Плотникова Е.С. (г. Биробиджан)

Плотникова Е.С. (г. Биробиджан)

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ГОРОД ОТНОШЕНИЙ» В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ИМЕЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ  

УДК 159.922

 

English verson:

Аннотация.  В статье представлена авторская арт-терапевтическая методика «Город отношений», разработанная специально для консультирования студентов вуза, имеющих психологические проблемы в межличностных отношениях. Данная методика предполагает совместное использование песочной терапии, куклотерапии и элементы сказкотерапиии..

Ключевые слова:  арт-терапия, куклотерапия, психологическое консультирование, межличностные отношения.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

Введение и постановка проблемы.

В современной психологической практике одной из актуальных проблем остаётся нахождение продуктивного метода работы с клиентами, имеющими психологические проблемы в отношениях с окружающими (с родителями, друзьями, коллегами, одногруппниками и др.). Особенно часто данная проблема проявляется в запросах на психологическое консультирование у лиц юношеского и подросткового возраста в связи с переживанием изменения социальной ситуации развития, связанной со снижением значимости общения с родителями и её возрастание относительно сверстников, а также с изменением места жительства и / или образовательного учреждения (поступление в вуз, колледж) [1]. В связи с этим в процессе психологического консультирования необходимым становится развитие у студентов способности к рефлексии чувств и эмоций как своих собственных, так и других субъектов межличностных отношений.

Основная часть.

Одним из наиболее комфортным и продуктивным направлением в практической работе психолога с лицами, имеющими психологические трудности в межличностных отношениях, является арт-терапия, в частности, песочная терапия. Данное направление впервые было использовано М. Намбургом и А. Хиллом в работе по реабилитации клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями здоровья [6].

На современном этапе развития психологии данное направление приобрело значительную популярность среди практических психологов, работающих в различных сферах, в том числе и в образовании. Арт-терапевтические методы используются в работе с детьми, взрослыми и семьями, в том числе в дистанционной форме в условиях самоизоляции [2], [9]. Арт-терапевтические методы, направленные на работу с межличностными отношениями, семейными проблемами позволяют не только увидеть их особенности и проблемы, но и найти способ их разрешения [3], [7]. При этом в такой работе клиент является субъектом этого поиска.

Сталкиваясь с проблемами межличностных отношений студентов, обращающихся за консультативной помощью к педагогам-психологам, мы разработали арт-терапевтическую методику «Город отношений», целью которой является развитие способности к рефлексии чувств и эмоций как своих собственных, так и других субъектов межличностных отношений. Так как методика сочетает в себе несколько направлений арт-терапии (песочная терапия, сказкотерапия), в качестве методологической основы мы использовали принципы сказкотерапии и работы с песком, описанные Т.Д Зинкевич-Евстигнеевой [5]. Методика «Город отношений» не является расстановкой, используемой последователями Б. Хейленгера [4] с куклами, так как не ставит первоначальной задачу перед клиентом расставлять фигурки согласно их ролям в реальной жизни. Напротив, первоначальная инструкция отвлечена от связывания персонажей города с реальным социальным окружением.

Для проведения методики необходимы песок (песочница) и небольшие фигурки животных, людей (игрушки или куклы), которые символически будут отражать ближайшее окружение клиента.

Перед началом работы необходимо создать благоприятную атмосферу, позволяющую клиенту расслабиться, а затем предложить инструкцию: «Перед вами песок и различные фигурки. Из этих материалов вам необходимо построить город, населив его жителями (клиент строит город из песка, фигурки – жители города). Далее выберите мера своего города, им будет один из персонажей (фигурок) и дайте название своему городу. Подумайте, какова политика мера этого города, как чувствуют себя его жители, счастливы ли они, счастлив ли мер этого города».

Далее клиент представляет свой город, рассказывает о нём, об его жителях и о мере города. В рассказе важно показать клиенту связь воображаемого города с его реальным окружением. Далее необходимо обсудить вопрос об эмоциональном состоянии жителей этого города и самого мера. Можно сформулировать вопрос следующим образом: «Как вы думаете счастливы ли жители города и, если кто-то несчастен, в чем причина? Все ли жители города согласны с его границами и политикой?»

При наличии в городе участников недовольных персонажей необходимо развивать обсуждение по вопросам: «В чем причина недовольства? Какова роль мера в этом? Что мер города может изменить в границах города (в своих отношениях), чтобы взаимодействие с его жителями было более гармоничным»? Если возникают высказывания о влиянии жителей города на самочувствие мера в нём, важно определить именно качества личности этих жителей и с кем из реальной жизни ассоциируются.

Для удобства анализа состояния жителей города и их связи с реальными людьми можно воспользоваться таблицей 1.

Таблица 1 – Анализ состояния жителей города по методике «Город отношений»

Житель города (персонаж)

На кого из реальных людей он похож?

Как он себя чувствует? Удобно ли его положение?

Что мер города может сделать, чтобы это изменить? (Если положение не устраивает персонаж)

       

Проанализировав совместно с клиентом связь между реальными людьми и персонажами города, необходимо попросить его представить, что на пост мера города назначен другой человек, и теперь он управляет им. Он обладает теми качествами личности, которых не хватает клиенту для эффективного управления городом. При обсуждении описания образа «новому меру города» важно делать акцент на том, что эти приписываемые качества так или иначе в жизни проявлялись у клиента.

По заполненной на консультации таблице в течении времени между встречами необходимо составлять дневниковые записи о реализации плана действий из четвертого столбца (домашнее задание). В записи важно включать анализ собственных чувств и переживаний и оценку успешности действий.

В случае использования методики на групповых занятиях после проведения необходимо стимулировать между участниками занятия обратную связь: «Теперь давайте решим, чего не хватает меру города (личностных качеств), для того, чтобы стать счастливым и свободным человеком и сделать его отношения с жителями более гармоничными и свободными (каждый участник высказывает своё мнение о городах других участников). Для стимулирования активной обратной связи можно использовать нейтральные метафорические карты: «Вытяните вслепую одну из метафорических карт и скажите, то что приходит в голову глядя на изображение и задавая самому себе предыдущий вопрос о том, чего не хватает меру и жителям города для более гармоничного сосуществования».

На рисунке 1 представлен пример построения города отношений студенткой (18 лет), имеющей проблемы в отношениях с сестрой-двойняшкой.

Рисунок 1. Пример построения города отношений

В данной ситуации студент жаловалась на постоянные конфликты с сестрой. После процесса создания города она наделила каждого персонажа ролью из ближайшего окружения (члены семьи). По рассказу о жизни персонажей становится понятной ситуация в семье относительно того, как ее воспринимает клиент: конфликты с сестрой связаны с конкуренцией за внимание и одобрение мамы, сестра воспринимается как агрессор (тигр), отец и брат отстранены от общения в семье.

После дальнейшей беседы о том, как чувствуют себя другие члены семьи, студентка приходит к выводу о том, что её сестра также несчастна, как и она из-за того, что ей приходится постоянно соответствовать ожиданиям и требованиям матери. При этом описывая свои чувства, она точно осознает и называет чувство вины к матери и затрудняется назвать чувства по отношению к другим членам семьи. При анализе положения мамы в городе отношений в начале беседы клиент называет её «центром семьи». Однако, в процессе беседы приходит к выводу о том, что она чувствует себя несвободной из-за стен города, постоянных перехватов внимания её дочерей и невозможностью из-за этого уделять больше внимания сыну (который является самым отстраненным в этом городе отношений). Таким образом, клиент увидела ситуацию каждого из членов своей семьи, а с помощью домашнего задания (четвертый столбец таблицы 1) смогла найти путь восстановления отношений с каждым из них.

Выводы.

Данная методика похожа по смыслу и содержанию на расстановки с реальными людьми (участниками тренингов) по Б. Хеллингеру, однако отличается тем, что клиент во время работы сам анализирует ситуацию людей из своего окружения, таким образом, он переносит внимание с собственной личности на людей, которые, по его мнению, виноваты в его проблемах и конфликтах, в результате чего они становятся понятными и решаемыми.

Выполнение домашнего задания клиентом является важным условием такой работы, так как позволяет не только во время консультации, но и в реальной повседневной жизни работать над разрешением проблем в межличностных отношениях.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005 1136 с.
  2. Дюльдина Ж.Н. Проективная методика «Рисунок семьи зонтиками» в детском психологическом консультировании // Симбирский научный вестник. – 2020. – № 1-2(39-40). – С. 41-50.
  3. Жуковская В.Е. Системные расстановки как метод исследования трансгенерационных связей в семье // Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета. – 2014. – № 11. – С. 95-100.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
  6. Лебедева Л.Д. Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1(5). – С. 133-137.
  7. Максимова И. В. Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 47. – С. 32-37.
  8. Ческидова И.Б. Рисунок как средство выражения эмоционального состояния студентов в период самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-3. – С. 271-274.
  9. Гусева Ю.Е., Науменко Н.В. Возможности арт-терапии как способа психологической самопомощи в условиях пандемии и самоизоляции (на примере проекта «Гармония в красках») // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2021. – № 1. URL:http://ppip.idnk.ru

 

Об авторе 

Плотникова Елена Сергеевна– старший преподаватель кафедры психологии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема (г. Биробиджан)

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

 

Плотникова Е.С. Арт-терапевтическая методика «город отношений» в консультировании студентов вуза, имеющих психологические проблемы в межличностных отношениях. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен