ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Смарышева В.А., Белицкая К.И. (г. Санкт-Петербург)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ У ВРАЧЕЙ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья содержит описание результатов исследования, посвященного взаимосвязи отношения к работе и профессионального здоровья врачей. Практический характер исследования заключатся в разработке программы психологической помощи по изменению отношения к работе врачей, за счет повышения профессионального здоровья.

Ключевые слова: отношение к работе, удовлетворенность трудом, профессиональное здоровье.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Современные условия развития российского общества, а именно – глобальные социально-экономические изменения, расширение информационного пространства, усложнение всех сторон жизни человека, диктуют новые требования по отношению к специалисту. В данном контексте все более актуальной становится проблема профессионального здоровья человека, являющаяся многогранной и охватывающей весь комплекс медицинского, психологического и социального знания. Состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, поэтому психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала.

На данный момент одним из важнейших направлений в психологической науке может считаться область психологии здоровья и психология профессионального здоровья как её частный момент. Можно выделить два фактора, способствующих возросшей актуальности данной тематики: состояние здоровья трудоспособного населения, а также особенности и условия профессиональной деятельности, нередко становящиеся причиной неблагополучного здоровья людей. О низких показателях здоровья граждан нашей страны можно судить по резкому увеличению заболеваемости и смертности различных групп населения при низком уровне рождаемости, а также по распространенности заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и нервной систем.

 Всемирной организацией здравоохранения было выделено более 200 факторов, которые оказывают значительное влияние на человека. Среди этих факторов был отмечен и фактор профессиональной деятельности. Профессия может, как положительно воздействовать на человека, его здоровье, развитие профессиональное и личностное, надежность труда, профессиональное долголетие, так и негативно, что может быть выражено профессиональной дезадаптации, неэффективности труда, низком уровне качества профессиональной жизни [1, 2, 3].

Как предмет научного исследования понятие «профессиональное здоровье» впервые появилось в психологической научной литературе в середине 1980-х гг. ХХ в. Но, несмотря на довольно широкий спектр теоретических подходов, содержательно связанных с изучением феномена профессионального здоровья, эта проблема не получила пока целостного и систематического научного рассмотрения как в зарубежной, так и в отечественной психологии [4, 7].

Актуальность данной работы обусловлена важностью вопросов психологического обеспечения здоровья человека на всем протяжении его профессионального пути: обеспечения безопасности и надежности профессиональной деятельности, повышения ее эффективности, создания здоровых рабочих мест, повышения качества профессиональной жизни, а также обеспечения профессионального долголетия.

Профессия врача обладает огромной социальной важностью, так как на медицинских работников ложится ответственность за здоровье пациента. На сегодняшний день со стороны общества возрастают требования как к уровню качества оказываемой врачами профессиональной помощи, так и непосредственно к личности врача. Медицинский работник должен быть высококвалифицирован, успешен, эффективен в своей деятельности. Результаты данной работы будут способствовать оптимизации управления кадровым потенциалом сотрудников медицинских учреждений на стадии отбора применительно к современным условиям [5, 6].

Целью данного исследования является изучение особенностей профессионального здоровья врачей в зависимости от их отношения к своей работе.

Общая гипотеза эмпирического и следования заключается в предположении, что высокие значения таких параметров профессионального здоровья как профессиональная активность и готовность к энергетическим затратам связаны с положительным отношением к работе, которое находит свое отражение в высоком уровне удовлетворенности основными параметрами деятельности в медицинском учреждении.

   В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические аспекты изучения профессионального здоровья врачей.
  2. Выявить особенности отношения к работе у врачей.
  3. Изучить взаимосвязи между показателями отношения к работе и профессионального здоровья врачей.
  4. Сравнить особенности профессионального здоровья и отношения к работе у врачей мужчин и женщин, а также у врачей с разным стажем работы.
  5. Разработать программу помощи врачам, направленную на поддержание их профессионального здоровья.

Объектом исследования являются медицинские работники – врачи различных профилей и с различным стажем работы.

Предмет исследования: показатели профессионального здоровья у врачей, а также их отношение к своей работе.

Теоретико-методологическая база исследования: центральные идеи субъектно-деятельностного подхода; современные концепции психологии труда и профессионального становления личности (Е.А. Климов, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина и др.) [34, 44]; теоретические и практические исследования профессионального здоровья (Р.А. Березовская, И.П. Бобровницкий, З.Ф. Дудченко, Г.С. Никифоров, В.А. Пономаренко и др.) [7, 10, 24, 48, 50, 51].

Научный интерес представляют работы по психологической теории профессиональной культуры и удовлетворенности трудом (К.А Абульханова-Славская, Н.Г. Багдасарьян, Л.С. Выготский, К. Замфир, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядови др.). А также исследования А. Маслоу, Р. Ассоджиоли, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского о самоактуализации личности и ее динамике, системном подходе в самореализации личности.

   В работе использовались следующие методы исследования:

- Теоретические (анализ психологической литературы по проблеме исследования).

- Эмпирические методы: опросник «Отношение к работе», К. Маслач и М. Лейтер, в адаптации Е. С. Старченковой; опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM), разработанный У. Шаршмидтом и А. Фишером в адаптации Т.И. Ронгинской.

Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и программы, обеспечивающих сохранение и укрепление профессионального здоровья респондентов (врачей). Также практическая значимость в том, что результаты работы дают возможность разработать комплексную программу по повышению удовлетворенности профессиональной деятельностью. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основания для разработки психодиагностической, профилактической и психокоррекционной программы. Данные программы могут найти применение в работе психологических служб различных учреждений и помогут обеспечить психологическое сопровождение развития личности.

Сравнивая полученные результаты с нормативными данными, мы можем заметить, что почти по всем показателям у респондентов наблюдаются средние значения выраженности всех признаков (М варьируется от 3,39 до 6,51, σ от 1,451 до 2,086). К низким значениям относятся такие параметры, как чувство успешности в профессиональной деятельности (М=3,39, ơ=1,77), что говорит о том, что респонденты не считают себя успешными в профессиональной деятельности и не удовлетворены своими профессиональными достижениями. Приближается к низким значениям внутреннее спокойствие и равновесие (М=4,20, ơ =1,66), что также следует расценивать, как факт того, что респонденты не совсем чувствуют уверенность в завтрашнем дне и не испытывают достаточное спокойствие. Чувство социальной поддержки находится среди средних значений (М= 4,34, ơ = 1,85), что можно интерпретировать, как наличие вполне стабильной социальной поддержки у респондентов со стороны близких им людей, и в общем, социальное благополучие им не чуждо.

Способность поддерживать дистанцию по отношению к работе, способность к релаксации и отдыху после работы, следует отнести к средним показателям (М= 4,66, ơ = 1,68), что говорит о том, что респонденты весьма благополучно используют отдых в качестве способа саморегуляции. Также к средним показателям следует отнести: отказ в случае неудачи (М=5,10, ơ = 1,74). Данный способ защиты, как копинг-стратегия, используется респондентами, согласно показателям, ни часто, ни редко. Удовлетворенность жизнью с учетом профессионального успеха (М=5,15, ơ = 1,73), также находится в средних значениях, что говорит о том, что респонденты не разочарованы в жизни. Субъективное значение деятельности, значения, характеризующие место, которое занимает работа в жизни респондента (М=5,27, ơ = 2,09), также среди средних показателей, что говорит о том, что работа в жизни испытуемых врачей занимает достаточно важное место, но не является приоритетным. Активная стратегия решения проблем, та оптимистическая установка по отношению к появляющимся проблемам и задачам, которая должна присутствовать в профессиональном здоровье, находится у испытуемых в средних значениях (М=5,24, ơ = 1,83), что говорит о том, что респонденты в равной степени относятся оптимистично при появлении проблем, как и пессимистично. Профессиональные притязания, стремления к профессиональному росту (М=5,88, ơ = 1,52), также следует отметить на среднем уровне, но ближе к высоким значениям, что говорит о том, что в целом, респонденты нацелены на профессиональный рост.

По стремлению к совершенству и концентрации на качестве выполняемых обязанностей (М=6,32, ơ = 1,74), респонденты находятся в рамках показателей с высоким значением, и готовность к энергетическим затратам и готовность посвятить все свои силы выполнению профессиональных задач (М=6,51, ơ = 1,45), также находятся в диапазоне высоких показателей, что говорит о том, что респонденты сконцентрированы на качестве выполняемых обязанностей, имеют активную установку по отношению к появляющимся проблемам и задачам и готовы тратить энергию и силы на выполнение своих профессиональных задач.

Теперь рассмотрим данные по отношению к работе у врачей. Данные описательной статистики по опроснику «отношение к работе» К. Маслач и М. Лейтера (2005), адаптированного для отечественной выборки Е.С. Старченковой.

Стоит отметить, что в категории «контроль» наблюдается высокая удовлетворенность, так как показатель находится в значении (М=3,61, ơ = 3,87). К средним показателям следует отнести отношение к рабочему коллективу (М=4,07, ơ = 3,47), а также отношение к ценностям организации находится на среднем уровне (М=4,29, ơ = 4,56). Ввиду того, что общий показатель удовлетворенности имеет среднее значение (М=4,29, ơ = 4,562 ), мы можем говорить о том, что в целом, врачи в данных клиниках удовлетворены своей профессиональной деятельностью.

Также мы рассматривали связи указанных параметров со стажем работы респондентов. Рассмотрим полученные взаимосвязи. Так, со стажем работы взаимосвязаны только два показателя профессионального здоровья врачей; в то время, как с отношением к работе взаимосвязей получено не было.

Отрицательная связь между общим показателем отношения к работе и готовностью к энергетическим затратам (r=-0,387) говорит о том, что, чем выше показатель отношения к работе (т.е. чем ниже уровень удовлетворенности работой), тем меньшую готовность к энергетическим затратам проявляют врачи и тем меньше они готовы тратить сил на осуществление своих профессиональных задач.

Отношение к вознаграждению имеет отрицательную корреляционную связь со способностью соблюдать дистанцию по отношению к работе (r=-0,397). Данный результат говорит нам о том, что, чем больше врач недоволен своим вознаграждением, тем больше он дистанцируется от своей профессиональной деятельности в данной организации, меньше радеет за работу нее и больше дистанцируется. Чем больше респондент удовлетворен вознаграждением, тем дистанция меньше. Следует отметить, что в структуре мотивации: вознаграждение является одним из ключевых факторов и исследование на врачах подтвердило тот факт, что человеку в любой сфере деятельности, вознаграждение играет значительную роль. Теперь, перейдем к рассмотрению связей, которые получены между показателями профессионального здоровья и таким параметром отношения к работе как рабочая нагрузка. Значения коэффициентов корреляции представлены в таблице 5. Показатели указывают нам на то, что если респондент удовлетворен рабочей нагрузкой, и считает ее адекватной, то уровень его профессиональной активности растет (r= -0,362). И, наоборот, в случае, когда рабочая нагрузка не соответствует возможностям и потребностям респондентов, то активность снижается.

В качестве основных выводов хочется отметить следующие:

  1. Установлено, что в структуре поведения и переживаний, связанных с работой, у опрошенных врачей наблюдается соотношение высоких показателей по готовности к энергетическим затратам с низкими показателями по чувству успешности в профессиональной деятельности. В целом, профессиональное здоровье врачей может быть охарактеризовано как хорошее.
  2. Результаты опроса показали, что для опрошенных врачей в целом характерно положительное отношение к работе. Высокая удовлетворенность установлена по параметру «контроль», низкая удовлетворенность наблюдается по параметрам «справедливость» и «вознаграждение».
  3. Выявлены корреляционные связи между показателями профессионального здоровья и отношением к работе: наибольшее количество корреляционных связей получено между показателем профессионального здоровья «готовность к энергетическим затратам» и параметрами отношения к работе. Так, установлено, что высокие значения готовности к энергетическим затратам связаны с высоким уровнем удовлетворенности как работой в целом, так и такими ее характеристиками как вознаграждении, рабочая нагрузка, справедливость и совпадение ценностей организации и сотрудника.
  4. Сравнительный анализ показал наличие значимых различий между врачами мужчинами и женщинами, проявляющиеся в их отношении к работе: у женщин наблюдается большая удовлетворенность по отношению к коллективу и совпадению собственных ценностей с ценностями компании. По профессиональному здоровью у мужчин выше показатели по чувству социальной поддержки и удовлетворенности жизнью; у женщин выше показатели по тенденции к отказу в ситуации неудачи.

Также установлено, что значимые различия есть между группами с разным стажем профессиональной деятельности: у врачей со стажем менее 10 лет наблюдается большее стремление к совершенству и у них более выражена активная стратегия решения проблем, чем у их коллег со стажем более 10 лет.

Полученные нами результаты могут быть полезными при разработке комплекса психологических и социальных мер, направленных на психологическую поддержку профессионального здоровья врачей с различным стажем работы.

Результаты данного исследования были использованы для создания программы, направленной на психологическую помощь врачам, включающей индивидуальную или групповую психологическую работу. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение стрессоустойчивости врачей и особенностей совладающего поведения как профессионально важных качеств работников медицинских профессий.

Литература

  1. Агаджанян Н.А., Турзин П.С., Ушаков И.Б. Общественное и профессиональное здоровье и промышленная экология // Медицина труда и промышленная экология. – 1999. – № – С. 1-9.
  2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. – СПб.: БПА, 1998. – 148 с.
  3. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста. // Автореф. дис… д-ра психол. наук: 19.00.13. – Тамбов, 2011. – 53 с.
  4. Дудченко З.Ф. Поддержание профессионального здоровья // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – С. 91-111.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.
  6. Масловская С.В., Фомина М.В. Здоровье как фактор развития профессиональной компетентности педагога // Вестник ОГУ. – №1. – 2009.
  7. Митина Л.М. Концепция профессионального развития и сохранения здоровья учителей как основа образовательной политики // Школа здоровья. – 2000. – №2. – С. 43-50.

Об авторе

Смарышева Виктория Алексеевнакандидат психологических наук, проректор по учебной работе АНО ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Белицкая Кристина Ивановна студентка АНО ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Смарышева В.А., Белицкая К.И. Взаимосвязь отношения к работе и профессионального здоровья у врачей. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен