Костромина П.А. (г. Москва)

Костромина П.А. (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА  

УДК 159.923

 

English verson:

Аннотация. В статье раскрыты психологические аспекты влияния цвета на человека. Дана краткая история изучения цвета. Представлена характеристика основных цветов и их психологическое значение в жизнедеятельности человека.

Ключевые слова: цвет, психология цвета, влияние цвета на человека

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Цвет – это то, что каждодневно окружает любого человека, стимулирует особые эмоции и ощущения. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, напротив, омерзение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и множество другого в соответствии оттенками и палитрами прямо говорят о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях [1].

С древних лет, цвет всегда обвораживал и поражал человечество, и он постоянно считался одной из загадок существования. К примеру, египтяне имели отдельные комнаты исцеления в их храмах. Эти комнаты были построены таким образом, что солнечные лучи рассеивались в цветах спектра. Те, кому нужно было выздоровление, заходили в комнату, которая источала необходимый цвет. Таинственным было то, что в одном и том же порядке проявляются цвета на радуге.

В 1666 году английский ученый Исаак Ньютон обнаружил, что, когда чистый белый свет проходит через призму, он разделяется на все видимые цвета. Ньютон также обнаружил, что каждый цвет состоит из одной длины волны и не может быть разделен больше на другие цвета [3].

Дальнейшие эксперименты показали, что свет может быть объединен, чтобы сформировать другие цвета. Например, красный свет, смешанный с желтым, создает оранжевый цвет. Некоторые цвета, такие как зеленый и пурпурный, при смешивании нейтрализуют друг друга и дают белый свет.

Позднее поэт, художник и политик Иоганн Вольфганг фон Гете в 1810 году опубликовал «Теорию цветов» – трактат о природе, функции и психологии цветов. Одним из наиболее радикальных моментов в работе Гете было опровержение представлений Ньютона о цветовом спектре, предполагая, что темнота является активным ингредиентом, а не просто пассивным отсутствием света. Свет и тьма, яркость и мрак, или, если предпочтительнее более общее выражение, свет и его отсутствие необходимы для производства цвет. Сам цвет – это степень темноты.

Несмотря на общее отсутствие исследований в этой области, концепция психологии цвета стала горячей темой в маркетинге, имиджелогии, дизайне и других областях.

Чувства человека к цвету часто глубоко личные и коренятся как в собственном опыте индивида, так и культуре. Например, хотя белый цвет используется во многих западных странах для обозначения чистоты и невинности, во многих восточных странах он рассматривается как символ траура.

Таковым белый цвет считался и во Франции и Испании в Средние века – цветом скорби. В Европе замуж выходили преимущественно в красном, зелёном, встречались и другие цвета. Но в 1499 году Анна Бретонская, тогдашняя герцогиня Бретани и королева Франции, вышла замуж второй раз в белом наряде, шокировав народ и своего жениха Людовика XII Валуа. Дело в том, что ее предыдущий супруг Карл VIII скончался всего годом ранее, и Анна все еще по нему горевала. Именно поэтому для своей второй свадьбы она выбрала траурный белый цвет. Но еще долгое время этот цвет не завоевывал любовь невест, так как помимо дорогой стоимости белой ткани ее довольно сложно было сохранять чистой. А поскольку свадебное платье надевалось впоследствии и по другим поводам, то это было особенно важным фактором при выборе цвета ткани. Кроме того, чаще женщины самостоятельно шили свои платья, и любые неровные швы или дефекты были бы более заметны на белой ткани [7].

Настоящую популярность белый цвет приобрел после того, как королева Англии Виктория надела на свою свадьбу с принцем Альбертом в 1840 году белое атласное платье с кружевами. Детали этого торжества, включая описание наряда королевы, быстро облетели страну. 

Будучи настоящей законодательницей мод своего времени, она решила пойти наперекор сложившимся устоям и надеть белоснежный наряд в день венчания. После свадебной церемонии королева Виктория, ставшая своего рода трендсеттером свадебной моды, еще несколько раз красовалась в своем подвенечном платье на публике, но уже без фаты и в менее торжественной обстановке. Отчасти благодаря этому, отчасти благодаря влиянию самой королевы на мир моды популярность белого как свадебного цвета росла. Тем более у него было еще одно довольно утилитарное, но полезное свойство: оно выигрышно смотрелось на тогдашних черно-белых фотографиях. Один журналист написал: «сентиментальные викторианцы боготворили невинных невест и их белоснежные платья». С этих времен белый цвет стал считаться наиболее подходящим для свадебного платья, символом чистоты, невинности и незапятнанного сердца невесты.

Почему цвет играет такую важную роль в нашей жизни? Восприятие цвета в некоторой степени субъективно, существуют некоторые цветовые эффекты, которые имеют универсальное значение.

Рассмотрим краткую характеристику цветов:

- Черный – цвет негативизма, цвет неприятия, склонность противопоставлять себя чему-то или кому-то, то есть черный цвет – это некоторое противопоставление.

- Красныйцвет по М. Люшеру – это цвет экспансии, стремление к захвату, цвет активности, цвет уверенности в себе и цвет возбуждения.Он мгновенно привлекает внимание людей. В разных культурах люди интуитивно ассоциируют красный цвет с понятием гнева. Эта связь имеет смысл, учитывая, что многие люди краснеют от повышенного кровотока, когда они сердятся.Но красный цвет не всегда сигнализирует об опасности и агрессии. Красный цвет также связан со страстью, любовью и желанием. Эти ассоциации могли бы объяснить, почему люди, носящие красное, неизменно оцениваются противоположным полом как более привлекательные. В исследовании Эндрю Джей Эллиот и Даниэла Ньеста, опубликованном в 2008 году «Романтический красный: красный цвет усиливает мужское влечение к женщинам», авторы показали мужчинам образ женщины и попросили их оценить ее привлекательность. Некоторые мужчины видели женщину в красной рубашке, в то время как другие видели ту же самую женщину в синей рубашке. Результаты обнаружили, что мужчины оценивают женщину в красном как более сексуально желанную, чем ту жеженщину в синем.

Синий цвет всегда символизировал покой и гармонию. Учеными доказано, что, когда человек смотрит на объекты, выполненные в синих тонах, он успокаивается. В это время его организм готовится к отдыху и расслаблению. Этот оттенок несет в себе гармоничное состояние и символизирует единение с миром. Значение цветов в психологии, особенно синего, темно-синего, индиго, голубого заключает в себе ассоциации с тишиной и умиротворением.

- Зеленый.Действие зеленого цвета также считается важной составляющей в толковании понятия «значение цветов». В психологии считается, что люди, чья душевная привязанность неудовлетворена, стараются компенсировать именно этой краской. Она символизирует независимость. Симпатия к ней часто встречается у молодых людей, которые хотят поскорее стать самостоятельными. Она является символом постоянства и настойчивости, некой степени жестокости, твердости и упорства. Люди, выбирающие зеленый цвет, очень осторожно относятся к изменениям. Они стремятся повысить уверенность в себе, в своих навыках и умениях за счет самоутверждения. Они могут добиться симпатии у других, например, за счет своего финансового положения. Этот оттенок в некоторой степени управляет человеком. Личность может ощущать гордость, превосходство над другими, желание управлять остальными членами общества. Любители зеленого, как правило, много думают о здоровье и о том, как увеличить длительность своей жизни. Они защищают свои принципы, иногда страдают от того, что не получают признания других людей. Что касается тех, у которых зеленый стоит на последнем месте, можно сказать то, что они утратили силы для борьбы. Это может привести к тому, что они будут винить в своих ошибках других. Отвергающие зеленый цвет – это люди, потерявшие самообладание и терпение, за счет чего в поведении появляется импульсивность.

- Желтый. Значение в психологии связано с отягощающей привязанностью, требующей облегчения, чтобы устранить депрессию. Неудовлетворенная эмоциональность заставляет человека безостановочно искать выход из ситуации. Это поиск удовлетворения и гармонии, попытка найти смысл жизни и место, где можно использовать свои возможности по максимуму. Желтый цвет является самым ярким, живым и легким. Ассоциируется со стимуляцией. Учащается пульс и дыхание, также, как и с красным. Главным достоинством желтого является его яркость и неосознанный позитив. Он указывает на стремление человека освободиться от тяжести, от чего-то, что его угнетает. Люди, у которых этот цвет стоит на первом месте, надеются на счастье, и ждут его в любых формах и проявлениях. Они желают добиться признания и уважения. Ну а те, кто ставит желтый на последнее, как правило, разочаровались в жизни, в надеждах, в людях. Они стоят лицом к лицу с пустотой. Из-за заложенной в желтом яркости, он может быть отвергнут по причине перевозбуждения, вследствие чего человек чувствует раздражительность, злость, недоверие к людям, и постоянно находится в плохом настроении.

- Фиолетовый – цвет мистицизма, трансцендентности, духовности. Функция фиолетового цвета эта потребность в тонких эмоциональных переживаниях и потребность в саморастворение в этих переживаниях. Сам по себе цвет достаточно специфичен, потому что он включает себя два цвета – это мужской цвет красный – цвет активности и женский – синий – цвет пассивности. Фиолетовый цвет часто выбирают люди склонны к шизоидности и люди, имеющие тенденцию к некоторым другим гендерным моделям поведения.     

- Коричневый – цвет, символизирующий погруженность в ощущения собственного тела, большая погруженность в ипохондричность. М. Люшер говорил, что чем моложе человек, тем реже ему нравится коричневые цвета, чем он становится старше, тем более внимателен к этому цвету он начинает относиться.      

- Серый – цвет нейтральности. Он не обладает ярко выраженными качествами, потому чаще всего ассоциируется с компромиссом, спокойствием, строгостью, стабильностью.Знак нейтральности, середины. Личность, выбирающая его для себя, не берет во внимание значение цветов в психологии человека. Она хочет остаться в стороне от всего, что снаружи. Такие люди предпочитают не открываться другим, они держат все в себе. Это не значит, что они напряжены или расслаблены, они просто находятся посередине, на нейтральной территории. Это стремление отгородиться от всего, остаться нетронутым. Те люди, для которых серый цвет стоит на последнем месте, считают его очень скучным и однообразным. Они предпочитают радоваться жизни и наслаждаться яркими красками. Это неким образом связано с непреодолимым желанием быть постоянно вовлеченным в какую-нибудь активность [5].

Цвет с самого рождения помогает нам правильно воспринимать окружающий мир, настраивать наш организм в унисон с природой.

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития [4].    

Энергетическая сторона цветового воздействия на Центральную нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Часть из них связано с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи – с характеристиками цветового раздражителя. Нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета, которые в свою очередь отражают объективную нужду его Центральной нервной системы в энергетическом воздействии цвета. И если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д.

Господствующая тенденция детского возраста – предпочтение ярких и светлых оттенков (особенно красного и желтого) у взрослых, практически, нивелируется. Особенно это касается желтого цвета, который, если и не переходит в разряд отвергаемых цветов, то начинает испытывать к себе достаточно «прохладное» отношение. Возрастной границей, разделяющей «детский» и «взрослый» типы цветового выбора может считаться период от 15 до 20 лет, то есть время окончательного формирования Центральной нервной системы человека. Предпочтение цветов сине-зеленой части спектра взрослыми, нередко, становится доминирующим над выборами красного и желтого [1].

Идея о непосредственном воздействии цвета на психику человека, а тем самым, и имманентности цветовых значений, вызывала и вызывает активное неприятие сторонников социокультурного подхода в объяснении генезиса цветовых ассоциаций. Основным в их подходе является утверждение об опосредованности цветового воздействия предметными связями цвета, необязательно представленными в сознании в развернутой форме, но каждый раз актуализирующимися, когда человек наблюдает тот или иной цвет. В данном случае могут использоваться понятия «латентного обучения», «культурной памяти», и т.д.

Тем самым, отношение к цвету целиком и полностью определяется культурно-историческими традициями и обычаями.

 

 

Литература

  1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. – М.: Речь, 2005.
  2. Бектаева А.Э.Цветотерапия: психология цветаhttps://cyberleninka.ru/article/n/tsvetoterapiya-psihologiya-tsveta
  3. Вагнер Ван К. Психология цвета: как цвет влияет на настроение, чувства и поведение // Психология. – 2009.
  4. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим, 1987.
  5. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – Нью Йорк: Random House, 1969.
  6. Психологический портрет пользователя сети Интернет как потенциального потребителя. http://cpimrsei.ucoz.ru/_ld/2/242_Rhb.df
  7. Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. – СПб: «ЛИСС», 1993.
  8. Смыслов Д.А. Психология рекламной деятельности. – Видное: МРСЭИ, 2015. – 298 с.

 

Об авторе 

Костромина Полина Андреевна – психолог, выпускница Московского регионального социально-экономического института г. Видное

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

 

Костромина П.А. Психологические аспекты влияния цвета на человека. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен