухдетных семьях родители предоставляют им большую самостоятельность и автономность в поведении, а сами дети могут оказываться «представителями» «своего» родителя в конфликтной ситуации.
3. Математико-статистический анализ с помощью критерия хи-квадрат показал, что между распространенностью нарушений семейного воспитания в однодетных и двухдетных семьях существуют достоверные различия (p<0,05).
Полученные результаты позволили частично доказать выдвинутую гипотезу исследования. Достоверно было выявлено, что воспитание в семьях с двумя детьми будет отличаться недостаточностью требований-запретов и минимальностью санкций, применяемым к своим детям, в отличие от семей с одним ребенком, имеющим склонности к неустойчивому стилю воспитания, а также чрезмерным требованиям-запретам к своему ребенку.
По результатам проведенного исследования были разработаны рекомендации для родителей, воспитывающих одного ребенка (рекомендации направлены на снижение зависимости от родителей, учет личных границ, установку адекватных требований и учет желаний и интересов ребенка) и двух детей (рекомендации направлены на вовлечение родителей в жизнь детей с учетом личных границ, выстраивание системы правил в семье, которым должны придерживаться все члены семьи, восстановление/формирование «душевного тепла» в отношениях родителей и детей).
Литература
- Агапов Е.П., Нор-Аревян О.А. Семьеведение. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 399 с.
- Алексеева О.С. Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 25-32.
- Мишина М.М. Перспективы развития театральной педагогики в России. Практическая психология и новая реальность: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Москва, 26-27 февраля 2022 года). – М.: МИТУ-МАСИ, 2022. – 154 с. – Текст: электронный.
- Мишина М.М. Психологические основы античной воспитательной практики «Заботы о себе» // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – № 22. – 2021. – С.63-73.
- Симонович Н.Е, Мишина М.М. Условия эффективного воспитания подростков с девиантным поведением из замещающих семей и учебно-воспитательных интернатов. – LAP LAMBERT – ACAGEMIC PABLISHING, 2021. – 109 c.
Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования института им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва
e-mail:
Полякова Полина Сергеевна – студентка 4 курса направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва
e-mail:
Мишина М.М., Полякова П.С. Психологические особенности взаимоотношений родителей и старших школьников, воспитывающихся в семьях с одним и двумя детьми. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен