ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кольцова И.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УДК 37.015.31

English version:

Аннотация. Представлена диагностическая программа исследования компонентов и уровней клипового мышления детей дошкольного возраста. Предложена программа по реализации психолого-педагогических условий профилактики развития клипового мышления у детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения и описаны результаты опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: клиповое мышление, профилактика, дети дошкольного возраста, дошкольное учреждение, воспитательно-образовательный процесс.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Путь познания, который проходит ребенок до поступления в школу, огромен. За этот период времени он много получает информации об окружающем мире. Его сознание не просто наполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется определенным целостным восприятием и пониманием окружающей его действительности.

В течение ряда лет основные усилия российских ученых, изучавших когнитивные процессы дошкольников, были сосредоточены на изучении двух проблем: развитие процессов восприятия и формирование концептуального мышления. Несмотря на то, что проблеме изучения развития мышления дошкольников уделяется большое внимание, она по-прежнему остается актуальной.

Дошкольное детство – оптимальный период в психическом развитии ребенка. Ряд психологических исследований показал, что темпы психического развития детей дошкольного возраста очень высоки по сравнению с более поздними возрастными периодами. Дети могут успешно усваивать не только внешние визуальные свойства предметов и явлений, но и их внутренние сущностные связи. И это необходимая основа для развития мышления в целом.

С возрастом содержание мышления детей дошкольного возраста существенно меняется, усложняются их взаимоотношения с другими людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которой требует знания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления также требует более совершенных его форм, которые дают возможность преобразовать ситуацию не только с точки зрения внешней материальной деятельности, но и с точки зрения воображаемой.

Современное общество находится на новом этапе информационного развития – благодаря созданию информационных технологий, которые широко используются в повседневной жизни, производстве, учреждениях и системе образования в целом. Созданное глобальное пространство обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах, доступ к глобальным ресурсам. Глобальная информатизация приводит к изменению ментального плана. Под влиянием телевидения, компьютерных игр, интернета и современной литературы у представителей молодого поколения формируется особый тип мышления – «клиповое».

Дети в богатой цифровой информационной среде приобретают клиповое мышление, цифровую амнезию, функциональную неграмотность и десоциализацию. Все это становится препятствием для обучения по традиционным методам в начальной школе.

Многочисленные исследования: психологические основы клипового мышления современных детей (Ю.В. Малахова [4]), феномен «клипового мышления» у младшего школьника (Т.В. Макарьева, Л.Д. Филиогло [3], О.В. Юрченко, Т.Н. Ломбина [12]), у подростков (М.Э. Гречкина [1]), у старшеклассников и студентов (С.Д. Поляков., Л.А. Белозерова, В.В. Вершинина, С.В. Данилов, Н.С. Кривцова [4]), особенности клипового мышления у детей дошкольного возраста (Н.М. Минатулаева [5]), диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста (Н.М. Минатуллаева, И.В. Кольцова [6]) обуславливают необходимость осуществлять профилактику развития клипового мышления у детей дошкольного возраста.

Попытки научного и практического разрешения проблемы клипового мышления предпринимаются сегодня как учеными, так и практиками: педагогические возможности решения проблемы компенсации негативных проявлений «клипового мышления» у дошкольников (Н.Б. Хомченко [9]), профилактика развития клипового мышления у учащихся начальных классов (О.М. Челпанова [10]), у студентов колледжа (Н.С. Щербаков [11]) и вузов (Г.С. Якупов [13]), коррекция клипового мышления (В.А. Козлов, С.П. Сапожников, А.В. Голенков [2]).

Однако ещё недостаточно изучены основные особенности развития и функционирования клипового мышления детей дошкольного возраста, а также профилактика его развития в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Актуальность темы заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на выбор методов обучения на последующем дошкольном этапе учебной деятельности.

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу о недостаточной степени разработанности психолого-педагогических условий профилактики развития клипового мышления у воспитанников в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

При проведении исследования мы ставили цель: разработать и апробировать программу реализации психолого-педагогических условий профилактики развития клипового мышления у детей дошкольного возраста. Экспериментальную выборку составили 40 детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Проанализировав научные исследования, посвященные клиповому мышлению, и приняв во внимание возрастные особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте, мы определили компоненты диагностики данного феномена у детей дошкольного возраста (табл. 1).

Таблица 1. Содержание диагностической программы исследования клипового мышления детей дошкольного возраста 

Компоненты клипового мышления

Диагностическая методика

Длительность хранения информации (кратковременная память; долговременная память)

«Запомни рисунки» (Р.С. Немов) «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

скорость обработки информации

Методика Пьерона-Рузера

Тест Поппельрейтера

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

 скорость принятия решения

Тест креативности Э. Торренса

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

переключаемость с одного вида деятельности на другой

 «Проставь значки» (Р.С. Немов)

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек

«Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

эмоциональный интеллект

Проективная методика «Три желания» (М.А. Нгуен)

целостность восприятия предметов и явлений, учитывая их связи между собой

Тест креативности Э. Торренса

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

«Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

 

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, мы выделили уровни развития клипового мышления детей старшего дошкольного возраста:

- высокий уровень: развита кратковременная память; характерны рассеянность или расстройство внимания; слабо развиты творческие способности; высокая скорость переключения внимания с одного вида деятельности на другой; высокая степень непроизвольного запоминания информации; низкий уровень способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек; быстрое принятие решения; слабая эмоциональная ориентация на себя; отсутствие целостной картины восприятия окружающего мира и способности решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

- средний уровень: в недостаточной степени развита долговременная память и концентрация, распределение внимания; хорошо развит образный компонент мышления – теоретический; средний уровень развития творческих способностей; плохая переключаемость внимания; недостаточная степень развития эмоционального интеллекта, способности полно и логично передавать смысл своих мыслей, прочитанного, услышанного и др.; фрагментарность картины восприятия окружающего мира.

- низкий уровень: хорошо развита долговременная память; концентрация и распределение внимания зависят от внутреннего состояния и прошлого опыта; хорошо развит образный компонент мышления – творческий; на высоком уровне развиты творческие способности и эмоциональная ориентация на себя или на других людей; способность видеть относительность логической системы и избегать противоречий; слабо развита переключаемость внимания; высокое развитие произвольной памяти при организации деятельности: учебной, игровой и трудовой; целостная картина восприятия окружающего мира [6].

Статистическая оценка различий средних значений компонентов клипового мышления детей дошкольного возраста осуществлялась с помощью tкритерия Стьюдента, направленного на оценку различий средних величин двух выборок, которые распределены по нормальному закону, и компьютерной обработки полученных результатов в программе STATISTIKA ver. 6.0. Проверка распределения на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова.

Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод об уровни развития клипового мышления у детей дошкольного возраста (табл. 2).

Таблица 2. Уровень развития клипового мышления дошкольников на констатирующем этапе 

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий уровень

15%

15%

Средний уровень

65%

70%

Низкий уровень

20%

15%

Полученные результаты опытно-экспериментального исследования дали основании разработать и апробировать программу по реализации психолого-педагогических условий профилактики развития клипового мышления

Целью программы явилось предотвращение развития клипового мышления у воспитанников в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Задачами программы выступили следующие:

- сформировать представление взрослых о понятиях «клиповое мышление», «клиповое сознание», причины возникновения;

- сформировать положительное отношение дошкольников к реальному общению со взрослыми и сверстниками;

- сформировать умение осознавать мир своих чувств, развивать способности к самоанализу;

- развивать долговременную память; творческие способности;

- развивать скорость обработки информации (концентрацию, распределение внимания);

- развивать способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек;

- развивать способность целостно воспринимать предметы и явления, учитывая их связи между собой;

- развивать способность переключения внимания с одного вида деятельности на другой; речевую активность.

- сформировать навык принятия самостоятельного решения.

- расширять знания об окружающем мире;

- консультировать родителей по предупреждению развития клипового мышления и о последствиях у детей в дошкольном возрасте.

В качестве основных представлены психолого-педагогические условия профилактики клипового мышления у детей дошкольного возраста:

- программа обеспечивает системное воздействие на когнитивную, эмоциональную и волевую сферы личности детей дошкольного возраста, а ее эффективность будет определяться динамикой их личностных характеристик с оптимизацией показателей;

- совершенствование способностей дошкольников к анализу, прогнозу, обобщению и критике с помощью специально организованных групповых форм работы и коллективных видов деятельности: игровой тренинг, групповая дискуссия, анализ конкретных случаев, ролевые игры и упражнения, проблемные ситуации, «мозговой штурм»; образовательный веб-квест; технология «Дерево решений».

- создание ситуаций успеха, ориентированных на развитие самостоятельности, гибкости мышления, рефлексии и учитывающих особенности индивидуального психического развития дошкольников.

- работа педагогов будет организована в тесной связи с родителями по ограничению доступа детей дошкольного возраста к Интернету и гаджетам.

Работа ведется по трем направлениям:

  1. Работа по установлению взаимосвязи между детьми и родителями.

Тесная взаимосвязь родителей и детей является одной из важнейших составляющих успеха в профилактике развития клипового мышления у детей дошкольного возраста. Формы работы:

Образовательные веб-квесты представляют собой способ организации совместной деятельности дошкольников и их родителей. Обязательные элементы веб-квеста: мотивирующая информация; проблемное задание; роли и соответствующие маршруты; подсказки; результаты и способы их презентации.

Создание семейной книги. Это может быть увлекательная история, которую придумывают как дети, так и родители.

Совместное чтение. Это может быть энциклопедия, произведения классики, народные сказки и другие истории, которые будут интересны каждому члену семьи.

  1. Работа с детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми экспериментатор использует технологию «Дерево решений».

Формы работы педагога с детьми: чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного; использование аудиокниги помогают сконцентрировать внимание и воспринимать большой объем информации на слух, что способствует развитию памяти; ролевые игры (программа «Читайка» (автор Т.Н. Ломбина) направлены на познавательное развитие, развитие письменной и устной речи и социально-нравственное воспитание.

  1. Формы работы с родителями детей дошкольного возраста.

Педагоги используют следующие формы работы с родителями:

- лекторий о значении ограничения для дошкольников доступа к компьютеру, телевидению, фильмам и пр.; о причинах и последствия развития клипового мышления у детей;

- распространение памятки для родителей «Меры предосторожности по работе детей за гаджетами»;

- консультация «Рекомендации родителям по профилактике гаджетозависимости у детей дошкольного возраста»;

- папки-передвижки «Подвижные игры с детьми дома и во дворе», «Поговори со мною мама...», «Чем заняться с ребенком в выходные дни».

Подводя итоги проведенного исследования, в таблице 3 представим уровни развития компонентов клипового мышления детей дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Таблица 3. Уровень развития компонентов клипового мышления на контрольном этапе 

Компонент / Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

длительность хранения информации

50%

20%

50%

60%

-

20%

скорость обработки информации

55%

20%

45%

55%

-

25%

скорость принятия решения

45%

25%

55%

10%

-

65%

переключаемость с одного вида деятельности на другой

15%

20%

65%

30%

20%

50%

способность к анализу и выстраиванию длинных логических

45%

20%

55%

60%

-

20%

эмоциональный интеллект

45%

15%

50%

60%

5%

25%

целостность восприятия предметов и явлений, учитывая их связи между собой

45%

20%

55%

60%

-

20%

 

Таким образом, анализ результатов контрольного этапа исследования позволяет сделать вывод, что в экспериментальной группе значительно снизилась доля испытуемых с клиповым мышлением, и увеличилось количество дошкольников, имеющих теоретическое и творческое мышление.

В таблице 4 представлены значимые различия показателей структурных компонентов клипового мышления дошкольников экспериментальной группы.

 

Таблица 4. Значимые различия показателей структурных компонентов клипового мышления дошкольников экспериментальной группы 

Компоненты

Показатели

T эмпир.

P уровень

длительность хранения информации

кратковременная память

tЭмп = 1.7

p≤0.05

долговременная память

 tЭмп = 6.7

p≤0.01

скорость обработки информации

концентрация внимания

tЭмп = 5

p≤0.01

распределение внимания

tЭмп = 5.5

p≤0.01

образные компоненты мышления

tЭмп = 0,4

p≤0.05

скорость принятия решения

 оценка творческих способностей

tЭмп = 4,5

p≤0.01

образные компоненты мышления

tЭмп = 0,4

p≤0.05

переключаемость с одного вида деятельности на другой

переключение внимания

tЭмп = 1.7

p≤0.05

образные компоненты мышления

tЭмп = 0,4

p≤0.05

способность к анализу и выстраиванию длинных логических

способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек

tЭмп = 4,1

 

p≤0.01

эмоциональный интеллект

эмоциональная ориентация на себя или на других людей

tЭмп = 3,8

 

p≤0.01

целостность восприятия предметов и явлений, учитывая их связи между собой

оценка творческих способностей

tЭмп = 4,5

 

p≤0.01

образные компоненты мышления

tЭмп = 0,4

p≤0.05

способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек

tЭмп = 4,1

 

p≤0.01

 

Анализ результатов (табл. 4) дает основание сделать вывод, что такие показатели клипового мышления дошкольников, как кратковременная память, образные компоненты мышления, переключение внимания находятся в зоне незначимости, а, следовательно, различия сравниваемых величин статистически не значимы.

Подведем итог изучению уровня развития клипового мышления детей дошкольного возраста (табл. 5).

Таблица 5. Уровень развития клипового мышления дошкольников на контрольном этапе 

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий уровень

20%

-

Средний уровень

60%

55%

Низкий уровень

20%

45%

 

В контрольной группе наблюдается незначительные отрицательные изменения: на 5% повысилась доля испытуемых с высоким уровнем развития клипового мышления. Данное обстоятельство мы связываем с тем, что в семье родители чаще стали разрешать дошкольнику пользоваться гаджетами, сократили время на чтение художественной литературы, что связано с рождением второго ребенка.

В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика. С высоким уровнем развития клипового мышления дошкольников не выявлено.

55% испытуемых имеют средний уровень развития клипового мышления. Для детей характерно: средний уровень развития долговременной памяти; слабо развита концентрация и распределение внимания; хорошо развит образный компонент мышления – теоретический; средний уровень развития творческих способностей; плохая переключаемость внимания; недостаточно развита способность полно и логично передавать смысл своих мыслей, прочитанного, услышанного и др.; недостаточная степень развития эмоционального интеллекта; фрагментарность картины восприятия окружающего мира.

Доля испытуемых с низким уровнем развития клипового мышления повысилась на 25% и составила 45%. У этих дошкольников хорошо развита долговременная память; концентрация и распределение внимания зависят от внутреннего состояния и прошлого опыта; хорошо развит образный компонент мышления – творческий; на высоком уровне развиты творческие способности; развита способность видеть относительность логической системы и избегать противоречий; слабо развита переключаемость внимания, которая связана с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; характерна высокая степень развития эмоциональной ориентации на себя или на других людей; высокое развитие произвольной памяти при организации деятельности: учебной, игровой и трудовой; для ребенка свойственна целостная картина восприятия окружающего мира.

Таким образом, анализ результатов контрольной и экспериментальной группы свидетельствует об эффективности реализованных психолого-педагогических условий профилактики развития клипового мышления у детей дошкольного возраста.

Подводя итоги исследования, приходим к выводам:

- у современных воспитанников дошкольного образовательного учреждения достаточно высокий риск развития клипового мышления;

- специально созданные психолого-педагогические условия позволяют организовать профилактику развития клипового мышления у детей дошкольного возраста, если работа специалистов дошкольного образовательного учреждения будет проведена не только непосредственно с детьми, но и с их родителями.

Литература

  1. Гречкина М.Э. Феномен «клипового мышления» подростков в эпоху информатизации // Профилактика зависимостей. – 2019. – № 3 (19). – С. 107-112.
  2. Козлов В.А., Сапожников С.П., Голенков А.В. Визуализация сложного текста как способ коррекции клипового мышления // Развитие экспортного потенциала высшего образования: содержание, опыт, перспективы. Материалы XI Международной учебно-методической конференции. Под редакцией А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева, А.М. Шамсиева, Ш.А. Юсупова. – Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2019. – С. 328-333.
  3. Макарьева Т.В., Филиогло Л.Д. Феномен «клипового мышления» у младшего школьника // Поволжский вестник науки. – 2020. – № 1 (15). – С. 63-68.
  4. Малахова Ю.В. Психологические основы клипового мышления современных детей // Молодые исследователи – регионам. Материалы Международной научной конференции. В 3-х томах / Отв. редактор А.А. Синицын. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2018. – С. 377-378.
  5. Минатулаева Н.М. Особенности клипового мышления у детей дошкольного возраста // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых / Под редакцией И.В. Иванченко. – М.: Издательство «Знание-М», 2021. – С. 423-426.
  6. Минатуллаева Н.М., Кольцова И.В.Диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста: теоретическое обоснование // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2020. – № 2 (2). – С. 59-70.
  7. Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования
    // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2019. – № 4. – С. 126-143.
  8. Семеновских Т.В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Вестник евразийской науки. – 2014. – №5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede (дата обращения: 11.02.2022).
  9. Хомченко Н.Б. Педагогические возможности решения проблемы компенсации негативных проявлений «клипового мышления» у дошкольников // Педагогика: Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2019. – С. 101-102.
  10. Челпанова О.М. Клиповое мышление и профилактика его развития у начальных классов // Современные технологии в школе и вузе. Теория и практика внедрения электронного обучения в образовательные системы. Сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / Отв. редактор С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 2017. – С. 207-212.
  11. Щербаков Н.С. Профилактика развития клипового мышления у студентов технического колледжа // Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – С. 21-24.
  12. Юрченко О.В., Ломбина Т.Н. Проблема начального образования: клиповое мышление детей // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2018. – С. 196-202.
  13. Якупов Г.С. Профилактика развития клипового мышления у учащихся школ и студентов вузов // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области. – Оренбург: ООО «Фронтир», 2019. – С. 278-281.

Об авторе

Кольцова Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кольцова И.В. Психолого-педагогические условия профилактики клипового мышления у детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен