Походенко М.В., Майборода Т.А., Коптева Т.С. (Ставрополь)
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
УДК 159.923
Аннотация. В статье проанализированы социально-психологические особенности студенческого возраста и проблемы социально психологического статуса студента в группе, а также представлены результаты авторского исследования, направленного на выявление социально-психологических особенностей влияния уровня развития лидерских качеств студента вуза на его социально-психологический статус в студенческой группе.
Ключевые слова: лидерские качества личности студента вуза; социально-психологический статус в студенческой группе.
Одной из важных характеристик межличностного взаимодействия является положение личности в группе или статус, обозначающий положение человека в системе межличностных отношений и меру его «психологической приемлемости» членами группы. Его можно считать достаточно объективным показателем успешности коммуникативной деятельности личности. Я.Л. Коломинский [2] определяет статус в качестве интегрального понятия, включающего как объективные параметры, такие как положение личности во внутригрупповой структуре, так и субъективное отражение своего положения, отрефлексированное в разной степени. Таким образом, в современной социальной психологии статус рассматривается как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, определенные привилегии в группе.
Многие работы исследователей по проблеме социометрического статуса в группах, были посвящены изучению взаимосвязей социометрического статуса с различными индивидуально-типологическими особенностями, такими характеристиками личности, как экстроверсия-интороверсия, степень агрессии, внешняя привлекательность, школьная успеваемость, интеллектуальные данные, возраст и др. При этом, по мнению Я.Л. Коломинского [2], данные, полученные в социальной психологии, не образуют целостной картины детерминации статусных различий. Кроме того, имеющиеся в психологических исследованиях данные изучения социометрического статуса личности в группе довольно многочисленны и, порой, противоречивы. Проблема статуса личности в группах сверстников в большей степени изучалась исследователями детского развития, подросткового и юношеского возрастов, в то время как такой важный этап как «студенческий возраст» изучен в этом плане недостаточно.
Личностные особенности студентов как субъектов учебной деятельности и общения могут быть проинтерпретированы с точки зрения социальной ситуации их развития в группе.
Студенческий период характеризуется сменой ведущей деятельности, изменением социального статуса, вхождением молодых людей в новую социальную роль. Студенческий возраст – это особый жизненный этап, который опосредует переход человека во взрослую жизнь. Пребывание в статусе учащегося высшего учебного заведения предполагает выработку новых компетенций, новых поведенческих стратегий [1]. Чаще всего они ассоциируются с доминантным, независимым поведением. Для студентов характерно стремление пытаться контролировать все, что происходит вокруг них в процессе общения, влиять на то, что чувствуют или думают о них окружающие.
Данный период характеризуется интенсивностью межличностного взаимодействия, расширением круга общения. Особенно значимым для студентов является неформальное общение, которое оптимизирует эмоциональное состояние личности, дает поддержку в трудных жизненных ситуациях, у них ярко выражена потребность в признании, в самоуважении, самопринятии [3]. Большое влияние на студентов оказывают референтные группы. Исследование, проведенное Н.Д. Твороговой [6], показало, что для студентов очень важна степень значимости той группы, в которую они включены. Принятие студента вуза референтной для него группой является для него важным еще и в связи с удовлетворением его ведущих потребностей, свойственных юношескому возрасту (потребности в избегании неудач, потребности в избегании конфликта между Я-концепцией и оценкой личности другими участниками группы; потребности в достижениях, потребностью в принадлежности к престижной группе и достижения высокого статуса в этой группе и др.). Образовательная система в вузе является более демократичной по сравнению со школьной. Статус студента является более независимым по сравнению со статусом школьника. В то же время, место, занимаемое субъектом в системе межличностных взаимоотношений, оказывает интенсивное влияние на развитие личности студента вуза, а также на развитие его лидерских качеств [5].
Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что уровень развития лидерских качеств студента вуза влияет на его социально-психологический статус в студенческой группе.
Для проверки этой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 27 студентов Ставропольского государственного медицинского университета 2 курса лечебного факультета. Возрастной диапазон участников исследования колеблется от 19 до 20 лет.
В качестве методов исследования нами использовался теоретический анализ литературы по теме исследования, эмпирические методики – «социометрия» (Дж. Морено) [4], «Лидер» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) [7]), а также методы математической обработки данных (вычисление средних значений и процентного распределения).
Результаты исследования, полученные нами по методике «Социометрия», представлены на рисунке 1 и таблице 1.
1 – «звезды», 2 – «предпочитаемые», 3 – «принятые», 4 – «непринятые», 5 – «отвергнутые»
Рисунок 1. Социометрический статус студентов (по данным методики «Социометрия»)
Таблица 1. Социометрическая матрица выборов студентов в группе
Кто выбирает |
Кого выбирают |
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
|
|
1 |
× |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
2 |
- |
× |
- |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
3 |
|
|
× |
|
|
|
|
- |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
- |
+ |
|
- |
- |
|
- |
|
|
|
|
4 |
- |
+ |
|
× |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
- |
- |
|
|
|
|
5 |
- |
+ |
|
+ |
× |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
- |
- |
|
|
|
|
6 |
|
+ |
|
|
|
× |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
|
|
|
7 |
- |
+ |
|
+ |
|
+ |
× |
- |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
- |
|
+ |
|
|
|
- |
- |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
× |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
9 |
- |
|
+ |
+ |
+ |
|
- |
|
× |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
10 |
|
+ |
- |
+ |
|
- |
+ |
- |
|
× |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
|
|
|
11 |
- |
|
- |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
× |
+ |
|
|
|
- |
- |
|
|
|
|
+ |
|
- |
|
|
+ |
|
12 |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
- |
× |
+ |
+ |
|
|
|
- |
|
- |
- |
+ |
|
|
|
|
- |
|
13 |
+ |
|
|
|
|
+ |
- |
+ |
|
|
|
|
× |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
+ |
+ |
|
+ |
|
× |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
- |
- |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
× |
+ |
|
- |
|
- |
+ |
|
+ |
- |
+ |
+ |
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
× |
|
|
|
- |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
17 |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
- |
|
|
|
× |
|
|
|
- |
|
+ |
- |
|
+ |
|
|
18 |
- |
|
|
|
- |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
- |
× |
|
|
+ |
+ |
- |
- |
|
|
- |
|
19 |
- |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
× |
+ |
|
+ |
|
- |
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
- |
|
|
|
|
|
+ |
× |
|
+ |
|
- |
|
|
|
|
21 |
- |
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
- |
+ |
+ |
- |
× |
+ |
|
- |
|
|
+ |
|
22 |
- |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
- |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
× |
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
- |
|
- |
|
|
× |
|
+ |
+ |
|
|
24 |
|
|
|
- |
|
+ |
|
- |
|
|
|
|
+ |
|
- |
|
|
|
+ |
|
- |
+ |
|
× |
- |
|
+ |
|
25 |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
- |
|
|
+ |
- |
× |
+ |
+ |
|
26 |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
- |
|
- |
|
|
+ |
- |
+ |
× |
|
|
27 |
- |
|
|
|
|
|
|
+ |
- |
|
+ |
|
- |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
× |
|
Кол-во полученных выборов + |
1 |
5 |
1 |
6 |
1 |
10 |
7 |
11 |
2 |
8 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
6 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
8 |
5 |
2 |
4 |
6 |
6 |
|
- |
11 |
0 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
5 |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
5 |
0 |
9 |
4 |
1 |
5 |
18 |
1 |
0 |
1 |
|
Согласно представленным данным, процентная доля студентов, составивших статусную группу «звезд» – 7,4 %. «Звезда» – это член группы, получивший наибольшее количество положительных выборов и наиболее эмоционально привлекательный для большинства. «Предпочитаемых» среди респондентов –14,8 %. «Предпочитаемые» получают преимущественно положительные выборы. Отрицательные выборы отсутствуют или их количество незначительно. Эти люди достаточно востребованы в своей группе. При определенных обстоятельствах они могут претендовать на положение «звезд». «Принятых» среди участников исследования – 44,4 %, «отвергнутых» – 18,6% и «непринятых» – 14,8%. По результатам применения методики «Социометрия», преобладающей по количеству студентов является статусная группа «принятые» (44,4 %). Они пользуются преимущественно положительным отношением окружающих, что выражается в среднем количестве положительных выборов.
Результаты исследования, полученные нами по методике «Лидер», представлены на рисунке 2
1 – выражены слабо, 2 – выражены средне, 3 – выражены сильно, 4 – склонны к диктату
Рисунок 2. Уровень лидерских качеств студентов (по результатам методики «Лидер»)
Полученные в результате эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что лидерские качества слабо выражены у большинства участников исследования – 55,6 % студентов. Средняя выраженность лидерских качеств выявлена у 40,7 %. Сильно качества лидера выражены у 3,7 % студентов, склонных к диктату респондентов не выявлено. На следующем этапе исследования мы, опираясь на результаты применения методики «Социометрия», распределили участников исследования на 5 групп (в зависимости от выявленного социометрического статуса). В группу А были включены студенты с социометрическим статусом «звезды» – 7,4 %. Группу В составили «предпочитаемые» – 14,8 %. В группу С вошли студенты со статусом «принятые» – 44,4 %. Группа D объединила обучающиеся со статусом «непринятые» – 14,8 %. В группу Е были включены «отвергнутые» – 18,6 %.
Далее мы сравнили показатели исследуемых нами качеств (по данным методик «Лидер») у респондентов групп А, В, С, D, E, характеризующихся разным социометрическим статусом. Полученные результаты ранжирования студентов в зависимости от их социометрического статуса и уровня развития у них лидерских качеств представлены нами в таблице 2.
Таблица 2. Сопоставительные данные выраженности лидерских качеств у студентов с с их социально-психологическим статусом в студенческой группе
Лидерские качества |
Количество студентов, % |
||||
Группа А «звезды» |
Группа В «предпочитаемые» |
Группа С «принятые» |
Группа D «непринятые» |
Группа E «отвергнутые» |
|
7,4 |
14,8 |
44,4 |
14,8 |
18,6 |
|
Степень выраженности качеств лидера |
|||||
Выражены слабо |
‒ |
‒ |
58 |
100 |
80 |
Выражены средне |
50 |
100 |
42 |
‒ |
20 |
Выражены сильно |
50 |
‒ |
‒ |
‒ |
‒
|
Как видно из таблицы 2, студенты со статусом «звезд» (составившие группу А – 7,4 %) характеризуются довольно высокими показателями лидерских качеств.
Так, у 50 % респондентов группы А качества лидера выражены в средней степени, а 50 % из них имеют высокую степень выраженности лидерства. Важно, что никто из них не обладает низкими показателями качеств лидера. Следовательно, студенты, наиболее эмоционально привлекательные для сверстников и получившие наибольшее количество положительных выборов, характеризуются высокими показателями лидерских качеств
«Предпочитаемые» (группа В – 14.8 % от общего количества участников исследования) обладают средними показателями лидерских качеств (100 %). «Предпочитаемые» занимают в своей группе достаточно высокое положение, близкое к положению «звезд» и при определенных обстоятельствах могут на него претендовать. Такие люди хорошо ориентируются в быстро меняющихся условиях, легко приспосабливаются к новой обстановке, способны принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях. Они контакты, стремясь к расширению круга общения, без проблем находят новых друзей.
У большинства студентов со статусом «принятые» (преобладающая по количеству студентов, группа С – 44,4 %) качества лидера выражены средне – 42 %, слабо выраженные – у 58 %. Представленные результаты свидетельствуют о том, что «принятые» (к которым, как правило, относится большинство членов группы) отличаются преобладанием средних показателей лидерских качеств. «Принятые» пользуются преимущественно положительным отношением окружающих. В большинстве случаев стремятся к общению, умеют вести диалог, отстаивать свое мнение. Однако склонности к лидерству не столь выражены и не отличаются высокой устойчивостью.
«Непринятые» (группа D – 14,8 % от общего количества участников исследования) характеризуются низкими показателями лидерских качеств – выявлены у 100 % представителей данной группы. «Отвергнутые» (группа E – 18,6 % от общего количества респондентов) отличаются низкими и средними показателями лидерских качеств. Так, у 80 % студентов данной группы качества лидера выражены слабо, средне – также у 20 %.
Таким образом, «отвергнутые» (получившие максимальное количество отрицательных выборов по результатам социометрического исследования) и «непринятые» (получившие минимальное количество социометрического выбора) характеризуются преобладанием крайне невысоких показателей по рассматриваемым параметрам.
Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов характеризуется недостаточно высокими показателями лидерских качеств. Не может не вызывать беспокойство и тот факт, что среди студентов выявлены «отвергнутые» и «непринятые». Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения в вузах. Усилия психологов и педагогов (педагогов-кураторов, преподавателей) следует направить на гармонизацию межличностных отношений в студенческих коллективах, развитие коммуникативных навыков будущих специалистов, формирование лидерских качеств.
Литература
- Иванова В.М. Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения // Инженерный вестник Дона. – 2012. – №4. – С. 47.
- Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
- Ларина Т.Н., Елисеев И.Н. Оценка уровня компетенций студента на основе модели Раша // Инженерный вестник Дона. – 2012. – №4. – С. 128.
- Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проект, 2001. – 384 с.
- Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №3 (40). – С. 211-212
- Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. – 1981. – №4. – С. 119-123.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 362 с.
Походенко Мария Витальевна – кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail:
Майборода Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail:
Коптева Татьяна Сергеевна – ассистент кафедры биологии Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail:
Походенко М.В., Майборода Т.А., Коптева Т.С. Влияние уровня развития лидерских качеств личности студента вуза на его социально-психологический статус в студенческой группе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен