ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Козловская Г.Ю. (г. Ставрополь)

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматривается влияние цифровой трансформации на социальную ситуацию развития, проанализированы подходы к анализу структуры социальной компетенции, дана характеристика особенностей ее формирования в условиях цифровой социализации.

Ключевые слова: социальная компетентность, коммуникативное онлайн-поведение, социализация, онлайн-идентичность, цифровое поведение, цифровая социализация.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Социальная компетентность – базисная, интегральной характеристикой личности, отражающей её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и дающей возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями. Поскольку компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности.

Основой социальной компетентности является социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Высокий уровень развития социального интеллекта характеризуется тем, что носителем ее является социально зрелая личность, обладающая адекватной самооценкой, самодостаточная, хорошо адаптированная, с развитым чувством собственного достоинства, высоким социальным потенциалом, проявляющимся в способности позитивного влияния на других.

В социальной психологии существует множество подходов к структуре социальной компетентности. Так, М. Аргайл выделяет следующие компоненты данного феномена: социальная сенситивность, точность социальной перцепции; сформированность основных навыков взаимодействия; навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций; равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. В работах Е.В. Коблянской, Оппенхеймера она сводится к социальному успеху, успешному социальному функционированию, другие определяют СК как способность достигать желаемых результатов, умение выбирать социальные ориентиры и действовать адаптивно, поддерживая при этом позитивные отношения с другими, или характеристики человека, которые позволяют ему принимать решения относительно себя самого, правильно понимая ожидания и требования других людей (Р. Ульрих и М.Р. Ульрих, 1980), а также выработку социальной точки зрения, включающую в себя комплексную многоплановую систему оценки, ориентацию на сотрудничество (Р. Селман, 1980). Ряд авторов понимают социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности, систему социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях (В.Н. Куницына, 2001; У. Пфингстен, З. Хинтч, 1991; Спивак и Шур, 1974; Yetes & Selman, 1989). В модели, предложенной Т.В. Беляевой, выделены такие составляющие: 1) психологическая, к которую отнесены гуманистические ценности, доброжелательное и терпимое отношение к другим, толерантность, знания об индивидуальных психологических особенностях людей и их проявлениях в поведении, умения и навыки взаимодействия с разными людьми с учетом их индивидуальных особенностей, умение «пристраиваться» к разным людям; 2) коммуникативная, включающая экстравертированность, коммуникабельность, контактность, сформированность достаточного уровня осведомленности о коммуникации, вербальных и невербальных средствах общения; интеллект и социальный интеллект, эмпатия, вербальные и невербальные способности, навыки и умения, умение переводить мысли в слова; 3) социально-психологическая, включающую готовность к сотрудничеству и взаимодействию, знания о закономерностях поведения человека в группах, о влиянии группы на личность и личности на группу, о видах и свойствах групп, социально-перцептивные и интерактивные способности, навыки и умения; кооперативная способность, организаторские способности, социальный интеллект, эмпатия; 4) конфликтная (конфликто-логическая), включающая гуманистическую систему ценностей и установок, рациональное отношение к конфликту, знания о конфликте, особенностях поведения людей в конфликте, факторах, влияющих на поведение, о способах управления и разрешения конфликтов, навыки конструктивного поведения в конфликте, навыки ассертивного (уверенного) поведения, саморегуляции, влияния на других с помощью методов психологического воздействия; 5) морально-правовая, в состав которой вошли принятие моральных и юридических норм общества, элементарные моральные и правовые знания и представления, умение реализовывать моральные и правовые знания в реальных жизненных ситуациях; 6) экономическая, связанная с готовностью включиться в товарно-денежные отношения, рыночная ориентация, элементарные знания о товарно-денежных отношениях, о рынке, умение реализовывать экономические знания в реальных ситуациях, связанных с оплатой труда, товаров и услуг; 7) политическая, включающая просоциальную систему ценностей, гуманистические установки, элементарные представления о различных политических течениях, умение отстаивать свои взгляды, умение видеть сущность различных политических течений; 8) профессионально-трудовая, включающая положительную установка к труду, понимание ценности труда, потребность в труде, профессиональная мотивация, знания о мире профессий, о требованиях к специалисту, о своих профессиональных склонностях, трудовые и профессиональные умения и навыки, способности к соответствующей деятельности [1].

Предлагаемая модель социальной компетентности, на наш взгляд, представляет интерес в аспекте того, что она представляет собой наиболее важную ключевую компетентность выпускника учебного заведения, необходимую для успешной адаптации личности к социуму, обеспечивает профессиональный и личный успех.

Формирование этой компетентности происходит путем интенсивного погружения в различные социальные практики, которые в настоящее время реализуется чаще в цифровой среде. Т.Д. Марциновская отмечает, что современная социальная ситуация представляет собой новую, постоянно меняющуюся и сложную структуру социального пространства, которое на данном этапе часто сложно разделить на онлайн- и офлайн-реальности, исходя из положения о различиях явлений и поведения человека в разных средах и с помощью разных инструментов коммуникации. Если раньше виртуальное пространство рассматривалось в основном как рекреационное и компенсирующее, позволяющее человеку реализовать свои потребности, которые в офлайне казались ему по тем или иным причинам недоступными или неэффективными, то сегодня Интернет и цифровые технологии настолько широко вошли в повседневную жизнь и практики человеческой деятельности и общения, что грань между онлайн и офлайн стирается, и становится все более и более условной [2].

Цифровые технологии сегодня – это главный фактор социализации, «конкурент» традиционных социальных институтов. Уникальность подрастающего поколения в том, что привычные формы социализации все больше сосуществуют с ними, вытесняются и иногда заменяются новыми способами приобретения необходимых знаний и навыков – происходит цифровая социализация, которая понимается как опосредованная всеми доступными цифровыми технологическими процессами усвоения и присвоения социального опыта, приобретенного в Интернете [2, 6].

По мнению Г.У. Солдатовой, Т.Д. Марцинковской и др., цифровая социализация характеризуется следующими чертами: гиперподключенность, технологическая «достроенность» цифровой личности как части реальной личности; смешанная реальность и социальная транзитивность, множественность нормативных систем ценностей и соответствующие модели социального поведения. В этих условиях ключевое значение приобретает тезис «новой нормальности» о том, что норма динамична и изменчива. В этом контексте понимание «нормальности» в первом смысле перестает существовать. Суть социального и социальности не меняется с распространением Интернета. Люди продолжают общаться друг с другом, формировать сообщества, и цели их взаимодействия в сети с помощью цифровых технологий не отличаются от целей их общения в реальной жизни, однако трансформация экосистемы человека приводит к необходимости интериоризации цифровых знаковых систем, способов применения цифровых устройств и программного обеспечения, а также формированию и усвоению культуры их применения (нетикет) [2, 3].

Информационное пространство требует от человека соблюдения очень широкого диапазона норм, которые также очень расплывчаты. Однако контроль за соблюдением тех или иных нормативных предписаний в виртуальной реальности осуществить довольно сложно. Новая смешанная реальность диктует необходимость усвоения новых норм и правил взаимодействия с ней, а также технологий, с помощью которых возможно это взаимодействие. Уникальность сегодняшнего дня в том, что раньше таких практик и правил не было. Они не только формируются, но и быстро меняются, что также является проявлением транзитивности. Анонимность, крайняя открытость, компенсаторность, рекреационность, возможность реализации альтернативных идентичностей заменяются ответственным контентом, защищенным авторским правом, желанием обозначить и уважать границы своей частной жизни и других обитателей Сети, соблюдением этических норм и правил экологически безопасного взаимодействия. Также повышается уровень критичности к информации и ее источникам [3].

В работах А.Е. Войскунского предложено описание поведенческих стратегий, которые характеризуют личность в цифровой среде, а также рассмотрены девиантные паттерны цифрового поведения. К ним он относит виртуальность, т.е. всю интернет-опосредованную активность: виртуальные отношения, виртуальные игры, виртуальные покупки, виртуальное общение, виртуальные знакомства и др.; перенос из реальности в пространство интернета и обратно, а также смешанные («гибридные») формы поведения, такие как наведение справок и использование компьютерных советов в информационных системах (в т.ч. в режиме устной речи), выполнение практических действий под руководством компьютерных аватаров и др.; самопрезентационные техники, включая анонимность, лежащую в основе многих видов поведения в киберпространстве, репутационную прокачку через видоизменение или «приукрашивание» собственной фотографии и/или биографии, высказывание) фактов и версий происходящих событий различной степени достоверности, не в последнюю очередь – путем выработки стилевых особенностей взаимодействия с читателями, зрителями и подписчиками. К девиациям этих стратегий можно отнести как коммуникативного интернет-поведения (флейм, троллинг, кибербуллинг или кибермоббинг и др.), действия в стиле «копи-паст» (плагиат), хакерство, кибер-разведку, читерство. В крайних своих проявлениях анонимность способна привести к диссоциативному расстройству, «двойничеству» или во всяком случае к альтернативным идентичностям [2].

Поэтому актуальным направлением исследований является исследование влияния цифровой среды на содержательное наполнение компонентов социальной компетентности. Представляет интерес работа А.П. Глухова, в которой предложена структура социально-сетевой компетенции как совокупности лингвистических, коммуникативных, прагматических и самопрезентационных компетенций. Он выделяет следующие ее аспекты:

1) социально-сетевая лингвистическая компетенция проявляется в способности распознавания и владения гипержанрами социальных медиа (персональный сайт и видеоблог; блог на блог-платформе (типа ЖЖ); персональная страница (аккаунт) в социальной сети общения) и субжанрами социально-сетевого общения, такими как аватар, статус, пост, сто-рис, прямой эфир, постер, фотоколлаж, интернет-мем, фотожаба и др.

Использование всего спектра мультимедийных возможностей платформы социальных сетей при создании контента различных субжанров свидетельствует о продвинутости пользователя и является элементом социально-сетевой лингвистической компетенции. Авангардные молодежные социальные сети, прежде всего Instagram и «ВКонтакте», постоянно изобретают и запускают новые мультимедийные форматы, такие как Stories, постеры, видеообложки. Владение данными форматами является в молодежной среде элементом коммуникативной моды и показателем уровня цифровой компетентности.

2) социально-сетевая коммуникативная компетенция включает в себя навыки организации и менеджмента контекстов коммуникации в плане управления контактами (зачисление/исключение во френды), управления уровнями приватности различной информации (в том числе в профиле), управления уровнями вовлеченности за счет использования различных коммуникативных форматов (видео-, аудиозвонок, аудиосообщение, текстовый пост, гифка/эмоджи). Важной особенностью цифрового поколения является то обстоятельство, что оно оптимизирует общение с различными целевыми аудиториями по различным цифровым каналам («Одноклассники» и WhatsApp – для общения с родителями и старшими родственниками, «ВКонтакте» для групповых коммуникаций со сверстниками, Facebook – для контактов с заказчиками или работодателями, e-mail – для деловых коммуникаций с преподавателями).

Социально-сетевая коммуникативная компетентность подразумевает навыки ненавязчивого установления сетевого контакта с незнакомыми людьми (потенциальный гендерный партнер/партнерша, потенциальный деловой партнер, работодатель) и безболезненного прерывания отношений (исключение из списка друзей).

К социально-сетевой коммуникативной компетенции может быть отнесена также компетенция управления синхронностью сетевой коммуникации: при асинхронном характере большинства форматов сетевой коммуникации, как свидетельствуют респонденты-представители поколения Z, определенные неписаные регламенты времени ответа для разных аудиторий (гендерного партнера, родителей, работодателей, преподавателей) все же существуют и требуют соблюдения. Форма обратной связи также зависит от контекста глубины отношений и социального статуса адресанта и варьируется от эмоджи/стикера, лайка, комментария, репоста до развернутого сообщения в ЛС или на стену пользователя;

3) социально-сетевая практико-нормативная компетенция включает в себя этикетные правила сетевого знакомства, вступления/завершения беседы, выбора формата и использования жаргона и эмоджи в коммуникации в зависимости от возраста или социального статуса партнера. Так, респонденты указывают, что при инициировании коммуникации с социально (статусно) превосходящими партнерами (работодателями, преподавателями) они прибегают к форматам с низкой синхронностью (текстовые сообщения), не требующим немедленного ответа, и позволяют себе использование жаргона или эмоджи только как ответный жест на его инициирующее применение противоположной стороной коммуникации. Важной нормативной компетенцией являются навыки избегания и невовлечения (правило «не корми тролля») в сетевые конфликты и бессмысленные споры (холивары), а также умение распознавать и обращаться с сетевыми троллями без ущерба для идентичности и коммуникации;

4) компетенция социально-сетевой самопрезентации в социальных сетях сегодня является одним из ключевых элементов социализации молодых людей и может быть описана такими характеристиками, как возрастание самопрезентационной компетентности в процессе поколенческих изменений, направленность на выполнение двойственной функции самодемонстрации другим (имиджирования) и автобиографической саморефлексии. Развитые навыки управления цифровым впечатлением о себе являются элементом цифровой компетентности поколения Z [3].

Резюмируя вышеизложенное, можно рассмотреть в качестве ключевых критериев социальной компетентности в цифровой среде такие показатели как:

  • самоидентификация личности в сети – способность создавать и управлять собственной онлайн идентичностью в условиях и с соблюдением всех мер психологической безопасности и психологии;
  • использование цифровых технологий, сервисов, устройств – знание основных принципов устройства и работы сетевых документов, умение ими пользоваться безопасно и эффективно;
  • управление цифровыми рисками – знание пользовательских рисков цифровой среды, умение их минимизировать, соблюдать установленные правила безопасности при работе в сетевой среде и пользовании сетевыми инструментами;
  • сетевая коммуникация – способность продуктивной коммуникации, взаимодействия и сотрудничества посредством цифровыми инструментами;
  • цифровая безопасность – способность использовать эффективные инструменты для защиты собственной личности и информации;
  • цифровая грамотность – способность эффективно и безопасно коммуницировать, осуществлять поисковые операции, а также использовать, создавать и размещать цифровой контент в сети.
  • соблюдение норм и правил поведения в цифровой среде – знание и готовность соблюдать закон и права, честь и достоинство человека.

Литература

  1. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник НовГУ. – 2005. – №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-sotsialnoy-kompetentnosti (дата обращения: 03.04.2022).
  2. Войскунский А.Е. Современные тенденции киберпсихологических исследований // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: материалы международной научной конференции / Под редакцией Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. – М., 2019. – С. 6-13. 
  3. Глухов А.П. Социально-сетевая коммуникативная компетентность как элемент цифровой грамотности поколения Z // Ped.Rev. 2020. – №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-setevaya-kommunikativnaya-kompetentnost-kak-element-tsifrovoy-gramotnosti-pokoleniya-Z
  4. Козловская Г.Ю. «Новая норма» и проблемы социализации в условиях цифровой трансформации общества // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 10-11 ноября 2021 года / Под редакцией И.В. Белашевой, А.С. Лукьянова. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. – С. 135-138.
  5. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. – Том 9. – № 3. – С. 71-
  6. Соловьева О.В. Специфика развития познавательных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифравизации образования // Материалы VI Международного интернет-симпозиума «Инклюзивные процессы в Международном образовательном пространстве» (20 ноября-25 декабря 2020 г.). – Ставрополь: СКФУ, 2020. – 280 с.

Об авторе

Козловская Галина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Козловская Г.Ю. Критерии сформированности социальных компетенций в цифровой среде. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен