Смыслов Д.А. (г. Москва)

Смыслов Д.А. (г. Москва)

СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ КОНСТАНТАХ (ХРОНОТОПАХ)  

УДК 159.923

 

English verson:

Аннотация. В статье описывается субъективное переживание времени, раскрываетсяприрода хронотопа, его разновидности и особенности функционирования, иерархическая структура, когнитивных функции и специфика личностных хронотопов. Объяснение феномена психологического времени личности посредством хронотопа во многом помогает увидеть поле пространства бессознательного, что особенно важно в работе практического психолога. Тема является универсальной для нескольких областей научного знания – психологии, медицины, социологии, педагогики.

Ключевые слова: психологическое время личности, субъективное переживание времени, пространственно-временные константы, хронотопы.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Данная статья является продолжением публикации «Психологическоепространство и время в жизни человека», представленной в предыдущем номере журнала (Прикладная психология и психоанализ №2, 2021)

В этой статье мы сосредоточимся на субъективном переживании времени и его отражении в пространственно-временных константах (хронотопах)

1). Время, как фактор человеческой психики.

Человек жил во времени своей эпохи и стремился объяснить особенности переживания времени и определить отношение к нему в духе этой эпохи. В зависимости от конкретных культурно-исторических условий время могло выступать а) в форме безропотного        принятия предначертаний  судьбы в ожидании благоприятных возможностей, открываемых временем; б) в форме активного деятельного наполнения времени собственным жизненным содержанием.

До середины XIX века о времени, как факторе человеческой психики известно: (из философских, литературных произведений, в которых суждения о этой проблеме носили умозрительный характер, и являлись афористически выраженным обобщением опыта), что:

1). Время – индивидуальная ценность, потеря его невосполнима, а течение неравномерно и зависит от характера и возраста человека, его поступков и особенностей жизненных ситуаций.

2). Главное для индивида – уметь правильно распоряжаться временем, не растрачивая его на пустые занятия, не отставать от времени и не опережать его, темп своей жизнедеятельности со «скоростью» времени.

О времени писали Гесиод, Платон, Сенека, Аврелий, Данте, Монтень, Гёте, Ф М. Достоевский.

Впервые психологические закономерности переживания человеком времени строго сформулированы И. Кантом. Концепция трансцендентной идеальности времени как априорного условия чувственного созерцания. В своих ранних работах Кант подчёркивал, что отношение ко времени и его переживание находится в зависимости от характера деятельности различных субъектов: «Потребность во времени есть нечто относительное, узнать и понять которое можно, лишь сравнивая величину предполагаемого дела со скоростью его исполнения. Поэтому один и тот же промежуток времени, который для одного рода существ кажется лишь мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным временем, в течение которого благодаря быстроте действий происходит целый ряд изменений» [6].

Само понятие «потребность во времени» открывает диахронный аспект исследования человеческой деятельности, так как означает, что потребность в определённом предмете для реализации предполагает наряду с постановкой цели и выбором средств также и формированиепотребности во времени, которая и выступает исходным моментом, влияющим на особенности дальнейшего исследования и переживания времени в процессе деятельности. Наблюдая за нашим восприятием времени, можно выявить следующую закономерность: – чем выше напряжённость деятельности, тем больше единиц психологического времени в одном и том же хронологическом интервале.

Верно и обратное. А.П. Чехов: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай».

В своей «Антропологии», И. Кант распространяет эту закономерность на переживание времени в масштабе человеческой жизни. Человек, томившийся со скуки на протяжении большей части жизни, которому каждый день казался слишком длинным, в конце жизни жалуется на краткость жизни в целом. Кратковременность прошедшего объясняется отсутствием впечатлений, сохранившихся в памяти бездеятельного человека. Таким образом, прошедшее время «сжимается» по мере уменьшения информативности воспоминаний о прожитых годах [3].

Время, однако, может и растягиваться. И. Кант выдвигает следующую гипотезу: «В психологическом времени человек может и должен прожить значительно больше, чем по числу лет, именно в этом он видит путь к удовлетворённости жизнью». Так достигается полнота переживания человеком времени и вместе с тем удовлетворённость жизнью. Это становится возможным на основании способности воспроизводить прошедшее и будущее в настоящем в процессе «ассоциации представлений прошедшего и будущего состояния субъекта с его настоящим состоянием... чтобы то, чего уже нет, объединить в связном опыте с тем, чего ещё нет, посредством того, что существует в настоящее время».

Субъективно переживаемое время человека. Четыре аспекта исследования времени в психологии.

Дифференциация содержания категории «время» в современной науке ведёт к пониманию того, что человек живёт в разных временных измерениях. К нему применимы единицы и эталоны физического времени. В этих единицах мы, как правило, измеряем хронологический возраст человека. Существует:

-                   биологическое время и его особенности (например, биологическая зрелость с социальной незрелостью и наоборот).

-                   социальное время (социальная зрелость или незрелость личности).

1. Аспект индивидуального развития.

Психологические исследования человека «во времени жизни» позволяют сформулировать фундаментальный принцип теории индивидуального развития – принцип гетерохронности биологического, социального и психологического развития. С одной стороны, природа наделила человека биологическими часами, с которыми он вынужден согласовывать свою деятельность. С другой стороны, выполнение социальных функций требует усвоения принятой в конкретных общественных условиях системы отсчёта времени. В свою очередь, биологические и социальные ритмы формируются под воздействием физических циклов, связанных прежде всего с вращением Земли вокруг Солнца и собственной оси.

2. Социально-психологический аспект.

Здесь на первый план выдвигается исследование особенностей отражения человеком      времени в различных общностях и культурно-исторических условиях. Факты, накопленные психологией, историей, культурологией, говорят о том, что представления о времени меняется в процессе исторического развития. Эти представления неодинаковы, также и у представителей различных       социальных групп – демографических, этнических, социально-экономических, региональных. А также эта проблема разрабатывается психологами в последние десятилетия.

3. Личностный психологический аспект.

Это вопросы о том, как переживает, осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь, как строит время своей собственной жизни.

 

Всё более выраженная специализация исследований времени в психологии привело к утрате взаимопонимания между специалистами. Для характеристик одних и тех же явлений, ев я за иных с изучением времени, нередко употребляются совершенно различные понятия: «ощущение», «чувство», «переживание», «оценка», «осознание» времени [4].

Преодолеть эту возникшую трудность, на взгляд А.А. Кроника и Е.И. Головахи, можно путём разграничения двух видов восприятия:

-                   непосредственного  восприятия    времени         как      простой временной чувствительности;

-                   сложного восприятия времен и, которое опосредовано высшими психическими функциями [1].

Но говорить о восприятии можно лишь применительно к таким временным отношениям, как длительность и одновременность, да и то, на весьма ограниченных пределах, исчисляемых секундами.

Что касается более продолжительных интервалов, то здесь необходимо включение памяти, воображения, мышления, на основании которых происходит интеграция конкретных восприятий и оценок времени, временных суждений, относящихся к прошлому, настоящему и будущему, и, наконец, формирование осознанного отношения к времени в целом. Но даже осознание времени        не отражает всю полноту отношения к нему индивида, которое определяется также эмоциональными процессами

Л.С. Выготский выдвинул новое понятие – «переживание» – единица, в которой в неразложимом виде представлена, с одной стороны, Среда – то, что переживается, с другой стороны, представлено то, как я переживаю это, т.е. все особенности личности и все особенности среды представлены в переживании.

Понятие «переживание» соизмеримо, поэтому с теми проблемами человеческого бытия, при решении которых развивалось содержание категории времени. Время, переживаемое человеком – психологическое время.

В психологии, в переживаемом времени необходимо выделить два уровня: 1) неосознанно переживаемый; 2) осознанно переживаемый.

Основная проблемаличностно-психологических исследований времени (например, исследований З. Фрейда, А. Адлера), состоит в том, чтобы выяснить, как из различных форм переживания физического, биологического и социального времени у человека формируется осознанная картина времени его жизни, выполняющая функцию долговременной регуляции жизненного пути.

Эта фундаментальная проблема имеет важное прикладное значение. Её решение связано с возможностями формирования жизненной перспективы личности, с обучением человека способам рационального использования времени жизни, а в конечном счёте – с формированием хорошо интегрированной творческой личности, т.е., с задачей, которая выдвигается на первый план в мировой психологической науке [8].

Три концепции психологического времени

В современной психологии прочно утвердилась квантовая концепция настоящего в её различных вариантах. Квантовому интервалу, в пределах которого ещё возможно целостно воспринять и удержать в кратковременной памяти некоторую последовательность стимулов, например, такты музыкального произведения, как целостный образ.

Согласно квантовой концепции психологии времени, психологическое настоящее расположено между прошлым и    будущим.       Неясны только размеры «кванта»в единицах психического времени.

Квантовая концепция уязвима в двух отношениях: 1) весьма неопределёнными оказываются границы «кванта» – от милисекунд до десятилетий; 2) не открывается возможность объяснить «феномен парциального настоящего», суть которого заключается в следующем: в интервале между двумя событиями, переживаемыми как настоящее, могут находиться события, которые сам человек относит к своему прошлому или будущему.

Другими словами, события психологического прошлого, настоящего и будущего не всегда расписаны в строгой хронологической последовательности.                                       

В психологическом времени возможны инверсии:

-                   прошлые события – после настоящих,

-                   а будущие – до настоящих.

Эти ограничения квантовой концепции могут быть сняты в рамках событийной концепции психологического времени.

Вторая концепция психологического времени отвергает хронологическую константность настоящего и ставит его в зависимость от событий, имеющих различное содержание и длительность. В качестве настоящих здесь оцениваются те события, которые уже начались, но ещё не кончились.

Но возникает вопрос – почему время в переживании человека способно сжиматься и растягиваться? На этот вопрос ответил И. Кант, заметив, что чем больше впечатлений получает человек в течение какого-то времени, тем более продолжительным впоследствии оно ему кажется [3].

Ограниченность квантовой и событийной концепций оказалась препятствием лишь при исследовании психологии в масштабах жизненного пути человека в целом. Феноменология «времени личности» намного богаче и сложнее той, которая обнаруживается в классических процедурах исследования восприятия времени. Она включает в себя такие парадоксальные явления, как многомерность, нелинейность, обратимость, прерывность времени и многое другое.

Перечисленные феномены находят объяснение в рамках разработанной А.А. Кроником и Е.И. Головахой «Причинно-целевой концепции психологического времени». В её основе – реляционный подход к проблеме времени в целом, согласно которому длительность, последовательность, направление и другие свойства времени производны от структуры конкретного процесса отношений между происходящими в нём событиями [1].

Ключевое положение причинно-целевой концепции психологии времени: психологическое время формируется на основе переживаний личностью детерминированных связей между основными событиями её жизни. Специфика детерминации человеческой жизни заключается в том, что наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими, имеет место и детерминация будущим, т.е. целями и предполагаемыми результатами жизнедеятельности.

Содержание психологического прошлого определяется совокупностью так называемых реализованных связей, которые соединяют между собой события хронологического прошлого. Психологическое настоящее включает в себя актуальные связи, т.е. те связи, реализация которых уже началась, но ещё не завершилась, и которые соединяют между собой события хронологического прошлого, с одной стороны, и будущего – с другой.

Наконец, психология будущего личности составляет потенциальные связи, реализация которых ещё не началась, так как они соединяют между собой предполагаемые события хронологического будущего. Такой подход позволяет понять причины возможного рассогласования физического и психологического времени, вскрыть механизмы переживания времени личностью.

Феномен парциального настоящего (переживания «прошлого после настоящего») нашли в рамках причинно-целевой концепции следующее объяснение: психологическое настоящее задаётся не хронологическим интервалом (квантом), а включает в себя те события жизни, которые независимо от их хронологической удалённости обладают преимущественно актуальными связями. У событий психологического прошлого преобладают реализованные связи, а у событий психологии будущего – потенциальные связи. Так удалось объяснить механизм переживания растяжения и сжатости времени. Чем выше удельный вес актуальных связей в общей картине жизненного пути, тем более сжатым, напряжённым переживается время. Но если преобладают реализованные и потенциальные связи, то время субъективно растягивается

Другой феномен – многомерность психологического времени- может быть объяснён       наличием относительно независимых между собой «линий жизни» – некоторых причинно-целевых целей. В результате изменения субъективной картины жизненного пути личности, динамики её представлений о наиболее важных событиях своей жизни и о характере межсобытийных отношений могут возникать переживания обратимости психологического времени, что находит яркое выражение в чувстве психологического «омоложения» [4].

Исследования А.А. Кроника и Е.И. Головахи показали, чем больше причинных и целевых связей имеет данное событие, тем более значимо оно с точки зрения самой личности, и с другой стороны, чем более значимое событие или зависит от них, выступая по отношению к ним причиной или следствием, целью или средством. Незначимые же события – такие, которые слабо связаны с другими событиями, а порой являются даже изолированными [1].

Психологическое время – форма переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути.

Исследования времени в рамках квантовой концепции – в стремлении определить чёткие границы того мгновениям котором человек живёт настоящим не в дымке воспоминаний и не в иллюзии будущего. И событийный подход влияет на то, чтобы овладеть временем жизни, насыщая его разнообразным событийным содержанием. На этом пути видятся возможности изменять течение субъективного времени, сжимая и растягивая, ускоряя и замедляя его.

Изучая специфику внутреннего мира человека, мы всегда сталкиваемся с тем, что в психике нет линейности восприятия, а человек не может стать полностью предсказуемым аппаратом или программой (не смотря на очевидное, но сомнительное, преимущество подобного с точки зрения управления большими социальными группами). Психологическое время личности существует по своим законам, и развивается часто не линейно, а его направленность часто идёт не только из прошлого в будущее, но и наоборот, из настоящего в прошлое. Это касается как осознания и принятия своего возраста и его задач, так и понимания своего места в пространственно-временном континууме жизни.

Вопрос психологического восприятия времени имеет несколько сторон.

  1. Человек живёт в нескольких временах – времени физическом (физическое состояние организма – это то, что я часто называю «разумной оболочкой», тем, благодаря чему мы перемещаемся в пространстве и то, что меняется с нами во времени). И часто неприятие своего тела, недовольство им, выражается не только в желании его менять, усовершенствовать, но и украшать, причём, иногда весьма сомнительными элементами (татуировки, пирсинг и пр. – всё то, что можно назвать «выкрасить и выбросить»). Проблема в том, что благодаря изменению физической оболочки человек часто начинает осознавать своё время.
  2. Время психологическое (ощущение и ассоциирование себя с определённым возрастом). Это время может быть как конгруэнтно физическому, так и значительно отличаться от него, причём, оно способно меняться под воздействием определённых жизненных ситуаций и событий, решений, переживаний. Безусловно, оно более психологично.
  3. Третье время – время индивидуального опыта, воспоминаний. Здесь многое зависит от богатства внутренней жизни конкретного индивида, и часто это время может быть пренасыщено, а в ряде случаев – когнитивно бедно.

Три направления психологического времени

Физическое время

Психологическое время

Время индивидуального опыта

В классическом восприятии времени можно выделить:

-                   восприятие временной длительности

-                   восприятие временной последовательности.

В плане последовательности – это принятие и существование человека в его субъективном и объективном прошлом (воспоминания, опыт, ресурсные или негативные переживания из прошлого). В ряде случаев, человек блокирует допуск в собственное прошлое, вычёркивая из своей жизни определённые временные периоды, или вообще – себя. Но здесь надо обозначить, что человек без своего прошлого (равно как и общество без прошлого) – довольно однобок и условен.

Существование в настоящем – в том, что столь мимолётно и сразу превращающееся в прошлое – также довольно непросто – здесь важно принимать важные решения, брать ответственность за собственные поступки. К подобному люди довольно не часто готовы. Так, из многих приходящих на приём к психологу, констатируют необходимость в изменениях многие, а реально готовые к таким изменениям – единицы. Это идентично тому, что лечиться хотят многие, а выздоравливать-нет. Выздоровления подразумевает ответственность за собственные поступки, а это сложно.

Существование в будущем – также важная сторона жизни. В одной из статей автора это подробно рассмотрено [6].

Способность увидеть себя в прошлом, понять собственные цели и задачи, быть способным к их достижению – также непросто, и этому, увы, мало обучают. Если не считать отдельных случаев – увлечения, спорт и пр.

Критерием здоровья является способность человека существовать во всех трёх временах. Чаще бывает одностороннее существование в каком-то одном времени. В прошлом – консерватизм, только в настоящем – бегство от тревожащих мыслей, в будущем – прожектёрство, оторванное от реальности. Да и некоторые заболевания или аддикции также связаны с некоторым пребыванием в одном времени или даже в подпространстве – анабиоз в животном мире, а у человека – аддикции.

В работе психолога много приходится уделять времени и внимания переживаниям и травмам из прошлого, и выстраивать сознание человека на адекватное восприятие реального, настоящего и построению адекватных и достижимых целей и задач на будущее.

Рассмотрим ещё несколько особенностей психологического времени.

Время обладает важным свойством – оно необратимо. Если физически мы можем вернуться к той части пространства, откуда мы когда-то ушли, то не можем вернуть время, когда мы это сделали. В то же время, воспоминания и восприятие времени остаются в нашей памяти и находят своё место в общей картине нашего понимания внешнего мира.

Важно, что время на любом жизненном этапе воспринимается несколько субъективно. Также следует обозначить, что субъективное восприятие времени может меняться в зависимости от переживаний человека на этот момент. Оно в той или иной степени связано с проявлением бессознательного.

Рассмотрим более подробно феномен психологического времени групп. Мы можем выделить:

1. Циклическое время в мифологии (в древних и первобытных обществах принято узнавать о том, что с тобой будет, из песен, сказаний, легенд). Цикличное время менее невротично согласно К. Хорни, так как в нём всё предопределено и объяснено.

2. Дискретное время современности. Это время разрывно, прерывисто, поделено на три части – «прошлое» (которого уже нет и его не вернуть), «настоящее» (которое занимает секунды и моментально превращается в прошлое) и «будущее» (которого пока не существует). В дискретном мире человек оказывается невротизирован, он боится допустить ошибки, он стремится продлить настоящее, что невозможно («продлись, продлись очарованье»), и в результате бежит от себя, от своих мыслей, от жизни.

Парадокс заключается в том, что, живя в обществе дискретного времени, современный человек продолжает существование во времени циклическом в семейных отношениях и как часть своего рода (если он ещё к нему принадлежит – так как встречаются случаи, когда люди и вовсе не знают своего рода).

С точки зрения существования в субъективном времени, можно дать такую классификацию. Так устроен человек, что его жизнь протекает в четырёх пространствах, перемещение в которых отличается друг от друга, а законы функционирования рознятся. Это:

1. Обычное, «бодрствующее» состояние сознания.

2. Особое измененное состояние сознания (экстремальные случаи, представляющие опасность для жизни, переживания клинической смерти, применение наркотических веществ)

3. Сон

4. Транс (трансовое состояние сознания)

Транс – это состояние, в котором пребывает человек. Гипноз – технологии вызова этих состояний. Термин «транс» имеет французские корни и обозначает «цепенение» или «перехождение чего-либо». К. Хоффман определил транс как состояние пониженного сознания или состояние дрёмы. В самом трансе можно выделить следующие его виды:

Вид транса

Примеры

Естественный транс

Воспоминания, мысли, решение определённой задачи

Эмоциональный транс

Наши воспоминания о том, что мы прошли и пережили

Болевой транс

Мысленная подготовка и ожидание того, что будет больно

Рабочий транс

Специальное вызывание у себя трансового состояния с целью решения определённых задач

Сон и гипноз, несмотря на многую схожесть, различаются. Так, состояние сна у человека бывает, как минимум один раз в сутки (исключение – в ряде южных культур существует «сиеста» – кратковременный дневной сон, вызванный климатическими условиями, а в животном мире встречается анабиоз – «спячка», как например, у медведей или сурков).

Пребывание в гипнотическом трансе возможно гораздо реже. В то же время, реальность сна не только существует, но и играет в жизни человека большую роль. Довольно часто люди пытаются понять смысл того или иного сновидения, желая увидеть подсказки или предупреждения своего подсознания, выступающего в виде значимых людей (живых или ушедших) или метафор относительно реальности. Не удивительно, что много веков существует традиция «сонников» [5].

В трансовом состоянии человек находится довольно часто – от банальной усталости и утомления до эмоциональных переживаний. На этом построен метод дебрифинга (беседа психологической направленности с субъектом, пережившим психологическую травму или экстремальную ситуацию). В психологии именно на трансовой работе с клиентом построен такой метод, как психодрама, где протагонист свои эмоциональные переживания и воспоминания выражает в символической форме в виде театрального действа.

Работая с трансом, мы можем в первую очередь помогать человеку направлять его внутреннее время. Известно в психологическом консультировании, что, до тех пор, пока ситуация, произошедшая в прошлом, не решена, она «не отпускает» человека, продолжая его мучить. Субъективное временное пространство личности отличается тем, что может направляться как в прошлое, настоящее или будущее. Направленность в прошлое – это воспоминания, а правильнее сказать, субъективная переработка происходящего в прошлом. Она, очевидно, отличается от объективной ситуации, но важнее в ней то, что при воспоминаниях о произошедшем, время может растягиваться [5].

А.А. Ухтомский в своей «Доминанте» предложил идею хронотопа (пространственно-временной константы). Он ссылался на А. Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Г. Минковского (четырёхмерное псевдоевклидово пространство сигнатуры). Эйнштейн в этой связи указывал, что «окружающий нас мир представляет собой четырехмерный пространственно-временной континуум». Анри Пуанкаре также полагал в этой связи, что «абсолютного пространства не существует, мы знаем только относительные движения. Не существует абсолютного времени» [7].

В наиболее общем значении под хронотопом принято понимать единство времени и пространства, определенную пространственно-временную совокупность: «хронотоп – единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного (культурного, художественного) смысла».

Хронотоп – это субъективное временное пространство, в котором находится индивид. По факту, бытие человека определяется теми хронотопами, в которых он предпочтительно существует. Человек, находясь в хронотопе, по-иному начинает воспринимать время – оно либо тянется, либо летит. Нахождение в преимущественном хронотопе накладывает отпечаток и на внутренние ресурсы человека, и на его внешность. Известен факт, что увлечённые чем-то люди находятся «на своей волне», не замечая того, что происходит вокруг них. Длительное погружение в хронотоп даёт возможность внутренней молодости. И наоборот, лишение человека любимого хронотопа (например, любимой работы) может привести к резкому внутреннему старению. Хронотоп является мощным психологическим ресурсным состоянием, включая который меняется субъективное время.

Работая с проблемой клиента, психолог прямо или косвенно касается вопросов субъективного самоопределения личности в индивидуальном времени и пространстве. Если реальное пространство – это категория материальная (точнее – «фундаментальное свойство бытия, которое фиксирует форму и протяжённость его существования»), более связанная с географическими переменными, то пространство бессознательного – это особая область, обладающая, как в «нехорошей квартире» в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова, гораздо большими пространством, нежели чем кажется внешне. То есть, это пространство, имеющее другую размерность в отличие от физической, но, в то же время, непосредственно связанное с индивидуальным опытом человека, так как именно в его границах и дефинициях он может познать и понять его.

Время бессознательного связано сразу с тремя направлениями – прошлым (индивидуальная история, память, сценарии рода, семьи, национальности), настоящим (бессознательно мы воспринимаем гораздо больше, чем нам нужно для совершения некоторых действий, и именно поэтому большая часть этой, почти ненужной, информации, практически не фиксируется человеком не в изменённом состоянии сознания, хотя переводится в долговременную память). Время будущего для бессознательного – это прежде всего реализация программы жизни, достижение (или не достижение) поставленных целей задач, но и некоторая, часто довольно отчётливая, программа завершения жизни.

Сценарий жизни, индивидуальная история, воспоминания о реальных или рассказанных событиях, способности и предрасположенности, определяют прошлое, настоящее и будущее человека. В любом случае, человек живёт и продолжает существовать сразу в трёх временах, при этом, наиболее осознанным для него остаётся время настоящее. Впрочем, с некоторыми «но» в виду того, что многое в настоящем человек совершает на основании привычки или неосознанных стремлений.

Рассмотрим важные положения А.А. Ухтомского о хронотопе в этой связи:

  1. Категория хронотопа применима ко всем областям реальности – с ее помощью возможно описать и изучить как отдельное сущее (например, человек), так и любую социальную общность, явление, мироздание.
  2. Пространство и время завершившегося события представляют собой заархивированное реальное пространство и время, в которых осуществилось событие оно имеет другую природу, поскольку актуально не присутствует в мире. Пространственно-временные отношения хронотопа события есть слияние, с одной стороны, реального пространства-времени, в которых произошло событие, и, с другой стороны, заархивированного пространства-времени, разворачивающегося в трансцендентальном поле сознания [7].

Так, каждое событие (и место, где оно произошло) хронотопично: событие имеет свое временное (продолжительность) и пространственное (место происшествия) измерения. Хронотоп ушедшего события здесь представляет собой замкнутое пространственно-временное целое. Хронотоп актуально действующего, становящегося события представляет собой живую, налично формирующуюся целокупность.

В своём докладе «О временно-пространственном комплексе, или хронотопе», А.А. Ухтомский отмечал:

1. У живых существ со слабо развитым восприятием наблюдаются лишь простейшие реакции. Тем не менее, и эти живые существа оказываются вовлеченными в цельность мирового хронотопа. Ухтомский отмечает: «у них еще нет ни «пространства», ни «времени», но есть уже жизнь в хронотопе».

2. У высших животных уже наблюдается физиологический аналог предвосхищения. Это проявляется в направленности и целеустремленности их поведения, в «способности разыскать и предсказать (антиципировать)».

3. У человека физиологическая, и онтологическая структура предвосхищения раскрывается в полной мере. Причём, это не гадание о будущем. Предвидение (антиципация, предвосхищение) укоренено в онтологической структуре мироздания: «где-то сейчас еще существуют прошлые события, только все удаляясь от нас. И где-то существуют уже будущие события, приближаясь к нам» [7].

Со-существуя, сущее образует общее единство – хронотоп события, места, ситуации, эпохи. Хронотопы различного рода общностей неравнозначны: хронотоп определенного культурно-исторического периода в целом богаче и сложнее по своему значению, чем хронотоп единичной вещи, созданной в данный промежуток времени.

Аспект онтологического значения понятия хронотопа А.А. Ухтомского выражается во взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимообусловленности событий и сущего в общемировом макрохронотопе. Так, человек не может знать будущее, и лишь по опыту прошлого он догадывается, что каждый его поступок когда-нибудь окажет влияние на его самого и других людей. Всякое соприкосновение людей между собою страшно ответственно. Тут нет «мелочей» или «неважных деталей». Малейший неправильный оттенок, допущенный при первой встрече, налагает неизгладимые последствия на дальнейшее общение»

Реальность – это хронотоп, в котором мы живём. Человек осваивает хронотоп своей жизни, хронотопы своих воспоминаний, хронотопы своих снов.

Ориентирование в хронотопе означает не только предвосхищение будущего, но может выражаться и в буквальном значении: в незнакомой местности человек ориентируется и действует иным образом, нежели в близкой и знакомой обстановке. Происходит это потому, что определенная местность (регион, область; причем не столько географическая, но прежде всего культурная, историческая, политическая, социальная, экономическая…) образует собственный хронотоп – самостоятельный микромир.

В незнакомой местности человек подчас чувствует себя неспокойно, неуверенно; окружающее пространство кажется ему более масштабным, неизвестным. Наоборот, та же самая местность после более близкого с ней знакомства проявляет противоположные качества: она кажется небольшой, хотя никак не меняла своих границ, близкой и обыденной, знакомой до такой степени, что человек может ориентироваться в ней автоматически, бессознательно выбирая нужный маршрут. Дорога в одну сторону всегда воспринимается длиннее, нежели чем та же дорога обратно.

Таким же образом онтологическая структура человеческого бытия – ориентация в хронотопе – проявляет себя при обращении человека к незнакомой книге, которая, будучи самостоятельным хронотопным микрокосмом, проявляет такие же свойства, как хронотоп неизвестной

Заслуженный собеседник – писатель заслуживает читателя, а читатель – писателя, и между ними – беседа, а не процесс прочтения книги – освоение хронотопа книги и хронотопа восприятия писателя. Хронотоп человека не сводится к пространственно-временному единству психического мира личности, – он есть сама жизнь индивида. Человек существует таким образом, что создает вокруг и из себя в результате своего бытия сферу собственной жизни – хронотоп, который развертывается как жизненное пространство человека и время его существования, как индивидуальный микромир личности.

Понятие жизненного пути (жизненного сценария), формирующего хронотоп человека, синонимично понятию мировой линии Ухтомского, выражающей собой траекторию человеческой жизни. В хронотопное единство личности входит память, хранящая жизненный путь индивида, и выступающая сферой особой внутренней самости человека, содержащей в себе личностно значимые, ценные для человека воспоминания. В пределах памяти в сжатом виде сохраняется история мышления человека, образующая определенный опыт.

При воспоминании или рассуждении о каком-либо человеке раскрывается его жизнь и личность, его история и судьба – актуализируется особая сфера человеческого бытия, сам хронотоп как таковой. Но при познании опыта другого человека всегда будет субъективность хронотопов. Так, М.М. Бахтин писал, что «если бы хронотоп образа совпал бы с хронотопом читателя (слушателя, зрителя), то он превратился бы в реальное событие его, читателя, жизни» [2].

Социальный хронотоп как исторически обусловленная определенная динамическая пространственно-временная общественная сфера «воспроизводится людьми, а последовательность действий и их «стыковка» обеспечивается идеологией», которая понимается как «схема, типизирующая социальные практики и как структура, связывающая людей и воспроизводящая социальное пространство во времени». «Сбой в идеологической коммуникации следствием имеет разрушение хронотопа» как общей среды совместного бытия людей на определенной культурной и исторической стадии развития общества.

Таким образом, благодаря предложенной А.А. Ухтомским универсальной идее хронотопа, оказывается возможным более многомерно и точно определить психологическое время личности, обозначить карту пространства, в котором он живёт и существует на уровне бессознательного, пространстве развития идей, а также в социальном пространстве.

 

Литература

 

  1. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984. – 209 с.
  2. Политов А.В. Онтологический смысл понятия хронотопа в философских идеях А. Ухтомского и М. Бахтина // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2014. – Том 14. – Вып. 4.
  3. Смыслов Д.А. Категории «Пространство» и «Время» в процессе жизненного пути человека. – М.: УРАО, 1997.
  4. Смыслов Д.А. Психологическая и социальная норма: нормоцентрический подход. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2020. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru
  5. Смыслов Д.А. Психология трансовых состояний. Трансовое решение личностных проблем. Монография. – М.: ЦПИ МРСЭИ, 2016. – 384 с.
  6. Смыслов Д.А. Феномен психологического времени личности: использование временных аспектов подсознания. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2019. – №1. URL:http://ppip.idnk.ru
  7. Ухтомский А.А. О временно-пространственном комплексе, или хронотопе. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002.
  8. Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTubehttps://www.youtube.com/c/ДмитрийСмыслов

 

Об авторе 

Смыслов Дмитрий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент. DoctorofScience, Honoriscausa (IANH), профессор кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-психологического института (г. Видное, МО), директор Центра психологических инноваций.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTube https://www.youtube.com/c/ДмитрийСмыслов

 

 

Ссылка для цитирования

Смыслов Д.А. Субъективное переживание времени и его отражение в пространственно-временных константах (хронотопах). [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен