Соловьева О.В., Власов Н.С. (г. Ставрополь)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
УДК 159.922
Аннотация. В статье раскрывается понятие и структурные компоненты учебно-профессиональной мотивации, описано развитие мотивационного цикла, представлены факторы и условия развития учебно-профессиональной мотивации будущих психологов, показано какое воздействие оказывает цифровизация образования на развитие учебно-профессиональной мотивации будущих психологов.
Ключевые слова: мотивация, цифровизация образования, студент- психолог, образовательный процесс, условия развития мотивации
XXI век это время глобальных преобразований в нашей стране, затрагивающих все сферы общественной жизни, в том числе и систему психологического образования. Современная системы профессиональной подготовки психологов ставит перед собой задачу формирования у студентов готовности к проявлению самостоятельности и активности в освоении профессии, ориентации на творческий подход, способности быстро адаптироваться к изменениям профессиональной среды. Таким образом основным стратегическим приоритетом психологического образования становиться развитие субъектных возможностей обучающихся, позволяющих им не только добиваться успеха в профессиональной деятельности, но и эффективно функционировать в современном социуме.
Новая парадигма психологического образования, делающая акцент на удовлетворении потребностей обучающихся в самореализации и саморазвитии требует пересмотра содержания и технологий обучения, уделения более пристального внимания вопросам развития учебно-профессиональной мотивации.
Актуальность развития учебно-профессиональной мотивации обусловлена тем, что именно в период обучения формируются личностные основы профессионализма, закрепляется потребность в профессиональном саморазвитии и непрерывном самообразовании. От уровня развития учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов будет зависеть не только продуктивность учебной деятельности, но и дальнейшее профессиональное и личностное самосовершенствование, на основе осознания ими своих потребностей и возможностей в сфере избранной профессиональной деятельности.
Опираясь на отечественные исследования в рассматриваемой области, мы пришли к пониманию учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов как системы побуждений, обеспечивающих целенаправленность, организованность и последовательность в освоении избранной профессиональной деятельности, проявление активности и самостоятельности в профессиональном саморазвитии. Таким образом учебно-профессиональная мотивация является своеобразным движущим фактором профессионального и личностного развития студента-психолога, который во многом определяет их потенциал в достижении профессиональной успешности.
При этом в структуре учебно-профессиональной мотивации будущих психологов могут присутствовать различные группы мотивы, к основным из мы относим:
- гуманистические мотивы, характеризующие отношение к другим людям; стремление помочь людям, имеющим социально-психологические проблемы и внести свой вклад в решение общественно значимых задач посредством осуществления профессиональной деятельности; потребность в приращении своего профессионального потенциала с целью расширения возможностей повышения психологического благополучия общества.
- познавательные мотивы, направленные на более глубокое освоение различных аспектов профессиональной деятельности, постоянное расширение познавательных интересов, связанных с психологической практикой; поиск инновационных подходов к решению учебных, а в перспективе и профессиональных задач.
- мотивы самоактуализации, раскрывающиеся в стремлении стать субъектом учебной/профессиональной деятельности, утвердить себя в роли высококвалифицированного специалиста; проявить имеющие возможности и получить одобрение/признание профессионального сообщества.
- творческие мотивы, представленные в устойчивой ориентации на реализацию творческого подхода в ведущей деятельности; личностной значимости непрерывного повышения своего профессионального уровня, получения удовлетворения от творческого процесса и результатов своего труда.
- мотивы адаптации, включающие в себя желание приобрести и сохранить конкурентоспособность, готовность к приспособлению к нестабильным условиям профессиональной деятельности, обеспечить желаемые карьерные и жизненные перспективы.
В процессе профессиональной подготовки студентов-психологов согласно работам Н.А. Герасименко, происходит развитие мотивационного цикла, включающего в себя:
- исходную мотивацию: мотивы выбора конкретной профессии, мотивы предшествующих учебных и социальных достижений, мотивы достижения успешности в учебной и профессиональной деятельности, интерес к освоению новых видов деятельности, ознакомлению с избранной профессией, особенностями ее осуществления в условиях цифровизации общества;
-возникающую/развивающуюся в процессе профессионального обучения мотивацию: интерес к освоению теоретических и практических аспектов профессиональной деятельности, осознание ее специфики и социальной значимости, прояснение личностного отношения к избранной профессии и профессиональному обучению, интерес к цифровым технологиям и их возможностям в психологической практике; удовлетворенность будущими карьерными перспективами, собственной конкурентоспособностью на современном рынке труда;
- перспективную мотивацию, которая формируется на основе осознания обучающимися себя как субъекта профессиональной деятельности в цифровую эпоху, оценки своего личностного и профессионального потенциала, выявления дефицитов в сформированности требуемых компетенций и определения путей их минимизации, закрепления ориентации на непрерывное самообразование [1].
В ходе анализа поднятой проблематики важно рассмотреть факторы и условия развития учебно-профессиональной мотивации будущих психологов. В современной психологической и педагогической литературе существует множество классификаций факторов, оказывающих влияние на процесс развития учебно-профессиональной мотивации. И здесь как правило выделяют факторы способствующие и препятствующие развитию мотивации. По вопросам причин, снижающих учебно-профессиональную мотивации мы склонны придерживаться точки зрения Л.Б. Гнездиловой [2], которая выделяет следующие из них:
- недостаточный уровень сформированности у обучающихся специальных навыков и умений познавательной деятельности (самостоятельный поиск информационных источников, систематизация и анализ информационных массивов, конструктивная организация самостоятельной работы и т.п.) личностных качеств, снижающих вероятность возникновения трудностей в процессе обучения (внимательность, усидчивость, целеустремленность и т.п.);
- излишне большой объем изучаемого материала, зачастую выходящего за рамки необходимого для освоения конкретной профессии, что увеличивает учебную нагрузку, снижает интерес студентов к учебе, в целом ведет к переутомлению и эмоциональному выгоранию;
- наличие большого числа отвлекающих от учебы факторов – обучение в вузе требует от студентов систематической, последовательной и достаточно интенсивной самостоятельной работы, однако присутствующие в жизни современного молодого поколения отвлекающие факторы (доступность развлекательного контента в интернете, зависимость от социальных сетей, необходимость совмещать учебу и подработку, отсутствие комфортных условий для самостоятельных занятий, появление новых социальных контактов и т.п.) могут негативно сказаться на уровне учебно-профессиональной мотивации и результатах освоения учебного материала;
- отсутствие разнообразия в организации учебного процесса, преобладание однотипных и устаревших методов обучения, авторитарная позиция преподавателя или недостаточная объективность в его оценочных суждениях могут спровоцировать снижение учебно-профессиональной мотивации вплоть до появления полного нежелания продолжать обучение.
В качестве же условий повышающих эффективность развития учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов опираясь на исследования Л.А. Собиновой [3] можно выделить: создание творческой атмосферы и благоприятного психологического климата в ходе проведения учебных занятий, превалирования демократичного стиля общения участников образовательного процесса; обоснованно отобранное содержание обучения, учитывающее потребности и запросы студентов, актуальные тенденции и проблемы психологической практики; реализация инновационных подходов к организации учебной деятельности (активные методы обучения, моделирование проблемных ситуаций и ситуаций успеха, стимулирование развития профессиональной рефлексии, повышения самостоятельности и т.п.); прозрачная система оценки результативности обучения, с объективными и понятными для обучающихся критериями, эффективной обратной связью; введение мер по минимизации дефицитов у обучающихся в развитии умений и навыков познавательной деятельности, и формированию личностных качеств, способствующих повышению эффективности учебной деятельности.
Исходя из сказанного можно отметить, что высокая степень развития учебно-профессиональной мотивации связана с психологическим здоровьем студентов. В условиях инклюзивного образования психологическое здоровье выступает коррелятом морального самосознания, что актуализирует значимость связи данных феноменов [3].
В сложившихся условиях, когда возрастает потребность в целенаправленном развитии учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов, а существующая система психологического образования не способна ее удовлетворить необходимо максимально полно использовать потенциал всех факторов, способных оказать влияние на данный процесс. В нашем случае речь идет о цифровизации образования, которая обладает целым рядом преимуществ в развитии учебно-профессиональной мотивации:
- обеспечивает посредством использования цифровых технологий большую практико-ориентированную направленность обучения при меньших затратах, позволяет повысить контроль учебной нагрузки, избежать излишней перегруженности обучающихся, усилить взаимосвязь изучаемого материала с конкретными аспектами практической деятельности психолога;
- оптимизирует процедуру оценки результативности учебно-профессиональной деятельности, придает ей большую открытость и прозрачность, наглядно демонстрирует обучающимся, что критерии оценки обоснованы и связаны с реальными профессиональными требованиями;
– позволяет оперативно менять целевые приоритеты обучения, в том числе и для ликвидации дефицитов в сформированности у студентов умений и навыков познавательной деятельности, личностных качеств, способствующих повышению эффективности учебной деятельности, сохраняя при этом соизмеримость с возможностями и потребностями обучающихся;
- создает оптимальные условия для реализации индивидуального подхода, ориентированного на раскрытие индивидуальных особенностей каждого обучающегося, использование его «сильных» сторон в приращении профессионального потенциала, и минимизацию «слабых»;
- разнообразит учебный процесс, предполагает использование инновационных методов обучения, потенциала цифровых технологий, что положительно сказывается на познавательной активности студентов, сохранении интереса к освоению новых знаний, обеспечивает большее эмоциональное вовлечение студентов в учебную деятельность.
В заключении отметим, что цифровизация, как тенденция развития психологического образования сама по себе создает благоприятные условия для повышения уровня сформированности учебно-профессиональной мотивации студентов, однако ее положительный эффект можно и нужно усиливать посредством целенаправленных мер по раскрытию ее возможностей в данной области.
Литература
- Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект // Вестник ГУУ. – 2017. – №7-8. – С. 179-182.
- Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Факторы, влияющие на развитие мотивации обучения студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1246-1250.
- Соловьева О.В. Моральное самосознание как детерминанта психологического здоровья студентов в условиях инклюзивного образования // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – С. 323-327.
- Собинова Л.А. Факторы развития мотивации учебной деятельности // Russian Journal of Education and Psychology. – 2010. – №4. – С. 197-201.
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Власов Никита Сергеевич – аспирант направления подготовки 37.06.01 – Психология, профиль «Педагогическая психология» Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Соловьева О.В., Власов Н.С. Цифровизация как фактор развития учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен