Левит Л.З. (г. Минск, Беларусь)

Левит Л.З. (г. Минск, Беларусь)

СТРАДАНИЯ ЗА ИДЕЮ ИЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ИДЕИ?  

УДК 159.9

 

English verson:

Аннотация. В статье изучаются состояния, испытываемые индивидом, страдающим во имя определённой идеи. Используя современные научные данные, автор показывает, что внешнее страдание может сопровождаться внутренним наслаждением, что делает облик «героя» морально неоднозначным. Также показано, что сама идея может утратить привлекательность вследствие практических попыток своей реализации.

Ключевые слова: гедонизм, добро, идеал, истина, позитивные иллюзии, смысл, утопия.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение. В исторической литературе можно найти немало примеров, описывающих жизнь и страдания людей, которые отстаивали некую важную для них идею. Таких индивидов обычно изображают в качестве героев, мучеников и святых, с которых следует брать пример. Настоящей статьёй автор, используя данные современной психологии, а также результаты, полученные нейронаукой в последние десятилетия, стремится показать всю неоднозначность внешних обстоятельств и внутренних состояний, обычно выставляемых в качестве морального эталона. Нашей целью ни в коем случае не является ирония: мы искренне желаем разобраться в глубине человеческих переживаний и совершаемых поступков.

Мученичество или гедонизм? «Идеал» и «идея» являются однокоренными словами. Современные исследования показывают, что многие идеи (включая те, что никак не связаны с реальностью, либо не имеют рациональных доказательств в свою поддержку), способны существенно повышать внутреннее благополучие человека. Поэтому думать, что индивид только страдает за ценную для него идею, было бы поверхностным упрощением. Окружающие не замечают внутренний план «страдальца», на котором могут доминировать позитивные переживания, связанные с наслаждением привлекательностью данной концепции.

Приведём подтверждения. Предвкушение приятного события, возможного в будущем, стимулирует (подобно наркотику) центр удовольствия в мозгу сильнее, нежели само событие [2, с. 149-150]. Соответственно, индивид, который внешне кажется мучеником, страдающим за труднодостижимую идею, на самом деле, возможно, является гедонистом и получает немало наслаждения от неё. Удовольствие преобладает ещё и потому, что (пока) идея не может быть воплощена в жизнь и остаётся «чистым хрустальным сосудом» в фантазиях субъекта. Опять таки, современные исследования подтверждают, что толика негативных ощущений, примешанных к удовольствию, способна существенно усилить переживание наслаждения [1].

С точки зрения В. Франкла, основателя экзистенциального анализа и логотерапии, испытываемые страдания облагораживают человека, делают более осмысленной его жизнь [7]. Автор статьи, как ни старался, не нашёл ни одного доказательства в пользу облагораживающего действия страданий [5]. Однако подтекст утверждения Франкла понятен: переживающий страдания человек становится лучше. Значит, испытывать (или хотя бы демонстрировать) страдания полезно, поскольку это как минимум повышает «моральную ценность» человека в глазах окружающих.

Виктор Франкл также известен своими идеями сверхсмысла (высшего замысла, лежащего в основе Вселенной), а также уникальных смыслов конкретных жизненных ситуаций, в которых оказывается человек. Ни то ни другое современной наукой не обнаружено. Наоборот, Франклу следовало бы услышать мнение Нобелевского лауреата С. Вайнберга, согласно которому, чем лучше учёные познают мир, тем более бессмысленным он им кажется [3].

Однако, сухим данным естественных наук противоречит «гуманитарная» истина, согласно которой, у многих людей имеется глубинная потребность в идее смысла. Экспериментально доказано, что удовлетворение данной потребности ведёт к улучшению внутреннего благополучия человека. Так, наши лонгитюдные исследования 2011-2013 гг. показали, что смысл входит в ведущую тройку показателей, ассоциирующихся со счастьем, у всех испытуемых [4]. Можно сказать, В. Франкл страдал в фашистском концлагере «за идею смысла», однако он не только страдал.

Таким образом, видимое мученичество борца за идею (например, молодогвардейцев под пытками) сопровождается неочевидным для наблюдателей удовольствием «героя» от наличия у него данной идеи. Причём индивидуальный внутренний позитив может значительно перекрывать внешний негатив.

С нашей точки зрения, влияние на психику разного рода «фантазий», расходящихся с материальной повседневностью, существенно недооценено – не только биологической наукой, но и гуманитарными дисциплинами. Теперь выясним, как человеческий мозг питает устойчивость подобных идей.

Индивидуальные иллюзии и социальные утопии. Нейронаучные исследования последних десятилетий выявили феномен позитивных иллюзий – частично или полностью ложных убеждений положительного свойства, постоянно создаваемых человеческим мозгом. Одной из главных разновидностей позитивных иллюзий является вера многих людей в то, что их будущее окажется лучшим, нежели настоящее, а также рациональные предположения о нем, имеющие чисто статистическую основу. Даже снабжение испытуемых объективной информацией заставляет их по-прежнему предпочитать излишне позитивные убеждения и действовать на их основе [8]. Значит, чьи-либо страдания за «идею прекрасного будущего» вызывают уважение и благоговение, в то время как сама идея легко укореняется в массовом сознании.

Позитивные иллюзии, спроецированные на всё человечество, обретают форму социальных утопий – идеально устроенного общества будущего. Характерно, что утопии проникли даже в науку. Так, С. Пинкер на многочисленных примерах из современности демонстрирует отличительные черты утопического научного мировоззрения. Согласно последнему, потенциальное совершенство человеческой природы не знает пределов. Любой индивид способен бесконечно меняться к лучшему в идеально устроенном обществе недалекого будущего. Правила и традиции представляют собой тянущуюся из могилы «руку прошлого», поэтому должны постоянно пересматриваться. Люди способны выбрать для себя оптимальное социальное устройство, которое изменит к лучшему их самих. Природа человека меняется с изменением социальных обстоятельств, которым и должно придаваться первостепенное внимание. Общественные пороки (война, преступность, нищета, безработица) внутренне иррациональны, не свойственны человеку, а потому могут и должны быть искоренены полностью [9].

Одно из самых распространённых утопических заблуждений в науке приводит Р. Триверс: «жизнь естественным образом эволюционирует так, чтобы удовлетворить потребности единиц более высокого уровня: не генов – а индивидов, не индивидов – а групп, не групп – а видов, не видов – а экосистем, и, наконец, не экосистем – а целой Вселенной» [6, с. 401-402]. Марксизм представляет собой пример типичной утопической теории, а в психологии таковыми выступают, в первую очередь, гуманистические концепции (А. Маслоу, К. Роджерс).

Получается, что именно утопичность (практическая нереализуемость) идеи, за которую страдает «герой», в значительной степени определяет её привлекательность для широких масс. Несмотря на жизненный опыт, взрослые люди продолжают верить в существование простых и быстрых решений – своего рода панацей, которые волшебным образом изменят их жизнь к лучшему.

Чистая вода на грязной земле. Что случается с идеалом, который пытаются воплотить в реальность? Идеал исчезает: в нём проявляются незамеченные ранее (из-за нахождения индивида под действием позитивных иллюзий) негативные стороны, в то время как к имеющемуся позитиву наступают быстрое привыкание и скука. «Чистое» («идеальное») удовольствие пропадает; необходимость трудиться вызывает отторжение; идея теряет привлекательность и заменяется поиском новой химеры. Если красивая и захватывающая идея приносит больше позитивных переживаний без попыток её практической реализации, тогда зачем её воплощать? Легче придумать «убедительные» причины собственного бездействия.

Вспомним закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей – неотъемлемом сочетании условно положительных и условно отрицательных сторон любого явления. Сильнодействующие лекарства обычно имеют мощные («побочные») негативные эффекты. Отсутствие последних говорит, скорее всего, о малой эффективности препарата в отношении основного заболевания. Эффект плацебо («добро в чистом виде») возникает далеко не у всех и действует сравнительно недолго.

Выводы. Перед современным информированным человеком (включая автора статьи) встаёт нелёгкий выбор. Надо либо привести собственные мечты в большее соответствие с реальностью, потеряв при этом часть ярких переживаний, либо, отдавшись во власть позитивных иллюзий, всю жизнь раскачиваться на эмоциональных качелях под названием «сладкое предвкушение – горькое разочарование». Как это нередко и бывает, выбирать приходится между двумя чашами весов, на одной из которых находится «вечная» ценность под названием «истина», а на другой – ценности «добра» и «красоты». В любом случае, не следует обманываться при виде очередного «мученика за идею».

 

Литература

  1. Блум П. Наука удовольствия. – М.: Аст, 2014. – 320 с.
  2. Брафман О., Брафман Р. Шпаргалка для счастливчика. – М.: АСТ, 2009. – 192 с.
  3. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
  4. Левит Л.З. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследованиях счастья. – Минск: РИВШ, 2014. – 148 с.
  5. Левит Л.З. Смысл жизни: облагораживают ли страдания? // Развитие человека в современном мире. – 2017. – № 1. – С. 6-11.
  6. Триверс Р. Обмани себя. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  8. Lane T.J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. – Springer Pulishers, 2013. – P. 1-28.
  9. Pinker S. The Blank Slate. – New York: Penguin Books, 2002. – 510 p.

Об авторе 

Левит Леонид Зигфридович – доктор психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования, г. Минск, Беларусь.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Левит Л.З. Страдания за идею или удовольствие от идеи? [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен